«28 лет спустя»: 3 причины посмо­треть новый хоррор о зомби-вирусе
Поп-культура
4K
Кадры — Sony Pictures

«28 лет спустя»: 3 причины посмо­треть новый хоррор о зомби-вирусе

Отзыв редакции о новом фильме Алекса Гарленда и Дэнни Бойла
31
Аватар автора

Карина Назарова

написала этот текст за 28 часов

Страница автора

18 июня в мировой прокат вышло долгожданное продолжение хоррора «28 дней спустя».

Это одновременно и новое слово в жанре ужасов, и аллегория на современность. А еще — стройная история о прощании с детством, снятая в дерзкой манере.

Рассказываем, почему «28 лет спустя» — один из лучших фильмов 2025 года.

Что за «28 лет спустя» (28 Years Later)

Дата премьеры: 18 июня
Страны производства: Великобритания, США, Канада
Режиссер: Дэнни Бойл
Сценарист: Алекс Гарленд
Актеры: Элфи Уильямс, Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс, Эдвин Рюдинг, Чи Льюис-Парри, Кристофер Фулфорд, Эми Камерон, Эмма Лейрд, Джек О’Коннелл
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «28 лет спустя»: «Аннигиляция», «Непристойное предложение», «Разоблачение», «Основной инстинкт», «9 1/2 недель», «Секретарша»
Продолжительность: 1 час 55 минут
Где смотреть: в мировом прокате

Причина № 1

🧟 Это энергичный и визуально насыщенный хоррор

Прошло 28 лет с тех пор, как смертоносный вирус ярости вырвался за пределы лабораторий. Все эти годы Великобритания была отрезана от Европы и цивилизации. Без электричества, технологий и связи с внешним миром жители откатились на десятилетия назад.

Все выживают как могут: сбиваются в группы и бегут в отдаленные уголки Соединенного королевства. Остров Линдисфарн, например, стал домом для тесного комьюнити. Люди здесь живут по старому деревенскому укладу, поровну делят обязанности и чтят созданные в узком кругу традиции.

Местный 12-летний мальчик Спайк с детства тренировался стрелять из лука и учился азам охоты на зараженных. Парню предстоит покинуть дом, оставив болеющую мать Айлу, и вместе с отцом отправиться на большую землю — охотиться на зомби. Остров с Англией соединяет каменный мост, который во время прилива погружается под воду, поэтому герои должны действовать быстро, ведь успеть нужно многое.

Но все идет не по плану: отец с сыном оказываются в западне и едва выживают. Во время побега с большой земли Спайк, не знавший о том, что в Англии остались незаряженные люди, замечает вдали свет костра. Оказывается, все эти годы на юге в полном одиночестве живет безумный и, как говорят, опасный доктор Иан Келсен. Мальчика не пугают страшные байки: наконец у него появился шанс помочь матери. Взяв побольше стрел и яблок, он вместе с Айлой отправляется навстречу надежде.

Во время похода героев на большую землю звучит тревожная маршевая речовка. Это запись 1915 года с голосом Тейлора Холмса, зачитывающего стихотворение Boots Редьярда Киплинга
Во время похода героев на большую землю звучит тревожная маршевая речовка. Это запись 1915 года с голосом Тейлора Холмса, зачитывающего стихотворение Boots Редьярда Киплинга

Дэнни Бойл и Алекс Гарленд находят неожиданный подход к, казалось бы, устоявшемуся сеттингу постапокалипсиса. Они игнорируют ими же выработанную эстетику и настроение фильма «28 дней спустя». Новая работа — концептуальное и в некотором смысле авангардное кино, не похожее ни на один современный блокбастер.

«28 лет спустя» — результат смешения жанров и идей. Жестокие сцены с инфицированными, смотрящими в камеру в упор, ни на секунду не дают забыть, что перед тобой — непредсказуемый экшен о смертоносных зомби. Однако природные локации, фокус на быте и ритуалах изолированного сообщества сближает фильм с фолк-хоррорами. К тому же сюжет о юноше, покидающем дом, чтобы стать героем, встречается в фольклоре чуть ли не всех народов мира.

Фильм 2002 года тоже был экспериментом. Его снимали на цифровую камеру Canon XL-1. С ее помощью Бойл уловил дух времени и придал происходящему неоспоримую подлинность. На этот раз режиссер и его постоянный оператор Энтони Дод Мэнтл выбирают технику видеозаписи на iPhone 15 Pro Max.

Режиссер добивался широкоформатного соотношения кадра 2,76:1, чтобы сделать пространство необъятным
Режиссер добивался широкоформатного соотношения кадра 2,76:1, чтобы сделать пространство необъятным

Съемка на телефон, с одной стороны, усложняет производство, с другой — выводит фильм на качественно новый и не сравнимый ни с чем уровень. К десяткам айфонов прикрепили линзы, создающие по бокам мягкое размытие и имитирующие эффект пленки. А затем телефоны плотно выстроили в ряд, закрепив на специально изготовленной дугообразной конструкции. Сцены снимали сразу с нескольких ракурсов, добиваясь иммерсивного эффекта.

Интересно и то, как режиссер сочетает кадры трапезы инфицированных с пиршеством островного комьюнити по случаю возвращения Спайка домой — между людьми и нежитью возникает древняя, ритуальная связь. Или взять эпизод в спальне родителей Спайка из начала фильма. Айла мучается от боли и путается в мыслях. За счет рваного и ритмичного монтажа сцена без лишних слов показывает эмоциональную неустойчивость и уязвимость разваливающейся семьи. И акцентирует внимание на переживаниях растерянного ребенка.

Звукорежиссером фильма стал Джонни Берн, получивший «Оскар» за работу над «Зоной интересов» Джонатана Глейзера
Звукорежиссером фильма стал Джонни Берн, получивший «Оскар» за работу над «Зоной интересов» Джонатана Глейзера
Причина № 2

🧟‍♂️ Это аллегория на современность

Все формальные решения вовсе не пижонство творческой команды. Экспрессивный звуковой дизайн, совмещающий аудиозаписи из архивов, ритмичную музыку и страшные шорохи, и многогранный визуальный стиль тесно переплетены со смыслами.

При написании сценария Алекс Гарленд размышлял о прогрессе и регрессе цивилизаций. Так и родилась идея эволюции зараженных. Теперь они не сбиваются в орды, а образуют племена с подобием обычаев, обрядов и вождей, которыми выступают Альфа — смертоносные и сверхсильные инфицированные.

Новый фильм игнорирует события «28 недель спустя». В его создании напрямую не участвовали Дэнни Бойл и Алекс Гарленд
Новый фильм игнорирует события «28 недель спустя». В его создании напрямую не участвовали Дэнни Бойл и Алекс Гарленд

Неслучайно и то, как фильм разрывает повествование документальными военными кадрами и постановочными сценами со средневековыми лучниками. Визуальный ряд дает понять, что задолго до эпидемии вируса ярости, злоба и агрессия определяли человеческий уклад, нередко отбрасывая культуру на годы назад. Сегодня подобные размышления, к сожалению, слишком актуальны.

Сценарий «28 лет спустя» не писался в вакууме. К работе Алекс Гарленд приступил в конце 2010-х — во время Brexit, роста популярности консервативных идей в обществе и пандемии. Все это отразилось на тревожном настроении и темах фильма. Если «28 дней спустя» просто рассуждал о злобе милитаристской машины, то «28 лет спустя» кажется предостережением. Реальное будущее вполне может стать таким, если политики продолжат втягивать народы в войны.

В фильме появляется «Храм костей», выполненный из 5000 искусственных черепов
В фильме появляется «Храм костей», выполненный из 5000 искусственных черепов
Причина № 3

🧟‍♀️ Это мастерски сделанное кино

Фильм открывает сцена начала эпидемии. Дети смотрят «Телепузиков», едва сдерживая слезы от страха из-за криков матерей за дверью. Инфицированные врываются в дом, телеэкран заливает кровью. Выживает лишь один мальчик. Он бежит к отцу-викарию в часовню, но тот с блаженной улыбкой встречает Судный день. У ребенка не осталось опоры, он вынужден выживать в одиночестве.

Тема детского разочарования во взрослом мире — центральная для фильма. Спайк, как и ребенок из экспозиции, не может положиться на отца, поэтому принимает ответственность за свою жизнь и жизнь матери. Грусть и чувство безысходности особенно сильно ощущаются в финальной трети фильма. Здесь авторы ставят вопрос: почему ученые способны создавать орудия и вирусы, но не лекарства от смертельных болезней?

Фокус истории на ребенке не кажется дешевым манипулятивным трюком. А линия отношений Спайка и матери добавляет жестокому хоррору сентиментальности. Фильм действительно поражает гиперреалистичностью насилия. Оторванные конечности, брызги крови, алтари из сваренных человеческих костей — в кадре витает постоянное предчувствие смерти. Но вместе с тем Гарленд дает зрителю утешение: ничто не исчезает бесследно, и любовь даже в условиях апокалипсиса сильнее смерти.

Авторы до последнего расширяют идейное поле фильма, добавляя под занавес жуткую отсылку к Джимми Сэвилу — британскому телеведущему детской передачи, посмертно осужденному за сексуализированное насилие над сотнями детей.

Что важно, от обилия риторических вопросов и кишащих внутри смыслов «28 лет спустя» не коллапсирует. Режиссер, сценарист и вся творческая группа используют по назначению каждый план, звук и нестандартный ракурс. Удерживают баланс между содержательной глубиной, ужасающим экшеном и экспериментальной формой.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваРасскажите, что думаете о франшизе:
  • A.B.Такое впечатление, что нейросеть писала. Какой-то псевдоумный набор слов, складывающийся в предложения с усилием, как сова, натягивающаяся на глобус. Взять любой отрывок, прочитать - да хоть этот: "Что важно, от обилия риторических вопросов и кишащих внутри смыслов «28 лет спустя» не коллапсирует..." - и спросить: а по человечески можно? И желательно на русском, что ли...21
  • Гога> не знавший о том, что в Англии остались незаряженные люди 🤪5
  • bluelightФильм не понравился. Начало интересное. А концовку слили. И то ли ребёнок сыграл плохо, но как-то я не верю в его решения и действия.2
  • Александр Кузьминbluelight, это не концовка. Фильм разделён на 2 части, вторая выйдет через полгода.2
  • Владимир Андреев"Во время побега с большой земли Спайк, не знавший о том, что в Англии остались незаряженные люди ..." Угу. Зарядку от телефона видимо забыли.0
  • No nameПо-моему рецензию на данный фильм писал ИИ. Рекомендую не смотреть и не тратить времяна это говнище. Ничего общего с зомбо хоррорами это фуфло не имеет. Это - комедия, снятая в палате #6. Просто вынос мозга.3
  • bluelightАлександр, ок, ждём вторую часть. Но сам поворот фильма с ребёнком мне не понравился. То он всего боялся, то он решил пойти один (ну ладно ради матери, но возвращаться не собирался).1
  • RomanchikА основной инстинкт и 9 с 1/2 недель как попали в похожие фильмы?10
  • Динара ДаулбаеваЕвгений, абсолютно согласна0
  • Роман КузнецовКино ни о чём с огромным клиффхэнгером. Ощущение тизера с начала до конца. Жаль, так как техника на уровне, хороший британский актёр, да у франшизы был интригующий задел.0
  • OryxЕвгений, 1) так спустя 28 лет карантин самый адекватный вариант. мы не знаем что нато делало первые 10 лет на острове, например. надеюсь вы не из тех, что считают проблему надо ядерным оружием решить. 2) что спорного в том, что среди выживших образуются разные формы общества? одни регрессировали на изолированном острове, другие образовали культ основанный на детских воспоминаниях о поп-культуре. скорее всего есть и другие формы сообществ. //они так размножаются или это инфицированные местные?// - ну да, тут не разжевали, и слава богу. либо так размножаются, либо уже беременную женщину инфицировали. оба варианта возможны. //сохнут от голода// - очевидно, что если спустя 28 лет они существуют, то произошло эволюционное приспособление. одна часть зараженных догадалась червей есть, другая часть зараженных научилась охотиться на животных в стаях. //И как этот доктор защищался от заражённых// - он жил на отрезанной рекой территории. зараженный до поры до времени не могли преодолевать водные препятствия. но в конце Самсон смог это сделать, так что доктор теперь явно под большей угрозой. //она входит в режим берсерка// - у матери метастазы в мозгу, которые влияют на ее когнитивные способности, но у нее так же бывает условно хорошие дни (это вполне реалистичное изображение подобной болезни). очевидно, что ночью у нее был такой период, когда она смогла распознать угрозу для своего сына. а поскольку она столько лет прожила в зомби-апокалипсисе, то явно у нее есть навыки защиты от них. утром возможно она даже помнила, что произошло ночью, но не стала тревожить сына. опять-таки, нам это не разжевывают, мы вольны решить сами. 3) //мне показался параллелью с "Апокалипсис сегодня"// - вам не показалось, доктор Келсон это перевернутый полковник Куртц (он выглядит как Куртц, но обладает противоположными ему моральными ценностями). "Сердце тьмы" Конрада в какой-то степени краеугольный камень английской литературы, на этом сюжете основано очень много произведений искусства. а если посмотреть фильмографию Алекса Гарленда, то в той или иной степени он почти во всех своих фильмах использует сюжет движения героев к чему-то странном и неизведанному.0
  • ЙцукенRomanchik, да и секретарша. А это точно фильм про зомби?)0
  • ЕвгенийOryx, 1) нет, не адекватный, ибо за эти почти 30 лет проблема сохраняется, к тому же появляются мутанты типа тихоходов и альф - где гарантии что не появятся какие-то ихтиандры, которые приплывут на материковый континент, минуя патрульные береговые катерки? 2) спорное в этом именно то, как это преподнесено. Повторюсь: франшиза из мрачной и гнетущей скатывается в какой-то комикс 3) "другая часть зараженных научилась охотиться на животных в стаях" - заражённых, очевидно, не мало. Если наши предки ту же добычу разводили кипятком, создавая похлёбку или умели засаливать\высушивать ради долгосрочного хранения, создавать ловушки для наземных животных и сети для водных существ - то эти толпы заражённых очень скоро бы истребили всю живность на острове. 4) "доктор жил на отрезанной рекой территории" - я не помню там бурного течения. Да и сжигал он тела не на своём "пяточке", видимо. Жил бы он на РЕАЛЬНОМ острове - вопросов не было б 5) "метастазы в мозгу, которые влияют на ее когнитивные способности" - притягивание за уши и оправдание глупости режиссёра. 6) касательно английской культуры - плюсую, в фильме чётко дали понять аналогию с древней Англией - орды захватчиков по аналогии с заражёнными, стены\рвы и прочие укрепления, да и приплывший швед к английским берегам, который сам себя называет Викингом.0
  • OryxЕвгений, 1) правда хочу услышать ваше решение данной проблемы? 2) преподнесено изобретательно и превосходно. ожидать после 28 лет ту же мрачную и гнетущую атмосферу из 28 дней спустя (хотя и там были моменты умиротворенности и юмора) мне кажется очень странным. жизнь продолжается даже в таких условиях. 3) ну животные-хищники как-то без консервации еды умудряются прожить. возможно какие-то виды животных они даже смогли истребить, но не все же. мы не знаем точную популяцию зараженных. 4) доктор буквально проговаривает, что река служит барьером и ему удается относительно спокойно жить. 5) нет, это не глупости режиссера. это то, как работают подобные болезни. бывают хорошие и плохие дни, и чем дальше, тем плохих дней больше.0
  • СергейЕвгений, фильм и не пытается объяснить лор и логичность произошедших событий, ему это не надо. Он рассказывает отдельно взятую историю и достаточно успешно0
  • СергейЙцукен, в том то и дело что это не фильм про зомби0
  • ЕвгенийOryx, 1) создать вакцину или иное лекарство от этого бешенства (напомню, вирус был создан лабораторно, рукотворно человеком, уж за 30 лет можно было б найти решение). На острова направить военный контингент и уничтожить всех заражённых. Я сильно сомневаюсь, что сама Великобритания махнула рукой на свои территории, мол, "да? ну и ладно, отсидимся в одной из бывших колоний" ))))))) 2) 29 дней и недель спустя полюбили за их атмосферу и реалистичный подход (бешество, а не воскресшие зомби). Продавать фанатам какой-то цирк - как минимум сомнительно. Если я захочу трешанины с зомби - я целенаправленно посмотрю трешанину с зомби. 3) популяции мы не знаем, но в течении того же дня, когда отец с сыном ступил на берег, - они дважды подверглись нападению со стороны заражённых. Потом: у зверей есть мех, а как эти переживают зиму? Вопросы, вопросы, вопросы... Сами додумайте - общий посыл от создателей. Кто-то схавает, кто-то проглотит. Я не дотошный зритель, но вот такое бросается в глаза. 4) ниже прикреплю скриншот, сами всё увидите) 5) болезни работают так, что люди обретают суперспособности? С одного удара пробивает насмерть череп человеческий0
  • ЕвгенийOryx, вот эта речка))))0
  • Токсичная мадамРоман, очень рада за вас, что вы поняли0
  • OryxЕвгений, 1) вакцина конечно замечательный вариант, который не факт, что возможен в данный момент (вакцину от вич например только через 40 лет смогли сделать). а может она и вовсе уже существует на материке. поэтому вариант с карантином и выбрали как наименее затратный. а вот зачистка военными такого острова это ресурсы и жертвы, на которые сложнее договориться разным странам. да и успех зачистки это огромными вилами по воде. 2) забавно, что самая частая претензия, что фильм по сути драма взросления, а не зомби-хоррор. а вот вам трешанина с зомби. по мне там все идеально выдержанно. 3) они дважды подверглись нападению за день, потому что отец специально вел сына к зомби, дабы закалить его в бою. так многие скорее всего и не переживут зиму, особенно новообращенные. но часть переживет и приспособиться. я не просто не дотошный зритель, мне вообще мало интересны подобные детали. да и, честно говоря, я еще не видела ни одну претензию у критиков, которая бы реально заставила бы меня в чем-то усомниться. на большинство претензий либо есть ответы в фильме, либо я могу догадаться или предположить. я вообще не люблю, когда мне все в фильмах разжевывают. это изначально условный мир спустя 28 лет, где представлен один из возможных вариантов развития событий. я это принимаю, как данность. мне интересны персонажи, их эмоции и те темы, которые поднимаются в фильме. 4) мы говорим о зомби, вряд ли они на взгляд могут определить глубину реки с течением. да и доктор жил один, вряд ли он шумел настолько, чтобы заглушить звук реки и привлечь внимание хорд зомби. но когда жизнь заставила альфа зомби ее перейти, он и перешел) 5) где вы там суперспособности увидели? это был медленный зомби, и там был не один удар. хотя и одного относительно сильного удара по голове человеку обычно достаточно, чтобы его ну как минимум замедлить (а тут он и так медленный).0
  • ЕвгенийOryx, 1) я поэтому и акцентировал внимание, что вирус был изначально рукотворным, а значит половина разгадки уже есть у человечества в руках. Может и правда лекарство создали и благодаря ей вирус не распространился в другие части света - но это опять же только догадки, создали фильма в рот е**ли что-либо нам объяснять, в моём представлении это либо откровенный плевок в лицо зрителям либо их собственное скудоумие. Вас устраивает такое отношение, меня же - нет. 1,5) Пускать катерки и правда проще, дешевле - однако тут речь идёт о безопасности всей планеты, а это значит что "большие дяди" вдруг из-за какой-то случайности проникновения вируса могут перестать делать большие деньги и будут вынуждены отсиживаться у себя в бункерах - а принцип современного мира гласит что богатые должны богатеть, а бедные беднеть, а эпидемия "зомбивируса" это элемент хаоса - ну условно договорятся какие-то сумасшедшие анархисты раздобыть заражённый биоматериал и выпустить его "на большую землю" - они это смогут сделать. Кому это надо (если это не согласовано с "большими кошельками")?... СООТВЕТСТВЕННО, богатые мира сего просто бы создали свои ЧВК и отправили б туда наёмников, вооружённых до зубов, пролоббировав сие действие. Сожгли б напалмом все эти леса. На Югославию было плевать - будет плевать и на Велико_зомбарию, когда речь идёт о больших капиталах и авторитете. 2) А.... Так вон оно ЧЁ... Оказывается это драма о взрослении, а не зомби-хоррор... Не, ну в целом, если рассматривать это кино вообще как резкий скачок от ЧБ фильмов 30-50х (игнорировав все остальные в промежутке), чьи вклейки были в начале фильма - тогда это вообще шедевр и 10\10 оскаров. 3) Не соглашусь. Цель была в обряде инициации для паренька, да, однако он не вёл парня в какое-то логово, они просто зашли в лес и наткнулись на заражённых, затем уже возвращались обратно - и их встретила группа во главе с альфой\берсерком. "Многие не переживут зиму, особенно новообращенные" - у меня и тут вопрос, ОТКУДА новообращённые, если выжившие люди за эти 30 лет возвели себе крепости и научились успешно обороняться? Мне это не понятно. Далее вы пишите что это "изначально условный мир спустя 28 лет" и что вам важны эмоции и персонажи. Нет, это НЕ условный мир, это конкретная ситуация в вымышленной вариации нашего мира. Если зомби-хоррор для вас просто драма - не нужно её защищать просто потому что у вас от неё ожидания меньше, просто изначально говорите что именно вам нравится в фильме и вопросов не будет, я я вам про логику, вы мне про чувства, нет смысла время тратить друг на друга. Эмоции, игра актёров? Вопросов нет, тогда нечего и обсуждать, если вам безразличны все детали, подробности, логика и пр. пр. пр. Дальше нет смысла расписывать по пунктам, изначально вам нужно было написать ваше виденье и мы бы не спорили. Но спасибо что написали, вы хотя бы свою точку зрения выразили, а не как эти молчаливые минусовщики0
  • OryxЕвгений, 1) тот факт, что мне не разжевали че там на материке я вообще считаю проявлением уважения к себе, как к зрителю. те куски экспозиции, которые нам предоставили, сделали очень оригинально и даже с юмором. лучшего и пожелать сложно. 1,5) как раз наоборот, для богачей деньги приоритет номер один. . богачи наоборот себе бункеры строят, вместо того чтобы отправить эти деньги на решение экзистенциальных угроз человечеству. никто не будет тратить астрономические суммы из-за гипотетической угрозы (каких размеров чвк должно быть, чтобы зачистить британию и ирландию). 2) да, это драма о взрослении. плюс семейная драма (явно вдохновленная британским жанром kitchen sink realism), а также темы британского изоляционизма, выборочной памяти, смерти и гуманизма. даже 28 дней спустя не был зомби-хоррором в чистом проявлении, а драмой о найденной семье, милитаризме и патриархальности. 3) он вел его не прибегая ни к каким мерам предосторожности специально, чтобы встретить зомби. //ОТКУДА новообращённые// - ну вот буквально в фильме показывают случайно заплывших шведов. но даже те, кто научился жить в укреплениях не защищены на 100% от человеческого фактора. одна из идей, что по прошествию времени люди начинают больше рисковать. жить на стреме 24/7 физически невозможно. отец рискуют жизнью своего сына, чтобы провести обряд инициации. //у вас от неё ожидания меньше// - ровно наоборот: у меня были невероятные ожидания от этого фильма, просто огромные. я наверно лет 15 ждала, когда Бойл и Гарленд снова поработают вместе. они оправдались на все 100%. //я вам про логику// - ничего из того, что вы привели не проделывает никакую логическую дыру в фильме.0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество