
В 2022 году российским пользователям запретили публиковать в «Тиктоке» новый контент, выходить в прямой эфир и смотреть зарубежные видео.
Фактически «Тикток» не ушел из страны, а законсервировался. Постепенно россияне научились обходить ограничения, смирились с ними или совсем отказались от площадки в пользу аналогов. При этом то и дело появляются новости о возвращении «Тиктока», которые не подтверждаются.
Расскажу, как сейчас обстоят дела с платформой в России.
Вы узнаете
Работает ли «Тикток» в России в 2025 году
6 марта 2022 года «Тикток» ограничил российским пользователям доступ к прямым эфирам и постингу из-за закона о фейках. Кроме того, больше нельзя было смотреть новые видео, загруженные в других странах, и подключить монетизацию.
Фактически это была заморозка контента: можно было спокойно продолжать смотреть тиктоки, но без обновлений и иностранного контента. Роликов огромное количество, но они застряли на уровне трендов зимы 2022 года. Со временем россияне начали находить способы смотреть и публиковать актуальный контент.
В 2025 году «Тикток» в России работает в двух режимах.
🌚 Бездна старого контента. Таким видят «Тикток» те, кто не пользуется никакими методами обхода. В таком случае функции соцсети ограничены. В ленте доступны только старые тиктоки, опубликованные до марта 2022 года. Иногда возникают забавные ситуации: когда появляется какой-то инфоповод — например, с блогером или брендом, — алгоритм подстраивается под поисковые вопросы и показывает пользователям старый контент про что-то похожее. Из-за этого начались шутки, что в «Тиктоке» давно все предсказали.
Если вам пришлют ссылку на видео поновее, вы не сможете его посмотреть ни в мобильном приложении, ни в браузере. То же с иностранными роликами. Публиковать тоже ничего нельзя. Формально российские пользователи вообще не могут быть авторами на платформе. Пока нет никаких предпосылок, что это изменится.

😎 «Теневой» активный «Тикток». На самом деле уже несколько лет существует и другой, параллельный российский «Тикток». Там публикуются новые видео, появляются новые тренды, мемы и звезды. Пользователи смотрят в том числе и иностранные видео. Это сообщество тиктокеров сильно меньше, чем было до 2022 года, но оно все еще очень активное.
Ради этого пользователи идут на различные ухищрения. Причем сейчас получить доступ к нормальному «Тиктоку» проще, чем когда-либо в эпоху ограничений. Вот как это было хронологически:
- 2022 год: для новых тиктоков необходимо отключать российскую сим-карту и активировать иностранную. Чтобы публиковать видео — еще и привязываться к новому региону, например Казахстану или США. Причем алгоритмы тоже в первую очередь считают это роликами для Казахстана и США, а не для России.
- 2023—2024 годы: для новых тиктоков необходимо установить моды на приложение. Для Android это сделать попроще, для iOS — сложнее. Можно пользоваться без заметных ограничений, но моды бьют по безопасности: их надо регулярно переустанавливать, и каждый раз это сопряжено с риском потерять аккаунт или занести вирус.
- 2024—2025 годы: для новых тиктоков и публикации видео достаточно сменить IP-адрес на иностранный. После этого большинство ограничений снимается, не надо привязываться к другому региону или ставить моды. Если вернуться на российский IP, ограничения снова вступают в силу.
На момент публикации этой статьи с иностранным IP-адресом можно смотреть любой контент в обычном приложении соцсети. Публиковать видео и стримить тоже не составит труда.



Что сейчас смотрят в российском «Тиктоке»
Несмотря на ограничения, «Тикток» остается одной из самых популярных соцсетей в России, пишет платформа Adpass со ссылкой на Mediascope.
👀 «Тикток» по-прежнему смотрят миллионы людей. За три года с момента приостановки работы его месячные охваты оставались стабильными — в пределах 63—68 млн пользователей с колебаниями в 28—33 млн человек. Но зимой 2024 года показатели начали расти. В марте 2025 года месячные охваты сервиса поднялись на 4,8%, а дневные — на 7,1% по сравнению с февралем 2022 года.
🪑 «Тикток» наиболее популярен среди пользователей 12—17 лет. По данным на октябрь 2024 года, площадка опережала «Тепеграм» и «Ютуб» в этой возрастной группе. Возможно, это связано с тем, что родители чаще покупают детям Андроиды, потому что они дешевле. На такие смартфоны достаточно просто установить модифицированные версии «Тиктока» для обхода ограничений. Молодые люди 18—24 лет тоже пользуются соцсетью, но менее активно.
📜 В России остается аудитория, которая смотрит старые ролики. Вероятно, это пользователи, которые не разобрались с иностранными IP-адресами и модами. Например, отчет Mediascope за первую половину 2024 года показал, что «Тикток» в топе соцсетей у аудитории 45+ и 55+. По данным соцопросов, эти возрастные группы не используют способы обхода ограничений или вовсе не знают об их существовании.
Сам «Тикток» еще устроен так, что сложно с ходу понять, что контент не актуальный. Дата публикации в ленте рекомендаций не отображается, для этого нужно найти видео в аккаунте автора. Так что, если не обращать внимания на старые комментарии, можно подумать, что ничего не случилось.
Загруженного до марта 2022 года контента хватит надолго, вряд ли возможно дойти до конца. Эта версия «Тиктока» напоминает капсулу времени: старые тренды и вечнозеленые видео, под которыми пишут много новых комментариев. В соцсети можно зависнуть на несколько часов, как и раньше.



Что случилось с тиктокерами
Больше всего пострадали те, кто сделал соцсеть своей основной работой.
📉 Сложности с монетизацией. Даже если получается публиковать тиктоки, партнерские программы в России не работают. Сотни тысяч подписчиков и миллионы просмотров прямого дохода не приносят. На старых видео тоже заработать нельзя, хоть их и продолжают смотреть. Для партнерки нужно менять регион.
Чтобы монетизировать контент, необходимо регистрировать новый аккаунт, привязанный к одной из стран, в которых эта опция есть. Например, Италии, Франции, Южной Кореи. Придется заново раскручиваться, а для вывода средств понадобится иностранная карта. И нет никаких гарантий, что «Тикток» не распознает обман и не отключит вам монетизацию, если автор на самом деле в России.
📈 Компании все еще покупают рекламу у тиктокеров. Кроме партнерской рекламы существуют размещения у блогеров: бренды приходят к тиктокерам сами и предлагают сотрудничество. Такую рекламу можно встретить в российских роликах. По оценкам, на «Тикток» приходится 10—15% размещений у блогеров. Правда, раньше рекламодателями были корпорации и мировые бренды, а сейчас к тиктокерам обращаются малый и средний бизнес и бренды из индустрии красоты.
В России интернет-рекламу нужно маркировать. Но, так как «Тикток» остается серой зоной и незаметным рынком, маркировку ставит меньшинство.
👀 Появились неофициальные способы заработка. Альтернативная монетизация — попытка незаметно прорекламировать что-то за счет мемов и вирусных видео.
Например, такая схема была у блогера Меллстроя. Он платил пользователям, которые делали мемы из нарезок с его стримов. Так о Меллстрое узнало больше людей. В его конкурсе минимум — 10 000 просмотров, за них можно получить единоразово 20 $ (1610 ₽) . Блогер иногда отчитывается о баснословных общих выплатах в 100 000 $ (8 050 291 ₽) или даже 500 000 $ (40 251 459 ₽).
Еще в тиктоках можно заметить логотипы букмекеров, порой не имеющих лицензии в РФ. Это тоже вид нативной рекламы. На форумах пишут, что за вирусный ролик с таким стикером могут платить несколько долларов. Похожая схема монетизации существует и на Западе.

🎉 Страницы продолжают набирать популярность. О приросте аудитории тиктокеры рассказывали еще в 2022 году, но, вероятно, на страницы со старым контентом подписываются до сих пор, так как в ленте показывают их ролики. Обычно за актуальными видео и постами можно следить в других соцсетях, ссылки на которые оставляют в описании профиля. А часть авторов продолжила публиковать новый контент, обходя ограничения.
🧳 Популярные тиктокеры ищут себе новое применение. Валя Карнавал давно занимается музыкой, а Юлия Гаврилина едет в первый тур по городам Дальнего Востока. Звезды тикток-хауса XO Team в 2022 году переехали в США и покинули команду. Например, Даня Бум сейчас живет в Лос-Анджелесе и снимает англоязычный контент, а Настя BadBarbie продолжает публиковать русскоязычные ролики и путешествует.
Аня Покров и Даня Милохин ушли из Dream Team House. Покров развивает свой ютуб-канал и соцсети и живет в России. А Милохин переехал в Дубай и стал боксером. В целом складывается впечатление, что тикток-хаусы как явление давно потеряли актуальность и новые инфлюенсеры выстреливают самостоятельно.
Что известно о возвращении «Тиктока» в Россию
С тех пор как соцсеть ограничила доступ, о возвращении «Тиктока» в Россию говорят периодически.
🤔 Пишут, что соцсеть заработала как раньше или частично. Так было в апреле 2024 года, когда сообщалось, что в приложении на iOS загружаются новые видео, но все еще нельзя выкладывать свои тиктоки. Сейчас снять ограничения помогает иностранный IP-адрес, но нет никаких гарантий, что не понадобятся еще какие-то способы обхода.
🗿 Появляются спекуляции, предположения и слухи о возвращении соцсети в Россию. Но чаще всего они основываются на заявлениях чиновников, а не каких-то фактах. Например, в январе 2025 года член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин сказал РИА «Новости», что не исключает возможности пересмотра компанией ByteDance, которой принадлежит «Тикток», отношений с Россией. В тот момент власти США требовали продать платформу, из-за чего она ограничила доступ американским пользователям на несколько часов.
А в 2024 году зампредседателя ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин заявил, что соцсеть якобы думает о возвращении, и предположил, что в ней могли бы создать специальный режим для российского сегмента, в котором будет «вычищаться политически спорный контент».
Такие новости не стоит воспринимать всерьез, пока «Тикток» не заявит о возвращении официально. Подобные материалы регулярно выходят и про возвращение бизнесов.
Какие у «Тиктока» есть альтернативы
С 2022 года, когда соцсеть ушла из России, пользователи нашли ей замену — другие площадки с короткими вертикальными видео. Самые популярные: «Инстаграм»*, YouTube Shorts, RedNote, «VK клипы» и Likee. Подробнее читайте в нашей подборке альтернатив «Тиктоку».
Что в итоге
- «Тикток» остается в двояком положении в России. С одной стороны, он формально доступен и не запрещен, с другой — доступ к нему ограничен.
- Это по-прежнему один из самых популярных интернет-ресурсов с многомиллионными охватами. Пользователи разделились на тех, кто смог обойти ограничения соцсети, и тех, кто смотрит старые ролики, которых, скорее всего, хватит на годы скроллинга.
- Жизнь блогеров поменялась. Кто-то уехал из страны, кто-то ушел на другие площадки с вертикальными видео, а кто-то продолжает постить в «Тиктоке». При этом рекламу у них все еще хотят покупать и есть способы монетизировать контент.
- Периодически говорят о возвращении соцсети в Россию, но лишь на уровне слухов, предположений и спекуляций.
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult