«Под огнем»: мрачная военная драма режис­сера «Из машины» и «Падения империи»
Поп-культура
1K
Кадры — «Вольга»

«Под огнем»: мрачная военная драма режис­сера «Из машины» и «Падения империи»

Отзыв редакции на фильм
6
Аватар автора

Влад Шуравин

снова ужаснулся войне

Страница автора

10 апреля 2025 года в российский прокат вышел новый фильм Алекса Гарленда «Под огнем».

Режиссер написал и снял картину совместно с Рэем Мендосой — бывшим бойцом спецназа ВМС США. Экс-солдат не только поделился личной историей, но и точно воссоздал обстрел, под которым оказался в 2006 году: в своих отзывах критики называют «Под огнем» самым реалистичным фильмом о войне.

Рассказываем в нашей рецензии, почему этот крайне необычный боевик не всем придется по вкусу.

Что за «Под огнем» (Warfare)

Дата премьеры: 10 апреля 2025 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссеры: Алекс Гарленд, Рэй Мендоса
Сценаристы: Рэй Мендоса, Алекс Гарленд
Актеры: Д’Фарао Ун-А-Тай, Уилл Поултер, Космо Джарвис, Кит Коннор, Тейлор Джон Смит, Джозеф Куинн, Майкл Гандольфини, Лори Дункан, Эдейн Брэдли
Жанр: боевик
Фильмы, похожие на «Под огнем»: «Иди и смотри», «Морпехи»
Продолжительность: 1 час 35 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах

Это камерная военная драма по реальным событиям

Ирак, 2006 год. Ночью отряд «морских котиков» врывается в дом гражданских и занимает позиции. Утром военные выжидают. Они внимательно следят за противоположным зданием. Смотрят, кто проходит по улице. Связываются с другими отрядами и уточняют статус операции. Словом, занимаются солдатской рутиной.

Но все быстро идет не по плану: здание начинают обстреливать. Американские солдаты пытаются перегруппироваться, но врагов сильно больше, подкрепление будет нескоро, а отступать банально некуда. Приходится оборонять позиции.

Режиссер Алекс Гарленд познакомился с ветераном Рэем Мендосой во время съемок «Падения империи». Работа военного консультанта впечатлила постановщика, и он решил снять кино по мотивам реальных событий, произошедших в 2006 году. На отряд Мендосы, который засел в здании, напали — каким-то чудом «морские котики» спаслись, но понесли большие потери.

Обычно военные фильмы разворачиваются в десятках декораций. Но «Под огнем» — редкий представитель жанра, чье действие в основном происходит буквально в четырех стенах. Первые 30 минут герои занимаются рутиной: проверяют оружие, записывают данные в тетрадь, переговариваются, испражняются в бутылку или сидят в ожидании событий. Гарленд и Мендоса отлично передают скуку момента: полчаса тянутся как полтора — и это томление становится обычным делом для солдат.

Герои выбираются из дома всего пару раз. Первый заканчивается трагически: происходит взрыв, часть солдат погибает, а часть тяжело ранят. «Морские котики» возвращаются, занимают позиции и вплоть до финала решают навалившиеся проблемы. Отстреливаются от врагов, ждут помощи и спасают умирающих друзей. Так Гарленд и Мендоса напоминают: иногда война — это не масштабная баталия под пафосную музыку, а суровая битва за жизнь в маленьком двухэтажном доме.

Фильм очень приземленный и жестокий

«Под огнем» можно было бы сравнить с другими реалистичными фильмами и сериалами о войне: «Морпехами» и «Поколением убийц». Однако картина Гарленда и Мендосы отличается от них очень абстрактным сценарием. Здесь, по сути, нет сюжета: солдаты попадают под обстрел и долго защищаются. Авторы не раскрывают героев, каждого из которых можно описать парой слов: глава отряда, тревожный новичок и усатый снайпер. Но «Под огнем» не нужно влюблять зрителя в военных. Мы видим, какой ад переживают солдаты — уже поэтому сложно не подключиться к их судьбам.

Герои не развиваются, не проходят через несколько сюжетных арок и в целом остаются теми же, кем и были в начале. Они действительно познают ужасы войны, но не произносят пафосных осуждающих монологов и не отрекаются от своей профессии. Поэтому фильм при желании легко раскритиковать за отсутствие позиции о войне в Ираке и даже за оправдание действий американских военных.

Но кажется, британцу Гарленду банально неинтересны политические споры. Куда важнее — выхватить мучительные полтора часа в эпицентре обстрела. И тем самым безо всяких слов показать, насколько отвратительна и ужасна война. Неважно, кто ее начал и почему: главное, что в ней нет ничего романтичного и привлекательного.

Гарленд и Мендоса показывают без прикрас даже насилие. Если герои подрываются, они не теряют сознание и не умирают в течение пяти секунд, как это бывает в голливудском кино. Солдаты истошно вопят, под ними растекается кровь, а сослуживцы в ужасе наблюдают за муками товарищей.

Но темп оставляет желать лучшего

Поначалу в военные реалии очень интересно погружаться. Во время просмотра начинаешь лучше представлять, как ощущают себя солдаты и почему именно ветеранам так тяжело адаптироваться к мирной жизни. Но постепенно из-за неспешного стиля фильма становится слишком легко потерять фокус. События повторяются одни за другим: героев обстреливают, они отвечают, проверяют раненого товарища и просят помощи.

Снимать «как в жизни» — очень непростая задача. Ведь вместе с действительно любопытными деталями в кино просачиваются монотонность, бессобытийность и банальность. Гарленд и Мендоса скорее справились с тем, чтобы показать войну как она есть. Но последние полчаса фильма откровенно утомляют: крики и взрывы смешиваются в одну звуковую кашу и у зрителя почти не остается эмоций. А ведь финал — важнейшая часть любой картины. И этот бой режиссеры, увы, проиграли.

Фильм образует любопытную дилогию с картиной «Падение империи». Их стоит смотреть подряд
Фильм образует любопытную дилогию с картиной «Падение империи». Их стоит смотреть подряд

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинКакой военный фильм шокировал вас больше всего?
  • Д.К.Ого, я его ждал, не знал что он вышел в прокат сегодня. Сегодня же пойду. Спасибо что напомнили.) Мне очень нравится ультрареализм в фильмах и сериалах про войну, а не пафосная картинки с "ура-патриотизмом". А шокировал больше всего наверное "Иди и смотри!", который вы указали в референсах. Несколько раз пересматривал, в том числе и в реставрации в кино, и каждый раз выхожу после него в чувствах смешанной скорби и шока.4
  • Сёмка ДруковВот это интересно будет глянуть0
  • Д. КарасевИз последнего "На западном фронте без перемен" понравился ,война хорошо показана : грязь, голод и говно ,а саунд вообще мощь2
  • Тоже админДа что такое, опять трейлер с Ютуба (0
  • BeaRitzМне очень нравится фильм Всевидящее око 2015 года (также есть варианты Глаз в небе и Око в небе, но я смотрела под первым названием). Во-первых, он довольно динамичный, но жизненный. Во-вторых, там реально моральная дилемма, и зритель решает ее вместе с международным "консилиумом", один из членов которого даже с унитаза вынужден это делать. В-третьих, там Рикман и Миррен - ну это отвал башки, я их обожаю. В-четвертых, лично для меня финал справедлив, я к террористической угрозе отношусь очень серьезно.0
  • ЗолотцеТоже, зачем вам трейлер, уже выложили качественную экранку.0
Вот что еще мы писали по этой теме