
Педагог — благородная, но очень тяжелая профессия.
Часто преподаватели в школах ощущают давление со всех сторон: от родителей, детей и администрации. Справляться с таким стрессом может не каждый. Читатели Т—Ж обсудили, почему работа учителя подойдет далеко не всем, а мы сделали подборку наиболее веских причин.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Для работы в школе нужны стальные нервы
Многие не понимают, что такое труд учителя. Попробуйте сами поработать хотя бы с полгодика. Узнайте всю прелесть. Вы хотите, чтобы глаза горели, чтобы учителя обожали свою работу и детей, а это тяжелейший труд. Преподаватель отдает много энергии на обучение и донесение материала. А если ребенок неадекватный, упрямый, недисциплинированный, не уважает педагога, приходится еще сложнее.
Я и раньше считала, что надо иметь большое мужество и очень крепкие нервы, чтобы работать учителем. А уж сейчас думаю, что те, кто отваживается идти в эту сферу, — просто камикадзе. С таким поведением деточек, которые преподавателей в упор не видят, делают что хотят, учиться не желают, справляться очень тяжело.

Учителя постоянно сталкиваются с дополнительной нагрузкой
Знакомая моей мамы, очень хороший преподаватель английского языка, постоянно жаловалась на навязанную нагрузку в школе. Администрация все время заставляла ее проходить какие-то курсы: то по новым ФГОС , то по инклюзивному обучению, то по подготовке к олимпиадам, то по проектной работе и так далее.
Вроде бы все темы полезные, но где найти столько времени? Нет возможности выбрать, какие курсы и когда ты будешь проходить. По каждому надо сдать зачет или несколько тестирований. Особенно много времени занимают проектные работы, которые часто приходится делать на курсах. Если учат чему-то полезному, хотя бы не так жалко своего времени.
Но вот недавно на курсах повышения компьютерной грамотности рассказывали, как рисовать зайчиков по пикселям, например. А еще всех обязали пройти курс по здоровому питанию.

Родители часто вмешиваются в образовательный процесс
Не могу представить, чтобы в мое время родители ходили в школу разбираться с учителями. Возможно, были отдельные случаи, но не массово. Наоборот, родители слушали преподавателя, после чего давали вздрючку чаду за плохие оценки.
Мое объяснение этого — общая интеллектуальная деградация. Непонятно, почему родители и их отпрыски начали считать, что образование — это просто присутствие на уроках, что если дитятко знает цвет обложки учебника, то это уже как минимум четверка. А уж если он этот учебник открывал и листал, это, безусловно, заявка хотя бы на серебряную медаль.
Я, конечно, утрирую, но впечатление такое, что ни родители, ни их отпрыски искренне не понимают, что школа — это прижать задницу к стулу и читать учебники, делать домашние задания, решать задачи, писать рефераты. А педагог не только объясняет предмет, но и контролирует уровень знаний. Как выучил — то и получил. В мои школьные годы это понимали если не все, то подавляющее большинство учеников и их родителей.
Не первый раз слышу от педагогов школы, работников детских садов, что их основная проблема — это родители. Помните, раньше труд учителя был в почете. А сейчас? Преподаватель всем должен: администрации, родителям. То есть надо все время жонглировать этим помимо своей основной работы.
Родители, всегда нужно помнить, что ваших детей обучают бесплатно. А сами вы сколько уделяете свободного времени своему ребенку? Именно вы, а не преподаватели кружков ваших детей.

Приходится иметь дело с бюрократией
Когда-то я работала учителем в школе. Из-за любви к своему предмету, но неприязни к процессу школьного образования уволилась. Сейчас наблюдаю следующую картину: коллеги, которые действительно горели своим делом, ушли из этой системы. Остались те, кто относится к процессу обучения, как бы помягче сказать, равнодушнее.
Потому что, как это ни печально, школе не интересны ответственные и увлеченные педагоги — нужны учителя, умеющие правильно и быстро заполнять отчеты. Надеюсь, что это лишь моя печальная выборка и в остальных учреждениях ситуация хотя бы немного лучше.

От долгой работы в школе портится характер
Я продержалась в школе всего два года. За это время уяснила одну нехитрую вещь. Когда работаешь в государственном учреждении, главное — создать себе имидж училки, которую будут бояться все: и дети, и их родители. В идеале — и завуч тоже. Просто показать себя такой мегерой, чтобы в твоем присутствии лишний раз рот боялись открыть, не говоря уж о том, чтобы что-то вякать про неправильную оценку.
И тогда можно жить более-менее спокойно. Если же ты милая, понимающая и вообще хорошая со всех сторон, долго не продержишься. Тебя раздавит между мамочками, возмущенными, что их корзиночку не оценили по достоинству, и неадекватным руководством, которое спит и видит, как поднимает рейтинг школы за счет учителей, которые носятся с олимпиадниками, и ничего за это не доплачивает.
Короче, государственная система образования, как и здравоохранения, — это ад, в котором выживают либо самые беспринципные, либо непробиваемые пофигисты. Человеку, у которого есть хоть какие-то зачатки эмпатии, там делать нечего.

Профессия учителя на самом деле не считается престижной
В мое время учителей в целом уважали, но могли говорить втихаря, что в пединститут идут те, кто не может поступить в другие вузы. Даже поговорка ходила: «Ума нет — иди в пед, стыда нет — иди в мед». Это тоже реальность была.
Но в целом учителей слушали и уважали, ибо система подразумевала авторитет. Мнение преподавателя значило больше, чем мнение родителей. Педагоги были сильнее защищены именно системой, государством. А сейчас государство ни учителей, ни врачей ни во что не ставит.