Бизнес
375

«Очный прием теперь лишь неболь­шая часть моего дохода»: как врачи запускают онлайн-бизнес

Опыт трех предпринимателей
1
«Очный прием теперь лишь неболь­шая часть моего дохода»: как врачи запускают онлайн-бизнес
Аватар автора

Марина Шум

поговорила с врачами

Страница автора

Один из вариантов масштабировать свою деятельность для эксперта в какой-либо области — перевести ее в онлайн.

Профессионалы могут зарабатывать не только на практических услугах, но и передавать за деньги знания и опыт — провести вебинар, создать онлайн-курс, написать книгу. Инфопродукты продают специалисты разных сфер — кинологи, пекари, психологи. У курсов в нише «Здоровье» на платформе GetCourse в 2023 году было 1,3 млрд рублей оборота. Поговорили с несколькими врачами об их опыте запуска онлайн-продуктов и узнали, что нужно для старта и сколько получается зарабатывать.

«Мы занятые люди, на инфопродукт не хочется тратить полгода»

Аватар автора

Ирина Жегулина

врач-генетик, автор онлайн-курса «НЕакадемическая подготовка к родительству»

Я врач-генетик: диагностирую генетические состояния, говорю о прогнозах, лечении, методах предотвращения тяжелых болезней в семье. Веду приемы с пациентами онлайн и очно.

У меня есть курс для женщин, планирующих беременность. В нем я хочу донести знания о том, что люди могут полноценно провериться на генетические патологии перед рождением ребенка. Получить информацию, выбрать генетические обследования, избежать заболеваний, которые можно предотвратить. Я об этом много говорила в блоге, на конференциях, делала офлайн-встречи для планирующих беременность. Так возникло ощущение, что пора делать курс.

Для пациентов решила использовать презентации — наглядный материал, чтобы не было скучно воспринимать только на словах информацию, например, про типы наследования. За пару месяцев отшлифовала курс, почти сто слайдов. Считаю, что там есть все, что нужно знать о генетике человеку, который планирует иметь детей.

У меня есть опыт создания образовательных продуктов — я была руководителем образовательного направления в биомедицинском холдинге, делала курсы компании. Там я узнала в том числе, на чем можно сэкономить.

На создание курса потратила одну свою зарплату врача. Заработала на нем на однокомнатную квартиру за пределами Москвы.

Материал на курсе дают пять специалистов, консультация каждого из них стоит в районе 10 000 ₽. Но у меня был и остается принцип, что стоимость моих курсов будет всегда ниже стоимости моей консультации. Консультация у меня стоила около 8000 ₽, курс я запустила за 7900 ₽.

Мне все говорили, что это дешево и надо делать дороже. Но помимо заработка у меня есть и другая цель — дать людям возможность получить информацию.

Цена максимально низкая, насколько может быть без моего личного сопровождения на курсе. Если я начну тратить свое время — а я и так постоянно сижу в телефоне по работе или в блоге, — он будет намного дороже. Хотя поначалу у меня были тарифы для врачей — с закрытым телеграм-каналом и созвонами по «Зуму». Было здорово, но мне так тяжеловато. Тогда нужно менять формат, ставить другую цену.

Думаю, в современном мире все должно быть максимально лаконично. Мы занятые люди, на инфопродукт не хочется тратить полгода, если это не профессиональная переподготовка. Мне очень не близок академический стиль подачи информации. Я покупаю некоторые курсы и сразу засыпаю, это невозможная скукота.

Все меняется, и даже наша академическая среда заполняется молодым поколением. Уже не так важно козырять сложными наукообразными словами, наоборот, всем нужна информация по сути — что надо делать. Хочется, чтобы наука и медицина были на одной стороне с человеком немедицинской специальности. Поэтому в своем продукте стараюсь делать яркую картинку, слайды для запоминания. Хочу в следующий раз сделать стикерпак, который буду отправлять клиентам. Человек из-за ярких образов потом ассоциативно мыслит.

Планирую сократить программу курса, чтобы он был максимум на два-три часа. Стоить тоже будет дешевле. Еще хочу дать больше гибкости, человек сможет собрать курс как конструктор: например, если ему не нужна тема вакцинации, не брать ее. Так я смогу еще больше снизить цену, больше клиентов потенциально смогут купить мой продукт.

Работы по информированию еще много. Если делать бесплатно — никто не будет ценить, не будет смотреть. Остается делать платным, но так, чтобы больше людей могли узнать.

«Важно формировать у людей реалистичные ожидания от покупки продукта»

Аватар автора

Роман Соркин

врач-колопроктолог, автор аудиокниг и вебинаров про деликатные проблемы с анусом

Страница автора

Я врач-проктолог, работаю по специальности с 2010 года. Начинал в городской профилактической больнице, там же стал замглавврача. Потом основал свою клинику, с упором на проктологию и малую хирургию. Сейчас переехал и открыл клинику в Лиссабоне. У меня есть две книги — гайд по геморрою и пособие по безопасному анальному сексу.

Разработка первой книги, от идеи до первых строк черновика, заняла полгода. Писал ее месяца полтора — нужно было изучить дополнительную медицинскую информацию, научные статьи, исследования, чтобы выпустить максимально актуальный продукт.

Серьезных маркетинговых исследований перед запуском не проводил. Смотрел, какие у коллег по цеху ценники на инфопродукты, что по объему информации. Кто-то продавал гайд про правильному пуканью на двух страницах. Мой занимает почти сто страниц — соответственно, примерно понимал объем и выставлял цену.

Создание гайда обошлось примерно в 50 000 ₽ — надо было платить иллюстраторам, дизайнерам и остальным. Плюс сделать сайт-одностраничник, подключить к нему платежные системы. Это сделали мои друзья. Текущие расходы — только оплата домена и сервера для сайта.

Важно формировать у людей реалистичные ожидания от покупки продукта. Очень сложно дать какие-то гарантии в книжке про анальный секс или про геморрой.

Не стоит обещать, что «если вы купите вебинар или книгу, у вас все пройдет само собой». Так, конечно, не случится.

По сути, я просто доношу до людей корректную информацию, а что делать с этой информацией — ответственность того, кто читает. Я рассказываю, какие есть типы терапии, но не назначаю лекарства. Назначать лечение должен доктор, после консультации. Даже пусть и онлайн.

Вторая книга шла гораздо проще, но это тоже труд, который занял полтора месяца. Приходилось заново перерабатывать теоретическую базу, чтобы дать актуальную информацию. А дальше все по накатанной: иллюстратор, корректор, дизайнер.

Сейчас я больше ушел в офлайн, в развитие медицинского бизнеса. Тем не менее новые люди приходят и продолжают покупать мои книги и гайд. Инфопродукты приносят порядка 30 000 ₽ в месяц. Думаю, если заниматься продвижением и все время поддерживать продажи, около 300 000 ₽ в месяц можно зарабатывать.

«За час приема я помогаю одному человеку, а в онлайн-курсе — сразу многим»

Аватар автора

Сарина Нюркина

акушер-гинеколог, врач ЛФК, автор курса «Ева» по восстановлению женского интимного здоровья

Я врач акушер-гинеколог, работаю в Краснодаре в клинике доказательной медицины. Также я врач лечебной физкультуры, специализируюсь в основном на дисфункциях тазового дна.

Первый курс я сделала в 2017 году в «Инстаграме»*, в отдельном закрытом аккаунте. Делала посты и эфиры на тему дисфункций тазового дна. Очень долго набиралась смелости, чтобы просто начать вести блог, боялась выйти в публичное пространство: «А что скажут коллеги? Я сейчас начну что-то писать, а вдруг ошибусь?» Но результаты были впечатляющими.

Постепенно родился мой флагманский курс — для женщин с недержанием мочи, с опущением тазовых органов, у которых были проблемы после родов. Позже, когда я стала больше работать и с синдромом хронической тазовой боли, появился еще один курс. Идею и структуру курса я вынашивала года два. Это был 2017—2018 год, качественных курсов с акцентом на физическую терапию и реабилитацию в русскоязычном пространстве не было. Сначала я все делала сама, не было ни наставника, ни кураторов.

Еще в 2012 году, когда училась в интернатуре, я начала искать информацию по теме дисфункции тазового дна. На русском языке можно было найти лекции от врачей про эстетическую гинекологию, но информации именно по реабилитации, можно сказать, было ноль. Я стала смотреть англоязычные источники — статьи в блогах канадских, австралийских, американских физиотерапевтов. Мне хотелось сделать продукт на стыке дисциплин, поэтому я всегда компоновала информацию от физических терапевтов с информацией от гинекологов и урологов.

У меня с самого начала была уверенность, что курс зайдет. Когда мы ездили на работе на массовые осмотры женщин, я видела, что практически у каждой второй, независимо от того, были у нее в анамнезе роды или нет, есть какие-то нарушения функций тазового дна. Данные статистики совпадали с моим клиническим опытом.

Я понимала, что подойдет любой грамотный формат с новым взглядом с точки зрения физической терапии и с индивидуальным подходом. Тем более я знала, что эта ниша абсолютно не заполнена профессионалами.

Первый курс в «Инстаграме»* стоил 2700 ₽, тогда расходов на дополнительные площадки и зарплаты помощникам не было. Сейчас цена курса — 16 000 ₽. Это как два моих приема в клинике, а информации в курсе намного больше, и плюс еще месяц кураторства. У меня четыре куратора, которые общаются с пациентами, в среднем нагрузка на каждого — не более десяти женщин в месяц, но иногда получается и до тридцати человек.

На костяк курса, основные съемки ушел примерно 1 млн рублей, но мы его постоянно развиваем.

Регулярные расходы — это налоги, зарплаты, комиссии за платежные системы, платформу GetCourse. На все технические моменты и зарплаты получается от 100 000 до 300 000 ₽ в месяц, в зависимости от того, сколько человек мы набрали на курс. По многим вопросам мне помогает муж — если бы это делал кто-то другой, то выходило бы еще до 300 000 ₽.

Также есть расходы на источники, которые я покупаю: вебинары и членство в нескольких организациях стоят недешево. Плюс мое время, которое трачу на изучение. Блог я также продолжаю вести сама, пока не получается это делегировать. Результаты по продажам курса меня удовлетворяют, хоть и хотелось бы чуть больше. Цели заработать в этом запуске 100 млн рублей я себе не ставлю.

Хотя очный прием составляет сейчас лишь небольшую часть моего дохода и час моей работы в кабинете стоит намного дешевле, соблазна оставить практическую медицину у меня не было. Наоборот, я до сих пор колеблюсь, не взять ли больше приемных дней. Но тогда страдает онлайн-сфера: доход становится меньше или меняется обратная связь, а я этого не хочу. Онлайн-курсы — это работа, и она требует вовлеченности.

Сейчас у меня один приемный день в неделю, обычно это воскресенье — 12-часовой рабочий день, 12 пациентов. Остальные дни я занимаюсь онлайн-работой, суббота — выходной.

За час приема я уделяю внимание одному человеку, а в онлайн-курсе я одновременно помогаю большему количеству людей. Даже если мы говорим про бесплатную помощь, без которой невозможна популярность курсов, — когда я вышла в эфир, люди в любой точке мира смогут услышать эту информацию. Офлайн я могу помочь только людям, которые находятся в Краснодаре, а онлайн они могут быть где угодно. У меня много пациенток из глубинки России и из-за рубежа.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Марина ШумДоверяете онлайн-курсам от врачей?
  • Александра НовоселоваЭто, конечно, все замечательно, но, к сожалению, со временем у некоторых врачей появляется и так называемая "звёздная болезнь". И дальше появляются приколы из серии: экстренные приемы - это не ко мне, я принимаю только по записи, которая забита на 2 недели вперед, результаты исследований только из определенных "доверенных" клиник, если для диагностики нужна помощь другого специалиста, то только из "доверенного" списка, и никак иначе, и так далее. Опять же, цена на услуги повышается кратно - помню хорошего врача, который принимал по вполне рыночной стоимости для Москвы, пока не раскрутился, а сейчас один прием у него стоит в 1.5 раза дороже рынка.0