Как я проходила собеседование на бортпроводника в «Аэрофлот»

147

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В апреле 2024 была проездом на неделю в Москве (сама из другого отдаленного региона). Мечта стать бортпроводником лет с 14, но ближе к сознательному возрасту уже сняла свои розовые очки об этой профессии.

Поняла, что это несовместимо уже с текущей личной жизнью (не секрет, что придется иметь разъездную работу, ненормированный график и постоянные командировки.), с проблемами со здоровьем(работа на ногах, вечная смена часовых поясов и сбитых женский цикл, сбитый режим сна, который влияет на психику и на все состояние в целом), морально тяжелая работа и еще много факторов, о которых я узнала уже в ходе собеседования.

Подготовка к собеседованию

Несмотря на все эти факторы, я решила из любопытства пройти собеседование, ведь это новый необычный опыт.

За несколько дней я заполнила полную анкету на оф сайте Аэрофлоте, после которой мне на почту пришел положительный ответ. Меня пригласили на очное собеседование в их главный офис около аэропорта Шереметьево.

Честно, я не сомневалась о том, что меня пригласят, ведь я подхожу по всем параметрам: я невысокая, худая, с образованием, юная, со знанием языка, с приятной внешностью и российским гражданством ( хаха). После этого мне оставалось лишь выбрать дату и время.

Спустя пару дней мне пришло ответное письмо с подробной инструкцией, как добраться и как нужно выглядеть. Требования к внешнему виды были строгими, поэтому пришлось заморочиться и взять с собой даже то, что не планировала.

Требовалось: убранная прическа в пучок, макияж с красной желательно помадой, белая рубашка, темная юбка, телесные колготки, черные туфли на каблуке. + документы об образовании, паспорт.

Не помню, было ли несколько лотов по времени, но я выбрала 10:30. Это было ошибкой. Объясню, почему.

Поскольку для меня это собеседование было не больше, чем приятной игрой, тратить кучу денег на дороге я не планировала. Я жила на юге Москвы, в том время как Шереметьево находится в Химках, на севере. Удобно, что в Москве (в отличие от многих других городов) до всех аэропортов при желании можно добраться общественным транспортом, а не на такси за 2000 ₽. С чемоданами по прилете, конечно, я всегда передвигаюсь на такси за любые деньги, это банальный комфорт, но в данной ситуации решено было ехать на метро.

Я заранее рассчитала, сколько понадобится времени на дорогу, поэтому встать пришлось очень рано и обойтись без завтрака. Ехать в метро на каблуках и в колготках тоже так себе затея, поэтому пришлось надеть джинсы, худи, кроссовки, а все остальное взять с собой и думать, где же там переодеться.

Дорога на метро заняла 40 мин, ехать пришлось в одной пересадкой (на Тверской). Далее с м. Речной вокзал идет автобус до Мелькисарово — это остановки штаб-квартиры Аэрофлот, немного не доезжая до самого аэропорта).

Проблемы бы никакой не было, если бы не пришлось тупить с поисками той самой остановки, откуда отходит нужный автобус раз в 15 мин, кажется. Остановок в том районе много, в разные стороны, поэтому пришлось много бродить. По итогу все оказалось в разы проще, и остановка была почти на выходе с метро.

На автобусе дорога должна была занять еще 40 мин, но поскольку я села сильно позже, я была уверена, что опоздаю, ведь пробки по дороге никто не отменял.

Собеседование

Приехав в пункт назначения, оказалось, что нужно еще идти минут 10, но мне повезло — я забежала в Аэрофлот в ту самую минуту, когда рекрутер на КПП уже пришла за нашей группой ( было около 30 чел) и повела нас наверх уже в кабинет. Просто так туда, очевидно, не пройти, на входе охрана и пропускной пункт.

Первые впечатления от офиса были восторженные — красивое, изящное, современное здание с кучей растительности изнутри, самолетов и их мерча. Кабинет, в который нас привели, был уютным — по периметру стояли столы с компьютерами, по центру — стулья.

Изначально я переживала, что наверно буду единственной на очень высоком каблуке, но в итоге все эти мысли были напрасны — половина была на высоких шпильках.

Из пришедших в основном были девушки и всего один юноша. Все были юными, многие даже младше меня. Кто-то пришел уже с опытом в других авиакомпаний, но в основном все были «новенькими».

Приветливая юная рекрутер усадила нас, рассказала об этапах собеседования и ответила на наши вопросы. Обстановка была максимально располагающая, комфортная.

Сначала мы заполняла документ о персональных данных (стандартно), затем была фотосессия (по очереди нас фотографировали в полный рост с улыбкой и их мерчем) и проверка документов об образовании (у многих было только школьное или колледж, но у большинства было высшее и даже не одно ).

После всего с нами побеседовала эксперт по английскому, рассказала в целом о компании и пожелала удачи на собеседовании). Далее было самое скучное — ожидание своей очереди. Вызывали в соседний кабинет по очереди — сначала ребят с опытом, затем остальных по алфавиту. Я была третья с конца. Ждать пришлось часа полтора.

Ощущения после разговора

Само собеседование проходило не больше 10 мин. В кабинете сидела рекрутер, эксперт по английскому и еще два представителя Аэрофлота.

Сначала были базовые вопросы — откуда, почему, зачем. Затем, большую часть времени собеседование проходило на английском. Мне задавали разные вопросы о моем городе, различиях двух городов, перспективах и моем ВУЗе. В конце собеседования я расписалась, собралась и ушла. Ответ, сказали, придет в течение 3-х дней.

Мысли после: собой я довольна. Довольна, что я была уверена в себе, не волновалась, голос не дрожал. Я отвечала на все спокойно без неуместных жестикуляций.

Больше всего я довольна, что отлично ответила на английском несмотря на то, что давно его не практиковала (около 4 месяцев). Считаю, это был отличный опыт именно собеседования, тк стрессоустойчивость и спокойствие в этом деле полезный навык.

Это было далеко не первое и не второе собеседование в моей жизни, и я рада, что там не было абсурдных клишированных вопросов (кем вы видите себя через 10 лет? Назовите трех людей, которыми восхищаетесь. и т.д). и представители компании были максимально комфортными в общении и приветливыми. Я не сомневалась, что прошла собеседование успешно.

Что по итогу: спустя не три дня, а три часа мне пришел ответ о приглашении меня на обучение. Несмотря ни на что, мне было приятно получить это письмо. Обучение длится 3 месяца в том же офисе, и начинается уже через несколько недель. В процессе обучения платится стипендия 30 000 ₽ и проходится ВЛЭК (мед комиссия за счет компании).

Я им ответила, что отказываюсь по причине того, что не живу в Москве и нет такой возможности. В августе мне позвонили вновь, уточнить, не передумала ли я. Нет. Больше не звонили.

Закулисье

P.S. Расскажу закулисье, о котором не сказано в официальных источниках об этой работе:

1. Пятилетний контракт. Как только я начинаю обучение, а потом приступаю к работе, я должна отработать на них 5 лет или я должна выплатить им за все оставшиеся неотработанные месяцы компенсацию моего обучения. (250к за 5 лет).

Для меня было бы 5 лет слишком много — уверена, мне бы эта работа надоела бы гораздо быстрее или же я физически не смогла бы столько работать. Уже одного этого пункта, в случае чего, мне бы хватило, что отказаться от этой затеи.

2. Зарплата. На сайте указано 100к, на собеседовании об этом не сказали ни слова. Изучив Интернет, найдя рассказы на разных сайтах/ в видео информацию о бывших/нынешних бортпроводниках Аэрофлота, оказалось, что эта сумма очень абстрактная (что очевидно).

В авиации есть сезонность и количество рейсов зимой сильно меньше, чем летом, следовательно, количество твоих налетных часов меньше. Зарплата там почасовая, исходя из налетных часов+ имеет значение твой опыт и стаж.

От твоего стажа зависят самолеты, на которых тебе разрешено летать, а от них и направления, поэтому по ходу карьеры ты повышаешь свою квалификацию и учишься летать на разных самолетах, и по ходу дела и зарплата твоя растет.

По итогу, в несезон можно получать там 60—70к, в сезон побольше, но поскольку я не москвичка и мне бы пришлось снимать жилье, которое в Москве, все мы знаем, стоит нескромно, пришлось бы половину или больше дохода отдавать просто на жилье. Мне с финансовой точки зрения такая работа ни к чему. Те же деньги можно заработать и на земле без сбитого режима сна и вечных командировок.

Конечно, есть и ряд привилегий, никто не спорит, но для меня минусов в данном деле больше плюсов, поэтому я рада за тех, чья мечта исполнилась, но а для меня это больше не мечта, а лишь прекрасный опыт.

1/2
  • OrangePingСерьёзно? При таких нагрузках и тяжёлом графике там такие маленькие зарплаты?29
  • Он самыйOrangePing, за мечту надо ж платить )7
  • marymaryОт зарплаты я в шоке19
  • Александр Кузнецовнесколько лотов по времени По времени бывают слоты, а не лоты. Где же ваши образование и особенно язык?11
  • Капибара Сурикаттам берут всех подряд) желающих на эту зарплату и нагрузки не то что бы миллион, а текучка бешеная, в основном за счет декретов30
  • Андрей Пироговmarymary, в чём шок? было б более странно, если б их зарплата была 200-300 тыс. Разумеется, пусть получают, мне не жалко. Однако реальнее надо смотреть на вещи, и на суть работы.18
  • ZlaiaYaСтипендия - компенсация за аренду жилья -30000р. , по окончании обучения , после успешной сдачи экзаменов подъёмные 50000р, зарплата за стажировку в первый месяц 60000р. После аттестации на аэрбас 320 , при налете 60 часов в месяц ( а это минимум) с надбавками за знание английского не ниже 4 баллов зарплата не ниже 80000р. При большем налете, зарплата больше. Через 3 месяца полетов , после аттестации на боинг 737 налёт часов увеличивается и зарплата около 100000р., через полгода работы и после аттестации на боинг 777, при дальнемагистрсльных рейсах зарплата 140 000р., плюс надбавки за загранцу, ночные рейсы, праздники и т.д. квартальные премии не ниже 30% от з/платы при налетел от 80 часов в месяц. Четыре раза за год оплачиваемый отпуск, 7 дней, 14 дней и два раза по 24 дня, строго по графику, льготные авиабилеты себе и членам семьи, корпоративный мед.полис со стоматологией, в случае болезни, врач приезжает на дом от Ресомед и даёт больничный, ежегодные новогодние премии размере месячной зарплаты , а в этом году в размере двухмесясной зарплаты . Но, конечно , тяжёлая работа на ногах, ночные рейсы, работа с людьми, смена часовых поясов, климата, нагрузка на нервную систему и т.д, нет ни суббот ни воскресенья, работа в праздники и новый год....95
  • Егор ХлопотниковАндрей, Работа как раз и не стоит таких денег.. Ближе к 200к9
  • Ekaterina StepnovaZlaiaYa, да и жилье можно снимать не в Москве, а дальше по Ленинградке в Подмосковье.11
  • ВиталийГде переоделась, в автобусе не иначе? У многих только..., но у большинства высшее - что ты пишешь)? И если вы там всё юные то откуда аж два высших?!. Дальше читать не стал.14
  • Uno_kliene_problemАлександр, пора Т-Ж переименовываться: "Сообщество Т-Ж и душный Александр"8
  • Евгений Бозылевmarymary, а кому больше платят в авиации? Пилотам только. Стюардессам тоже как пилотам прикажете платить? А например техникам которые чинят самолёты и даже таких денег не видят платить не надо?11
  • Анна РавинаЕвгений, ну так и стюардессы работают не по 60 часов в месяц. 60 часов - это время, проведенное именно в самолете, единственное, не помню, считается ли только время полета или время подготовки салона самолета к полету тоже идет в зачет налета. Вот и посчитайте, если это какой-нибудь короткий рейс по центральной России (коих сейчас большинство): нужно потратить время на дорогу до работы, приехать заранее, переодеться/накраситься, пройти медосмотр, подготовить салон самолета. Потом полет, который длится час. Потом еще несколько часов самолет простаивает в недомашнем аэропорту, обычно, часа 3. А потом полет обратно в Москву тоже час. Итого у человека затрачено времени минимум 10 часов, а налет будет посчитан как 2 часа. И сколько нужно потратить своего времени, чтобы получить налет 60 часов в месяц? Много. И по ненормированному графику, это не предсказуемая пятидневка с 9 до 18 с выходными в субботу и воскресенье. Раньше стюардесс еще и часто вызывали на замену, т. е., ставили в резерв, и на это неоплачиваемое время было нельзя планировать никаких личных дел. За неявку штрафовали. Знакомая 15 лет назад работала в S7. Много негатива рассказывала. Так что эта работа для молодых, активных, здоровых, и не обремененных семьей и финансовыми проблемами.13
  • Andreas PapandreasАнна, очень непростая работа, была пассия, которая работала стюардессой. Просыпалась рано, всегда в тонусе, сложный макияж, железное здоровье10
  • ЛенаEkaterina, но на 30к все равно не снять кв+ себя прокормить. Так что что толку с этих 30к,на них не прожить.8
  • ЛенаКапибара, да, меня тоже смутило,что набор ежемесячно.3
  • Денис ЧумаковЕкатерина, для работы бортпроводником не обязательно получать образование в Литературном институте или на филологическом факультете.16
  • ИльяУ меня дочь проходит обучение сейчас. Про аренду жилья - у них там есть чатики, где они кооперируются и снимают большие квартиры вскладчину. Дочь сейчас с еще двумя девушками снимает трешку за 25 с каждой. У каждой своя комната. Соседки активно летают, поэтому почти не пересекаются. Да, снимать и жить на стипендию не получится, но на аренду в таком режиме достаточно. На еду -одежду-развлечения (на время учебы) она копила заранее, ехала с необходимой суммой.30
  • ЛенаЕкатерина,спасибо, что нашли ошибки. Все мы люди, я считаю. Я здесь и не претендовала ни на что, а просто рассказала свою историю. Высшее образование не подразумевает безупречную грамотность, все допускают ошибки небольшие. У меня высшее, но не филологическое, и не лингвистическое образование, прошу простить:)15
  • АндрейДенис, но сажать самолёт так никто не будет, потому что компании не нужно лишней судебной волокиты, задержки рейса, претензий других пассажиров за сраные 250тр штрафа. Поэтому разруливать придётся стюардессе.13
  • Jatokisa_JatosukaZlaiaYa, оо, отпуск начали давать по графику, чудеса)2
  • Екатерина СошниковаМеня одно смутило, если человек изначально не хочет там работать, то зачем идти на собеседование? Своего времени не жалко, так других оставьте в покое. Сами пишете: игра. На понимаю Вас.32
  • Мария КасаткинаСтранное у вас представление о работе бпр 🤭. Какие командировки? Утром ушёл - вечером пришёл. Вечером ушёл - утром пришёл. Как в офисе. Только днем или ночью. Командировки - редкость и те. Для избранных. Ну а английский... За два года работы там он мне не пригодился ни разу! Больше всего огрчало отношение - как барашка/пешка. И супер мотивация - не нравится, до свидания!!! На любой вопрос. Ушла оттуда в другую компанию в свой город и работаю бортпроводником с огромным удовольствием. Имея полноценную семью. Три дня вот выходных. Потом ночной рейс и снова три выходных. Зпл устраивает полностью 👍. У нас сейчас нет сезонности. Что летом, что зимой - налёт шкалит. Безумно рада что в свое время распрощалась с Аэрофлотом.16
  • ЛенаЕкатерина, а кого я так сильно потревожила? На одного кандидата на все ушло не больше 15мин, притом,что из тех,кто записывался на собес,процентов 15-20% вообще не приехали..19
  • ЛенаМария, не секрет,что,например, Аэрофлотом ежедневно 5-6 рейсов во Владивосток, куда лететь 8ч. И обратно столько же. Вот вам и командировки. Здесь вы явно не приедете домой вечером, уехав утром. Та же ситуация и с рейсами на Камчатку, Сахалин. И рейсы за границу в условный Дубай/Мальдивы тоже никто не отменял, Аэрофлот туда летает. И англ там явно пригодится.8
  • Анастасия ПМария, суть не в раздаче еды. А в том, чтобы постоянно летать с риском для здоровья, перепады давления, проблемы с венами, недосып, если вылеты в ночь. Я когда делаю 3 перелета за 2 дня, сразу состояние коматозное. Поэтому и удивляюсь НАСКОЛЬКО надо любить перелеты, чтобы так часто летать в удовольствие. Ну и в этом мире существует не только работа бортпроводником и нянечкой.13
  • Дмитрий ДаниловZlaiaYa, про льготные авиабилеты - сомнительно. Есть много нюансов (знаю из первых уст)0
  • Капибара СурикатЛена, очень многие списываются в декрет (закономерно в сфере, где много молодых женщин), некоторые потом идут за вторым, за третьим, да так из него и не выходят))) еще часть выходят замуж или находят бойфрендов, и они против этой работы. еще по здоровью списываются. варикозы, замершие беременности, боли в спине, к сожалению, не редкость5
  • Евгения МакароваАлександр, плюсую, в тексте в глаза бросается очень много ошибок, грамотности практически ноль11
  • ZlaiaYaЛена, многие девочки снимают в Лобне однушки на троих или девушки на четверых, аренда в Лобне не дорогая, а до учебки ехать 10 минут на автобусе, ну и родители, конечно, помогают кто чем может, а кому в студенчестве не помогали родители? И да, учёба длится 3 месяца, можно и потерпеть))13
  • ZlaiaYaДмитрий, летаю сама, как член семьи))1
  • ZlaiaYaКапибара, текучка в основном из-за несоответствия желаемой красивой картинки жизни в небесах в красивой форме и реальной тяжёлой работы с ответственностью и обязанностями16
  • OxanaМария, вы серьезно насчёт "еду раздавать"?)11
  • Джон ЛеджендZlaiaYa, верим?0
  • ZlaiaYaДжон, окладную часть уже повысили с января, остальное ожидается)). Пилотам повысили в прошлом году, бортпроводникам с 1 марта 2025г. Если следите за темой, после летних заморочек с задержками рейсов из за нехватки кабинного экипажа, начались проверки и стали искать способы решения этой проблемы. Повышение зарплаты хороший стимул, как для набора новых бортпроводников, так и для удержания уже имеющегося персонала.4
  • ZlaiaYaЕкатерина, для самоутверждения видимо, но не факт, что автор прошла бы ВЛЭК, а " таких не берут в космонавты")))2
  • Джон ЛеджендZlaiaYa, а всего-то стоило тысяче сотрудников одновременно заболеть😏. ИТП, мотайте на ус! Да и все остальные тоже.3
  • Михаил БулгаковZlaiaYa, взрослые люди должны жить отдельно. И смысл работать, если родители помогают?1
  • Space OddityТекучка бешенная, а отработать надо минимум 5 лет, чтобы покрыть долг за обучение. Как так?0
  • Самир СидоровМария, теперь точно уверен, что вы никогда не работали бортпроводником. Как пилот скажу, что у бригады сложная работа, девочки свой хлеб сполна отрабатывают. И разнос еды стоит на десятом месте.9
  • ЛенаSpace, в чем вопрос то? Думаю, не все отрабатывают 5 лет и уходят раньше- нужны новые сотрудники. А те,кто даже отработал, не работают там вечно- им на смену нужны также новые сотрудники. Эта не та область, где по 25 лет работают явно.0
  • Oxana BlacksmithСергей, мечта переспать со стюардессой не сбылась?10
  • ZlaiaYaМихаил, обучение длится 3 месяца, и в это время выплачивается стипендия 30000р в месяц, не думаю, что где-то ещё платят такую стипендию. Но этих денег действительно мало, чтобы оплачивать и жилье и питание и бытовые проблемы. Но! Это именно три месяца обучения. Не все время работы! После подписаниия контракта начинающие сотрудники получают подъёмные 50000р единовременно и приступают к работе. И вот тут уже в течении полугода зарплата достигает где-то 150000р в месяц, что позволяет и квартиру отдельную снять и на жизнь себе заработать без помощи родителей. Не думаю, что где-то в других компаниях начинающим сотрудникам ,без опыта работы сразу платят максимально возможную зарпату, да и через год работы, такое вряд ли возможно. А в Аэрофлота, через полгода работы, при условии успешного прохождения всех аттестации на широкий фузеляж и прилежной работе без замечаний , начинающий бортпроводник получает вполне приличную зарплату, премии и прочие корпоративные плюшки.6
  • ZlaiaYaSpace, при увольнении до истечения контракта, сотрудник должен выплатить работодателю стоимость своего обучения и стипендии (примерно 250000р). И конечно, никого не держат насильно, не хочешь работать, выплачивай штраф по контракту и свободен.1
  • ZlaiaYaСергей, вам то никто не предлагает, ага. Думаю и в юном возрасте тоже не предлагали, а вам обииидно... держите свои дурные фантазии при себе.7
  • 2128506Space, Так потому и ставят этот срок отработки, чтобы текучки не было.1
  • Капибара СурикатSpace, декрет или здоровье. никто не может заставить отрабатывать или платить, а списаться можно и по ВСД. не обязательно, чтобы реально довести до серьезного. бывает и наоборот, когда списывают тех, кто хочет работать, но проблемы уже не скрыть0
  • Капибара СурикатZlaiaYa, при несоответвии красивой картинке придется отрабатывать все равно, а если декрет или здоровье, нет. ну и там далеко не все в 18 лет или после вуза идут. некоторые уже напахались на работах, где тоже не ромашки нюхать надо, и не то что бы падают в обморок от новости, что на работе работают1
  • Йожег Без ГоловыEkaterina, да да, например в Лобне, где и живут все бортпроводники, снимающие жилье. И где цены на аренду наверное выше чем в Москве. Ну уж по крайней мере не ниже :)2
  • Кто? ПетровЕкатерина, есть предложение, есть возможность пойти, не вижу проблемы. Я если захочу - пойду собеседоваться в каждую контору, независимо от того, хочу я там работать или нет - имею полное право2