Как проще начать рисовать: на бумаге или в цифре?
Всегда любила рисовать, но серьезно этим никогда не занималась. Сейчас хочу попробовать, но не знаю, с чего начать: с традиционных материалов или сразу освоить цифровые инструменты? Как легче, быстрее и удобнее учиться, если никогда не держал в руках ни кисть, ни стилус?
Источник удовольствия от процесса зависит от ваших ожиданий. Традиционное рисование богаче на ощущения: бумага сопротивляется, карандаш скользит, кисть оставляет след. А диджитал привлекает чистотой, удобством и возможностью бесконечно редактировать.
Я знаю это не понаслышке, потому что преподаю академический рисунок и иллюстрацию в МГХПА им. С. Г. Строганова, а также на курсах «Иллюстрация» и «Сценография» в Британской высшей школе дизайна. Расскажу, чем различаются традиционный и цифровой форматы рисования и в чем плюсы и минусы каждого.
О чем вы узнаете
Чем различаются традиционный и цифровой форматы
Традиционное рисование — это работа с реальными инструментами: карандашами, углем, красками, кистями. Каждый материал дает тактильную обратную связь: уголь крошится, акварель растекается по бумаге, масло оставляет фактурные мазки.
В традиционном рисовании на старте достаточно бумаги, карандашей, красок и одной-двух кистей. Со временем художник переходит на более качественные материалы, которые стоят дороже. К тому же их приходится регулярно обновлять: краски и холсты заканчиваются.
Цифровое рисование — это когда изображения создают на графическом планшете или компьютере. Все собрано в одном устройстве: можно мгновенно менять кисти и цвета, накладывать текстуры, двигать элементы и работать со слоями.
В диджитале нет ограничений в материалах: можно переключаться между инструментами, изменять текстуру мазков и редактировать изображение. Процесс работы ускоряется благодаря автоматическому сглаживанию линий, цветовым палитрам и 3D-моделированию.
Как и в традиционном формате, с ростом навыков возникает потребность в более мощных устройствах: планшете с высокой чувствительностью стилуса, экране с хорошей цветопередачей или новом компьютере для сложных графических проектов.


В каком формате легче научиться рисовать
Живые материалы помогают развить чувство формы, света и композиции, а цифровые ускоряют процесс. Одни навыки лучше осваивать на бумаге, другие — с помощью диджитал-инструментов.
Разберу по пунктам оба формата. Это поможет вам понять их плюсы и минусы и выбрать подходящий для обучения вариант.
Тактильность. Чтобы эффективно работать с материалами, нужно чувствовать их свойства: растушевывать уголь, контролировать нажим карандаша, управлять текучестью акварели. В цифре этого нет. Стилус скользит по гладкому экрану, а текстуры генерируются программой.
Наиболее выразительные цифровые работы часто создают те, кто начинал с традиционного рисования. Это похоже на детские развивающие методики, когда работа с предметами улучшает мелкую моторику и тренирует восприятие. Опыт работы с физическими материалами помогает глубже чувствовать:
- разницу в нажиме — передачу легкости или давления в штрихах;
- форму, текстуру, свет и тень без фильтров и автоматических эффектов;
- композицию и динамику — видение общей картины, а не отдельных фрагментов.
Композиция. В традиционном рисовании формат полотна фиксирован — художник видит картинку целиком и учитывает композицию в начале работы.
В диджитале бесконечный холст и человек смотрит на изображение через небольшое окошко экрана. Новички могут увлечься деталями, не понимая, как они выглядят в масштабе композиции. Чтобы сохранять баланс композиции, профессионалы часто используют дополнительный экран.


Затраты. Начинающие художники часто совершают ошибку — покупают профессиональные кисти, качественную бумагу и дорогую акварель. Но на первых этапах достаточно минимального набора за 1500—2000 ₽:
- Для графики — скетчбук или бумага, карандаш и ластик.
- Для работы в цвете — кисть среднего размера, гуашь, акварель.
Потребности растут постепенно. Со временем вы начнете замечать, что гуашь дает не самый чистый цвет, карандаш слишком твердый, а бумага не держит воду. Тогда разумно переходить на материалы подороже. Это как в музыке: профессиональному музыканту важно качество рояля, но для начала обучения достаточно простого синтезатора.
Главное — не покупать все и сразу. Важно не количество инструментов, а умение ими пользоваться.


Цифровое рисование требует вложить на старте чуть больше — несколько тысяч рублей. Понадобятся:
- Графический планшет, компьютер с экраном высокого разрешения или планшет вроде iPad.
- Стилус — цифровое перо, которое имитирует работу кисти и карандаша.
- Доступ к специальным программам, например Adobe Illustrator или Procreate, которые не получится оплатить российской картой.
Потом дополнительных расходов почти нет, если не считать обновления подписок. Но с ростом навыков захочется оборудование получше и подороже.

Ошибки и редактирование. В традиционном рисовании исправлять ошибки сложнее. Карандаш можно стереть, но бумага со временем портится, а в акварели из-за неудачного мазка иногда приходится начинать изображение заново.
В этом плане цифра практичнее: художник может отменять действия, работать со слоями, двигать элементы и пробовать разные варианты без риска испортить изображение.
Кроме того, в диджитале есть функции, которые сглаживают неровности и исправляют кривизну линий. В традиционных техниках все зависит только от навыков художника и рука развивается быстрее за счет тактильного взаимодействия с материалами.
Традиционные техники требуют осознанности: мазок кистью нельзя отменить, поэтому художник развивает внимательность и продумывает каждый шаг. Сейчас это особенно важно: с развитием нейросетей растет автоматизация в цифровом искусстве и задачи, которые раньше выполняли вручную, теперь можно генерировать за секунды.
Но искусство — это не просто техника, а смысл, идея, уникальное видение. Как фотография не заменила живопись, так и ИИ не вытеснит художников. Нужно не только владеть инструментами, но и уметь мыслить, экспериментировать и находить свой стиль.
Зрение. Традиционный формат меньше напрягает глаза, так как бумага и холст не излучают свет. Но длительная концентрация на мелких деталях, особенно при плохом освещении, может вызывать усталость.
В цифровом рисовании взгляд всегда направлен на экран, что приводит к сухости глаз. Яркий свет дисплея и работа в темном помещении усиливают дискомфорт.
Чтобы снизить нагрузку на зрение, важно делать перерывы в обоих форматах.
Чистота и порядок. Традиционные материалы неизбежно создают беспорядок: уголь и пастель оставляют пыль, краски пачкают руки, кисти требуют мытья. Холсты, бумага и баночки занимают место, а рабочее пространство приходится регулярно убирать.
С диджиталом проще: нет пятен, грязных кистей и испорченной одежды. Не нужно готовить место и наводить порядок после процесса — открыл программу и начал рисовать.
Мобильность. Скетчбук и карандаш легко взять с собой, чтобы делать наброски в метро или кафе. Но работа на пленэре — рисование на открытом воздухе — с красками, углем или крупными форматами требует большого рюкзака и удобного места.
Цифровое рисование тоже удобно: берешь планшет и стилус и рисуешь в любом месте. Нет риска испачкаться, и файлы сохраняются автоматически. Но гаджеты нужно заряжать. А еще на них сложно работать при ярком солнце: экран бликует.

Профессиональное применение. Традиционное рисование остается востребованным в живописи, графике, иллюстрации, печатных техниках и настенных росписях. Авторские работы ценят за уникальность, и картины нередко становятся предметами коллекционирования. Но для коммерческого использования, например в издательствах, физические изображения нужно оцифровывать.
Цифровое рисование широко применяется в графическом дизайне, анимации, игровой и киноиндустрии. Это удобно в коммерческой работе:
- готовые изображения не нужно сканировать — можно сразу передать заказчику;
- работы подходят для анимации, веб-дизайна, полиграфии — это производство печатной продукции: книг, журналов, газет, листовок, афиш, упаковок;
- автоматизация процессов сокращает время на правки.
Сравнение традиционного и цифрового рисования
Критерий | Традиционное рисование | Цифровое рисование |
---|---|---|
Тактильность | ✅ Материал дает тактильную обратную связь | ❌ Поверхность экрана всегда одинаковая |
Композиция | ✅ Размер холста фиксирован, сразу видна целостность рисунка | ❌ Можно потерять композицию, бесконечно увеличивая детали |
Затраты | ✅ Можно начать с недорогих материалов | ❌ Требуются средства на покупку планшета и программного обеспечения |
Чистота и порядок | ❌ Возможны пятна, пыль от материалов | ✅ Чистый процесс, все в одном устройстве |
Мобильность | ✅ Можно рисовать в любом месте, но нужно носить материалы | ✅ Планшет удобно брать с собой, но его нужно заряжать |
Ошибки и редактирование | ❌ Изменить рисунок сложно, приходится стирать или перерисовывать | ✅ Можно отменить действие, работать со слоями |
Зрение | ✅ Особо не напрягает глаза | ❌ Длительная работа за ярким дисплеем увеличивает нагрузку на зрение |
Профессиональное применение | ❌ Оригинал нужно оцифровать, подготовить к печати | ✅ Цифровые файлы сразу подходят для печати и редактирования |
Сравнение традиционного и цифрового рисования
Тактильность | |
Традиционное рисование | ✅ Материал дает тактильную обратную связь |
Цифровое рисование | ❌ Поверхность экрана всегда одинаковая |
Композиция | |
Традиционное рисование | ✅ Размер холста фиксирован, сразу видна целостность рисунка |
Цифровое рисование | ❌ Можно потерять композицию, бесконечно увеличивая детали |
Затраты | |
Традиционное рисование | ✅ Можно начать с недорогих материалов |
Цифровое рисование | ❌ Требуются средства на покупку планшета и программного обеспечения |
Чистота и порядок | |
Традиционное рисование | ❌ Возможны пятна, пыль от материалов |
Цифровое рисование | ✅ Чистый процесс, все в одном устройстве |
Мобильность | |
Традиционное рисование | ✅ Можно рисовать в любом месте, но нужно носить материалы |
Цифровое рисование | ✅ Планшет удобно брать с собой, но его нужно заряжать |
Ошибки и редактирование | |
Традиционное рисование | ❌ Изменить рисунок сложно, приходится стирать или перерисовывать |
Цифровое рисование | ✅ Можно отменить действие, работать со слоями |
Зрение | |
Традиционное рисование | ✅ Особо не напрягает глаза |
Цифровое рисование | ❌ Длительная работа за ярким дисплеем увеличивает нагрузку на зрение |
Профессиональное применение | |
Традиционное рисование | ❌ Оригинал нужно оцифровать, подготовить к печати |
Цифровое рисование | ✅ Цифровые файлы сразу подходят для печати и редактирования |
Как начать рисовать
Главный страх начинающих — «делать неправильно». Кажется, что без академического образования и дорогих материалов творить нельзя. Но я рекомендую не сомневаться и не ждать правильного момента — просто начать. Неважно, на планшете или в скетчбуке карандашом. Достаточно взять инструмент и попробовать.
В процессе неизбежно возникнут сложности. Например, не получится передать объем чашки или правильно наложить тени. Но именно так приходит понимание формы, света и перспективы.
Если страшно показывать рисунки знакомым и друзьям, оставьте их себе. Важен не результат, а процесс: наблюдать, анализировать, делать выводы. На мой взгляд, быстрее прогрессируют те, кто не боится пробовать, учится на ошибках и сразу применяет новый опыт. Даже небольшие оплошности помогут набить руку, натренировать глаз и улучшить чувство формы.
Помните: нужно регулярно практиковаться. Лучше рисовать 10 минут в день, чем не рисовать вообще.
Что в итоге
В традиционном рисовании художник работает с физическими материалами: кистями, красками, карандашами, углем. Этот формат дает тактильную обратную связь, но требует ухода за инструментами и постоянных закупок красок и холстов.
Для цифрового рисования нужны разовые вложения: планшет, стилус и подписки на программы. Он позволяет мгновенно менять инструменты, исправлять ошибки и автоматизировать процесс.
Многие художники совмещают оба подхода. Но в целом выбор зависит от целей: для удовольствия и развития навыков лучше начать с традиционных материалов, а если вас интересует дизайн, анимация или иллюстрация, удобнее сразу осваивать цифровой формат. Главное — не бояться пробовать, не гнаться за дорогими материалами и регулярно практиковаться.