Как я проходил практику на яхте в Турции для получения шкиперской лицензии
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Летом 2024 я прошел теоретический курс школы капитанов и сдал экзамен. Курс очень полезный и не перегруженный. Чуть больше месяца по вечерам, два раза каждую неделю, мы слушали истории о морской жизни, разбирались в сигнальных огнях, строили маршруты на картах, учились отличать облака и запоминали правила расхождения судов. Но это теория. Для того чтобы получить шкиперскую лицензию, нужно пройти еще и практический курс, а также сдать экзамен в Турции.
Чтобы меньше волноваться и больше погрузиться в работу с парусами перед практикой, я прошел курс «Основы яхтинга», который ориентирован на управление спортивной лодкой SV20 и дает базовые представления о том, как ставить паруса, травить веревки, брать курсы к ветру и крутить румпель. Курс действительно короткий и базовый, но в моем случае — это то, что нужно. Страх прошел, кое-какие навыки управления парусами появились. Норм.
Тут нужно сказать, что яхтинг бывает очень разный: круизный, исследовательский, спортивный, можно вообще не выходить из марины и пить пивко с друзьями на лодке, а можно, наоборот, продать все накопленное имущество и отправиться в кругосветное путешествие без финальной точки. Разный подход к яхтингу формирует твой личный неповторимый путь. Я понял, что спортивная составляющая — это не мое (но это помогает со многими техническими навыками и вообще крайне полезно) и бесконечный чил при штиле тоже не то, что мне нужно. А вот, например, ночные переходы или исследование различных локаций с заходами в интересные точки без четкого плана мне очень по душе. Тут у каждого свое.
Дорога
Практика проходит в городе Фетхие, на побережье Средиземного моря. Есть несколько способов добраться туда: (01) на автобусе из Анталии или (02) Даламана или на пароме с (03) острова Родос. Я выбрал первый путь. Вперед летел прямым чартерным рейсом до Анталии, доехал на такси до автовокзала (но можно и на трамвае или автобусе, но я поленился и поплатился 750 лирами). Оттуда примерно раз в час уезжают автобусы в Фетхие. Автобус едет около 4 часов и делает по пути одну 20-минутную остановку в кафе на горе, где можно перекусить и выпить турецкий чай.
В полупустом автобусе всю дорогу я проболтал с местной скейтершей, она рассказывала про горы и скалолазанье, показала мне видео с олли и кикфлипами, которые специально ездила записывать в Анталию. Сказала, что нужно обязательно искупаться в море (я этого так и не сделал) и предложила помочь с такси. Надо сказать, что при минимальном сомнении на пути мне все очень помогали и были крайне доброжелательны. Таксистов, конечно, стоит остерегаться, следить за стоимостью на счетчике и пристегиваться (даже если они удивляются, зачем ты пристегиваешься на заднем ряду), но в остальном все очень приятно.
Перед началом практики
Специально приехал немного заранее. Приберег пару дней на то, чтобы привыкнуть к атмосфере, выдохнуть после тяжелых рабочих недель и сделать паузу перед началом практики.
Забегая вперед, хочется сказать, что это очень правильное решение, и по-хорошему нужно оставлять себе еще и пару дней после. У меня этих дней после не было, но они бы очень не помешали. К финалу практики сильно изматываешься, и пару дней сна, еды и посещения хамама точно мне не помешали бы.
Эти первые пару дней я потратил на исследование города, хождение по горам, фотографирование котов и остановки на чай во всех подходящих для этого местах. Стараюсь никогда не читать ничего про место в которое еду, чтобы не смазывать впечатление о нем, а получить его таким, какое оно есть на самом деле. И уже во время исследования находить нужную информацию или разбираться в этом после возвращения.
Еще Фетхие известен двумя вещами: самым большим количеством ликийских гробниц, которые необходимо посетить, если вы любитель гробниц, и тем, что тут же рядом начинается Ликийская тропа.
Практика
7 ноября в 17:00 мы с командой будущих капитанов встретились в марине и впервые увидели лодку, друг друга и капитана-инструктора. Тут всегда интересно, в обычной жизни круг общения довольно однородный, а тут оказываешься с совсем разными людьми в одном пространстве, и начинается процесс притирки. Ну просто потому что все взрослые люди, у всех разные привычки, вкусы, образ жизни, взгляды, эмоции. Зато каждый из участников на следующие 10 дней обеспечен набором невероятных историй. Да и общего у нас тоже достаточно: желание путешествовать и исследовать планету, желательно под парусами (спойлер: к финалу мы станем сплоченной командой и расставаться будем с большой неохотой).
С лодкой точно так же. Наша лодка — 40,5-футовая Dufour 405 «Nora» со своим характером. Все еще красивая, но уже не новая. В самом начале пути мы инспектируем лодку на предмет неисправностей: отмечаем отклеившуюся под пайолами помпу, прикипевшую якорную лебедку, неработающую газовую горелку, а также проверяем наличие всего необходимого стафа и жидкостей. Распределяем каюты (я выбрал место в камбузе) и делаем закупку продуктов. Завтра нас ждет первый выход в море.
Следующие несколько дней мы выходим в море на расстояние в 10 морских миль, тренируем постановку парусов, повороты оверштаг, ходим по прямой, отрабатываем последовательность действий «человек за бортом», вяжем узлы, прокладываем маршруты в Navionics, ищем якорные стоянки в приложении Navile и проверяем их на предмет защиты от ветра в Windy. В маринах отдельно отрабатываем швартовки (самое сложное, как по мне): прямые, с поворотом, лагом. В каждом аспекте уйма нюансов, про которые важно знать. В этом вся ценность. Важно сказать, что наш капитан-инструктор Василий — человек с железными нервами, способный стойко выдержать все наши косяки и мягко помочь или подсказать что-то в последний момент перед катастрофой. Это дорого стоит.
Жизнь на лодке строится по неизменному и очень приятному графику:
- ранний подъем
- зарядка
- завтрак
- проверка работоспособности всего и уровней жидкостей в двигателе
- наполнение танков водой
- тренировочный выход в море
- параллельное обсуждение правил МППСС-72
- обсуждение историй из жизни (очень важно)
- анекдот от Миши
- восхищение окружающей красотой
- поиск места для швартовки (якоря/муринга) и приготовление обеда
- продолжение тренировки
- обсуждение историй из жизни (очень важно)
- анекдот от Миши
- восхищение окружающей красотой
- возвращение в марину
- закупка продуктов при необходимости
- ужин
- обсуждение историй из жизни (очень важно)
- анекдот от Миши
- восхищение окружающей красотой
- подготовка ко сну
В общем баланс крутой: тренируешь навыки управления лодкой — занимаешься рутинными задачами — наслаждаешься красотой.
К 7-у дню мы стали достаточно уверенными и слаженными. Нас ожидает следующая задача — переход. Планируем все полностью сами: время перехода, проверяем погоду, направления и силу ветра на пути, строим маршрут, учитывая возможные опасности, разрабатывает план Б на случай неудачи, отмечаем возможные якорные стоянки, заранее связывается с заправкой и восполняем запас топлива, готовимся к раннему старту.
Наш маршрут выглядит так: Fethiye — Kas — Oludeniz — Fethiye
На случай нехватки времени: Fethiye — Kalkan — Fethiye
На случай провала: Fethiye — Oludeniz — Gocek — Fethiye
Фактический маршрут конечно же пошел не по плану и оказался таким:Fethiye — Kas — Gocek — Fethiye
Примерно к 10:00 ветер усилился, в порывах достигая 30 узлов. Мы впервые ставили рифы. Оказалось что при сильном ветре управлять лодкой совсем не тоже самое что при штиле, приходится крепко держать штурвал и постоянно подруливать то в одну то в другую сторону предугадывая движения лодки по волнам. Иначе лодку либо развернет в фордевинд и повредит гик и грот, либо в обратную сторону и попытается вовсе положить на бок. Это физически и эмоционально достаточно тяжелый процесс и необходимо постоянно меняться между собой. Я впервые задумался о том почему я тут нахожусь и стоит ли продолжать (но тут конечно на паузу ничего не поставишь и нужно просто взять себя в руки).
Вдобавок ко всему, у нас развалилась одна из лебедок, а вторая на какое то время заклинила. Но тут нас спас Василий быстро вернув ситуацию под контроль (мы так до конца и оставались с тремя лебедками вместо четырех).
Больше всего обидно, что в самых жестких ситуациях не до фотоаппарата, по-этому они останутся только в памяти.
Примерно в 16:00 добрались до Каша. Пришвартовались, съели мороженое, выдохнули и прогулялись вечером в городе.
На следующий день мы не уходили далеко от марины. Погода не давала вернуться на маршрут. Тренировали швартовки лагом, встали на якорь не без приключений. Лебедка начала опускать якорь на дно, но останавливаться не хотела — заклинил блокирующий механизм.
Посчитав расстояние обратного пути, прикинув отрезки для прохождения под парусами и мотором и их среднюю скорость, мы пришли к неутешительному выводу. Обратно нужно выходить в 3 часа ночи.
По дороге обратно было уже не так страшно, из происшествий:
- нас остановили морские копы и интересовались, откуда и куда мы идем, сколько человек на борту, и отпустили дальше;
- долго шли на грозу с молниями и сильным ветром, но отделались дождем и ветром средней силы. Мокрые, но довольные, продолжили маршрут без отклонений.
Вернулись обратно в Фетхие около 18:00, на границе сумерек. Заправили лодку топливом и водой и отпраздновали нашу первую морскую победу. За это время мы, кажется, стали настоящей слаженной командой, которой не страшны проблемы (средней тяжести).
Особой уверенности в себе у меня, конечно, не появилось, и я думаю, что необходимо совершить еще 2–3 выхода в паре с опытным капитаном. Но ощущение того, что все возможно и не так уж страшно, возникло. Важна только практика.
Утром мы сдали лодку, указав все поломки и проблемные места, и отправились в путь домой, каждый в своем направлении.
Бонус-трек: Топ фотографий котов, которые попались мне за это время.