
Как вести журнал учета движения трудовых книжек
Когда человек с бумажной трудовой книжкой устраивается на работу, он должен передать ее работодателю.
Тот организует ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек и вкладышей в них. Книжки хранятся как документы строгой отчетности, обычно — в сейфе.
Серии и номера трудовых книжек, принятых от сотрудников при поступлении на работу, а также вкладышей в них нужно указывать в специальном журнале.
О чем вы узнаете
Нормативная база
- Пункты 40—42 порядка ведения и хранения трудовых книжек.
- Письма Минтруда от 05.10.2023 № 14-6/ООГ-624, от 12.02.2020 № 14-2/В-150.
По какой форме вести журнал учета трудовых книжек
Утвержденной формы такого журнала нет. Работодатели разрабатывают ее сами.
Журнал учета трудовых книжек всегда ведут на бумаге. Электронный кадровый документооборот к нему не применяют. Бумажный журнал нужно пронумеровать, прошнуровать, заверить подписью директора компании или работодателя-ИП, а также печатью, если она есть.
Также не установлен период ведения журнала, по истечении которого можно закончить его вести и начать новый. Работодатели определяют его по своему усмотрению. Это может быть как квартал, так и год.
В графе «Особые отметки» можно, например, делать запись о том, что бумажную трудовую отдали человеку в связи с переходом на электронную. Вот формулировка от Минтруда: «Выдана на руки на основании письменного заявления (ФИО работника) о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ».

Кто ведет журнал учета трудовых книжек
Как правило, работодатель приказом назначает ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек. Обычно это сотрудник отдела кадров, а в маленьких фирмах — сам директор.
Если работодатель — ИП, он может вести журнал сам без дополнительных документов. Или так же, приказом, поручить это сотруднику.

Что будет, если не вести журнал учета трудовых книжек
За неведение журнала возможны предупреждение либо штраф от трудовой инспекции :
- от 1000 до 5000 ₽ — для малых предприятий, ИП и должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 ₽ — для средних и крупных компаний.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes