Тревога родителя: переживаю о том, что происходит с современной школой

46

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Начну с того, что мой ребёнок учится в данный момент в 5м классе обычной средней школы. Ну сейчас она стала гордо называться "образовательный центр". И профиль класса уже есть: естественнонаучный. И есть предмет "Астрономия", не зачёт, а оценка в аттестат, целых 2 часа в неделю. Профильная биология всего 35 минут в неделю, а тут — 2 полноценных урока.

Сразу с сентября родители заметили, что детям очень странно выдаётся материал. Учитель практически ничего не объясняла. Сама однажды забыла сколько у нас планет Солнечной системы. Давались ссылки на просмотр научных фильмов, которые и взрослым не всем будут понятны.

Однажды детям, считай, только вышедшим из начальной школы, было задание на дом написать определение таких понятий как эксцентриситет, рефракция, элонгация, абберация, либрация и тп, всего 69 терминов. Когда родители задали вопрос администрации, к чему это все, учитель прореагировала в класс: "Ой, ну что ж такое, что за проблема, у вас что, гугла нет? Тут работы на час".

По сей день весь урок дети часто смотрят фильмы неизвестного содержания с ютуба или рутуба, с включением рекламных роликов по 2-3 раза за урок. Бывали, правда, и Смешарики.

Учебника нет. В разговоре администрация пояснила, что это пропидевтический курс. Не основная программа, а часть, "формируемая участниками образовательных отношений", и по нему школа не обязана давать учебник, его и нет в природе для 5го класса, и учитель вправе выбирать сам источники информации. И вообще у этого курса нет цели дать знания, а цель только познакомить с предметом. И все, конечно же, дается в рамках ФГОС и ютубы, и пр фильмы.

Были запрошены поурочные планы с темами и источниками информации, которые использует учитель, тк изучить что-то самостоятельно ребёнок, пропустивший "просмотр кино", лишён возможности. Хотя, если честно, и присутствие на уроке ничего не меняет. Ничего не предоставили.

И вообще, сказала школа, учитель не обязан предоставлять, по каким материалам и как он учит. Школа выдала план тем для внеурочной деятельности "Астрономия" для 6-9 классов. И даже по нему видно, что в нашем классе даётся материал, недоступный к освоению пятиклассниками, например, в тематике 8-го класса.

Ну а лично мне сказали, что у моего ребёнка же 5, а что мне ещё надо? Зачем мне источники, если материал не спрашивают? Не перегружайте ребёнка, мне сказали. Плюс я могу перевести по данному предмету ребёнка на заочное, если меня что-то не устраивает.

А у меня возник встречный вопрос: а зачем дети присутствуют 2 часа в неделю на данном предмете, если они все равно ничего не понимают и, надо сказать, многие начинают беситься и нарушать дисциплину, так что и оставшимся ничего неслышно. И дети, кстати, переживают, когда идут проверочные. Я своему ребёнку не понимаю, что должна сказать: это формальность, не бери в голову, просиди урок, сдай пустой лист и забудь?

Данный учитель "ведёт" у нашего класса и географию. В кавычках, потому что обычно дети самостоятельно читают на уроке параграф — учебник есть — и отвечают на вопросы в конце. Учитель сидит в телефоне, иногда в наушниках и с кружкой в руке. Очевидно, что учу географии дома сама. Учитель искренне удивлялась, почему почти весь класс написал контрольную на 2 и 3 и потом сидел переписывал.

В связи с чем я и хотела бы обратиться к более опытным родителям, как вы бы отнеслись к подобному положению вещей или, может, даже сталкивались с подобным? Не стали бы разбираться или бы потребовали пояснений выше? С учётом того что, возможно, этот учитель будет до 9го класса. Будет ли астрономия в следующем году и дальше, даже школа сказать сейчас не может, учебный план переписывается каждый год.

Также хочу спросить и работников сферы образования. Что это за странное явление вдруг такое? Школа теперь не ставит задачу дать знания, а накидывает часы, сильно себя не утруждая? Или для чего этот фарс под названием "Астрономия" в 5м классе? Не секрет, что многие дети достаточно загружены, чтобы так проводить время, отведенное на получение знаний.

Имеет ли право учитель использовать для обучения детей электронные ресурсы из свободного доступа, не рекомендованные МО, не предоставляя ссылки на них по запросу родителям, когда даже учебники, насколько мне известно, проходят сертификацию (или как это называется) и не по каждому ещё учитель может учить.

Буду благодарна за любое мнение или личный опыт коммуникации с нашей системой образования по части качества оказываемых услуг.

  • AnnaВы же в профильный класс ребенка отдали, школе надо как-то профиль оправдывать. Отсюда астрономия в 5 классе. Вероятно, учителю географии эту астрономию администрация на голову поставила, учит как может. Красивые слова, по факту профанация. Такие вещи хорошо заранее выяснять, обычно говорят, чем отличается профиль, кто будет вести и все заранее более-менее понятно.9
  • bookishaНе знаю там что про не каждый учитель может учить, знаю, что в регионах зарплаты 18-20 тыс рублей и берут буквально любого, кто согласен и с высшим образованием. Согласны то вообще не все))) У меня лингвистическое педагогическое, на заре карьеры (в 2021 году) наивно пошла уточнять что там с вакансиями учителя английского языка в школе. До этого работала в частном языковом центре, платили 500 р за 45 минут урока. В школе предложили 18 тыс, если, цитирую: «Будет очень стараться». Астраханская область. Так что да, ответ на ваш вопрос — что-то абсолютно точно не так с нашей системой образования.16
  • Annabookisha, да уж, активные, способные и талантливые в школе не задерживаются. Поработают чуть и уходят в репетиторы. Так что ждать талантливого астронома с проработанной программой и захватывающими материалами строго по ФГОС (это уже оксюморон) не приходится.8
  • любовь злаМне страшно за будущее детей при таком подходе к образованию13
  • ВеленаПереведите на заочное, водите ребенка в планетарий, там объяснять по-человечески в сто тыщ раз лучше. Просиживать часы не надо) И по географии на заочное переводите, с такими учителями и врагов не надо. У нас было похожее.7
  • Ина ЯяAnna, у нас в школе только профильные классы: математика, медиа, росгвардия, соц-экономический и естественнонаучный. Выбрали "е". Предсказать, что будет в учебном плане в будущем году у нас невозможно. Программу на 6й класс нам дать не могут и сейчас, и даже ответить, будет ли астрономия в расписании и сколько часов. Обычно это все доступно к концу августа. Допустим, год назад астрономия стояла в среднем звене как внеурочка и ходить на неё дети могли по желанию и из любых классов параллели. География, конечно же, будет вплоть до 11- го класса. Учителю 23 года. Девушка. Работает 2й или 3й год. Высшее образование педагога-физика, вроде, есть какая-то переподготовка по астрономии и географии. Здесь все красиво. И ещё она из династии педагогов1
  • ДмитрийИна, знаете, мне 30 и пока нет детей, но чисто гипотетически я бы забрал своего ребёнка из "образовательного центра" как только в нём появится профиль росгвардии9
  • Ина ЯяAnna, про "отработку" профиля слышала. В соседней школе (открылась на 2 года раньше нашей) отказались от профилирования с 5го класса именно по причине отсутствия возможности давать углубленные знания в соответствии с профилем. Я ничего не имею против общеобразовательных классов и, в целом, не поддерживаю профилирование в столь раннем возрасте, но школа нас поставила в такие условия3
  • ДмитрийConstantine, хотел написать про социализацию ребёнка во время обучения, но судя по комментарию вы её пропустили и не поймёте.12
  • Ина Яялюбовь, хочется добавить немного оптимизма. Есть хорошие педагоги, и даже очень хорошие. Не все родители, к сожалению, ценят3
  • Ина ЯяВелена, да, на знаниях из планетария как-то пока и выезжали)) Но переварить выдаваемые учителем материалы детям, ещё даже не начавшим изучать физику и геометрию, просто невозможно. Очень бы хотелось узнать, насколько вообще правомерно использовать материалы с каких-то случайных онлайн-каналов на уроках. Тем более с рекламой. По закону, я подзабыла, несовершеннолетние должны быть ограждены от этого на территории школы. А так, получается, школа демонстрирует ролики на уроках и говорит, что это нормально. Мне так и непонятно, почему столь квалифицированный (по документам) учитель не может выдавать детям информацию системно и в соответствии с их возрастом2
  • Ина ЯяConstantine, не могу не согласиться с наличием всего перечисленного в той или иной мере. По поводу онлайн- обучения думаю давно и пока зондирую тему, ну и ребёнок пока не хотел бы0
  • Ина Яялюбовь, а вот поведение администраций школ действительно оставляет желать лучшего. Ну прям беда с ними. Обычно случается среди многочисленных завучей какая-нибудь звезда, которую к работе вообще с людьми, а с детьми тем более, и подпускать нельзя. Но работают. Как - то заносит их в сферу образования2
  • Ина ЯяДмитрий,)) ну да, сделали что-то вроде лайт-версии кадетского. Только там и девочки учатся. Когда набор делали, в школу приезжал главный, не помню звание, из Высшего военного училища, рассказывал о перспективах карьеры и тп. У детей форма особая, физ нагрузки, летом какие-то полевые выезды должны быть. Надо сказать, немало родителей отдали туда детей с проблемным поведением, видимо, в надежде что их там приструнят. Классрук, кстати, женщина3
  • Нехетти ГринНа скрине - глоссарий "Астрономии" за 10 или 11 класс (поправьте, олды?) середины 90-х. Десятый или одиннадцатый, еще раз. Учитель - непонятно (возможен саботаж, т.к. принудили), а вышестоящие "субъекты образовательных отношений" в данном ГБОУ - однозначно *даки. Полные и конченые.3
  • ВеленаИна, да, это как-то вообще за гранью, но если школа не идет на диалог, то остается только забирать с этих уроков.1
  • ВеленаДмитрий, вы знаете, социализация- социализацией, но если на каждом уроке будет вот такое, то ну ее нахрен, эту социализацию)1
  • SPQRAnna, у нас астрономия была в 10 классе. Был симпатичный учебник с картинками, учитель - физик ближе к пенсионному возрасту не особо напрягался, объясняя предмет, и учеников тоже не напрягал расспросами. Это был такой чисто ознакомительный курс, причём знаний по астрономии он никому не добавил. 😁😁😁😁😁 Астрономия в 5 классе... Офонареть...4
  • Андрей КупцовУ меня в старших классах тоже были уроки астрономии, на уроках тоже просто показывали фильмы из Ютуба, но даже тогда я не понимал, к чему всё это. На занятиях по большей части только и делают, что повторяют одну и ту же ерунду про 8 планет в Солнечной системе, историю формирования Земли и так далее, мной усвоенную ещё в 4-5 классах, когда это информация подавалась впервые. Наука давным-давно шагнула вперёд, а школьникам докучают одним и тем же годами, называя это знаниями. Не знания это, а пустой трёп. Отдельно хочу попробовать предложить простенькое решение: если учительнице настолько всё равно, что смотрят ученики, то расскажите ей про канал "Космос Просто". В отличие от заезженных фильмов от ВВС, автор этого канала рассказывает по-настоящему интересные вещи из мира астрономии, так ещё и разжёвывает всё до мелочей. Если систему исправить в одиночку нельзя, попробуйте хотя бы воспользоваться тем окном возможностей, которое она предоставляет.6
  • КсенияЯ вас понимаю и сочувствую, т. к. кроме этого реально помочь нельзя. Проблемы со школами были всегда, например я поспорила с произношением у моей классной, которая преподавала ещё и иностранный. Итог - поменяла школу. А уже сын сдал экстерном один год - на следующий его чуть не съели, пришлось уйти на домашнее обучение, потом ещё школу два раза меняли. Мне ещё пришлось уговаривать ребёнка больше не сдавать экстерном. Память у него отличная от природы, много читал, неинтересно ему было на уроках. А отдавать в школу для одарённых не хотела, тоже лотерея. Вот сейчас увлёкся химией, а раньше от телескопа не оторвешь, а теперь на нём то носок, то брюки весят. Так что всё не предусмотреть.2
  • AnnaДмитрий, хорошо, не ФСИН...2
  • AnnaИна, я так и думала. Администрация на ровном месте придумала профили и теперь всем приходится соответствовать. Я бы подумала о переходе в другую школу при озвучивании профилей. Если будете активно жаловаться, возможно девушка уйдет и на ее место придет кто-то хуже. Можно разговаривать с администрацией, чтобы астрономию сделали факультативом, а вам увеличили часы на стандартные естественные предметы.2
  • Ина ЯяАндрей, благодарю. Сама с удовольствием посмотрю1
  • Ина ЯяНехетти, спасибо)) кратко и понятно1
  • Ина ЯяSPQR, благодарю. Уже)) Фонетику таки проходили и осилили. Вообще я учителям очень сочувствую. К 5му классу немало нам встретилось хороших педагогов, и молодых, кстати, которым крайне сложно работать, когда даже неуправляемого орущего ребёнка и за дверь выставить нельзя0
  • Ина ЯяConstantine, ух ты, 4ро! Где обучали, по кр мере, до ВУЗа, если не секрет? С большим интересом и благодарностью послушала бы про ваш опыт0
  • BeaRitzа вы сами-то знаете, сколько планет в солнечной системе? Вопрос серьезный, потому как запомненное лично мной со школы число "9" уже неоднократно корректировалось в обе стороны.0
  • ДмитрийConstantine, не буду спекулировать насчёт Ваших детей, но лично Ваше воспитание и социализация явно свернули не туда судя по рассуждениям о "Улугбекам и Мастурбекам"1
  • SPQRBeaRitz, для ребёнка в 5 классе существует масса других знаний, которые нужно усвоить. И все эти знания, включая астрономию, должны преподаваться грамотными, знающими учителями, в форме, доступной для понимания в этом возрасте, иначе это будут не знания, а пустая трата времени. Фильмы про космос из интернета не всегда понятны школьнику. Знания нужны для того, чтобы ими пользоваться, а если школьник просто посидел на уроке, ничего не усвоив, он потерял время.3
  • SPQRBeaRitz, преподаватели технических вузов не разделяют мнение о том, что у детей мозг отличается от нашего, и они более способны двигать прогресс, чем мы... )))))) Поскольку большинство студентов с трудом усваивает те дисциплины, которые там преподаются, причём в довольно облегченном виде. Объясняется это тем, что они плохо знают школьную программу. Тут важен и способ вложения знаний, и качество этих знаний, и наличие ёмкости для вложения...)))) На мой взгляд, отсутствие даже одного из трёх компонентов сводит эффективность обучения к минимуму.2
  • AnnaВелена, в 5 классе на заочное - придется уволиться и стать учителем всех предметов. Или продать обе почки и оплатить репетиторов.1
  • Ина ЯяBeaRitz, ну про неоднократно я не в курсе, по последним моим данным 8) Астрономию учила в 10м классе техлицея, по сути, как ознакомительный курс, общие понятия, там не было вообще проблем никаких, материал давался адекватный0
  • любовь злаИна, Я в общем и целом о системе0
  • АльдекСкорее всего, в Москве и СПб с учителями всё нормально , но вот до Владивостока руки не доходят у Минобрнауки , в полноформатной школе всего 14 учителей, а Каролинку ( она учитель ИЗО, школа с эстетическим уклоном ) вежливо заставляют преподавать ( на минуточку!) робототехнику!))) По которой, кстати, учебников тоже нет . Более того, в прошлом году, находясь в отпуске, она постоянно сдавала какие-то зачёты на подтверждение квалификации ) Представляете? Приезжаем с морей , а она включает ноутбук ( курсы, разумеется, московские , учитывайте разницу в часовых поясах и начинается обучение) Месяца два в таком ключе )0
  • Михаилbookisha, это где такие з/п сейчас у учителей?! У моего друга (маленький городок в Тверской области, провинция) з/п у обычного учителя русского и литературы намного выше, чем Вы написали. А еще всякие доплаты за классное руководство и тд - вполне нормально себя чувствует, недавно даже квартиру в ипотеку в Смоленске купили. Так что не надо ВРАТЬ!3
  • Михаилbookisha, а чего бы тогда не поговорить о ситуации в образовании в 2011, или в 2001? Или Вы 4 года копили силы, и вот наконец "разродились"?2
  • ТаУВ современном учебном плане действительно есть часть, формируемая учебным заведением. Их немного, но есть. На моей памяти в 5 классе они уходили на математику, русский и информатику, поскольку с нею всё время какие-то игры в инвариантной части: она там то есть, то нет. Рабочая программа должна быть в любом случае. Она должна быть, даже если это внеурочка. (Впрочем, ни на один внеурочный курс 2 часа в неделю не дадут). Более того, все рабочие программы школа обязана разместить на сайте, так что любому заинтересованному лицу должны быть доступны и цели курса, и планируемые результаты изучения, и тема каждого занятия. А СанПиН никак не может позволить пятиклашке весь урок пялиться на экран. Так что курс астрономии в 5 классе вашей школы - это поле не паханое для родкома и прокуратуры.0
  • ТаУAnna, вот как раз для естественнонаучного класса любой географ и биолог мечтали бы о 2 часах в неделю для СВОИХ предметов. Ибо в учебном плане они в 5 классе всего по часу, а это ни о чем.0
  • Ина ЯяТаУ, благодарю за ответ. Внеурочка в нашей школе как раз по 2 часа в неделю с самой начальной школы, да, это 2 разных предмета. У меня ребёнок давно не ходит, тк эта занятость, во-первых, по качеству ни о чем, это все выглядит как доп часы учителям, и на которых толком ничему не учат, во-вторых, ребёнок загружен другими активностями и без навязываемой школой внеурочки. А по астрономии я примерно, как вы, и думаю, хотя администрация школы всячески пытается съехать с темы и вместо обещания хотя бы присмотреться крайне активно выгораживает учителя, были и обвинения, что дети там что-то привирают, и вообще учитель квалифицированный и никто не имеет права вмешиваться в то, как он программу составил. Программу, кстати, лично директор обещал, на сайте нет, но пока тишина. И рутуб с рекламой, оказывается, несовершеннолетним включать можно на уроках и контент показывать, который не образовательными стандартами прописан, а учителем выбран. Как-то так. Пока намерений довести это дело до логического конца у меня не было, предмет не значимый, егэ по нему нет, да и год заканчивается. Будет ли дисциплина в следующем году, они типа не знают ещё. Учитель при личном общении производит на меня впечатление такого большого ребёнка, она какая то немного оторванная от реальности что ли. Посмотрим, как дальше. Если смотреть по районным школам, особенно в среднем звене, ситуация везде так себе. В округе их всего 4 и в каждой какие-нибудь недоработки, поэтому стараюсь смотреть в комплексе и оценивать значимые факторы и второстепенные0