
Как автор Т—Ж съездила с дочерью-подростком в Японию на цветение сакуры за 292 000 ₽
О себе
Возраст: 41 год.
Город: Москва.
Семья: живу с мужем, двумя дочками, 9,5 и 16 лет, и двумя кошками.
Работа: автор в разных редакциях Т—Ж и не только, фрилансер.
Доход: общий доход семьи — более 500 000 ₽ в месяц.
Стиль путешествий: путешествую за границу три-четыре раза в год и еще пару раз выезжаю на выходные по России. В последнее время люблю бывать на море в Египте и посещать азиатские страны. Отдыхаю с мужем и каждым ребенком отдельно: так всем удобнее. Шучу, что приходится сопровождать всех членов семьи в отпуск, потому что никто не хочет ездить без меня. В сумме три отпуска обходятся как один совместный.
О поездке
Куда и когда вы едете: в Японию по длинному маршруту. Основные точки — Токио, Киото, Осака, Хиросима, Фукуока. На обратном пути ночуем в Пекине.
Срок поездки: с 19 по 28 марта с учетом дороги.
Бюджет поездки: хочу уложиться в 275 000 ₽ на двоих без шопинга, из них чуть больше половины — перелет и жилье. Около 45 000 ₽ уйдет на перемещения по Японии, остальное — на еду, входные билеты, сувениры и мелкие расходы.
Сколько откладывали на поездку: не копила, беру деньги из общего семейного бюджета. У нас есть представление о максимальной стоимости каждого отпуска с учетом инфляции и доходов, поэтому спонтанные выезды в отель за миллион не практикуем, но и в хостелы на древних автобусах не ездим.
Попутчики: еду со старшей дочерью, это подарок ей на 16-летие. В прошлом году мы прекрасно съездили вдвоем в Южную Корею, посетили Сеул и демилитаризованную зону на границе с Северной.
Как делите расходы в поездке с попутчиком: деньгами распоряжаюсь я, но мы обе не намерены ими швыряться, у нас довольно скромные запросы.
Ожидание от поездки: думать о Японии мы начали, едва вернувшись из Кореи. Интересно побывать в стране, менталитет жителей которой сильно отличается от российского. Очень хотим застать начало цветения сакуры — по прогнозам, так должно было быть. Еще хотим увидеть, скажем так, достопримечательности первого порядка в Токио, Киото и Осаке.
Также в планах — организованная экскурсия к горе Фудзи и в горный парк «Хаконе». Плюс мы обе хотим посетить Хиросиму и посмотреть на сохранение памяти об атомной бомбардировке. Оттуда планируем сплавать на остров Миядзима — увидеть святилище Ицукусима и покормить оленей. Улетаем из Фукуоки, последнюю ночь проводим в традиционном японском номере.
На такой маршрут рекомендуют закладывать две-три недели — мы планируем успеть за одну. Обычно мы смотрим города и достопримечательности быстро, чтобы получить первое впечатление и решить, стоит ли приехать еще раз.
Предварительные расходы на путешествие
Авиабилеты: смотреть билеты на март 2025 года я начала в июне 2024. Мне хотелось заплатить не более 55 000 ₽. Цены на авиабилеты в середине марта и позже начинались от 75 000 ₽ на человека. Мне совсем не нравились такие траты, и я начала искать билеты не в Токио или Осаку, а с прилетом и вылетом из разных городов Японии.
Было очень неудобно, что агрегаторы показывали хорошие цены, но на этапе оплаты они вырастали в полтора-два раза. По этому поводу я даже пожаловалась в техподдержку одного из агрегаторов, получила в ответ сочувственный комментарий и пошла искать на Trip.com. Этот китайский сервис принимает оплату картами «Мир», и курс у него очень хороший.
Два дня поисков, и у меня в личном кабинете были билеты Москва — Токио через Пекин и Фукуока — Москва через Далянь и Пекин. Билеты авиакомпании Air China обошлись в 55 100 ₽ на человека с учетом двух мест багажа на каждого пассажира и защиты от его задержки или потери. Столько чемоданов мы, конечно, с собой не возим, но более скромного тарифа не было. Багаж не нужно забирать на пересадке.
Еще я заплатила 1576 ₽ за выбор мест в самолете, но на следующий день их вернули: авиакомпания не подтвердила выбор. Я не расстроилась, установила приложение Air China на телефон и выбрала места заново, причем бесплатно.
В последующие месяцы мне приходили уведомления об изменениях в расписании на 5—10 минут. Их нужно было подтвердить, а если не устраивает — вернуть билеты. Меня все устраивало.
В декабре я обнаружила, что мои брони пропали из приложения авиакомпании и вообще нужно пройти идентификацию, прислав им свое фото с загранпаспортом. Я занервничала, отправила фото — и несколько недель ничего не происходило. Билеты я нашла в недрах приложения, но хотелось видеть их на главном экране. После обновления приложения появился новый способ идентификации — сканирование биометрического паспорта и потом фото без него. И вот тогда у меня все сработало и билеты вернулись на место. Все же так спокойнее.
Бронь жилья: едва взяв билеты, я начала искать жилье на свои даты на том же Trip.com. Иностранных карт у меня нет, а российским агрегаторам я не доверяю поиск жилья за границей, потому что ожидание часто не совпадает с реальностью или отель вообще не видит брони. Таких случаев в чатах и на форумах путешественников описано немало. Trip.com четко сработал в Сеуле и Хургаде, поэтому у меня нет причин сомневаться в нем в Японии. Отели оплачиваю сразу: не хочу, чтобы бронь внезапно отменили или были какие-то проблемы при заселении.
Поскольку между Токио и Фукуокой более 1000 километров, обойтись одним отелем невозможно. Поэтому мне нужна гостиница на три ночи в Токио, три в Киото и одну в Фукуоке. При выборе я руководствуюсь в первую очередь соотношением цены и расположения, во вторую — наличием двух кроватей, окна и собственного санузла, в третью — всем остальным. Для меня важно, чтобы это был не клоповник, а номер был больше, чем коробка от холодильника, — хотя бы метров пятнадцать.
В Токио я забронировала Tokyo Grand Hotel в районе Минато. С учетом бронирования в июне номер на три ночи в марте стоил 17 045 ₽ — отличная цена. За эти деньги я получила 24-метровую комнату с двумя кроватями, правда, с разрешенным курением. Мы с дочерью не курим, и отзывы о таких номерах разные, но я понадеялась на лучшее. К январю стоимость этого варианта выросла вдвое, а потом закончились места на мои даты.
В Киото я выбирала отель поближе к Kyoto Station — туда приходят синкансэны из Токио, а также местные поезда, на которых мы поедем в Осаку и Кобе. Из всех вариантов понравился Loisir Hotel Kyoto Toji — 17 410 ₽ за три ночи, 20-метровый номер. Ближе к отъезду он подорожал в три раза.
В Фукуоке мы планируем только переночевать, поэтому сначала выбрала отель рядом со станцией Хаката, откуда удобно ехать в аэропорт, за 5405 ₽. Но за неделю до вылета поменяла его на рекан Daikanso — традиционный японский отель с низкой мебелью и футонами вместо кроватей. Он стоил 10 947 ₽, в цену входил отличный по отзывам японский завтрак. Отель находится дальше от аэропорта, но есть прямой автобус.
На месте в двух гостиницах нужно будет заплатить местный туристический налог: 100—200 JPY (57—114 ₽) с человека за ночь.
В отеле в Киото и в рекане в Фукуоке есть онсены — термальные источники, оборудованные для купания. По сути, это небольшие горячие бассейны, куда люди приходят полностью обнаженными, с собой можно взять маленькое полотенце для лица. Обычно онсены разделяют на мужские и женские. Мы планируем оценить онсен в реальности, но не факт, что дочь не передумает.
Поскольку на обратном пути ночуем в Пекине, я запросила через приложение Air China бесплатный транзитный отель: авиакомпания предоставляет такую услугу. Через несколько минут пришло подтверждение, что нам забронировали номер в Beijing Airport Lanwan International Hotel с завтраком. Виза для выхода в город не нужна: ставят разрешающий штамп, с бронью отеля шансы на него высоки. В чате путешественников «Болтовня о Японии», информация в котором помогала мне планировать поездку, писали, что на остановке в Даляне разрешение на транзит выписывают без проблем.
Вещи для поездки: я обычно путешествую с ручной кладью, но дочь любит брать с собой объемные худи и вообще много одежды. Поэтому я купила тканевый чемодан Modo by Roncato размера L за 5557 ₽. Планирую пересылать его между городами, чтобы не таскать за собой. В Японии популярен такой сервис, он называется Yamato Transportation, в обиходе — «куронеко», или «черная кошка».

Виза: японская виза бесплатная, делают в консульстве за четыре рабочих дня. Там простой пакет документов, не просят даже бронь отеля.
Отмечу пару нюансов. Мы фотографировались на визу в МФЦ, в кабинке был указан неверный формат для Японии — 45 × 45 мм вместо 35 × 45 мм. В итоге выбрали фото на визу в Венгрию.
Для подтверждения занятости я, как фрилансер, представляла справку с мокрой печатью из Т-Банка с остатком на счете. Ее привез сотрудник через два дня после заказа. Минимальная рекомендованная сумма остатка — 100 $ (8114 ₽) на человека в сутки, у меня было больше.
Еще я заполнила запрос на трехлетнюю мультивизу с сайта и дополнительно приложила письмо в свободной форме. Но нам дали однократную: видимо, потому, что у меня нет справки с работы и мы едем первый раз. В Т—Ж есть подробная статья о правилах въезда в Японию.
Консульство работает с 09:30, посетителей принимает до 12:00, я почитала отзывы и решила не мерзнуть с 08:00 на улице, а приехать попозже. В 09:40 была небольшая очередь. Вход в консульство по российскому паспорту, его проверяют на улице. Через пять минут я зашла внутрь, в 10:05 подала документы. Подождав еще 20 минут, получила справку о том, что у меня их приняли: она нужна для выдачи паспортов. На улице на вход уже никого не было.
Получают визы на четвертый рабочий день с 14:30 до 17:00, там все быстро. Знаю, что отказы в японской визе редки, но за мной кому-то отказали. Причину консульство не объясняет.
Однократная виза действительна в течение 90 дней с момента выдачи для поездки до 15 дней. То есть при желании можно поменять билеты и полететь в другие даты, но у нас никаких замен не будет.
Страховка: для визы она не нужна, но так спокойнее. Перед поездкой оформила в Т-Банке подписку Premium на месяц за 1990 ₽ и вписала в страховку, которая прилагается к ней бесплатно, дочь.
Мобильная связь: мой смартфон не поддерживает eSIM, я об этом жалею. Планировала купить симкарту с безлимитным интернетом в аэропорту Токио, но в итоге заказала на Ozon симкарты M8 для Китая и Японии. Они автоматически активируются в выбранной стране, так что я сразу буду со связью.
Каждая карта обошлась в 200 ₽. Еще в Москве я предоплатила по 2 Гб трафика на 14 дней через телеграм-бота М8 — там принимают все российские карты. В Китае у оператора China Unicom этот пакет стоит 452 ₽, в Японии у NTT Docomo — 1176 ₽. Я рассчитывала на более дешевый интернет в Японии, но симку прислали только такую. В итоге пользовались этими сим-картами, хотя и потратили больше денег на интернет, чем я планировала.
Другие расходы на подготовку: я не хотела покупать организованные туры, потому что в Японии можно без проблем осматривать все самостоятельно. Но потом мне попался хороший отзыв об экскурсии на Trip.com к Фудзи и в горный парк «Хаконе» из Токио. Мы собирались частично повторить этот маршрут на поездах и фуникулерах, а фотографироваться на фоне знаменитой горы не планировали вообще. Но я помнила, как понравилась дочке англоязычная экскурсия в DMZ в Корее, и поменяла планы. Гору можно и не увидеть из-за погоды, но скрестим пальцы.
Экскурсия на двоих обошлась в 5200 ₽ с учетом списанных 2500 бонусных баллов. Если бы поехали в Хаконе сами, заплатили бы даже больше за проезд по круговому маршруту, так что считаю сделку выгодной. Немного жаль терять почти целый день в Токио, зато у нас освободилось полдня при переезде в Киото, так что моя программа не пострадала.
Еще я увидела в чате отзыв о прогулке на традиционной японской лодке Ofune Camome в Осаке. Цена поездки была довольно высокой — 4500 JPY (2565 ₽) с человека, но я решила, что это будет отличным дополнением к поездке. Забронировала катание на закате, в 17:20, оплатить можно на месте наличными — очень удобно.
В конце февраля я обнаружила на Trip.com хорошие цены на японские железнодорожные проездные. Сервис пересчитывает иены по курсу ЦБ, а он гораздо выгоднее банковского или обмена долларов и евро. Поэтому я денек подумала и купила нам с дочкой Setouchi Area Pass. Он позволит сэкономить 10—15% на поездках между Киото и Фукуокой. За два проездных, которые в Японии стоят по 22 000 JPY (12 540 ₽), отдала 25 453 ₽. Благодаря разнице курсов сэкономила еще около 10% и не пришлось тратить валюту, считаю сделку выгодной.
В Японию я лечу с наличными долларами, планирую в том числе избавиться от купюр старого образца, которые там принимают. Обменять рубли на иены в Японии почти невозможно, иностранных карт у меня нет.
Перед поездкой я зарегистрировалась в китайском мессенджере WeChat и попросила подругу положить туда денег — у нее есть знакомый, который с этим помогает. Заплатила 3550 ₽ за 300 JPY.
День первый, среда
Траты за день: 2710 ₽
Поездка, которая рождалась девять месяцев — все совпадения случайны, — начинается. В большой чемодан в модном розовом чехле с портретом девочки в стиле аниме поместились все нужные вещи и осталось место. Я на это и рассчитывала.
Вернусь на день назад и расскажу о регистрации на рейс. Она открылась за 36 часов, пройти ее можно прямо в приложении Air China. Уведомление пришло вовремя, и я сразу открыла ссылку. Места выбрала заранее, все прошло гладко. Я не ожидала регистрации на второй сегмент полета, но она началась — почему-то за 45 часов до вылета. Тут обнаружился неприятный сюрприз: авиакомпания заменила борт и выбранные мной места в 21-м ряду слетели, а аналогичные в новом самолете стоили денег. Пришлось выбирать из оставшихся вариантов и садиться аж на 64-й ряд, в самый конец. Не в багажном отделении — и ладно.
15:00. Садимся в такси, машина по забавному совпадению китайского производства. За час добираемся до терминала С аэропорта Шереметьево. −1350 ₽
16:10. Встаем в очередь на регистрацию и сдачу багажа. У каждого пассажира впереди какие-то сложности, движемся медленно.
16:40. Оформление нашей поездки и сдача чемодана заняли минуты полторы, мы великолепны. Быстро проходим досмотр, и я опять думаю, что дочке не надо было брать планшет: его обязательно приходится доставать и показывать.
17:00. Родина выпускает без единого вопроса, и вот мы уже у гейта. Проходы в бизнес-зал я оставила на пересадку в Пекине, так что покупаем в автомате три бутылки напитков по 200 ₽, а в «Крошке-картошке» — два крошечных ролла с курицей и бужениной по 380 ₽. С собой из дома взяли орехи, пастилу и маленькие кексики. −1360 ₽

18:55. Все по плану, вылетаем из Шереметьева в Пекин. В полете неплохо кормят и поят, есть экраны с фильмами и музыкой, но я не подобрала ничего подходящего. Так что слушаю в беспроводных наушниках заранее скачанные песни российских рок-групп и читаю новый роман Гузели Яхиной о режиссере Эйзенштейне.
Пригодилось бережное отношение мужа к старым гаджетам: взяла его древнюю читалку, у которой заедает кнопка, а свою современную оставила дома. Она уже один раз пострадала, пока я изучала пирамиду Хефрена и задела рюкзаком потолок, что стоило мне 7000 ₽. А эту будет не так жалко, если что-то случится.

