The Alters — тера­певтическая игра от авторов Frostpunk и This War of Mine
Поп-культура
460
Кадры — 11 bit studios

The Alters — тера­певтическая игра от авторов Frostpunk и This War of Mine

Обсудить
Аватар автора

Андрей Верещагин

собрался

Страница автора

13 июня вышел The Alters — новый симулятор выживания 11 bit studios.

Главный герой игры, строитель, оказался на необитаемой планете. Чтобы не умереть, ему приходится создавать собственных клонов.

Я и несколько Янов прошли The Alters и теперь рассказываем, почему в нее стоит поиграть всем. Даже тем, кто на дух не переносит симуляторы выживания.

Что за The Alters

Дата выхода: 13 июня 2025 года
Жанр: симулятор выживания
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series; игра доступна по подписке Game Pass
Режим игры: одиночный
Издатель: 11 bit studios
Разработчик: 11 bit studios
Кому понравится: любителям нелинейных эмоциональных историй
Игры, похожие на The Alters: This War of Mine
Перевод: есть русские субтитры

Это упрощенный «выживач»

Компания Ally Corp отправляет на далекую необитаемую планету корабль с квантовым компьютером. Экипажу предстоит добывать рапидий — чудо-минерал, способный ускорять рост живых клеток и тем самым решить проблему мирового голода. Но все, как водится, идет не по плану.

Корабль терпит крушение, а единственным выжившим оказывается строитель Ян Дольски. Мужик не глупый, но в одиночку целую экспедицию, разумеется, не потянет. Начальство с Земли предлагает Яну клонировать себя с помощью рапидия, чтобы восполнить штат и получить хоть какие-то шансы на успех.

Планета не пестрит разнообразием ландшафтов
Планета не пестрит разнообразием ландшафтов

The Alters — это «выживач», в котором надо собирать ресурсы и обустраивать передвижную базу, похожую на огромное колесо. Вот Ян и носится как белка, чтобы везде успеть. Каждый игровой день проходит в хлопотах: нужно и окрестности изучить, и еду приготовить, и необходимые устройства на верстаке смастерить. Клоны, конечно, тоже не сидят без дела и вносят посильный вклад, но работать руками все равно обязательно, ведь время поджимает.

Дело в том, что планета, на которую угодил главный герой, находится очень близко к звезде, и рассвет — он наступает раз в 30 с чем-то земных дней — выжигает все на поверхности. Игромеханически рассвет — это моментальный геймовер. То есть до восхода кровь из носу надо завершить все задания, наполнить бак топливом и переместить базу туда, где попрохладнее.

Логично было бы сразу рвануть на темную сторону, но на пути Янов постоянно возникают какие-то препятствия: то лавовая река, то огромная гравитационная аномалия. Вот и приходится останавливаться, чтобы расчистить дорогу до следующей напасти. А часики-то тикают.

Впрочем, таймер напрягает не сильно: если не прокрастинировать, времени хватает с запасом. В этом отношении The Alters куда лояльнее к игроку, чем, например, Frostpunk. Да и в целом новый «выживач» 11bit studios как будто для тех, у кого не лежит душа к жанру: тут нет сложных производственных цепочек, не нужно следить за десятками переменных. Даже менеджмента инвентаря нет — все собранные в поле ресурсы автоматически отправляются на склад.

Планета необитаема, но на ней есть радиоактивные аномалии. Чтобы с ними справиться, нужно высвечивать их ядро специальным «фонариком»
Планета необитаема, но на ней есть радиоактивные аномалии. Чтобы с ними справиться, нужно высвечивать их ядро специальным «фонариком»

Строительство тоже нехитрое. На поверхности планеты Ян может возводить разве что фермы и добывающие аванпосты и связывать их кабелями с базой. Причем сооружать всякое — за исключением вышек электропередачи — позволяют в строго отведенных для этого местах. А это значит, что заниматься планированием застройки снаружи базы не нужно.

Внутри, правда, нужно, но и тут процесс не то чтобы сложный и с виду напоминает какую-нибудь XCOM. Есть разные модули — от мастерской для изготовления предметов до мини-парка для души, — которые надо самостоятельно размещать в пределах колеса. При этом расположение отсека ни на что не влияет: клоны не будут хуже спать, если их комнаты соседствуют с двигателем; приготовленная еда не станет лучше, если овощи будут выращивать буквально за кухонной дверью.

Организуя пространства базы, можно руководствоваться исключительно соображениями логистики — строить самые часто посещаемые отсеки поближе к капитанской каюте, где Ян начинает и заканчивает каждый день. Чтобы долго не бегать туда-сюда.

Условности могут расстроить хардкорных фанатов жанра, которые ищут правдоподобный симулятор выживания в сложных условиях. Но The Alters совсем не об этом. Авторы упростили выживальческую возню в угоду другой возни — с клонами, которых здесь называют альтерами.

Практически любой модуль можно переместить или убрать вовсе
Практически любой модуль можно переместить или убрать вовсе

Альтеры — круто

Называть альтеров клонами не вполне корректно. Это не просто генетические копии Яна, а альтернативные его версии, создаваемые квантовым компьютером. Он симулирует, как повернулась бы судьба Дольски, поступи он иначе, чем в реальности. Если бы не бросил мать на растерзание жестокому отцу, согласился на работу в шахте, отправился с женой за границу и так далее.

Нередко одно решение полностью меняет личность — и вот Ян, который в детстве дал отпор хулиганам, вырастает не в строителя, а во врача. Он помнит то же, что и изначальный Ян, но лишь до переломного момента. Дальше — сгенерированные суперкомпьютером события и иной опыт. Можно ли считать его равноценным реальному? Хрестоматийная научно-фантастическая проблема. Одна из многих в The Alters, но далеко не главная.

Перепутать альтеров невозможно, даже когда они в скафандрах
Перепутать альтеров невозможно, даже когда они в скафандрах

Всего доступно 10 альтеров, но за одно прохождение вы увидите не больше шести. У каждого Яна своя специализация: упомянутый уже врач, а также нефтяник, механик и другие. Профессия определяет склонность к той или иной работе — например, ботаник будет гораздо эффективнее шахтера в оранжерее, хотя при желании можно отправить первого и на добычу руды. Но некоторые позиции требуют квалифицированных кадров: никто не заменит ученого в лаборатории или доктора в лазарете.

Но альтеры — это не бездушные юниты из стратегий, слепо выполняющие данные приказы. Это полноценные персонажи со своими страхами, желаниями, амбициями и, конечно, мнением по любому вопросу — прямо как в полноценных RPG.

Что еще роднит The Alters с ролевыми играми, так это огромное — особенно по меркам «выживачей» — количество диалогов. В разговорах проходит едва ли не треть хронометража. Альтеры не прочь поделиться с Яном наболевшим, попросить совета или об услуге: воссоздать утраченную вещь, помочь с исследованием, отрастить отрезанную конечность. Да, в The Alters у товарищей главного героя есть персональные цепочки квестов. Опять-таки, прямо как в RPG.

От слов и действий Яна зависит отношение к нему альтеров. Угодить всем разом не выйдет: сценаристы регулярно заставляют героя выбирать из двух зол. Необдуманные решения могут повлечь за собой катастрофические последствия — вплоть до гибели альтеров.

А доводить до этого не хочется, ведь к альтернативным Янам по-настоящему прикипаешь. The Alters удается то, что не выходит у многих других игр: она заставляет поверить в своих персонажей и сродниться с ними. Их разговоры естественны, внутренние конфликты понятны, а характеры неоднозначны. Среди альтеров нет законченных злодеев или святых. Лишь обычные люди, когда-то совершившие — пускай и в симуляции — выбор, который привел их в эту точку.

Это очень личная история

Теперь к главному. The Alters — игра невероятной эмоциональной мощи, чего, вообще-то, не ждешь от «выживача». Это не только научно-фантастическое приключение с классической проблемой субъектности искусственных существ. Это рассказ о выборе и ответственности, кропотливое исследование микрокосма маленького человека.

Ян Дольски — усредненная, базовая версия самого себя. Дожив до 35 лет, он не развил в себе ни одного качества до той степени, чтобы его можно было назвать характеризующим. Смелый Ян Дольски, суровый Ян Дольски, веселый Ян Дольски — это все не про него и про него одновременно. Он просто Ян Дольски, без эпитетов.

Библейская аллюзия или нет? Думайте
Библейская аллюзия или нет? Думайте

В свою очередь, альтеры — персонификация разных сторон главного героя. Более выпуклые, чем у оригинала, черты позволяют альтерам избежать некоторых ошибок и последующего сожаления. Жесткий механик, в отличие от настоящего Яна, слышал последние слова матери. Чуткий ботаник, в отличие от настоящего Яна, не потерял жену.

Но вместе с тем и на виртуальную долю альтеров приходятся несчастья. Что становится их причиной? Случай и решения, которые принимались исходя из доминирующей черты. Трудоголик шахтер мог сохранить руку, если бы так отчаянно не убивался на работе.

Копаясь в проблемах альтеров, Ян копается в себе. Главного героя будто разобрали и разложили по полочкам, позволив пристально изучить каждую часть на предмет дефекта. Здесь умеренность базового Яна идет в плюс: не будучи склонным к крайностям, он обнаруживает их губительную силу, чем помогает альтерам справиться с тараканами в голове. Но что еще важнее — глядя на крайние проявления отдельных черт, Ян вырабатывает их здоровые вариации. Главный герой собирает себя по кусочкам.

Это находит отражение и в геймплее. Выполняя задания альтеров, Ян приобретает перки — они называются уроками, — которые открывают доступ к новым диалоговым опциям. Упорство, прагматизм, доверие, уязвимость — альтерам есть чему научить главного героя. А вместе с ним — игрока.

Жаль, что только в игре
Жаль, что только в игре

За научно-фантастической ширмой скрывается честная и очень простая история человека, сгибающегося под грузом сожалений об упущенных возможностях. Этот человек, как и все мы, стремится к покою и примирению с собой, но не дает травмам зажить, постоянно ковыряя их пустой рефлексией.

«If I could take another turn, my life would never be the same», — поют Яны в одной из самых трогательных сцен. Сложись все иначе, life, вероятно, и вправду не была бы the same, но кто сказал, что она стала бы лучше?

The Alters говорит о том, что в жизни, какой бы несправедливой она ни казалась, не бывает правильных или неправильных решений. Не бог весть какая глубокая мысль, но подана так искренне и раскрыта так полно, что не может не трогать. По версии The Alters, человек не совершает ошибок — он из них состоит, и это нормально. Нужно уметь принимать это и не сожалеть об упущенном. Выносить из горя уроки и не терзать себя.

Важно то, что здесь и сейчас. То, что вы преодолели все трудности, чтобы оказаться конкретно в этой точке и читать конкретно этот обзор. Спасибо вам, вы отлично справляетесь.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинЕсли бы вы могли поменять одно решение в вашей жизни, что бы это было?
    Сообщество