Как проще начать рисовать: на бумаге или в цифре?

Отвечает художник, преподаватель и автор книг Дмитрий Горелышев
Обсудить
Аватар автора

Hello Kitty

спросила в Сообществе

Всегда любила рисовать, но серьезно этим никогда не занималась. Сейчас хочу попробовать, но не знаю, с чего начать: с традиционных материалов или сразу освоить цифровые инструменты? Как легче, быстрее и удобнее учиться, если никогда не держал в руках ни кисть, ни стилус?

Аватар автора

Дмитрий Горелышев

художник, сооснователь и худрук «Простой школы»

Страница автора

Источник удовольствия от процесса зависит от ваших ожиданий. Традиционное рисование богаче на ощущения: бумага сопротивляется, карандаш скользит, кисть оставляет след. А диджитал привлекает чистотой, удобством и возможностью бесконечно редактировать.

Я знаю это не понаслышке, потому что преподаю академический рисунок и иллюстрацию в МГХПА им. С. Г. Строганова, а также на курсах «Иллюстрация» и «Сценография» в Британской высшей школе дизайна. Расскажу, чем различаются традиционный и цифровой форматы рисования и в чем плюсы и минусы каждого.

Чем различаются традиционный и цифровой форматы

Традиционное рисование — это работа с реальными инструментами: карандашами, углем, красками, кистями. Каждый материал дает тактильную обратную связь: уголь крошится, акварель растекается по бумаге, масло оставляет фактурные мазки.

В традиционном рисовании на старте достаточно бумаги, карандашей, красок и одной-двух кистей. Со временем художник переходит на более качественные материалы, которые стоят дороже. К тому же их приходится регулярно обновлять: краски и холсты заканчиваются.

Цифровое рисование — это когда изображения создают на графическом планшете или компьютере. Все собрано в одном устройстве: можно мгновенно менять кисти и цвета, накладывать текстуры, двигать элементы и работать со слоями.

В диджитале нет ограничений в материалах: можно переключаться между инструментами, изменять текстуру мазков и редактировать изображение. Процесс работы ускоряется благодаря автоматическому сглаживанию линий, цветовым палитрам и 3D-моделированию.

Как и в традиционном формате, с ростом навыков возникает потребность в более мощных устройствах: планшете с высокой чувствительностью стилуса, экране с хорошей цветопередачей или новом компьютере для сложных графических проектов.

Рисунок гуашью и кистью. А по ссылке — таймлапс процесса рисования. Художник: Дмитрий Горелышев
Рисунок гуашью и кистью. А по ссылке — таймлапс процесса рисования. Художник: Дмитрий Горелышев
А это цифровая графика — работа с курса о рисовании интерьера. Художник: Арина Вахрамова
А это цифровая графика — работа с курса о рисовании интерьера. Художник: Арина Вахрамова

В каком формате легче научиться рисовать

Живые материалы помогают развить чувство формы, света и композиции, а цифровые ускоряют процесс. Одни навыки лучше осваивать на бумаге, другие — с помощью диджитал-инструментов.

Разберу по пунктам оба формата. Это поможет вам понять их плюсы и минусы и выбрать подходящий для обучения вариант.

Тактильность. Чтобы эффективно работать с материалами, нужно чувствовать их свойства: растушевывать уголь, контролировать нажим карандаша, управлять текучестью акварели. В цифре этого нет. Стилус скользит по гладкому экрану, а текстуры генерируются программой.

Наиболее выразительные цифровые работы часто создают те, кто начинал с традиционного рисования. Это похоже на детские развивающие методики, когда работа с предметами улучшает мелкую моторику и тренирует восприятие. Опыт работы с физическими материалами помогает глубже чувствовать:

  • разницу в нажиме — передачу легкости или давления в штрихах;
  • форму, текстуру, свет и тень без фильтров и автоматических эффектов;
  • композицию и динамику — видение общей картины, а не отдельных фрагментов.

Композиция. В традиционном рисовании формат полотна фиксирован — художник видит картинку целиком и учитывает композицию в начале работы.

В диджитале бесконечный холст и человек смотрит на изображение через небольшое окошко экрана. Новички могут увлечься деталями, не понимая, как они выглядят в масштабе композиции. Чтобы сохранять баланс композиции, профессионалы часто используют дополнительный экран.

Композиция по воображению, промежуточный этап. Материалы: бумага, линер. Художник: Дмитрий Горелышев
Готовая композиция. Художник: Дмитрий Горелышев
1/2
Композиция по воображению, промежуточный этап. Материалы: бумага, линер. Художник: Дмитрий Горелышев

Затраты. Начинающие художники часто совершают ошибку — покупают профессиональные кисти, качественную бумагу и дорогую акварель. Но на первых этапах достаточно минимального набора за 1500—2000 ₽:

  1. Для графики — скетчбук или бумага, карандаш и ластик.
  2. Для работы в цвете — кисть среднего размера, гуашь, акварель.

Потребности растут постепенно. Со временем вы начнете замечать, что гуашь дает не самый чистый цвет, карандаш слишком твердый, а бумага не держит воду. Тогда разумно переходить на материалы подороже. Это как в музыке: профессиональному музыканту важно качество рояля, но для начала обучения достаточно простого синтезатора.

Главное — не покупать все и сразу. Важно не количество инструментов, а умение ими пользоваться.

Если хотите рисовать гуашью, выбирайте любой недорогой вариант. Главное — не покупайте детские краски: они плохо смешиваются и ложатся на бумагу. Источник: peredvizhnik.ru
Скетчбуки различаются по плотности и фактуре бумаги. Для графики и работы в цвете подойдут скетчбуки 120—180 г/м² с универсальной среднезернистой текстурой. Источник: peredvizhnik.ru
1/2
Если хотите рисовать гуашью, выбирайте любой недорогой вариант. Главное — не покупайте детские краски: они плохо смешиваются и ложатся на бумагу. Источник: peredvizhnik.ru

Цифровое рисование требует вложить на старте чуть больше — несколько тысяч рублей. Понадобятся:

  1. Графический планшет, компьютер с экраном высокого разрешения или планшет вроде iPad.
  2. Стилус — цифровое перо, которое имитирует работу кисти и карандаша.
  3. Доступ к специальным программам, например Adobe Illustrator или Procreate, которые не получится оплатить российской картой.

Потом дополнительных расходов почти нет, если не считать обновления подписок. Но с ростом навыков захочется оборудование получше и подороже.

Простые графические планшеты стоят около 3000 ₽. Цена за гаджеты профессионального уровня с высокой чувствительностью и большой рабочей поверхностью доходит до 100 000 ₽. Источник: dns-shop.ru
Простые графические планшеты стоят около 3000 ₽. Цена за гаджеты профессионального уровня с высокой чувствительностью и большой рабочей поверхностью доходит до 100 000 ₽. Источник: dns-shop.ru

Ошибки и редактирование. В традиционном рисовании исправлять ошибки сложнее. Карандаш можно стереть, но бумага со временем портится, а в акварели из-за неудачного мазка иногда приходится начинать изображение заново.

В этом плане цифра практичнее: художник может отменять действия, работать со слоями, двигать элементы и пробовать разные варианты без риска испортить изображение.

Кроме того, в диджитале есть функции, которые сглаживают неровности и исправляют кривизну линий. В традиционных техниках все зависит только от навыков художника и рука развивается быстрее за счет тактильного взаимодействия с материалами.

Традиционные техники требуют осознанности: мазок кистью нельзя отменить, поэтому художник развивает внимательность и продумывает каждый шаг. Сейчас это особенно важно: с развитием нейросетей растет автоматизация в цифровом искусстве и задачи, которые раньше выполняли вручную, теперь можно генерировать за секунды.

Но искусство — это не просто техника, а смысл, идея, уникальное видение. Как фотография не заменила живопись, так и ИИ не вытеснит художников. Нужно не только владеть инструментами, но и уметь мыслить, экспериментировать и находить свой стиль.

Зрение. Традиционный формат меньше напрягает глаза, так как бумага и холст не излучают свет. Но длительная концентрация на мелких деталях, особенно при плохом освещении, может вызывать усталость.

В цифровом рисовании взгляд всегда направлен на экран, что приводит к сухости глаз. Яркий свет дисплея и работа в темном помещении усиливают дискомфорт.

Чтобы снизить нагрузку на зрение, важно делать перерывы в обоих форматах.

Чистота и порядок. Традиционные материалы неизбежно создают беспорядок: уголь и пастель оставляют пыль, краски пачкают руки, кисти требуют мытья. Холсты, бумага и баночки занимают место, а рабочее пространство приходится регулярно убирать.

С диджиталом проще: нет пятен, грязных кистей и испорченной одежды. Не нужно готовить место и наводить порядок после процесса — открыл программу и начал рисовать.

Мобильность. Скетчбук и карандаш легко взять с собой, чтобы делать наброски в метро или кафе. Но работа на пленэре — рисование на открытом воздухе — с красками, углем или крупными форматами требует большого рюкзака и удобного места.

Цифровое рисование тоже удобно: берешь планшет и стилус и рисуешь в любом месте. Нет риска испачкаться, и файлы сохраняются автоматически. Но гаджеты нужно заряжать. А еще на них сложно работать при ярком солнце: экран бликует.

Рисунок с пленэра цветными карандашами. Художник: Дмитрий Горелышев
Рисунок с пленэра цветными карандашами. Художник: Дмитрий Горелышев

Профессиональное применение. Традиционное рисование остается востребованным в живописи, графике, иллюстрации, печатных техниках и настенных росписях. Авторские работы ценят за уникальность, и картины нередко становятся предметами коллекционирования. Но для коммерческого использования, например в издательствах, физические изображения нужно оцифровывать.

Цифровое рисование широко применяется в графическом дизайне, анимации, игровой и киноиндустрии. Это удобно в коммерческой работе:

  • готовые изображения не нужно сканировать — можно сразу передать заказчику;
  • работы подходят для анимации, веб-дизайна, полиграфии — это производство печатной продукции: книг, журналов, газет, листовок, афиш, упаковок;
  • автоматизация процессов сокращает время на правки.

Сравнение традиционного и цифрового рисования

КритерийТрадиционное рисованиеЦифровое рисование
Тактильность✅ Материал дает тактильную обратную связь❌ Поверхность экрана всегда одинаковая
Композиция✅ Размер холста фиксирован, сразу видна целостность рисунка❌ Можно потерять композицию, бесконечно увеличивая детали
Затраты✅ Можно начать с недорогих материалов❌ Требуются средства на покупку планшета и программного обеспечения
Чистота и порядок❌ Возможны пятна, пыль от материалов✅ Чистый процесс, все в одном устройстве
Мобильность✅ Можно рисовать в любом месте, но нужно носить материалы✅ Планшет удобно брать с собой, но его нужно заряжать
Ошибки и редактирование❌ Изменить рисунок сложно, приходится стирать или перерисовывать✅ Можно отменить действие, работать со слоями
Зрение✅ Особо не напрягает глаза❌ Длительная работа за ярким дисплеем увеличивает нагрузку на зрение
Профессиональное применение❌ Оригинал нужно оцифровать, подготовить к печати✅ Цифровые файлы сразу подходят для печати и редактирования

Сравнение традиционного и цифрового рисования

Тактильность
Традиционное рисование✅ Материал дает тактильную обратную связь
Цифровое рисование❌ Поверхность экрана всегда одинаковая
Композиция
Традиционное рисование✅ Размер холста фиксирован, сразу видна целостность рисунка
Цифровое рисование❌ Можно потерять композицию, бесконечно увеличивая детали
Затраты
Традиционное рисование✅ Можно начать с недорогих материалов
Цифровое рисование❌ Требуются средства на покупку планшета и программного обеспечения
Чистота и порядок
Традиционное рисование❌ Возможны пятна, пыль от материалов
Цифровое рисование✅ Чистый процесс, все в одном устройстве
Мобильность
Традиционное рисование✅ Можно рисовать в любом месте, но нужно носить материалы
Цифровое рисование✅ Планшет удобно брать с собой, но его нужно заряжать
Ошибки и редактирование
Традиционное рисование❌ Изменить рисунок сложно, приходится стирать или перерисовывать
Цифровое рисование✅ Можно отменить действие, работать со слоями
Зрение
Традиционное рисование✅ Особо не напрягает глаза
Цифровое рисование❌ Длительная работа за ярким дисплеем увеличивает нагрузку на зрение
Профессиональное применение
Традиционное рисование❌ Оригинал нужно оцифровать, подготовить к печати
Цифровое рисование✅ Цифровые файлы сразу подходят для печати и редактирования

Как начать рисовать

Главный страх начинающих — «делать неправильно». Кажется, что без академического образования и дорогих материалов творить нельзя. Но я рекомендую не сомневаться и не ждать правильного момента — просто начать. Неважно, на планшете или в скетчбуке карандашом. Достаточно взять инструмент и попробовать.

В процессе неизбежно возникнут сложности. Например, не получится передать объем чашки или правильно наложить тени. Но именно так приходит понимание формы, света и перспективы.

Если страшно показывать рисунки знакомым и друзьям, оставьте их себе. Важен не результат, а процесс: наблюдать, анализировать, делать выводы. ​​На мой взгляд, быстрее прогрессируют те, кто не боится пробовать, учится на ошибках и сразу применяет новый опыт. Даже небольшие оплошности помогут набить руку, натренировать глаз и улучшить чувство формы.

Помните: нужно регулярно практиковаться. Лучше рисовать 10 минут в день, чем не рисовать вообще.

Что в итоге

В традиционном рисовании художник работает с физическими материалами: кистями, красками, карандашами, углем. Этот формат дает тактильную обратную связь, но требует ухода за инструментами и постоянных закупок красок и холстов.

Для цифрового рисования нужны разовые вложения: планшет, стилус и подписки на программы. Он позволяет мгновенно менять инструменты, исправлять ошибки и автоматизировать процесс.

Многие художники совмещают оба подхода. Но в целом выбор зависит от целей: для удовольствия и развития навыков лучше начать с традиционных материалов, а если вас интересует дизайн, анимация или иллюстрация, удобнее сразу осваивать цифровой формат. Главное — не бояться пробовать, не гнаться за дорогими материалами и регулярно практиковаться.

Дмитрий ГорелышевХотите научиться рисовать? Расскажите, к какому формату склоняетесь и почему:
    Подобрано специально для вас