День второй, четверг
Траты за день: 11 ¥ (122 ₽), 8472 JPY (4829 ₽)
07:00. Прилетаем в столичный аэропорт Шоуду. В Москве два часа ночи. Досмотр и транзитный контроль проходим очень быстро, минут пятнадцать на все.
Я заранее оформила два прохода в бизнес-зал CIP — сервис Every Lounge, с которым сотрудничает Т-Банк, предлагал только его. Зал маленький, народу немного, почти все китайцы. Очень тихо и приятно, не сравнить с московскими лаунджами, где в последний год толпы и многим не удается попасть. Посещение на два часа, дальше продление за деньги, мы доплачивать не стали. Позавтракали — ну или поужинали — очень вкусной лапшой, выпили лимонада и пошли к гейту ждать вылета.

Сим-карта M8 работает прекрасно, сразу включилась, можно раздавать интернет.
Для проверки оплаты через WeChat покупаю в автомате два холодных чая, отсканировав QR-код. −11 ¥ (122 ₽)
12:00. Вылетаем в Токио. Самолет большой, летим быстро. В Токио аэропорт находится прямо на берегу, поэтому кажется, будто садимся на воду.

16:02. Мы в аэропорту Ханеда, еще минус час от московского времени. В Москве 10:00. Японская симка включилась сразу, удобно.
За несколько дней до поездки я оформила нам с дочкой QR-коды для быстрого прохода границы, это цифровой аналог карты приезда. Несмотря на длинную очередь, на все формальности уходит примерно 40 минут, из них минут десять мы шли от гейта к пограничникам. Когда оказываемся у багажных лент, я тут же вижу наш чемодан — его только что выгрузили на ленту.
16:45. Дальше начинаются сложности. Из чата «Болтовня о Японии» я знала, что в аэропорту хороший курс валют, подхожу к киоску — и вместо 146 иен за доллар вижу 143,7 и 20 человек в очереди. Проверяю на другом этаже: там меняют по еще меньшему курсу, так что, потеряв время, возвращаюсь и меняю тут. В Японии без проблем принимают старые доллары, поэтому я поменяла все древние купюры 1996 и 2003 годов.
В специальных автоматах мы с дочкой оформляем карты Welcome Suica для проезда по Японии — для этого нужно отсканировать паспорта. Они бесплатные, в отличие от обычных карт «Суйка», но действуют 28 дней. Кладу деньги на обе. Удобно, что ими также можно оплачивать покупки в круглосуточных магазинах и кафе.
17:41. Садимся на монорельс Tokyo Monorail и едем прямиком в отель до конечной станции Хамамацутё. Поездку оплачиваем картами Welcome Suica. Все цены на транспорт пишу за двоих. −1038 JPY (592 ₽)

На нужной нам станции сложная система путей разных поездов метро и монорельса. Нас подводят «Гугл-карты», которые обещали южный выход, а его нет. Отчаявшись найти нужный выход, веду нас в сторону южной башни Всемирного торгового центра: видела его на карте и запомнила, что путь оттуда намного короче, чем рекомендованный картами. Так и выходит.
18:20. Заселяемся в отель, все очень быстро и просто. Налог не взяли, номер для курящих не прокурен вообще, хотя пугали отзывы о таких комнатах в других гостиницах. Номер больше 20 метров, есть все, включая халаты, тапочки и расчески. Прекрасно.


Рядом с отелем — четыре разные линии метро и конечная монорельса из аэропорта Ханеда, куда мы прилетели. До всех интересующих нас локаций можно добраться без пересадок. Да, район Минато не так популярен у туристов, как Сибуя и Синдзюку, но и цены на проживание здесь намного ниже.
Дочь просит паузу на мытье головы и приход в себя. Я пока иду в круглосуточный магазин Family Mart за местной едой и напитками, в том числе холодным кофе. Еще нужна смывка для макияжа. −1929 JPY (1100 ₽)
19:30. Выходим и идем гулять в сторону башни «Токио Тауэр», по дороге находим в парке «Сиба» набирающую силу сакуру.



20:00. Мы у башни, решаем подняться на смотровую, раз все равно пришли. Я помню, что опытные путешественники не рекомендовали переплачивать почти втрое за подъем на 250 метров, решили обойтись 150-ю. Дочке, как подростку, скидка. −2700 JPY (1539 ₽)
Виды очень красивые, под каждым окном есть картинки с подписями, что находится снаружи и доступно для обозрения. Но для вечера буднего дня в Токио нет ни машин, ни людей по сравнению с Москвой.





Покупаем на память магнитик в виде башни, он будет висеть у свекров на холодильнике, мы не собираем. Дочка выбрала объемный брелок, а мы вместе — бутылку воды в виде башни. −1770 JPY (1009 ₽)
Внизу в другом круглосуточном магазине Lawson нашли необычный чокопай матча-тирамису и еще немного интересной еды и напитков. −1035 JPY (590 ₽)
21:25. Решаем закончить вечер в рекомендованной бургерной вагю «Шоган-бургер» с огромным рейтингом, но выясняется, что она работает до 21:30, поэтому просто едем домой.
22:00. Горизонтальное положение бесценно.



День третий, пятница
Траты за день: 32 009 JPY (18 245 ₽)
06:00. Доброе утро! Учтя опыт прошлогодней поездки в Корею, когда ложились рано и потом маялись с 04:00, мы постарались сразу перейти на график нормальных жаворонков. Поэтому просыпаемся, неспешно собираемся и едем изучать город.
07:30. Садимся в метро на станции «Тамати» салатовой линии. В Японии левостороннее движение, на эскалаторе почти везде, кроме, например, Осаки, нужно стоять слева, по тротуарам ходить — тоже. Привыкаем довольно быстро. −356 JPY (203 ₽)



08:00. Первая точка — район Сибуя. Именно здесь находится знаменитая статуя пса Хатико. Если бы она не была такой известной, мы могли бы вообще ее не заметить.
Еще тут расположен самый загруженный перекресток в мире — Shibuya Scramble Crossing. Но в 08:15 он выглядит обычно. Мы смотрим на него, попивая кофейный напиток с клубникой, сливками и прочими ингредиентами в «Старбаксе», откуда открывается отличный вид. Утром здесь много местных, которые в окно вообще не смотрят. Дочь берет какой-то тортик с сакурой, я — сэндвич с ветчиной и творожным сыром, сладкое не люблю. Платим «Суйкой». −2511 JPY (1431 ₽)







08:40. Выходим и гуляем до торгового центра Miyashita Park. Магазины нас не интересуют, зато на крыше здания бесплатный симпатичный парк. Смотрим, фотографируемся.
09:00. Дочь видит выставку, посвященную интересному ей аниме, но утром она еще закрыта. Еще ей нужно купить линзы и устроить небольшой шопинг, но пока рановато, поэтому решаем поехать в Готокудзи — храм котиков манеки-неко . Действительно, почему бы котикам не поклониться, хотя этого, конечно, там никто не требует.
Едем с пересадкой. В Токио вполне понятное метро, а вот в выходах можно заблудиться, особенно если они не подписаны. Но с пересадками проблем нет, везде находим указатели. −512 JPY (292 ₽)

09:30. Идем от станции «Готокудзи» к храму. Всего несколько километров от Сибуи, а какой контраст: сельская романтика и двухэтажные домики.
Особый шарм местности придают трамвайные рельсы. Когда идет трамвай, переезды закрывают шлагбаумами и звучит предупредительный сигнал: все, как у настоящих поездов. Мы такое любим, поэтому гуляем и смотрим по сторонам.





Перед поворотом к нужному храму замечаем справа обычный синтоистский храм, их в Токио много. Здесь нет людей, поэтому спокойно заходим на территорию, осматриваемся, стараемся не шуметь. Есть пруд с карпами и святилище. Внутрь храма не идем.
Наконец добираемся до котиков. На территории стоит обычный храм, но людей гораздо больше, чем в предыдущем, потому что место довольно известное. Вход бесплатный, но все покупают сувениры в виде манеки-неко разных размеров, ведь это самое подходящее место. Цены, правда, не слишком низкие, но это нас не останавливает — две небольшие фигурки полетят в Москву. −3000 JPY (1710 ₽)





Теперь можно и экспозицию осмотреть. На простых деревянных стеллажах стоят тысячи котиков разного размера. Отличаются цветом глаз, некоторые подписаны, но, вероятно, нерадивыми посетителями. Одной только расстановкой можно любоваться полчаса.
Мы тщательно осматриваем выставку, обсуждаем и решаем, что вот сюда, учитывая симпатичную местность, нужно обязательно съездить всем любителям котиков, если уж они добрались до Токио.





10:30. Катимся на трамвае к метро. Садимся, едем и выходим на станции «Синдзюку», линия прямая. −718 JPY (409 ₽)
По дороге к следующей точке забегаем в «Макдональдс». Это исследовательский интерес: я пробую еду этой сети во всех странах, где бываю, а дочка читала, что в Японии там вкусно. Так и есть. −1630 JPY (929 ₽)


Следующая остановка — бесплатная смотровая в мэрии Токио. Не знаю, что сподвигло их на этот жест доброй воли, но полностью одобряю. Очередь небольшая, движется быстро: 20 минут — и мы внутри. Лайфхак: смотровых две, в южной и северной башнях, где-то очередь может быть короче, так что проверяйте на месте.
11:50. Оказавшись наверху, делаем вывод, что на другие платные смотровые точно не пойдем. Виды отличные, легкая дымка не мешает обзору, места много, и людей не толпы. Сувениры довольно дорогие и бестолковые, ограничиваемся прикольным голубым коктейлем с мороженым. −900 JPY (513 ₽)





Теперь надо вернуться в Сибую на выставку аниме и шопинг. Проходим через парк «Синдзюку» — сакуры не видно — и садимся на автобус, который идет к выставке аниме в Сибуе. Рекомендую этот вид транспорта: можно ехать по улицам, где нет открытого метро, и смотреть по сторонам. −460 JPY (262 ₽)
13:00. Приезжаем на место, видим, что выставка платная, плюс это не самое крутое аниме в мире, решаем сэкономить и потратить эти деньги на шопинг.
В Сибуе много торговых центров, магазинов и, конечно, туристов. Но в целом нам везет. Сначала идем в распиаренный торговый центр Shibuya 109, но он производит странное впечатление. Магазинчики маленькие, подбор марок странный, народу довольно много. Предлагаю идти в отдельные магазины.
В H&M нам не особо нравится, а вот в GU немного отрываемся и покупаем пять симпатичных вещей. Это конкурент Uniqlo, но модели поинтереснее, а цены ниже. Еще и такс-фри прямо на месте оформляют. −11 137 JPY (6348 ₽)
14:00. Ноги уже слегка отваливаются, решаем ехать домой. Удобнее всего на автобусе. По пути к остановке толкаемся на том самом загруженном переходе. Днем количество людей нас впечатлило — не то что утром. −420 JPY (239 ₽)
15:00. Наконец-то мы дома, дочь просит пощады, точнее полежать в телефоне. Я, в принципе, не против, потому что основную часть программы на сегодня мы выполнили.
Пока она отдыхает, я отправляю чемодан в Киото сервисом Yamato Transportation, в простонародье «куронеко». Послезавтра он будет ждать нас прямо в отеле. Карточки для отправки лежат на каждом этаже, оформление на ресепшене занимает несколько минут. −2630 JPY (1499 ₽)

15:40. Захожу в магазин поблизости за продуктами. −1185 JPY (6750 ₽)
17:40. Выходим в музей иллюзий и проекций Teamlab Borderless — популярное место, рекомендованное друзьями. Билеты туда лучше покупать заранее с помощью иностранных карт, но у нас их нет, авось прокатит.
Не прокатывает: билетов на месте нет. Какой экономный день!
18:30. Заедаем горе в той самой бургерной, куда не попали вчера. Это лучший бургер с говядиной вагю в моей жизни. −4700 JPY (2679 ₽)

С едой, конечно, пока получается смешно. Ожидание: суши, рамен, якинику, окономияки. Реальность: «Старбакс» с видом на переход и «Макдональдс» из интереса. Местные блюда я покупаю в круглосуточных магазинах, но наверстаем обязательно. Кстати, заходим купить еды к завтрашней экскурсии и хотя бы что-то похожее на рамен. −1850 JPY (1055 ₽)
20:00. Дом, милый дом. Сижу в интернете, читаю книжку, дочь спит. Утром рано вставать.
День четвертый, суббота
Траты за день: 13 355 JPY (7612 ₽)
05:00. Вставать в 06:00, но не спится, хотя вчера было больше 30 тысяч шагов. Сегодня экскурсия к Фудзи на английском языке. Бужу дочку: скоро выходить. Я собираюсь быстро, она нет, поэтому важно, чтобы обе успели и вышли из дома в хорошем настроении.
07:00. Все по графику, опять едем со станции «Тамати», но чуть дальше — до «Синдзюку». −416 JPY (237 ₽)
08:00. С утра нужно выпить кофе и чего-нибудь съесть. Дочь уговаривает зайти в вездесущий «Старбакс», нравится ей, ну и ладно. Правда, манговый фраппучино оказывается смузи, но что ж — пьем, что дают. У дочки капучино и вафля, я опять беру сэндвич и все сильнее мечтаю о суши. −1887 JPY (1076 ₽)
08:30. Встречаемся с группой в намеченном месте, полный большой автобус. География, судя по чату с экскурсоводом, обширная: США, Малайзия, Великобритания, Италия, Германия, Чили, Гонконг, Аргентина, Австралия, Китай. Экскурсию проводят на китайском и английском, я давно забросила китайский, но кое-что понимаю.
Выезжаем чуть позже, чем планировали, и попадаем в субботнюю пробку. Задерживаемся на час, но нам некуда спешить.
10:00. В окне замаячила гора Фудзи. Фотографируем и ждем более близких планов, мы же к ней, по сути, и едем.


11:30. Приезжаем в святилище Хаконе. Здесь знаменитые ворота, тории, стоят прямо в воде. Очередь на фотографирование решаем не занимать, идем гулять по лесным дорожкам в округе. Находим еще несколько ворот и памятников.
Вообще Хаконе — горный парк с горячими источниками и фуникулерами. Еще там катают на пиратском корабле по озеру, но этот маршрут мы с дочкой оставили на следующий приезд. Нагулявшись, покупаем в кафе местное мороженое и забавный сладкий суп из красных бобов с рисовым пирожком внутри. Вкусно. −1250 JPY (713 ₽)







14:00. Следующая точка — магазин Lawson, удачно построенный перед горой, еще одна местная достопримечательность. Заодно и еды купить можно по обычной цене. Беру горячие шашлычки из курицы и говядины, выходит отличный обед. −1157 JPY (6590 ₽)
15:00. Дальше нас ждут парк и озеро Кавагути. Погода весь день радует, Фудзи прекрасно видно, мы все очень довольны. Хотя я не очень поняла, в чем прикол с Фудзи: ну гора и гора, всего 3766 метров. Но есть в ней какой-то магнетизм: чем дольше смотришь, тем больше нравится. В итоге покупаем мягкие игрушки в виде горы и бутылку с водой в форме горы. −2170 JPY (1237 ₽)








16:30. Последняя точка — деревня Фудзикавагутико и знаменитая улица, в конце которой как будто бы стоит понятно какая гора. Если бы не она, ничего интересного тут бы не было: обычные домики, магазинчики. Поднимаемся на смотровую с очередным храмом и воротами, сверху вид еще интереснее.
По пути к автобусу покупаем вкусную клубнику и сувенир в виде снежного шара с Фудзи. Это мой первый и последний опыт взаимодействия с популярными в Японии автоматами-гача — с игрушками или сувенирами, которые выпадают случайным образом. Мне попался наименее симпатичный вариант, да и собрать его мы так и не смогли. −900 JPY (513 ₽)







20:00. Выходим из автобуса в Токио, на станции «Синдзюку», наконец добрались. Поездка нам понравилась, самостоятельно там ездить довольно сложно. Правда, экскурсии как таковой не было, девушка в основном следила, чтобы никто не потерялся. Ну и ладно, главное — увидели все, что хотели.
Едем домой, слегка заплутав в метро, а все потому, что надо слушать «Гугл-карты», а не проявлять ненужную инициативу. −440 JPY (251 ₽)
21:00. Дочь говорит, что ляжет спать, а мой организм настойчиво требует суши. Поэтому еду ужинать одна. По дороге покупаю кружку «Старбакс» с Токио. Я их не собираю, но уж очень понравился дизайн. −2600 JPY (1482 ₽)
22:00. Я выбрала демократичный ресторан с конвейером сети Kura Sushi недалеко от станции «Синагава». Говорят, там не особо вкусно, но мне понравилось больше, чем почти везде в Москве.
Еще я одобряю подход к приватности: если человек пришел один, система сажает его на отдельное место вдоль длинного стола, с обеих сторон стенки от соседей. Чек с номером места выдает автомат, пересесть нельзя.



Заказывать можно со своего смартфона или с планшета над столом, соус и палочки уже стоят. Мимо на конвейере едут суши, но я предпочла заранее выбрать, что хочу съесть. Тарелки с моим заказом приносят на стойку чуть выше конвейера, очень удобно. Пустую посуду нужно отправлять в прорезь на столе.
После еды подзываю сотрудника — он закрывает счет. На выходе меня ждет бесконтактная оплата через автомат по чеку, который выдали на входе. −1250 JPY (713 ₽)
23:00. По дороге домой покупаю еду на утро и напитки. Возвращаюсь на метро. Немного общаюсь с друзьями в соцсетях, показываю им пару фоток и ложусь спать. −1285 JPY (732 ₽)
День пятый, воскресенье
Траты за день: 40 312 JPY (22 978 ₽)
05:40. Легла поздно, но просыпать световой день преступно. Просыпаюсь без будильника, хотя накануне опять находила 30 тысяч шагов. Дочь тоже проснулась, но спешить особо некуда, лениво собираемся.
08:00. Выписываемся из отеля, по дороге к метро завтракаем в «Макдональдсе», потому что там вкусный кофе. −1850 JPY (1055 ₽)
От уже родной станции Тамати едем в Иокогаму, машем Токио на прощание. −966 JPY (551 ₽)

09:00. Находим на станции свободную камеру хранения, оставляем вещи и идем гулять. −500 JPY (285 ₽)
В Иокогаме симпатичная набережная и парк «Ямасита». Здесь происходит действие нескольких аниме, но я ими не интересуюсь, просто смотрю по сторонам.





Сегодня в Иокогаме выставка собак, а мы никак не могли понять, откуда их столько. В очередной раз обсудили, почему не будем заводить собаку.
10:30. В китайском квартале очень много людей, решаем не ходить туда, а покататься на колесе обозрения Cosmo Clock 21. Но там большая очередь, поэтому меняем план на фуникулер. Там и виды получше. −2000 JPY (1140 ₽)




11:20. Забираем вещи из камеры хранения, попутно отмечая, что все ячейки заняты. Едем на станцию Син-Иокогама, чтобы сесть в синкансэн до Киото. −356 JPY (203 ₽)
11:50. Несмотря на то что поезда уходят каждые 5—7 минут, найти в воскресенье два места рядом проблематично. Ну что ж, уедем через 20 минут. Покупка билетов оказывается сложным квестом: почему-то автомат не дает выбрать места для двух человек сразу. Приходится очень быстро покупать второй билет рядом, в итоге все получается. Расходы на транспорт большие, но по крайней мере не надо будет ехать обратно. −27 400 JPY (15 618 ₽)
12:25. Покупаю в дорогу японский обед бенто и напитки. Проходим контроль перед выходом на платформу. У нас по два билета: за расстояние и место, их надо вставить в турникет вместе. Все оказалось просто, главное — потом забрать. −1362 JPY (7760 ₽)
12:28. Выезжаем. У нас тройное сиденье, у окна сидит молодой японец, едва поезд трогается — достает бенто и начинает есть. Я тоже.
Поезд мчит быстро, в отличие от «Сапсана» нигде не пишут скорость, но километров 250 на некоторых участках делает. Смотрю в окно, уже не удивляюсь, как близко стоят домики к путям и друг к другу.


14:20. Почти 350 километров позади, выходим из поезда на станции Киото и попадаем в адскую толпу. Карты подсказывают, что надо искать Hachijo Exit, до которого минут десять. С ними лучше не спорить. Мы с рюкзаками, практически налегке, так что идем спокойно и смотрим по сторонам. Киото по сравнению с Токио — деревня деревней.
14:40. А вот и наш отель, выглядит симпатично. С бронью все в порядке, чемодан наш тоже доехал. А дальше случается небольшое недопонимание. Нужно уплатить местный налог, но у меня купюра только 10 тысяч иен. Рядом есть автомат для размена, но он выдает только тысячные банкноты, поэтому одну из них мне меняют на монетки на ресепшене. Радуясь, что разобрались, уплачиваю налог. −1200 JPY (0 ₽)
Заходим в номер — стучат. Парень с ресепшена говорит, что я случайно взяла у него лишнюю тысячу иен, проверяю — и правда. Извиняюсь, отдаю. За неудобства он мне дает два купона на завтрак по 1800 JPY (1026 ₽) каждый. Очень приятно, надо сказать, хотя вина не его.

Дочь решает немного отдохнуть в номере, а я иду на станцию Киото получать проездные, купленные еще в Москве. На сайте перевозчика написано, что забрать их можно, отсканировав QR-код и паспорт в зеленом автомате.
15:30. Я на станции, вижу только желтые и голубые автоматы, а также огромную очередь в кассы перевозчика JR. Вздыхаю, встаю в конец.
16:00. Ура, я дождалась своей очереди. Девушка смотрит на мою бумажку и говорит, что мне нужно подняться выше к автоматам JR West, а они — JR East. Жаль, этого нигде снаружи не написано, но урок усвоен: сказано искать зеленый автомат, не ищи подвоха, а ищи его.
Благополучно нахожу искомое, очереди почти нет. Приходится немного потупить в поисках сканера для паспортов, он оказался справа от автомата. И вот два проездных у меня.
Следующая задача — купить билеты на синкансэн на 26 марта по маршруту Осака — Хиросима. Единственное неудобство моего проездного в том, что я не могу по нему бесплатно сесть в этот поезд прямо в Киото. Зато могу бесплатно доехать до станции Син-Осака и сесть там. В общем, выбираю опять самый быстрый поезд Nozomi — и к своей удаче уже во втором по счету нахожу места у окна.
Процесс покупки с проездным не слишком очевиден: его нужно вставить в автомат и потом выбирать место в поезде. Зато выясняется, что можно вставить два проездных подряд. Видимо, так стоило поступить в Иокогаме с карточками. Буду знать. Через минуту билеты у меня, осталось успеть добраться до станции к нужному времени. По дороге в отель захожу в магазин. −1300 JPY (741 ₽)
16:30. Прихожу домой, беру дочь, и идем искать автобусную остановку. Многие интересные места закрываются рано, но гулять нам никто не запретит.



16:45. Садимся в нужный автобус № 202, едем. В Токио мы заходили в первую дверь, оплачивали проезд и выходили из второй, здесь все наоборот и оплата при выходе. Карты «Суйка» работают по всей стране, как и обещалось, а наши проездные действуют только на поезда и автобусы JR в регионе от Киото до Фукуоки. −460 JPY (262 ₽)
17:15. Выходим на остановке «Нигасияма Ясуи». Я уже привыкла строить маршруты прямо от отеля до нужной точки — тогда все понятно и легко.
Наш путь лежит по знаменитой прогулочной улице Sannenzaka мимо необычного «Старбакса» в традиционном японском стиле. Уже почти стемнело, людей немного, проникаемся атмосферой… И проходим мимо кофейни, потому что она сливается с остальными деревянными домиками на улице. Консультируюсь с картой, возвращаемся, заходим. Внутри малолюдно, заказываем кофе и десерт у стойки на первом этаже, а столики есть наверху. −1120 JPY (638 ₽)






18:00. Поднимаемся по улице дальше. Я знаю, что поблизости находится красивый храм Киемидзу-дэра, он уже закрыт, но внутрь нам и не надо. Подходим, смотрим. Он, конечно, масштабен, да еще и стоит на холме, выглядит завораживающе. Потом по пустой улице выходим обратно к остановке и садимся в автобус. −460 JPY (262 ₽)
По дороге домой покупаем еще еды и напитков. Больше сил ни на что нет, отдыхаем в номере до утра. −1338 JPY (763 ₽)



День шестой, понедельник
Траты за день: 20 168 JPY (11 496 ₽)
07:00. Кто рано встает, тот успевает посмотреть интересные места без толпы. Сегодня на повестке дня Фусими Инари — святилище с тысячами оранжевых ворот, которыми уставлен проход на гору Инари. Там всегда много людей, но днем особенно — лучше ехать пораньше. Быстро выйти не получается: решаем позавтракать в отеле с помощью полученных вчера купонов.
07:30. Завтрак — изящная комбинация Азии и Европы. Есть вареные яйца, омлет, яичница, скрэмбл, сосиски, бекон, ветчина — хорошо, что здесь едят свинину. И местные блюда вроде мисо-супа, лапши с добавками, сукияки — кусочков мяса, обжаренных с тофу и специями. Пробую всего понемногу, запиваю ферментированным мандариновым соком и кофе. Комбучу люблю с детства и даже написала ест-драйв со сравнением разных вкусов, а вот дочери не понравилось.


08:30. Выходим из отеля в сторону станции Киото, по дороге покупаем напитки на подъем. Нам нужна местная электричка по линии Нара. Ближайшая уходит в 08:55, за пять минут до отправления она уже довольно сильно забита. Ну ничего, ехать всего несколько минут. Проезд оплачиваем полученными вчера проездными: удобно, что он как будто бесплатный. −352 JPY (0 ₽)
09:05. Выходим на станции Инари с огромной толпой туристов. Расстраиваемся и решаем начать подъем побыстрее, потому что до вершины добираются немногие. Пропускаем сувенирные магазины и продажу культовых вещей вроде табличек для желаний, чтобы написать свое и повесить в специальном месте, идем через ворота. Очень красиво, но вид портят люди.







09:20. В довольно плотной толпе доходим до первой остановки, тут тоже магазины и туалеты. И если вы дочитали дневник до этого момента, получите награду — подсказку, как найти секретный бамбуковый лес, который растет рядом с Фусими Инари.
Обычно большинство туристов стремится в другой бамбуковый лес — в районе Арасияма, именно он указан во всех путеводителях. Мы всю поездку стараемся избежать толп, и в целом это удается. Так что вместо дальнейшего подъема спускаемся направо к туалетам и проходим по дорожке дальше.
09:25. И вот мы в бамбуковом лесу, где нет ни-ко-го. Здесь не слышно разговоров туристов, зато поют птицы. Справа видны грядки — редкость на нашем пути — и несколько цветущих сакур. Здесь живут люди, поэтому ведем себя тихо и молча смотрим по сторонам.










Проходим по тропе, упираемся в домики и бамбуковый шлагбаум. Намек понят — возвращаемся на основную дорогу для подъема.
10:00. На очередной остановке написано, что до вершины еще 40 минут. Зная, что расстояния в минутах часто оценивают пессимистично, мы решаем, что 40 минут — это примерно 25. Но нет.
10:30. По дороге в магазинчике у милой пожилой женщины покупаем сувениры: я беру брелок с воротами, родителям — магнитик с ними же, а дочь выпросила плюшевую лисичку с маской за бешеные деньги. Ну что ж, зато больше нигде не купить. −5000 JPY (2850 ₽)


10:50. Поднялись! Очередное святилище, осматриваем его бегло и по другой дороге начинаем спуск. Всегда приятно смотреть на тех, кто поднимается, когда ты там уже был.
Теперь видны надписи на каждых воротах, их пишут по просьбе тех, кто оплачивает установку, обычно это название или имя и дата установки. Деревянные тории стоят около 20 лет, потом их меняют на новые. Почти все надписи — на японском.
11:20. Удача внезапно меня оставляет, и на последних метрах спуска, на совершенно ровном месте я спотыкаюсь о воздух и падаю на асфальт. Окружающие обеспокоены, но я вполне в норме, только разбила локоть, колено и палец. Заживут, идем дальше. По дороге покупаем предсказания на английском, спрятанные внутри маленьких белых фигурок котиков. Нужно загадать желание и открыть, так что содержание пусть останется тайной. −1000 JPY (0 ₽)
11:30. Следующая точка маршрута — сад камней «Рёан-дзи», в детстве у меня была книга о нем. До станции Киото добираемся на электричке, там находим автобусный терминал. Нужная остановка крупно подписана, не ошибешься. Автобус принадлежит железнодорожной компании Japan Railways, поэтому проездной работает и здесь — водитель кивает, когда показываю.

12:30. Доезжаем до сада камней, вход платный, школьникам небольшая скидка. Место хорошо разрекламированное, но, на мой взгляд, переоцененное. Его особенность в том, что якобы нельзя из одной точки увидеть все 15 камней одновременно, а такая точка есть. Ну ладно, тут красиво и сад интересный. Жаль, сакура только зацветает. −1100 JPY (627 ₽)
Здесь же заходим в кафе «Нанохана» с японской едой. Делаем заказ через автомат по номеру блюда, талончики после оплаты отдаем официантке — удобно. К обоим блюдам подают бесплатную воду и зеленый чай, еда очень вкусная. −1500 JPY (855 ₽)









14:00. Добираемся домой, по дороге покупаем лапшу и напитки по «Суйке». −1162 JPY (662 ₽)
Теперь мне нужно опять отправить чемодан, чтобы не таскаться с ним по стране. Пусть ждет нас в Фукуоке перед вылетом. Отправка в аэропорт стоит дороже обычной, но удобство бесценно. На ресепшене к просьбе относятся без удивления: они привыкли. В благодарность дарю девушке матрешку, специально привезенную из Москвы, ей очень нравится, потом они всем ресепшеном ее разбирают и смеются. −3290 JPY (1875 ₽)
17:00. Немного отдохнув, отправляемся на шопинг, благо торговый центр Aeon Mall напротив отеля. Наконец-то находим там линзы для дочки, пробегаем по Daiso — местному аналогу «Фикс-прайса» — и пробуем мороженое «Баскин Роббинс» со вкусом сакуры. Ну вишневое и вишневое, ничего особенного. −6764 JPY (3855 ₽)
20:00. В онсен опять не пошла, но обещаю себе сходить завтра. Изучаю фотки, делюсь впечатлениями с друзьями и ложусь спать.
День седьмой, вторник
Траты за день: 23 862 JPY (13 601 ₽)
06:00. Опять ранняя пташка на связи. Бужу дочь, собираемся, едем.
09:00. В первой половине дня едем в Кобе, куда добираемся по проездному. Цель поездки — зоопарк Kobe Animal Kingdom. Там же и обедаем. −7050 JPY (4019 ₽)
13:00. После этого едем в Осаку. Было бы странно не посетить второй по величине город в Японии, к тому же у нас есть план покататься на традиционной японской лодке.
Осака оказалась шумной, людей везде много, а центральные туристические улицы выглядят как огромный рынок с магазинами и кафе. Доезжаем на метро до района Намба и идем по улице Дотонбори. −480 JPY (2740 ₽)





У меня был план прогулки, но толкаться в толпе не хотелось, поэтому проводим время в кафе и постепенно двигаемся в сторону причала.
Пытаемся попасть в рекомендованную раменную «Ичиран», но безуспешно: в ней очереди. Тогда находим очень стильную кофейню, заказываем там клубничный торт и необычные черные кофейные напитки. −2250 JPY (1283 ₽)

15:30. Пробую зайти в кафе с суши-конвейером, но не могу найти в него вход, поэтому идем в другое место — «Генрокудзуси». Там очень вкусно, а по ленте приезжают абсолютно все блюда. Дочь не любит рыбу, но курица в кляре тут тоже есть. −1990 JPY (1134 ₽)
Идти по улице в виде рынка опасно для кошелька, но совершенно необходимо сравнить маску для волос с маркетплейса и ее оригинал из Японии. −712 JPY (406 ₽)


До речной прогулки остается все меньше времени, поэтому идем к причалу. Лодка уже стоит, но мы успеваем выпить кофе с видом на канал. −700 JPY (399 ₽)
17:10. В лодку помещается до десяти пассажиров, но нам очень везет: только мы и семейная пара из Лондона. Садимся на плед, расстеленный на дне лодки, за низкий деревянный стол, перебрасываемся дежурными фразами и отплываем. Прогулка стоит в несколько раз дороже обычного туристического катания на кораблике, но денег на это вообще не жалко. −9000 JPY (5130 ₽)
Капитан корабля когда-то был в Сочи на турнире по самбо, поэтому проникается к нам приязнью. Наш тур длится час вместо 50 минут, мы проплываем более длинным маршрутом, чем указано на сайте, изучаем мосты и здания на берегу. Иногда кажется, что мы в Питере, но там нет сакур по берегам каналов. Жаль, деревья еще не цветут, но одно мы нашли.









У причала собирается большая толпа: скоро начнется световое шоу, посвященное выставке «Осака-экспо». Она открывается в апреле и продлится до октября. Но мы решаем обойтись без шоу и едем домой.
18:30. За метро до станции «Осака» нужно заплатить, а в Киото едем по проездным. −380 JPY (217 ₽)
На станции подхожу к автоматам и бронирую места в синкансэне на завтрашнюю поездку из Хиросимы до Фукуоки. Это второй большой переезд за день, но по-другому не получается. По дороге домой покупаем еду и напитки в магазине. Здесь продается столько интересной лапши, горячих снеков, десертов, что хочется попробовать все. −1300 JPY (741 ₽)
19:30. Я собиралась сходить в онсен, так что запрещаю себе ложиться и читать. Надеваю специальную пижаму, которую выдали при заселении, беру полотенце, иду. По правилам там все раздеваются догола. Сначала нужно принять душ на специальном стульчике, но можно и стоя. Выполняю все манипуляции, захожу в помещение, сажусь в горячий бассейн. Хватает меня на пару минут, потом сидеть надоедает. Выхожу, одеваюсь, иду в номер. Я и баню-то не люблю, поэтому понимаю, почему не зашел японский вариант.
День восьмой, среда
Траты за день: 8490 JPY (4839 ₽)
06:00. Кажется, становлюсь жаворонком, а график жизни полностью противоположен Москве. Дочь еще спит, но в 09:02 нам предстоит сесть в синкансэн на станции Син-Осака, а до нее еще нужно доехать, поэтому бужу недовольного туриста и собираемся.
07:30. Выписываемся из отеля, идем к станции. Успеваем на более ранний поезд, чем я планировала, людей не очень много, ехать удобно.
08:30. Мы на Син-Осаке, спокойно ждем поезда, который уходит с 22-й платформы, по факту это номер пути. Главное — не сесть в другой: в Японии четкое расписание и указания, где находится вход в нужный вагон. В синкансэне их всегда 8 или 16, обычно пара вагонов без указания мест, там билеты чуть дешевле, но можно ехать и стоя. Не рискуем, берем билеты с местами, тем более что по нашему проездному это возможно без доплаты.

09:02. Отъезжаем на поезде Nozomi, у него несколько остановок по пути, но мчит очень быстро. Уже почти не удивляюсь, как живут люди, чьи дома находятся в метре от путей.
10:27. Мы в Хиросиме, погода продолжает радовать: в каждой локации около +20 °С и ни капли дождя. Знаю, что на станции бывают загружены все камеры хранения, но нам везет. Три часа стоят 400 JPY (228 ₽), у нас будет больше, но оплата при забирании вещей.
Сначала решаем поехать на остров Миядзима: там стоят красивые ворота на воде, а по улицам разгуливают олени. По нашему проездному почти весь путь бесплатный, только берут небольшой налог за паром. Поездка занимает 10 минут. −200 JPY (114 ₽)


На острове действительно очень красиво, деревья уже зеленые, много лавочек с едой и магазинчиков. Люди мочат ноги в проливе, мы с трудом удерживаемся от этого.
Олени ходят по улицам и лежат везде, выпрашивают еду и могут даже вырвать из рук. Заходим в кофейню с красивым видом, потом пробуем местный запеченный хлеб с устрицами. Вкус интересный, но вряд ли я купила его еще раз. −2310 JPY (1317 ₽)





12:30. Долго рассиживаться некогда, садимся на обратный паром. От пристани едем в центр города за тем, что мы еще хотели посмотреть. Туда идет прямой, но очень медленный трамвай, зато видим, как живут люди, как они отстроили город заново. −480 JPY (274 ₽)
13:40. Выходим возле Atomic Bomb Dome — известного здания, почти полностью разрушенного бомбой. Посреди цветущего и полного жизни города оно производит гнетущее впечатление. Проходим мимо памятников жертвам взрыва, наша цель — мемориальный музей. −300 JPY (171 ₽)
Внутри несколько залов с фотографиями, видеороликами, предметами, которые пострадали при атомных бомбардировках в августе 1945. Надписи на японском и английском бесстрастно сообщают, что сейчас в аудиогиде вы услышите, как мать просит ребенка открыть глаза, а мужчина кричит, что ничего не видит и не может встать.
Тут я подумала, что не зря не люблю аудиогиды: обстановка в музее настолько печальная, что слезы наворачиваются на глаза и без звукового сопровождения. Посетителей довольно много, всхлипы слышны со всех сторон. Если планируете посетить этот музей, рассчитывайте моральные силы: мы с дочкой не слишком сентиментальны, но на последний зал нас не хватило. В сувенирный магазин тоже не потянуло.









15:00. По дороге заходим в магазин и покупаем еду на вечер: возле нашего последнего отеля, а точнее рекана, магазина нет, бегать по району тоже не хочется. К станции едем на трамвае. −2590 JPY (1476 ₽)
Локер находим не сразу: мы уезжали на местной электричке, а приехали с другой стороны. Заодно выяснили, что камер хранения на станции много. −800 JPY (456 ₽)
16:03. Садимся в поезд до станции Хаката — так называется вокзал Фукуоки. Это остров Кюсю, немного другая, деревенская Япония, что заметно даже в мелочах.


17:09. В Фукуоке решаем сразу ехать в рекан в Чикусино. Город, конечно, интересный, но впечатления от осмотра достопримечательностей уже выливаются через крышечку, да и после Хиросимы не очень хочется еще что-то изучать. Смотрю по карте, что в 17:20 с шестого пути уходит быстрая электричка в нужном направлении. У нас 11-й путь, что тут сложного.
17:22. Не попался нам шестой путь на глаза сразу, зато прошлись по вокзалу. Теперь надо попробовать уехать на более медленной электричке в 17:33, благо путь уже нашли. Мы первые в очереди на посадку, тут все соблюдают правила. Проездной здесь не действует, на транспортных картах денег почти нет и пополнять уже нет смысла. Покупаем разовые билеты. −560 JPY (319 ₽)
17:33. И где она?
17:38. Приезжает наконец, причем сначала стоит перед платформой, потом еще несколько минут с открытыми дверями. Мы успеваем сесть и никуда не торопимся. Видим, что больше туристов в вагоне нет — только уставшие после работы японцы, стремящиеся попасть домой. По пути читаю на картах уведомление о задержке поездов из-за технических проверок.
18:10. Выходим на конечной станции Фуцугаитё. Повезло, что дальше поезд не идет: не заблудимся. Маленькие станции во многом похожи на российские, только турникеты выглядят иначе.
Сразу же у платформы на нас выпрыгивает цветущая сакура, потом видим явно древние ворота прямо посреди улицы. Домики в городке Чикусино очень милые, и места между ними чуть больше, чем в Токио или Киото. Ощущение, что приехали в деревню, не покидает.




18:20. А вот и наш рекан — приметное четырехэтажное здание. Он явно не новый, на полу ковролин, повсюду деревянные скульптуры. Никто здесь не говорит по-английски, но это и не нужно: понимаем друг друга без слов. Получаем ключ, заходим в номер.
18:25. И я еще сомневалась, стоит ли менять номер в отеле на традиционный японский! Восхищенно осматриваем каждый уголок. Знаю, что постели здесь приходят застилать сотрудники, но пока никого нет.


В шкафу нахожу юкаты — упрощенные варианты кимоно. Переодеваюсь, обуваю традиционные тапочки, иду в онсен. Тут их два, заглядываю в каждый, хватает меня опять ненадолго, но в нижнем еще и очень красиво: окно выходит на японский сад. Как и в Киото, в онсене никого нет, кроме меня.
19:30. Возвращаюсь в номер, а дочь говорит, что приходили сотрудники и она через онлайн-переводчик объяснила, что застилать футоны не нужно. Я, конечно, хотела посмотреть, как это выглядит, но ладно уж. Достаю себе матрас, застилаю постель, потом иду на первый этаж в сувенирный магазинчик. Покупаю там местное печенье с клубникой и набор лапши, чтобы приготовить в Москве. −1250 JPY (713 ₽)
День девятый, четверг
Траты за день: 6460 JPY (3682 ₽)
06:30. И опять просыпаюсь рано, фотографирую вид из окна.
Завтрак до 09:00, надо успеть. Дочь не торопится, но в конце концов идем.
08:30. Традиционный японский завтрак: суп мисо, тофу, ферментированные овощи, маринованные орехи, рыба, рис. Я пробую всего понемногу, дочь сосредотачивается на рисе и десертах. В зале все, кроме нас, японцы.



09:00. Выписываемся из отеля, дарю им вторую матрешку, уплачиваю налог. −700 JPY (399 ₽)
Выходим. Гугл обещает, что здесь ходит автобус в аэропорт. Наверху гудит трасса, но остановка вроде бы на проселочной дороге внизу. С лестницы на эстакаду свешивается японец и кричит нам, что нужно подняться наверх. Спасибо ему большое, мы бы точно не сразу догадались.
09:22. Подходит время нашего автобуса по расписанию, но проехали два других. Наконец через 15 минут приезжает наш, а то я уж думала ехать на другом до станции Хаката и оттуда уже в аэропорт. −1160 JPY (661 ₽)
10:15. Приезжаем в международный терминал. Нужно найти стойку Yamato Transportation и забрать чемодан, регистрация откроется только в 12:10. Багаж успешно доехал и ждет меня. Забираю, везу туда, где сидит дочь, открываем его и кладем все ненужные вещи. Он сразу полетит в Москву.
12:10. Сдаем чемодан, проходим досмотр, границу и выходим к гейтам. Покупаем еду и напитки в самолет. −700 JPY (399 ₽)
На оставшиеся деньги выбираю сувениры: кружки, палочки для еды, необычные десерты. −3900 JPY (2223 ₽)
14:10. Вылетаем в Китай. По дороге будет техническая остановка в Даляне, там же дадут разрешение на транзит. В самолете кормят вкусной китайской едой.
14:40. Прилетаем в Далянь, там на час меньше времени, выходим из самолета. Заполнение бумажек на транзит занимает пару минут, проходим к гейту.
16:00. Вылетаем наконец в Пекин.
17:30. Садимся в столичном аэропорту Шоуду, мы в нем уже были неделю назад. Нас везут в другой терминал на автобусе. Находим стойку нашей авиакомпании, подтверждаем отель и ждем автобуса к нему.
18:00. Автобус на месте, едем минут десять. Отель симпатичный, нам зачем-то дают два номера, но в каждом по две кровати, так что заселяемся в один.

18:30. В холле стоят автоматы с едой и напитками, а у меня есть деньги на WeChat Pay. Но платеж не проходит. С помощью техподдержки выясняю, что мне присвоен платежный рейтинг, это отдельная функция и иногда она нужна для оплаты. Мой рейтинг небольшой, так что остаюсь без ужина. Жалею, что не взяла карту UnionPay, но теперь уже неважно.
У меня был план утром выписаться пораньше и поехать в центр Пекина — хоть посмотреть на него. Но теперь непонятно, смогу ли купить билеты на метро и оплатить еду в кафе. Решаем остаться в отеле.
День десятый, пятница
Траты за день: 279 ¥ (3094 ₽), 1500 ₽
06:30. И опять не спится.
08:00. Завтракаем в отеле, он входит в проживание. Кормят вкусно, с упором на китайские блюда, но есть яичница, каша и даже арбуз.
11:00. Едем на отельном автобусе в аэропорт.
11:40. Все формальности пройдены, идем к гейту, обнаруживаем там «Старбакс». Платеж внезапно проходит, поэтому радостно спускаю деньги на кофе, бутерброды и кружку с надписью China. −279 ¥ (3094 ₽)

13:45. Вылетаем в Москву. В самолете неплохо кормят, дописываю дневник.
16:40. Прилетели. Плачем в такси. −1500 ₽
Послесловие
Вывод из поездки краток: рекомендую. Сейчас в Японию попасть легко и относительно недорого, интересных мест там хватит на много поездок. Возможно, я бы добавила к нашей еще день в Токио за счет Иокогамы, но и так получилось посмотреть практически все, что планировала.
Мы надеялись застать начало цветения сакуры, но ближе к началу поездки прогнозы слегка изменились и сдвинулись на более позднее время. В итоге мы почти не видели сакуру, ради которой все приезжают, зато видели другие цветущие сорта сакур и слив — и не менее красивые. Кроме того, во время поездки нас сопровождала прекрасная погода, а потом туристы жаловались на холод и дожди. В общем, мы остались довольны.
Япония — прекрасная, безопасная страна. Легко разобраться с жильем, транспортом и едой, нет смысла переплачивать за организованный тур. Думаю, я еще туда поеду через год-другой, и дочери тоже там очень понравилось.
Недорогой чемодан с честью выдержал кучу перелетов и переездов. С местной сим-картой мы бы потратили немного меньше денег на интернет, зато не пришлось искать точки продаж и покупать новую, если бы закончился трафик. Проездной Setouchi Area Pass оказался выгодным. Если бы ездили по региону дольше, сэкономили бы еще больше. В общем, я довольна уровнем подготовки, почти нигде не столкнулись с проблемами.
Траты на поездку в Японию на двоих в 2025 году — 199 149 ₽, 153 128 JPY (87 283 ₽) и 290 ¥ (3216 ₽)
Авиабилеты | 110 200 ₽ |
Транспорт | 25 453 ₽ и 38 034 JPY (21 679 ₽) |
Жилье | 45 402 ₽ |
Кафе и рестораны | 29 048 JPY (16 557 ₽) |
Сувениры | 21 090 JPY (12 021 ₽) |
Еда в супермаркетах | 19 095 JPY (10 884 ₽) |
Шопинг | 11 137 JPY (6348 ₽) |
Входные билеты и фуникулер | 10 500 JPY (5985 ₽) |
Сим-карты | 6 094 ₽ |
Экскурсия на Фудзи | 5 200 ₽ |
Аренда лодки в Осаке | 9000 JPY (5130 ₽) |
Пересылка багажа и камеры хранения | 7220 JPY (4115 ₽) |
Бытовые расходы | 6104 JPY (34 797 ₽) |
Расходы в Пекине | 290 ¥ (3216 ₽) |
Такси в аэропорт и из него | 2 850 ₽ |
Тариф Premium со страховкой | 1 990 ₽ |
Еда в Шереметьеве | 1 360 ₽ |
Налоги в отелях | 1900 JPY (1083 ₽) |
Фото на документы | 600 ₽ |
Траты на поездку в Японию на двоих в 2025 году — 199 149 ₽, 153 128 JPY (87 283 ₽) и 290 ¥ (3216 ₽)
Авиабилеты | 110 200 ₽ |
Транспорт | 25 453 ₽ и 38 034 JPY (21 679 ₽) |
Жилье | 45 402 ₽ |
Кафе и рестораны | 29 048 JPY (16 557 ₽) |
Сувениры | 21 090 JPY (12 021 ₽) |
Еда в супермаркетах | 19 095 JPY (10 884 ₽) |
Шопинг | 11 137 JPY (6348 ₽) |
Входные билеты и фуникулер | 10 500 JPY (5985 ₽) |
Сим-карты | 6 094 ₽ |
Экскурсия на Фудзи | 5 200 ₽ |
Аренда лодки в Осаке | 9000 JPY (5130 ₽) |
Пересылка багажа и камеры хранения | 7220 JPY (4115 ₽) |
Бытовые расходы | 6104 JPY (34 797 ₽) |
Расходы в Пекине | 290 JPY (3216 ₽) |
Такси в аэропорт и из него | 2 850 ₽ |
Тариф Premium со страховкой | 1 990 ₽ |
Еда в Шереметьеве | 1 360 ₽ |
Налоги в отелях | 1900 JPY (1083 ₽) |
Фото на документы | 600 ₽ |