
Когда дети начинают говорить
Речь начинает формироваться задолго до того, как ребенок произнесет первые слова.
Сначала он учится распознавать звуки вокруг, реагировать на них. Потом начинает произносить отдельные звуки. И уже после складывать их в слова.
Расскажу, в каком возрасте ребенок обычно начинает говорить, какие действия могут ускорить или, наоборот, затормозить процесс и когда может понадобиться помощь специалиста.
Вы узнаете
Из чего состоит речь
Лингвисты выделяют две формы речи, которые формируются с рождения.
👂🏻 Импрессивная речь, ее еще называют сенсорной и пассивной, — способность понимать услышанную речь. Младенец с рождения учится распознавать и различать окружающие его звуки. Это можно заметить по тому, как он прислушивается к происходящему вокруг, поворачивает голову на голос и реагирует простыми звуками.
Импрессивная речь развивается в четыре этапа. Так, ребенок:
- Распознает интонацию взрослых.
- Оценивает повторяющиеся ситуации, например понимает, что если родители достают обувь, то скоро будет прогулка.
- Понимает названия предметов, событий, действий. Например, знает, что такое игрушки, еда, сон.
- Выполняет действия по просьбе взрослых, например может взять в руки мячик и показать его.
💬 Экспрессивная речь, или моторная, активная, — способность высказываться. Сначала младенец делает это с помощью отдельных звуков и жестов — меняет выражение лица, двигает руками и ногами. Потом начинает подражать словам, учиться их произносить и строить фразы, а позже — писать.
Экспрессивная речь тоже формируется поэтапно. Дальше расскажу о каждом этапе, а также о временных рамках. Их можно принимать во внимание, но важно помнить: ориентиры условны, каждый ребенок осваивает речь в своем темпе. Не стоит паниковать, если он немного не вписывается в нормы.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
В первые два года жизни у ребенка бурно развиваются коммуникативные навыки и он проходит путь от простых звуков до первых осмысленных слов.
Простые звуки. В первые три месяца жизни младенец заявляет о своих потребностях звуками — криком и плачем. Каждый день он совершенствует этот инструмент общения: в зависимости от причины дискомфорта плачет и кричит по-разному.
Гуление и агуканье. К трем месяцам ребенок активно реагирует на близких: поворачивает голову на голос и улыбается, когда видит знакомое лицо или слышит ласковые интонации. Он начинает гулить и агукать — издавать протяжные певучие звуки «а-а-а» или «у-у-у-у-у», сочетать их между собой и с согласными «г» и «б», например говорить «а-а-у-у-у» или «агу-у-у-у». Потом замолкает и ждет ответную реакцию.
Лепет. В 4—6 месяцев младенец произносит согласные звуки и начинает соединять их с гласными, например «ба», «ва», «да» и «ам». Эти бессвязные сочетания звуков — кирпичики, из которых позже будут строиться слова.
Постепенно лепет усложняется — ребенок начинает объединять слоги и повторять их. Так получаются «па-па-па» и «ба-ма-га». Некоторые из этих сочетаний похожи на осмысленные слова, которые обозначают близких, например «мама» или «баба». Но пока малыш просто подражает звукам, которые его окружают, а не осознанно их произносит.
Первые слоги. В 7—9 месяцев младенец продолжает усложнять лепет и подражает звукам вокруг, например повторяет за родителем «гав-гав», «ко-ко-ко». Начинает распознавать слова, которые часто слышит: реагирует на свое имя, смотрит на предметы и людей, когда их называют.
Первые слова. В 10—12 месяцев дети обычно произносят первое простое слово. Как правило, то, которое постоянно слышат, например «мама» или «папа». Словом считается сочетание звуков, которым ребенок обозначает объект. Допустим, «би-би» — это автомобили, а «абаб» обозначает соседскую собаку.
Предложения. С полутора до двух лет малыш начинает говорить первые простые предложения. Он составляет фразы из двух слов, например, «я упал». А затем — из трех и больше.
Ребенок быстро осваивает новые слова и учится выполнять простые просьбы, например «Покажи, где у тебя носик». С удовольствием слушает истории, особенно если они сопровождаются картинками.
Чистая речь. Речь становится разборчивой в разном возрасте: у одних детей она достаточно понятная и чистая в четыре года, у других — только в девять. Примерные ориентиры такие:
- 3 года — ребенка понимает взрослый, с которым он проводит много времени;
- 4 года — даже незнакомые люди понимают минимум половину слов ребенка;
- 5 лет — люди понимают большую часть того, что говорит малыш;
- 9 лет — ребенок чисто говорит на родном языке.
Как в норме развивается речь ребенка
К какому возрасту появляется умение | Как развит импрессивный вид речи | Как развит экспрессивный вид речи |
---|---|---|
3 месяца | • Поворачивает голову на звук • Успокаивается или улыбается в ответ на голос или звук • Выражает заинтересованность с помощью мимики | • Устанавливает зрительный контакт • Плачет по-разному в зависимости от причины дискомфорта • Гулит и улыбается |
6 месяцев | • Слушает обращенную к нему речь • Замечает внезапные звуки или шум • Уделяет внимание игрушкам со звуком | • Говорит слоги с согласными звуками, например «га-га-га» • Произносит разные звуки, чтобы выразить эмоции • Лепечет, чтобы привлечь внимание |
9 месяцев | • Узнает свое имя • Смотрит на знакомые предметы и людей, когда их называют • Показывает, что понимает смысл некоторых слов | • Подражает звукам, например показывает на собаку и говорит «ав-ав» • Лепечет звуками и по-разному сочетает их • Использует простые жесты, например качает головой «да» и «нет» |
1 год | • Понимает слово «нет» • Реагирует на простые просьбы, например «иди сюда» • Обращает внимание на то, куда вы смотрите или показываете | • Осознанно говорит «мама» или «папа» • Подражает звукам речи, лепечет на своем языке • Двигает руками, чтобы показать свои потребности, например тянется, чтобы взяли на руки |
1 год 3 месяца | • Понимает простые просьбы и выполняет их • Разглядывает картинки • Знает 1—2 части тела • Понимает 50 слов | • Говорит 1—2 слова помимо «мама» и «папа» • Повторяет простые слова и действия • Комбинирует звуки и жесты |
1 год 6 месяцев | • Показывает на знакомые предметы и людей на картинках • Понимает различия значений предлогов «в» и «на» • Кивает — «да», и мотает головой — «нет» | • Говорит 5 и больше слов помимо «мама» и «папа» • Повторяет слова, услышанные в разговоре • Отвечает на вопросы • Продолжает говорить на своем языке |
1 год 9 месяцев | • Понимает личные местоимения • Быстро начинает понимать новые слова • Показывает 3—5 частей тела, когда их называют | • Использует как минимум 50 слов • Повторяет новые слова • Называет предметы, в том числе на картинках |
2 года | • Понимает слова действия, например «беги» и «послушай» • Выполняет поручения из двух связанных шагов, например: «Возьми кофту и принеси ее мне» • Любит слушать истории | • Использует жесты и слова во время игр • Начинает использовать фразы из двух слов • Употребляет местоимения, например «он», «ему», «тебе» • Часто задает вопросы |
2 года 6 месяцев | • Выполняет поручения из двух не связанных шагов, например «Дай мне мячик и сядь на стул» • Понимает значение слов «мое» и «твое» • Знает общеупотребительные существительные и местоимения | • Говорит фразами из 2—3 слов • Уместно использует разные предлоги в речи, например «в коробке» и «на столе» • Взрослый, который проводит с ребенком много времени, понимает половину речи малыша |
3 года | • Понимает большинство простых предложений • Имеет представление о цвете, пространстве и времени • Понимает вопросы | • Задает вопросы «где» и «что» • Использует множественное число, например говорит «собаки» • Большую часть его речи понимает близкий взрослый |
Как в норме развивается речь ребенка
3 месяца | |
Как развит импрессивный вид речи | • Поворачивает голову на звук • Успокаивается или улыбается в ответ на голос или звук • Выражает заинтересованность с помощью мимики |
Как развит экспрессивный вид речи | • Устанавливает зрительный контакт • Плачет по-разному в зависимости от причины дискомфорта • Гулит и улыбается |
6 месяцев | |
