
Почему ребенок стал меньше говорить после падения?
Ребенок в полтора года говорит меньше слов, чем в год и три месяца. Она упала с высоты стула в аэропорту, я ее осмотрела, после все было хорошо. Потом был перелет, неделя в чужой обстановке, затем еще перелет. Заметила, что она говорит меньше слов, но при этом интерес к книгам, пазлам и сортерам не пропал. Что это может быть?
Если вы видели, что дочка ударилась головой при падении, стоит немедленно обратиться к врачу. Если уверены, что удара не было, откат в развитии речи может быть не связан с травмой. Так случается, например, из-за испуга после падения, стресса из-за перелетов, смены обстановки или по другим причинам.
Расскажу, почему у детей бывает регресс речи и как близкие могут помочь ребенку.
О чем вы узнаете
Как развивается речь ребенка
В формировании речи участвуют разные участки коры головного мозга, но речевые центры расположены в лобной и височной долях. У большинства людей они в левом полушарии: у правшей — в 95% случаев, у левшей — в 31—70%.
Центр речи в лобной доле — область Брока — управляет произнесением слов за счет координации движений языка, губ, голосовых связок. А центр в височной доле — область Вернике — отвечает за узнавание, понимание и анализ устной речи. Сначала ребенок начинает понимать устную речь, а к году обычно осознанно произносит первые простые слова.

Понимание речи, особенно на втором году жизни, значимо опережает возможности ребенка говорить. В этом возрасте между нервными клетками в центрах речи образуются обширные связи, а отростки этих клеток покрываются особым веществом — миелином, который позволяет быстро проводить сигналы от одной клетки к другой. Эти два процесса лежат в основе развития и других навыков ребенка, например ходьбы.
К полутора годам речевые зоны мозга у детей развиваются почти до уровня взрослого человека. В этот период чаще всего ребенок и начинает активно разговаривать.
Развитие речи — индивидуальный процесс. Большинство детей в 6—9 месяцев лепечут, то есть произносят слоги типа «ма», «ба», «да» — часто делают это в ответ на речь взрослого. В 12 месяцев ребенок обычно говорит первые слова, к 15 месяцам указывает на предметы вне досягаемости, а к 18 месяцам может выполнить знакомую словесную просьбу — например, что-то взять. К двум годам лексикон ребенка, как правило, превышает 50 слов, формируются простые фразы.
Что такое регресс речи
Регресс — это обратное развитие речи. То есть ребенок частично теряет навык говорить и понимать то, что говорят другие, — например, использует меньше слов, перестает откликаться на свое имя или указывать пальцем.
При регрессе нет повреждения речевых центров мозга. Чаще всего регресс — это часть естественного развития речи и других навыков ребенка. Такие нарушения проходят сами по себе или поддаются коррекции, особенно при раннем обращении к логопеду.
Если есть повреждения области Брока или Вернике, потерю способности говорить и понимать речь называют афазией.
Почему ребенок может перестать говорить
Из-за особенностей процесса развития речи — например, когда ребенок учится ходить, привыкает к горшку или у него режутся зубы. Иногда после отката в речи появляются новые слова.
Бывает, дети перестают произносить некоторые слова потому, что для них они не были привязаны к какой-либо ситуации или предмету. Дети просто повторяют их за взрослыми. Возможно, родители проигнорировали слова ребенка, не похвалили за них или, наоборот, переборщили с похвалой — начали громко хлопать в ладоши, обнимать. Если ребенок не понял реакцию взрослого, он перестанет повторять сказанное слово.
Стресс — например, при падении, переезде, перелетах, долгих поездках, смене окружения или рождении младшего ребенка.
Атмосфера вокруг — например, если с ребенком жестоко обращаются в садике или дома, няня почти не общается с ним или мама переживает послеродовую депрессию. Кроме того, если у родителей завышенные требования и они хотят, чтобы ребенок заговорил быстро, это может сделать его замкнутым и неразговорчивым.
ОРВИ, детские и кишечные инфекции сказываются на режиме ребенка. У него меняются привычки, иногда это влияет на навык общения и желание говорить.
Снижение слуха. Даже если ребенок прошел аудиологический скрининг новорожденных — обследование, которое помогает обнаружить нарушения слуха, — проблемы могут возникнуть позже. Когда малыш не слышит речь, он ее не понимает и не разговаривает сам. Если снижение слуха произошло после того, как ребенок начал говорить, может случиться откат в развитии речи. Например, такое случается из-за хронического среднего отита.
Травмы головы. Нарушения речи чаще возникают при тяжелых черепно-мозговых травмах, могут развиться после сотрясения головного мозга в результате падения или ДТП. Афазия после сотрясения — временное явление, она длится от нескольких минут до нескольких дней.
Заболевания сосудов, опухоли и инфекционные заболевания головного мозга, а также операции на головном мозге могут затрагивать речевые центры — в этом случае развивается афазия.
Эпилепсия. Некоторые формы эпилепсии, например синдром Ландау — Клеффнера, сопровождает постепенная потеря речевых навыков — прогрессирующая афазия. Внезапные эпизоды замолкания ребенка могут быть проявлением эпилепсии.
Расстройства аутистического спектра. Если регресс речи случается в 15—30 месяцев, стоит проверить, нет ли у ребенка других критериев диагноза.
Селективный мутизм — тревожное расстройство, при котором человек не может говорить в определенной ситуации, например перед незнакомыми людьми или на уроке. Такое поведение ребенка не каприз и не манипуляция, он действительно теряет способность говорить. Необходимость общаться в некомфортной ситуации вызывает тревогу, панику и реакцию замирания.
При этом расстройстве происходит избыточная активность амигдалы — области головного мозга, которая участвует в эмоциональных реакциях и принятии решений. В обществе близких людей и в знакомой комфортной среде такие дети не испытывают сложностей в общении.
Мутизмом страдает один ребенок из 140, чаще всего девочки, преимущественно из эмигрировавших семей. Обычно недуг проявляется в возрасте от двух до четырех лет и связан с началом посещения детского сада. Ребенок в садике становится грубым, стеснительным, упрямым или злым, прячется за мамой или папой, не разговаривает.
А вот прививки не влияют на ухудшение речи. Если после укола ребенок стал меньше разговаривать, скорее всего, это связано со стрессом из-за похода к врачу.
Ноотропные препараты и витаминные комплексы не способны ни ускорить приобретение речевых навыков, ни восстановить их. Эффективность ноотропов не подтверждена исследованиями, и большинство этих препаратов противопоказано в детском возрасте.

Когда нужно обратиться к врачу
Откаты в речи могут продолжаться несколько дней или пару недель — это нормально.
Если не затронуты другие навыки и ребенок чувствует себя нормально, стоит просто понаблюдать за малышом.
Если переживаете, обратитесь к педиатру, чтобы исключить заболевания, которые вызывают нарушения речи. При необходимости врач:
- Направит ребенка к лору, неврологу, психиатру, психологу и сурдологу — специалисту, который занимается диагностикой и лечением нарушений слуха.
- Назначит клинический анализ крови и определение уровня ферритина — белка, в котором организм хранит железо. Его дефицит связан с трудностями освоения речевых навыков.
Как помочь ребенку заговорить
Поддерживайте малыша. Поведение родителей и близких, их терпение и поддержка — самое важное для восстановления речи. Вот что может помочь:
- соблюдайте режим — дети чувствуют себя спокойнее, когда понимают распорядок дня;
- стимулируйте ребенка — используйте жесты, имитируйте звуки, показывайте картинки;
- сохраняйте спокойствие — дети тонко чувствуют эмоциональные реакции близких;
- не давите на малыша, не требуйте, чтобы он говорил сложными предложениями, тщательно артикулировал и учил наизусть стихи;
- читайте ему книжки и играйте с ним;
- исключите или минимизируйте ситуации и события, которые могут вызвать стресс у малыша.
Обратитесь к логопеду. Он занимается речевой терапией — выявляет речевые нарушения и составляет план лечения. Логопеда можно найти в поликлинике или в детском саду. Если выбираете частного специалиста, убедитесь, что у него есть высшее дефектологическое образование по специальности 44.04.03.
Обратитесь к психотерапевту или психологу, если педиатр подозревает у ребенка мутизм. Для его лечения используют методы когнитивно-поведенческой терапии — они направлены на снижение уровня тревоги, которая проявляется при общении.
Что в итоге
При регрессе речи дети произносят меньше слов, могут перестать общаться жестами или вернуться к лепету. Откаты в развитии речи чаще всего наблюдаются после перенесенного стресса, болезни, при освоении других навыков — например, ходьбы. Чаще всего такой регресс временный и проходит сам.
Чтобы помочь ребенку восстановить речевые навыки после регресса, важно создать в семье спокойную атмосферу и благоприятные условия для развития речи: заниматься с малышом и играть в игры, которые стимулируют говорение. Иногда ребенку может понадобиться помощь логопеда или психотерапевта, чтобы преодолеть трудности и научиться общаться более уверенно.