Когда дети начинают говорить
Дошкольники
194
Фотография — dusanpetkovic / iStock

Когда дети начинают говорить

И чем могут помочь родители
2
Аватар автора

Злата Головач

заговорила в 7 месяцев

Страница автора

Речь начинает формироваться задолго до того, как ребенок произнесет первые слова.

Сначала он учится распознавать звуки вокруг, реагировать на них. Потом начинает произносить отдельные звуки. И уже после складывать их в слова.

Расскажу, в каком возрасте ребенок обычно начинает говорить, какие действия могут ускорить или, наоборот, затормозить процесс и когда может понадобиться помощь специалиста.

Из чего состоит речь

Лингвисты выделяют две формы речи, которые формируются с рождения.

👂🏻 Импрессивная речь, ее еще называют сенсорной и пассивной, — способность понимать услышанную речь. Младенец с рождения учится распознавать и различать окружающие его звуки. Это можно заметить по тому, как он прислушивается к происходящему вокруг, поворачивает голову на голос и реагирует простыми звуками.

Импрессивная речь развивается в четыре этапа. Так, ребенок:

  1. Распознает интонацию взрослых.
  2. Оценивает повторяющиеся ситуации, например понимает, что если родители достают обувь, то скоро будет прогулка.
  3. Понимает названия предметов, событий, действий. Например, знает, что такое игрушки, еда, сон.
  4. Выполняет действия по просьбе взрослых, например может взять в руки мячик и показать его.

💬 Экспрессивная речь, или моторная, активная, — способность высказываться. Сначала младенец делает это с помощью отдельных звуков и жестов — меняет выражение лица, двигает руками и ногами. Потом начинает подражать словам, учиться их произносить и строить фразы, а позже — писать.

Экспрессивная речь тоже формируется поэтапно. Дальше расскажу о каждом этапе, а также о временных рамках. Их можно принимать во внимание, но важно помнить: ориентиры условны, каждый ребенок осваивает речь в своем темпе. Не стоит паниковать, если он немного не вписывается в нормы.

В каком возрасте ребенок начинает говорить

В первые два года жизни у ребенка бурно развиваются коммуникативные навыки и он проходит путь от простых звуков до первых осмысленных слов.

Простые звуки. В первые три месяца жизни младенец заявляет о своих потребностях звуками — криком и плачем. Каждый день он совершенствует этот инструмент общения: в зависимости от причины дискомфорта плачет и кричит по-разному.

Гуление и агуканье. К трем месяцам ребенок активно реагирует на близких: поворачивает голову на голос и улыбается, когда видит знакомое лицо или слышит ласковые интонации. Он начинает гулить и агукать — издавать протяжные певучие звуки «а-а-а» или «у-у-у-у-у», сочетать их между собой и с согласными «г» и «б», например говорить «а-а-у-у-у» или «агу-у-у-у». Потом замолкает и ждет ответную реакцию.

В 3 месяца ребенок реагирует на близких гулением

Лепет. В 4—6 месяцев младенец произносит согласные звуки и начинает соединять их с гласными, например «ба», «ва», «да» и «ам». Эти бессвязные сочетания звуков — кирпичики, из которых позже будут строиться слова.

Постепенно лепет усложняется — ребенок начинает объединять слоги и повторять их. Так получаются «па-па-па» и «ба-ма-га». Некоторые из этих сочетаний похожи на осмысленные слова, которые обозначают близких, например «мама» или «баба». Но пока малыш просто подражает звукам, которые его окружают, а не осознанно их произносит.

Когда ребенок лепечет, он тренирует будущую речь

Первые слоги. В 7—9 месяцев младенец продолжает усложнять лепет и подражает звукам вокруг, например повторяет за родителем «гав-гав», «ко-ко-ко». Начинает распознавать слова, которые часто слышит: реагирует на свое имя, смотрит на предметы и людей, когда их называют.

Первые слова. В 10—12 месяцев дети обычно произносят первое простое слово. Как правило, то, которое постоянно слышат, например «мама» или «папа». Словом считается сочетание звуков, которым ребенок обозначает объект. Допустим, «би-би» — это автомобили, а «абаб» обозначает соседскую собаку.

Предложения. С полутора до двух лет малыш начинает говорить первые простые предложения. Он составляет фразы из двух слов, например, «я упал». А затем — из трех и больше.

Ребенок быстро осваивает новые слова и учится выполнять простые просьбы, например «Покажи, где у тебя носик». С удовольствием слушает истории, особенно если они сопровождаются картинками.

Чистая речь. Речь становится разборчивой в разном возрасте: у одних детей она достаточно понятная и чистая в четыре года, у других — только в девять. Примерные ориентиры такие:

  • 3 года — ребенка понимает взрослый, с которым он проводит много времени;
  • 4 года — даже незнакомые люди понимают минимум половину слов ребенка;
  • 5 лет — люди понимают большую часть того, что говорит малыш;
  • 9 лет — ребенок чисто говорит на родном языке.

Как в норме развивается речь ребенка 

К какому возрасту появляется умениеКак развит импрессивный вид речиКак развит экспрессивный вид речи
3 месяца• Поворачивает голову на звук
• Успокаивается или улыбается в ответ на голос или звук
• Выражает заинтересованность с помощью мимики
• Устанавливает зрительный контакт
• Плачет по-разному в зависимости от причины дискомфорта
• Гулит и улыбается
6 месяцев• Слушает обращенную к нему речь
• Замечает внезапные звуки или шум
• Уделяет внимание игрушкам со звуком
• Говорит слоги с согласными звуками, например «га-га-га»
• Произносит разные звуки, чтобы выразить эмоции
• Лепечет, чтобы привлечь внимание
9 месяцев• Узнает свое имя
• Смотрит на знакомые предметы и людей, когда их называют
• Показывает, что понимает смысл некоторых слов
• Подражает звукам, например показывает на собаку и говорит «ав-ав»
• Лепечет звуками и по-разному сочетает их
• Использует простые жесты, например качает головой «да» и «нет»
1 год• Понимает слово «нет»
• Реагирует на простые просьбы, например «иди сюда»
• Обращает внимание на то, куда вы смотрите или показываете
• Осознанно говорит «мама» или «папа»
• Подражает звукам речи, лепечет на своем языке
• Двигает руками, чтобы показать свои потребности, например тянется, чтобы взяли на руки
1 год 3 месяца• Понимает простые просьбы и выполняет их
• Разглядывает картинки
• Знает 1—2 части тела
• Понимает 50 слов
• Говорит 1—2 слова помимо «мама» и «папа»
• Повторяет простые слова и действия
• Комбинирует звуки и жесты
1 год 6 месяцев• Показывает на знакомые предметы и людей на картинках
• Понимает различия значений предлогов «в» и «на»
• Кивает — «да», и мотает головой — «нет»
• Говорит 5 и больше слов помимо «мама» и «папа»
• Повторяет слова, услышанные в разговоре
• Отвечает на вопросы
• Продолжает говорить на своем языке
1 год 9 месяцев• Понимает личные местоимения
• Быстро начинает понимать новые слова
• Показывает 3—5 частей тела, когда их называют
• Использует как минимум 50 слов
• Повторяет новые слова
• Называет предметы, в том числе на картинках
2 года• Понимает слова действия, например «беги» и «послушай»
• Выполняет поручения из двух связанных шагов, например: «Возьми кофту и принеси ее мне»
• Любит слушать истории
• Использует жесты и слова во время игр
• Начинает использовать фразы из двух слов
• Употребляет местоимения, например «он», «ему», «тебе»
• Часто задает вопросы
2 года 6 месяцев• Выполняет поручения из двух не связанных шагов, например «Дай мне мячик и сядь на стул»
• Понимает значение слов «мое» и «твое»
• Знает общеупотребительные существительные и местоимения
• Говорит фразами из 2—3 слов
• Уместно использует разные предлоги в речи, например «в коробке» и «на столе»
• Взрослый, который проводит с ребенком много времени, понимает половину речи малыша
3 года• Понимает большинство простых предложений
• Имеет представление о цвете, пространстве и времени
• Понимает вопросы
• Задает вопросы «где» и «что»
• Использует множественное число, например говорит «собаки»
• Большую часть его речи понимает близкий взрослый

Как в норме развивается речь ребенка 

3 месяца
Как развит импрессивный вид речи• Поворачивает голову на звук
• Успокаивается или улыбается в ответ на голос или звук
• Выражает заинтересованность с помощью мимики
Как развит экспрессивный вид речи• Устанавливает зрительный контакт
• Плачет по-разному в зависимости от причины дискомфорта
• Гулит и улыбается
6 месяцев
Как развит импрессивный вид речи• Слушает обращенную к нему речь
• Замечает внезапные звуки или шум
• Уделяет внимание игрушкам со звуком
Как развит экспрессивный вид речи• Говорит слоги с согласными звуками, например «га-га-га»
• Произносит разные звуки, чтобы выразить эмоции
• Лепечет, чтобы привлечь внимание
9 месяцев
Как развит импрессивный вид речи• Узнает свое имя
• Смотрит на знакомые предметы и людей, когда их называют
• Показывает, что понимает смысл некоторых слов
Как развит экспрессивный вид речи• Подражает звукам, например показывает на собаку и говорит «ав-ав»
• Лепечет звуками и по-разному сочетает их
• Использует простые жесты, например качает головой «да» и «нет»
1 год
Как развит импрессивный вид речи• Понимает слово «нет»
• Реагирует на простые просьбы, например «иди сюда»
• Обращает внимание на то, куда вы смотрите или показываете
Как развит экспрессивный вид речи• Осознанно говорит «мама» или «папа»
• Подражает звукам речи, лепечет на своем языке
• Двигает руками, чтобы показать свои потребности, например тянется, чтобы взяли на руки
1 год 3 месяца
Как развит импрессивный вид речи• Понимает простые просьбы и выполняет их
• Разглядывает картинки
• Знает 1—2 части тела
• Понимает 50 слов
Как развит экспрессивный вид речи• Говорит 1—2 слова помимо «мама» и «папа»
• Повторяет простые слова и действия
• Комбинирует звуки и жесты
1 год 6 месяцев
Как развит импрессивный вид речи• Показывает на знакомые предметы и людей на картинках
• Понимает различия значений предлогов «в» и «на»
• Кивает — «да», и мотает головой — «нет»
Как развит экспрессивный вид речи• Говорит 5 и больше слов помимо «мама» и «папа»
• Повторяет слова, услышанные в разговоре
• Отвечает на вопросы
• Продолжает говорить на своем языке
1 год 9 месяцев
Как развит импрессивный вид речи• Понимает личные местоимения
• Быстро начинает понимать новые слова
• Показывает 3—5 частей тела, когда их называют
Как развит экспрессивный вид речи• Использует как минимум 50 слов
• Повторяет новые слова
• Называет предметы, в том числе на картинках
2 года
Как развит импрессивный вид речи• Понимает слова действия, например «беги» и «послушай»
• Выполняет поручения из двух связанных шагов, например: «Возьми кофту и принеси ее мне»
• Любит слушать истории
Как развит экспрессивный вид речи• Использует жесты и слова во время игр
• Начинает использовать фразы из двух слов
• Употребляет местоимения, например «он», «ему», «тебе»
• Часто задает вопросы
2 года 6 месяцев
Как развит импрессивный вид речи• Выполняет поручения из двух не связанных шагов, например «Дай мне мячик и сядь на стул»
• Понимает значение слов «мое» и «твое»
• Знает общеупотребительные существительные и местоимения
Как развит экспрессивный вид речи• Говорит фразами из 2—3 слов
• Уместно использует разные предлоги в речи, например «в коробке» и «на столе»
• Взрослый, который проводит с ребенком много времени, понимает половину речи малыша
3 года
Как развит импрессивный вид речи• Понимает большинство простых предложений
• Имеет представление о цвете, пространстве и времени
• Понимает вопросы
Как развит экспрессивный вид речи• Задает вопросы «где» и «что»
• Использует множественное число, например говорит «собаки»
• Большую часть его речи понимает близкий взрослый

Как понять, что ребенок скоро заговорит

Первые слова можно ожидать через несколько недель или месяцев после следующих признаков:

  • ребенок произносит разные звуки, соединяет их между собой и повторяет на разный лад, например «ма-ма», «па-па», «да-да», «ба-ба»;
  • показывает, что понимает слова, которые часто слышит, — например, когда называют предмет, указывает или внимательно смотрит на него;
  • откликается на свое имя и понимает, как зовут членов семьи и домашних питомцев;
  • машет рукой «пока-пока», «привет» и выполняет другие простые действия, когда вы об этом просите;
  • много лепечет на понятном пока только ему языке;
  • активно подражает речи окружающих — копирует интонации, изображает разговор по телефону.

У ребенка в возрасте 1,5—2 года первые предложения обычно появляются через 1—3 месяца после того, как он начинает:

  • хорошо понимать, что ему говорят;
  • повторять ваши просьбы;
  • говорить больше пятидесяти слов;
  • использовать в речи простые глаголы вроде «дай», «беги», «спать»;
  • стараться произносить новые слова;
  • охотно общаться.

Сколько слов ребенок должен говорить по годам

Для родителей естественно отслеживать и отмечать достижения детей, новые слова — тем более. При этом стоит помнить, что нормы количества слов по годам опять-таки условны и нужны, чтобы на них ориентироваться.

Отклонения от норм не обязательно указывают на проблему — это лишь повод обсудить свои сомнения с педиатром.

Количество слов, которые обычно произносит ребенок в разном возрасте 

ВозрастНорма словУмения ребенка
1 год1—2Говорит слова, которые обозначают близких людей — как правило, маму и папу
1,5 года5—10С полутора до двух лет осваивает одно новое слово или больше в неделю
2 года50—100Умеет объединять два слова в предложение
3 года200—1 000Задает вопросы, использует сложные предложения из 3—6 слов. Может назвать свое имя, правильно использует личные местоимения. Члены семьи понимают большую часть речи ребенка
4 годаБолее 1 000 словПочти все, что говорит ребенок, понимают окружающие, в том числе незнакомые люди

Количество слов, которые обычно произносит ребенок в разном возрасте 

1 год
Норма слов1—2
Умения ребенкаГоворит слова, которые обозначают близких людей — как правило, маму и папу
1,5 года
Норма слов5—10
Умения ребенкаС полутора до двух лет осваивает одно новое слово или больше в неделю
2 года
Норма слов50—100
Умения ребенкаУмеет объединять два слова в предложение
3 года
Норма слов200—1 000
Умения ребенкаЗадает вопросы, использует сложные предложения из 3—6 слов. Может назвать свое имя, правильно использует личные местоимения. Члены семьи понимают большую часть речи ребенка
4 года
Норма словБолее 1 000 слов
Умения ребенкаПочти все, что говорит ребенок, понимают окружающие, в том числе незнакомые люди
Аватар автора

Юлия Скопич

разговорила ребенка

Страница автора

«Консультировались с невропатологом, логопедом, дефектологом»

В два года сын выполнял мои просьбы, но говорил лишь отдельные слова. Причем преимущественно по-английски. Сначала я списывала на то, что с младенчества занималась с ним английским языком, и ждала, когда расширится русский словарный запас. Свекровь утешала, что мой муж, то есть отец ребенка, заговорил после трех. И напоминала, что я тоже предпочитаю молчать.

Я озвучивала сыну свои действия и много с ним разговаривала, но ничего не менялось. Поэтому решила действовать — боялась упустить время. В 2,5 года мы обратились к детскому невропатологу, чтобы убедиться в отсутствии отклонений. Пошли в частную клинику, к специалисту, которого мне рекомендовала хорошая знакомая — неонатолог. За прием заплатили около 1000 ₽.

Невропатолог осмотрела ребенка и сказала, что не видит отклонений в развитии. Но согласилась, что ребенок должен начинать разговаривать фразами из 2—3 слов. Лексикона из 50 слов, которых я насчитала, мало. Рекомендовала метод Томатис, чтобы стимулировать запуск речи, и параллельно обратиться к дефектологу, логопеду. Томатис относится к методам с недоказательной эффективностью. Но тогда я об этом не знала.

Знакомый логопед сказала, что я слишком мнительная, и это нормально, если мальчик начинает говорить после трех лет. Но все же осмотрела сына. Сказала, чтобы я перестала заниматься с ним английским. По ее словам, именно это тормозило речь. Я решила прислушаться.

Параллельно ребенка осмотрел дефектолог, мы заплатили за прием 1000 ₽. Она предложила курс занятий, но в неудобное для нас время. Поэтому по ее рекомендации я купила пособие «Малыш учится говорить» Олеси Жуковой примерно за 200 ₽ и начала заниматься с сыном самостоятельно несколько раз в день. Я задавала вопросы по картинкам, придавала звукам значения, просила достроить предложения.

Не знаю, что именно помогло, но в 2 года 6 месяцев ребенок заговорил фразами, а потом — предложениями. Английский мы вскоре возобновили.

Сейчас сыну шесть лет, и у него богатый активный словарный запас. Он строит сложные предложения, задает вопросы, правильно изменяет и согласовывает слова, может составить рассказ по картинке и пересказать прочитанное.

Что может мешать развитию речи ребенка

Причины, по которым развитие речи задерживается, могут быть разными. Вот некоторые из них:

  • ребенок редко слышит обращенную к нему речь. Чаще так бывает с детьми, которые живут в детских домах или которым уделяют мало внимания;
  • что-то мешает ребенку слышать речь — например, врожденная патология слухового аппарата или частые средние отиты  ;
  • что-то мешает ребенку озвучивать слова. Такое может быть из-за особенностей анатомии, например расщелины нёба или короткой уздечки языка;
  • малышу сложно понимать слова или оформлять мысли в предложения из-за ДЦП  , РАС  или синдрома Дауна  ;
  • ребенок пока не любит общаться — речь развивается в индивидуальном темпе, иногда медленнее в силу особенностей характера, а не из-за какой-то проблемы.

Как научить ребенка говорить

Наиболее благоприятное время для развития речи — возраст до трех лет. Этот период называют сензитивным. Ребенок легко воспринимает речь, которая его окружает, и учится понимать ее. Постепенно начинает произносить звуки, а потом и осмысленные предложения.

Развитие речи зависит от многих факторов — темперамента, интеллекта, здоровья, условий жизни, генетики. На некоторые из них нельзя повлиять. Но в любом возрасте лучше больше общаться с ребенком и обсуждать все подряд — например, во время получасовой прогулки просить его называть животных или цвета. Специальные упражнения или задания тут не нужны.

📢 Разговаривайте. Говорите нараспев, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка. Подключайте мимику и жесты, когда объясняете значение слов. Комментируйте свои действия, например, когда одеваете, кормите и купаете ребенка. Как можно больше рассказывайте об окружающих предметах простыми словами.

Постепенно вовлекайте ребенка в разговоры и задавайте ему вопросы. Чтобы не сокращать время живого общения, не стоит позволять проводить время за экраном до полутора лет. А когда ребенок подрастет, можно обсуждать сюжеты мультиков, которые он смотрит.

Эксперты Американской академии детской и подростковой психиатрии дают такие рекомендации (сайт недоступен из РФ):

  • до 1,5 года время за экраном должно ограничиваться видеообщением со взрослым, которого нет рядом;
  • тоддлерам 1,5—2 лет можно смотреть обучающие передачи вместе с ухаживающим взрослым;
  • детям 2—5 лет стоит ограничить время за развлекательными передачами до 1 часа в будние дни и до 3 часов в выходные.

📚 Читайте вслух. Это отличный способ расширить словарный запас малыша и показать, что у всего есть название. Особенно хороши детские книжки с яркими картинками, рифмами и повторениями.

👂 Будьте вовлечены в общение. Когда ребенок говорит с вами, старайтесь смотреть на него и предметы, о которых вы разговариваете, — это помогает ребенку связывать ваши слова и окружающие его вещи. Также стоит отвечать даже на непонятные вам слова ребенка, чтобы он ощущал вашу заинтересованность.

🧐 Исправляйте. Мягко поправляйте незаконченные или исковерканные слова и дополняйте фразы. Например, если ребенок показывает на собаку и говорит «бака», говорите: «Да, это собака». Он будет слышать слово правильно и постепенно научится произносить его так же.

🧸 Играйте. Обучайте звукам животных, пойте, вместе смейтесь. Используйте звуки в играх: рычите как тигр, когда «идете в джунгли», или издавайте звуки лопающихся пузырьков, когда купаетесь. Воодушевляйте ребенка играть с другими детьми.

В играх важно развивать мелкую моторику — небольшие мышечные движения, которые требуют четкой координации глаз и рук. Это помогает тоддлеру осваивать речь: расширять словарный запас и приобретать навыки устного повествования — то есть складно рассказывать историю.

Чтобы тренировать моторику младенца, которому нет еще и года, можно использовать простые упражнения: предложить мять бумагу, играть с маленькими мячиками, перебирать макароны и другую «пальчиковую еду», разминать в руках пластилин, играть с карандашами.

Детей постарше можно учить завязывать шнурки, предлагать игры с пазлами, раскрасками и наклейками.

Так выглядит «пальчиковая» еда — безопасно нарезанные кусочки продуктов. Ребенок не только знакомится с новыми вкусами, но и развивает мелкую моторику. Источник: yummytoddlerfood.com
А это бизиборд — дощечка с закрепленными на ней объектами, которые можно открывать и закрывать, нажимать, крутить, дергать, передвигать. Все эти действия интересны и полезны для младенца. Источник: vsebizibordi.ru
1/2
Так выглядит «пальчиковая» еда — безопасно нарезанные кусочки продуктов. Ребенок не только знакомится с новыми вкусами, но и развивает мелкую моторику. Источник: yummytoddlerfood.com

Как развивать детскую речь в разном возрасте

Игры и взаимодействие с другими людьми — основные способы, с помощью которых дети узнают больше об окружающем мире и развивают свою речь. Родители помогают ребенку в этом, когда активно проводят время рядом с ним: общаются, рассказывают обо всем вокруг, играют, гуляют и показывают разные места и предметы.

Взаимодействие зависит от возраста ребенка. Расскажу, что можно предложить ему в разные периоды жизни.

0—6 месяцев:

  • держите младенца близко к себе и смотрите на него, когда разговариваете с ним — так дети охотно откликаются;
  • проговаривайте свои действия, когда кормите, переодеваете и моете ребенка;
  • пойте — это помогает младенцу уловить ритмы языка;
  • повторяйте звуки, которыми ребенок общается с вами: так он учится слушать и говорить по очереди;
  • общайтесь нараспев — это помогает удержать детское внимание.

6—12 месяцев:

  • показывайте на предметы, которые видит младенец, и называйте их — например, «Смотри, это кошка», «Вот едет машина», а со временем усложняйте «Вот едет красная машина, а эта машина — черная»;
  • вместе рассматривайте иллюстрации в книжках — можно не читать, а просто обсуждать, что изображено на картинках;
  • предлагайте пустышку только перед сном, чтобы в остальное время она не мешала тренировать новые звуки;
  • играйте — касайтесь разных частей тела и называйте их;
  • делайте массаж ладошек и пальцев ребенка под стихи или детские песни. С таким материалом выпускают книжки.

12—18 месяцев:

  • когда ребенок произносит слово неправильно, произнесите его верно и четко — например, если ребенок показывает на машинку и говорит «би-би», ответьте ему: «Да, это машинка»;
  • увеличивайте детский словарный запас с помощью вариантов ответов, например, спросите: «Что ты хочешь — банан или яблоко?»;
  • считайте вслух — например, пальчики ребенка, ступеньки на лестнице, предметы;
  • купите игрушки и книги со звуками, чтобы развивать слух;
  • пойте простые песни или рассказывайте стихи, например «Разговор с мамой», «Гуси, гуси».

18—24 месяца:

  • повторяйте одни и те же слова в разных фразах, чтобы ребенок запоминал их — например «Где твои ботинки?», «Ты сегодня наденешь синие ботинки или черные?», «А сейчас время надевать ботинки и идти гулять»;
  • давайте простые инструкции — «Принеси, пожалуйста, свои рукавички», «Закрой дверь»;
  • просите показать, где расположены нос, уши, рот, ноги, пальчики, глазки;
  • ограничивайте время за телевизором и гаджетами — игры и живое общение намного полезнее.

2—3 года:

  • помогайте достраивать предложения. Например, если ребенок говорит: «Носок упал», можно ответить: «Да, носок упал на пол»;
  • привлекайте внимание тоддлера к разговору, начиная предложение с его имени;
  • учите обобщать — например, можно собрать машинки и кубики вместе и сказать: «Это игрушки»;
  • читайте книжки с картинками и задавайте вопросы: «Что происходит на картинке?», «Как думаешь, что будет дальше?»;
  • придавайте звукам значение, например кошка говорит «мяу», а когда что-то роняем, то говорим «ой».

Что не помогает запустить речь

Желание родителей помочь ребенку быстрее заговорить понятно. Но некоторые действия лишь отнимают время и ресурсы взрослых, а иногда и вредят ребенку.

Перечислю, что именно педиатры не рекомендуют для развития речи.

Много мультфильмов. Мультики — прекрасный способ разобрать ситуации из жизни и обогатить детский словарный запас. Но если не обсуждать их содержание и впечатления ребенка или вообще заменять ими живое общение, пользы для развития речи не будет. Ребенок учится именно во время диалога, так он глубже понимает значение слов и то, как они передают эмоции.

Говорящие игрушки. Их можно покупать, но они ничем не лучше обычных. Лучше всего ребенок развивается при живом общении, когда его могут поправить или рассказать что-то интересное о предмете.

Остеопатия. Это часть медицины, которая изучает связи между всеми системами организма и их влияние на здоровье. Вероятно, ее применение может быть полезным при головной боли, а также при болях в шее, плечах и ногах. Однако в остальных случаях, в том числе при задержке речи, ее эффективность в лечении какого-либо заболевания не доказана.

Ноотропы — лекарства, которые предназначены улучшать работу мозга. Исследования не подтверждают их пользу при лечении каких-либо состояний — зато они могут навредить.

Аппаратные методики. Детям с нарушениями речи проводят Томатис, биоакустическую коррекцию и микрополяризацию. Однако нет доказательств, что эти методики положительно влияют на развитие речи и безопасны для ребенка — об этом в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

Ограничительная диета. Из рациона ребенка не нужно исключать глютен, казеин или другие вещества, если нет аллергии к этим компонентам пищи. При нормальной переносимости это не способствует детскому развитию, а, наоборот, мешает.

Когда и к кому обращаться за помощью

Напомню, все ориентиры условны: ребенок может отставать, а потом резко нагнать сверстников. Тем не менее перечислю сигналы, которые иногда могут считаться тревожными (сайт недоступен из РФ):

  • 2 месяца — ребенок не реагирует на громкие звуки;
  • 4 месяца — не произносит звуки, не гулит и не агукает;
  • 6 месяцев — не произносит гласные типа «а» и «о», не смеется или не лепечет;
  • 9 месяцев — не лепечет или не реагирует на свое имя;
  • 12 месяцев — не называет близких, например маму или папу, не использует простые жесты, не показывает «пока-пока», не указывает на предметы, которые хочет взять;
  • 15 месяцев — кроме «мама» и «папа» не говорит ни одного осмысленного слова;
  • 18 месяцев — говорит меньше пяти слов и не осваивает новые. Предпочитает словам жесты, плохо понимает простые просьбы вроде «Принеси мячик»;
  • 21 месяц — говорит меньше 50 слов, не пытается произносить новые слова, не называет предметы;
  • 2 года — не говорит фразами, не выполняет простые просьбы или только подражает речи, но не говорит осознанно;
  • 2 года 6 месяцев — не говорит фразами из 2—3 слов или говорит настолько неразборчиво, что взрослый, который проводит с ребенком много времени, не понимает большую часть его речи;
  • 3 года — не умеет отвечать на вопросы, а лишь повторяет их.

Если переживаете из-за того, что ребенок медленно осваивает речь или есть другие особенности при общении, — это повод для консультации с педиатром. При необходимости врач порекомендует проверить слух у лора, посетить детского невролога или направит к логопеду-дефектологу. Помощь этого специалиста нужна, когда ребенку трудно:

  • глотать или есть;
  • произносить определенные звуки;
  • бегло говорить — например, при заикании;
  • использовать слова, фразы и предложения, соответствующие возрасту;
  • понимать просьбы или вопросы;
  • подбирать правильные слова, чтобы описать чувства или мысли;
  • употреблять точные слова, например, когда ребенок говорит «что-то» или «предмет» вместо «одежда».

Запомнить

  1. Речь формируется поэтапно — сначала это простые звуки, потом гуление и агуканье, лепет. После младенец начинает произносить первые слоги, постепенно складывает их в слова, а те — в предложения.
  2. Существуют условные нормы развития детской речи. На них можно ориентироваться, чтобы не пропустить красные флаги. Но вместе с тем стоит помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе и его речь тоже.
  3. Мешать развитию речи могут разные причины — индивидуальные особенности ребенка, например его неразговорчивость, или проблемы со здоровьем.
  4. Чтобы помочь ребенку заговорить, называйте все окружающие предметы, пойте песни, отвечайте на любые его реплики и развивайте мелкую моторику.
  5. Если ребенок ощутимо отстает от сверстников в развитии речи или вас беспокоит что-то другое — проконсультируйтесь с педиатром. Родительская тревога — уже повод для этого.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Злата ГоловачКак развивали детскую речь и с какими проблемами столкнулись? Поделитесь опытом:
  • Елизавета ИоноваСамая главная проблема, когда педиатр или даже невролог говорят что-то типа "да мальчики ленивые! Чего вы волнуйтесь, подождите, будет болтать". Довольно часто потом те же люди спрашивают: ну и где вы были раньше, время ведь упущено 🤦‍♀️3
  • падал наш последний снегСчитаю что не нужно ждать когда ребенок "сам разговориться", после 2,5 лет осенью сходили к логопеду, т.к был очень маленький словарный запас и почти не составлял предложения. Она сказала дать пару-тройку месяцев, мы как раз в садик пошли, ну и потихоньку-помаленьку стал разбалтываться. Сейчас исполнилось 3 года, вполне себе нормально изъясняется, хоть и глотает какие-то звуки. Предложения длинные составляет, постоянно "почемучкает" :)) Наверное еще важный момент, мы с ним постоянно разговариваем на равных как с взрослым, если какие-то слово не может сказать-вместе пытаемся проговорить, подсказываем ему, всегда интересуемся как день в садике прошел, что делали и тп. Читать стараемся часто, стишки стали учить)0