Как развит импрессивный вид речи | • Слушает обращенную к нему речь • Замечает внезапные звуки или шум • Уделяет внимание игрушкам со звуком |
Как развит экспрессивный вид речи | • Говорит слоги с согласными звуками, например «га-га-га» • Произносит разные звуки, чтобы выразить эмоции • Лепечет, чтобы привлечь внимание |
9 месяцев | |
Как развит импрессивный вид речи | • Узнает свое имя • Смотрит на знакомые предметы и людей, когда их называют • Показывает, что понимает смысл некоторых слов |
Как развит экспрессивный вид речи | • Подражает звукам, например показывает на собаку и говорит «ав-ав» • Лепечет звуками и по-разному сочетает их • Использует простые жесты, например качает головой «да» и «нет» |
1 год | |
Как развит импрессивный вид речи | • Понимает слово «нет» • Реагирует на простые просьбы, например «иди сюда» • Обращает внимание на то, куда вы смотрите или показываете |
Как развит экспрессивный вид речи | • Осознанно говорит «мама» или «папа» • Подражает звукам речи, лепечет на своем языке • Двигает руками, чтобы показать свои потребности, например тянется, чтобы взяли на руки |
1 год 3 месяца | |
Как развит импрессивный вид речи | • Понимает простые просьбы и выполняет их • Разглядывает картинки • Знает 1—2 части тела • Понимает 50 слов |
Как развит экспрессивный вид речи | • Говорит 1—2 слова помимо «мама» и «папа» • Повторяет простые слова и действия • Комбинирует звуки и жесты |
1 год 6 месяцев | |
Как развит импрессивный вид речи | • Показывает на знакомые предметы и людей на картинках • Понимает различия значений предлогов «в» и «на» • Кивает — «да», и мотает головой — «нет» |
Как развит экспрессивный вид речи | • Говорит 5 и больше слов помимо «мама» и «папа» • Повторяет слова, услышанные в разговоре • Отвечает на вопросы • Продолжает говорить на своем языке |
1 год 9 месяцев | |
Как развит импрессивный вид речи | • Понимает личные местоимения • Быстро начинает понимать новые слова • Показывает 3—5 частей тела, когда их называют |
Как развит экспрессивный вид речи | • Использует как минимум 50 слов • Повторяет новые слова • Называет предметы, в том числе на картинках |
2 года | |
Как развит импрессивный вид речи | • Понимает слова действия, например «беги» и «послушай» • Выполняет поручения из двух связанных шагов, например: «Возьми кофту и принеси ее мне» • Любит слушать истории |
Как развит экспрессивный вид речи | • Использует жесты и слова во время игр • Начинает использовать фразы из двух слов • Употребляет местоимения, например «он», «ему», «тебе» • Часто задает вопросы |
2 года 6 месяцев | |
Как развит импрессивный вид речи | • Выполняет поручения из двух не связанных шагов, например «Дай мне мячик и сядь на стул» • Понимает значение слов «мое» и «твое» • Знает общеупотребительные существительные и местоимения |
Как развит экспрессивный вид речи | • Говорит фразами из 2—3 слов • Уместно использует разные предлоги в речи, например «в коробке» и «на столе» • Взрослый, который проводит с ребенком много времени, понимает половину речи малыша |
3 года | |
Как развит импрессивный вид речи | • Понимает большинство простых предложений • Имеет представление о цвете, пространстве и времени • Понимает вопросы |
Как развит экспрессивный вид речи | • Задает вопросы «где» и «что» • Использует множественное число, например говорит «собаки» • Большую часть его речи понимает близкий взрослый |
Как понять, что ребенок скоро заговорит
Первые слова можно ожидать через несколько недель или месяцев после следующих признаков:
- ребенок произносит разные звуки, соединяет их между собой и повторяет на разный лад, например «ма-ма», «па-па», «да-да», «ба-ба»;
- показывает, что понимает слова, которые часто слышит, — например, когда называют предмет, указывает или внимательно смотрит на него;
- откликается на свое имя и понимает, как зовут членов семьи и домашних питомцев;
- машет рукой «пока-пока», «привет» и выполняет другие простые действия, когда вы об этом просите;
- много лепечет на понятном пока только ему языке;
- активно подражает речи окружающих — копирует интонации, изображает разговор по телефону.
У ребенка в возрасте 1,5—2 года первые предложения обычно появляются через 1—3 месяца после того, как он начинает:
- хорошо понимать, что ему говорят;
- повторять ваши просьбы;
- говорить больше пятидесяти слов;
- использовать в речи простые глаголы вроде «дай», «беги», «спать»;
- стараться произносить новые слова;
- охотно общаться.
Сколько слов ребенок должен говорить по годам
Для родителей естественно отслеживать и отмечать достижения детей, новые слова — тем более. При этом стоит помнить, что нормы количества слов по годам опять-таки условны и нужны, чтобы на них ориентироваться.
Отклонения от норм не обязательно указывают на проблему — это лишь повод обсудить свои сомнения с педиатром.
Количество слов, которые обычно произносит ребенок в разном возрасте
Возраст | Норма слов | Умения ребенка |
---|---|---|
1 год | 1—2 | Говорит слова, которые обозначают близких людей — как правило, маму и папу |
1,5 года | 5—10 | С полутора до двух лет осваивает одно новое слово или больше в неделю |
2 года | 50—100 | Умеет объединять два слова в предложение |
3 года | 200—1 000 | Задает вопросы, использует сложные предложения из 3—6 слов. Может назвать свое имя, правильно использует личные местоимения. Члены семьи понимают большую часть речи ребенка |
4 года | Более 1 000 слов | Почти все, что говорит ребенок, понимают окружающие, в том числе незнакомые люди |
Количество слов, которые обычно произносит ребенок в разном возрасте
1 год | |
Норма слов | 1—2 |
Умения ребенка | Говорит слова, которые обозначают близких людей — как правило, маму и папу |
1,5 года | |
Норма слов | 5—10 |
Умения ребенка | С полутора до двух лет осваивает одно новое слово или больше в неделю |
2 года | |
Норма слов | 50—100 |
Умения ребенка | Умеет объединять два слова в предложение |
3 года | |
Норма слов | 200—1 000 |
Умения ребенка | Задает вопросы, использует сложные предложения из 3—6 слов. Может назвать свое имя, правильно использует личные местоимения. Члены семьи понимают большую часть речи ребенка |
4 года | |
Норма слов | Более 1 000 слов |
Умения ребенка | Почти все, что говорит ребенок, понимают окружающие, в том числе незнакомые люди |
«Консультировались с невропатологом, логопедом, дефектологом»
В два года сын выполнял мои просьбы, но говорил лишь отдельные слова. Причем преимущественно по-английски. Сначала я списывала на то, что с младенчества занималась с ним английским языком, и ждала, когда расширится русский словарный запас. Свекровь утешала, что мой муж, то есть отец ребенка, заговорил после трех. И напоминала, что я тоже предпочитаю молчать.
Я озвучивала сыну свои действия и много с ним разговаривала, но ничего не менялось. Поэтому решила действовать — боялась упустить время. В 2,5 года мы обратились к детскому невропатологу, чтобы убедиться в отсутствии отклонений. Пошли в частную клинику, к специалисту, которого мне рекомендовала хорошая знакомая — неонатолог. За прием заплатили около 1000 ₽.
Невропатолог осмотрела ребенка и сказала, что не видит отклонений в развитии. Но согласилась, что ребенок должен начинать разговаривать фразами из 2—3 слов. Лексикона из 50 слов, которых я насчитала, мало. Рекомендовала метод Томатис, чтобы стимулировать запуск речи, и параллельно обратиться к дефектологу, логопеду. Томатис относится к методам с недоказательной эффективностью. Но тогда я об этом не знала.
Знакомый логопед сказала, что я слишком мнительная, и это нормально, если мальчик начинает говорить после трех лет. Но все же осмотрела сына. Сказала, чтобы я перестала заниматься с ним английским. По ее словам, именно это тормозило речь. Я решила прислушаться.
Параллельно ребенка осмотрел дефектолог, мы заплатили за прием 1000 ₽. Она предложила курс занятий, но в неудобное для нас время. Поэтому по ее рекомендации я купила пособие «Малыш учится говорить» Олеси Жуковой примерно за 200 ₽ и начала заниматься с сыном самостоятельно несколько раз в день. Я задавала вопросы по картинкам, придавала звукам значения, просила достроить предложения.
Не знаю, что именно помогло, но в 2 года 6 месяцев ребенок заговорил фразами, а потом — предложениями. Английский мы вскоре возобновили.
Сейчас сыну шесть лет, и у него богатый активный словарный запас. Он строит сложные предложения, задает вопросы, правильно изменяет и согласовывает слова, может составить рассказ по картинке и пересказать прочитанное.
Что может мешать развитию речи ребенка
Причины, по которым развитие речи задерживается, могут быть разными. Вот некоторые из них:
- ребенок редко слышит обращенную к нему речь. Чаще так бывает с детьми, которые живут в детских домах или которым уделяют мало внимания;
- что-то мешает ребенку слышать речь — например, врожденная патология слухового аппарата или частые средние отиты ;
- что-то мешает ребенку озвучивать слова. Такое может быть из-за особенностей анатомии, например расщелины нёба или короткой уздечки языка;
- малышу сложно понимать слова или оформлять мысли в предложения из-за ДЦП , РАС или синдрома Дауна ;
- ребенок пока не любит общаться — речь развивается в индивидуальном темпе, иногда медленнее в силу особенностей характера, а не из-за какой-то проблемы.
Как научить ребенка говорить
Наиболее благоприятное время для развития речи — возраст до трех лет. Этот период называют сензитивным. Ребенок легко воспринимает речь, которая его окружает, и учится понимать ее. Постепенно начинает произносить звуки, а потом и осмысленные предложения.
Развитие речи зависит от многих факторов — темперамента, интеллекта, здоровья, условий жизни, генетики. На некоторые из них нельзя повлиять. Но в любом возрасте лучше больше общаться с ребенком и обсуждать все подряд — например, во время получасовой прогулки просить его называть животных или цвета. Специальные упражнения или задания тут не нужны.
📢 Разговаривайте. Говорите нараспев, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка. Подключайте мимику и жесты, когда объясняете значение слов. Комментируйте свои действия, например, когда одеваете, кормите и купаете ребенка. Как можно больше рассказывайте об окружающих предметах простыми словами.
Постепенно вовлекайте ребенка в разговоры и задавайте ему вопросы. Чтобы не сокращать время живого общения, не стоит позволять проводить время за экраном до полутора лет. А когда ребенок подрастет, можно обсуждать сюжеты мультиков, которые он смотрит.
Эксперты Американской академии детской и подростковой психиатрии дают такие рекомендации (сайт недоступен из РФ):
- до 1,5 года время за экраном должно ограничиваться видеообщением со взрослым, которого нет рядом;
- тоддлерам 1,5—2 лет можно смотреть обучающие передачи вместе с ухаживающим взрослым;
- детям 2—5 лет стоит ограничить время за развлекательными передачами до 1 часа в будние дни и до 3 часов в выходные.
📚 Читайте вслух. Это отличный способ расширить словарный запас малыша и показать, что у всего есть название. Особенно хороши детские книжки с яркими картинками, рифмами и повторениями.



👂 Будьте вовлечены в общение. Когда ребенок говорит с вами, старайтесь смотреть на него и предметы, о которых вы разговариваете, — это помогает ребенку связывать ваши слова и окружающие его вещи. Также стоит отвечать даже на непонятные вам слова ребенка, чтобы он ощущал вашу заинтересованность.
🧐 Исправляйте. Мягко поправляйте незаконченные или исковерканные слова и дополняйте фразы. Например, если ребенок показывает на собаку и говорит «бака», говорите: «Да, это собака». Он будет слышать слово правильно и постепенно научится произносить его так же.
🧸 Играйте. Обучайте звукам животных, пойте, вместе смейтесь. Используйте звуки в играх: рычите как тигр, когда «идете в джунгли», или издавайте звуки лопающихся пузырьков, когда купаетесь. Воодушевляйте ребенка играть с другими детьми.
В играх важно развивать мелкую моторику — небольшие мышечные движения, которые требуют четкой координации глаз и рук. Это помогает тоддлеру осваивать речь: расширять словарный запас и приобретать навыки устного повествования — то есть складно рассказывать историю.
Чтобы тренировать моторику младенца, которому нет еще и года, можно использовать простые упражнения: предложить мять бумагу, играть с маленькими мячиками, перебирать макароны и другую «пальчиковую еду», разминать в руках пластилин, играть с карандашами.
Детей постарше можно учить завязывать шнурки, предлагать игры с пазлами, раскрасками и наклейками.


Как развивать детскую речь в разном возрасте
Игры и взаимодействие с другими людьми — основные способы, с помощью которых дети узнают больше об окружающем мире и развивают свою речь. Родители помогают ребенку в этом, когда активно проводят время рядом с ним: общаются, рассказывают обо всем вокруг, играют, гуляют и показывают разные места и предметы.
Взаимодействие зависит от возраста ребенка. Расскажу, что можно предложить ему в разные периоды жизни.
0—6 месяцев:
- держите младенца близко к себе и смотрите на него, когда разговариваете с ним — так дети охотно откликаются;
- проговаривайте свои действия, когда кормите, переодеваете и моете ребенка;
- пойте — это помогает младенцу уловить ритмы языка;
- повторяйте звуки, которыми ребенок общается с вами: так он учится слушать и говорить по очереди;
- общайтесь нараспев — это помогает удержать детское внимание.
6—12 месяцев:
- показывайте на предметы, которые видит младенец, и называйте их — например, «Смотри, это кошка», «Вот едет машина», а со временем усложняйте «Вот едет красная машина, а эта машина — черная»;
- вместе рассматривайте иллюстрации в книжках — можно не читать, а просто обсуждать, что изображено на картинках;
- предлагайте пустышку только перед сном, чтобы в остальное время она не мешала тренировать новые звуки;
- играйте — касайтесь разных частей тела и называйте их;
- делайте массаж ладошек и пальцев ребенка под стихи или детские песни. С таким материалом выпускают книжки.
12—18 месяцев:
- когда ребенок произносит слово неправильно, произнесите его верно и четко — например, если ребенок показывает на машинку и говорит «би-би», ответьте ему: «Да, это машинка»;
- увеличивайте детский словарный запас с помощью вариантов ответов, например, спросите: «Что ты хочешь — банан или яблоко?»;
- считайте вслух — например, пальчики ребенка, ступеньки на лестнице, предметы;
- купите игрушки и книги со звуками, чтобы развивать слух;
- пойте простые песни или рассказывайте стихи, например «Разговор с мамой», «Гуси, гуси».
18—24 месяца:
- повторяйте одни и те же слова в разных фразах, чтобы ребенок запоминал их — например «Где твои ботинки?», «Ты сегодня наденешь синие ботинки или черные?», «А сейчас время надевать ботинки и идти гулять»;
- давайте простые инструкции — «Принеси, пожалуйста, свои рукавички», «Закрой дверь»;
- просите показать, где расположены нос, уши, рот, ноги, пальчики, глазки;
- ограничивайте время за телевизором и гаджетами — игры и живое общение намного полезнее.
2—3 года:
- помогайте достраивать предложения. Например, если ребенок говорит: «Носок упал», можно ответить: «Да, носок упал на пол»;
- привлекайте внимание тоддлера к разговору, начиная предложение с его имени;
- учите обобщать — например, можно собрать машинки и кубики вместе и сказать: «Это игрушки»;
- читайте книжки с картинками и задавайте вопросы: «Что происходит на картинке?», «Как думаешь, что будет дальше?»;
- придавайте звукам значение, например кошка говорит «мяу», а когда что-то роняем, то говорим «ой».
Что не помогает запустить речь
Желание родителей помочь ребенку быстрее заговорить понятно. Но некоторые действия лишь отнимают время и ресурсы взрослых, а иногда и вредят ребенку.
Перечислю, что именно педиатры не рекомендуют для развития речи.
Много мультфильмов. Мультики — прекрасный способ разобрать ситуации из жизни и обогатить детский словарный запас. Но если не обсуждать их содержание и впечатления ребенка или вообще заменять ими живое общение, пользы для развития речи не будет. Ребенок учится именно во время диалога, так он глубже понимает значение слов и то, как они передают эмоции.
Говорящие игрушки. Их можно покупать, но они ничем не лучше обычных. Лучше всего ребенок развивается при живом общении, когда его могут поправить или рассказать что-то интересное о предмете.
Остеопатия. Это часть медицины, которая изучает связи между всеми системами организма и их влияние на здоровье. Вероятно, ее применение может быть полезным при головной боли, а также при болях в шее, плечах и ногах. Однако в остальных случаях, в том числе при задержке речи, ее эффективность в лечении какого-либо заболевания не доказана.
Ноотропы — лекарства, которые предназначены улучшать работу мозга. Исследования не подтверждают их пользу при лечении каких-либо состояний — зато они могут навредить.
Аппаратные методики. Детям с нарушениями речи проводят Томатис, биоакустическую коррекцию и микрополяризацию. Однако нет доказательств, что эти методики положительно влияют на развитие речи и безопасны для ребенка — об этом в Т—Ж есть отдельная статья.
Ограничительная диета. Из рациона ребенка не нужно исключать глютен, казеин или другие вещества, если нет аллергии к этим компонентам пищи. При нормальной переносимости это не способствует детскому развитию, а, наоборот, мешает.
Когда и к кому обращаться за помощью
Напомню, все ориентиры условны: ребенок может отставать, а потом резко нагнать сверстников. Тем не менее перечислю сигналы, которые иногда могут считаться тревожными (сайт недоступен из РФ):
- 2 месяца — ребенок не реагирует на громкие звуки;
- 4 месяца — не произносит звуки, не гулит и не агукает;
- 6 месяцев — не произносит гласные типа «а» и «о», не смеется или не лепечет;
- 9 месяцев — не лепечет или не реагирует на свое имя;
- 12 месяцев — не называет близких, например маму или папу, не использует простые жесты, не показывает «пока-пока», не указывает на предметы, которые хочет взять;
- 15 месяцев — кроме «мама» и «папа» не говорит ни одного осмысленного слова;
- 18 месяцев — говорит меньше пяти слов и не осваивает новые. Предпочитает словам жесты, плохо понимает простые просьбы вроде «Принеси мячик»;
- 21 месяц — говорит меньше 50 слов, не пытается произносить новые слова, не называет предметы;
- 2 года — не говорит фразами, не выполняет простые просьбы или только подражает речи, но не говорит осознанно;
- 2 года 6 месяцев — не говорит фразами из 2—3 слов или говорит настолько неразборчиво, что взрослый, который проводит с ребенком много времени, не понимает большую часть его речи;
- 3 года — не умеет отвечать на вопросы, а лишь повторяет их.
Если переживаете из-за того, что ребенок медленно осваивает речь или есть другие особенности при общении, — это повод для консультации с педиатром. При необходимости врач порекомендует проверить слух у лора, посетить детского невролога или направит к логопеду-дефектологу. Помощь этого специалиста нужна, когда ребенку трудно:
- глотать или есть;
- произносить определенные звуки;
- бегло говорить — например, при заикании;
- использовать слова, фразы и предложения, соответствующие возрасту;
- понимать просьбы или вопросы;
- подбирать правильные слова, чтобы описать чувства или мысли;
- употреблять точные слова, например, когда ребенок говорит «что-то» или «предмет» вместо «одежда».
Запомнить
- Речь формируется поэтапно — сначала это простые звуки, потом гуление и агуканье, лепет. После младенец начинает произносить первые слоги, постепенно складывает их в слова, а те — в предложения.
- Существуют условные нормы развития детской речи. На них можно ориентироваться, чтобы не пропустить красные флаги. Но вместе с тем стоит помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе и его речь тоже.
- Мешать развитию речи могут разные причины — индивидуальные особенности ребенка, например его неразговорчивость, или проблемы со здоровьем.
- Чтобы помочь ребенку заговорить, называйте все окружающие предметы, пойте песни, отвечайте на любые его реплики и развивайте мелкую моторику.
- Если ребенок ощутимо отстает от сверстников в развитии речи или вас беспокоит что-то другое — проконсультируйтесь с педиатром. Родительская тревога — уже повод для этого.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety