В 2022 году мы открыли адвокатское бюро, потратив 200 000 ₽

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Геннадий Кузьмин

Страница автора

Идея и суть бизнеса

Адвокатское бюро. Сегодня компания работает в следующих направлениях:

  • семейное, наследственное, трудовое, договорное, налоговое,
  • уголовное право;
  • защита прав потребителей;
  • адвокатура и юридическое сопровождение бизнеса;
  • корпоративные споры;
  • защита в арбитражных судах.

Главной целью было не просто открыть адвокатскую контору, а сформировать сильный личный бренд, предложив клиентам расширенный спектр юридических услуг и сопровождение «под ключ» — от внутреннего аудита и риск-менеджмента до защиты интересов в суде.

Открытие

После ухода из следственных органов в 2012 году я решил заняться адвокатской практикой. После приезда в Москву мы с партнером начали оказывать юридические услуги. Первыми клиентами были наши друзья, которые потом приводили своих родственников, коллег, знакомых. Мы старались полностью закрывать их проблемы, искать нестандартные решения в рамках закона — и это удавалось.

Рекламу не делали — «сарафанное радио» работало исправно.
Нашим офисом был небольшой подвал на Арбате. Впоследствии перебрались в маленькое помещение на 3 этаже того же здания, где появилась серебряная табличка «Адвокатский кабинет Г.А. Кузьмина».

Количество клиентов росло, репутация укреплялась — мы задумались о расширении штата сотрудников.
С необходимостью масштабирования пришла мысль, что «Адвокатский кабинет Г. А. Кузьмина» — уже не просто команда адвокатов, а бренд с собственной философией и бесценным опытом. Так родилась идея открыть бюро «МКМ» — к ней мы пришли постепенно, шаг за шагом. Все происходило органично, без резких скачков. В 2022 году мы открыли адвокатское бюро «МКМ».

Траты на запуск

На начальном этапе наши вложения составили 200 000 рублей. Адвокатский кабинет — не юридическое лицо и не ИП, поэтому не нужно платить госпошлину. Это форма осуществления адвокатом своей деятельности в частном порядке в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Основная часть денег ушла на приобретение необходимой техники: 2 ноутбука, принтер, канцелярия. Аренда офиса составляла 30 000 рублей в месяц.

Ошибки на этапе открытия

Открытия бюро как такового не было. Все происходило постепенно. Мы не совершали резких действий, каждый шаг тщательно обдумывали и взвешивали. Можно сказать, что мы старались предусмотреть все важные моменты на каждом этапе развития.
Конечно, сейчас осознаем, что можно было сразу расширить свое онлайн-присутствие в Яндексе, соцсетях — это не требовало больших затрат. Но на старте мы думали, прежде всего, об уровне оказываемых услуг — фокус был на качестве, а не на количестве.

Команда

В бюро «МКМ» 16 адвокатов, которые имеют высшее юридическое образование. Кроме них, у нас есть программисты, маркетологи, дизайнеры и эксперты-криминалисты. Все сотрудники с опытом работы в правоохранительных органах, некоторые из них — бывшие служащие ФСБ, следственного комитета, прокуратуры.

В данный момент усиливаемся новыми специалистами, в том числе в направлениях IT и digital. Это помогает не только защищать клиентов в судах, но и быть с ними на связи 24/7, делиться знаниями, вести просветительскую работу через Telegram, YouTube и другие каналы.

Доходы и расходы

На начальном этапе работы кабинета расходы превышали доходы. Если последние доходили до 50 000 — 60 000 в месяц, то затраты с учетом транспорта, платы за аренду и интернет были около 100 000 рублей.

Продвижение

На начальном этапе у нас не было сайта, профиля в 2ГИС и на «Право.ру», в Яндексе — даже минимального онлайн-присутствия. Сами вели профиль в Инстаграм* (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ). Никого не нанимали, выкладывали фото со смартфона и делились историями из жизни. За год оттуда пришло всего пара клиентов.

Также заказывали рекламу у блогеров с аудиторией до 50 тыс. подписчиков. Выходило дешево, но поднимались охваты. Месячные расходы на продвижение этим способом составили 30 000 рублей.
Кроме того, мы начали вести канал на Ютуб. Видео снимали на телефон, с дешевой петличкой, монтировали тоже сами. Люди смотрели и писали комментарии с запросом на консультацию, но чаще всего это были просто просьбы помочь с составлением документов. Иногда таким образом мы зарабатывали сумму, позволявшую оплатить аренду офиса.

Сегодня у нас есть аккаунты в разных соцсетях, но их основная задача — не маркетинг, а помощь людям, столкнувшимся с проблемой. Для нас важно, чтобы каждый мог просто взять в руки телефон и за пару минут найти ответ на свой вопрос. В Telegram мы рассказываем о правовых новостях — вплоть до новых штрафов за нарушения, на YouTube — как вести себя у следователя, в Дзене — полезные статьи по налогам и не только.

Трудности в сфере

В юридической практике много трудностей, но среди них я бы выделил 3 основных:

1. Люди, обратившиеся к нам за помощью, не рассказывают все как есть.

Это одна из самых распространенных проблем. Когда клиент скрывает детали или умалчивает о важных фактах (иногда из страха, стыда или в попытке «приукрасить» ситуацию), адвокат не может выстроить правильную стратегию защиты. Чем полнее и честнее информация, тем больше шансов на благоприятный исход.

2. Человек приходит, когда уже слишком поздно или дело находится в суде.

К сожалению, многие обращаются за юридической помощью только тогда, когда уже когда уже предъявлено обвинение или вынесен приговор. В таких ситуациях возможности ограничены, приходится «тушить пожар», а не предупреждать о его возникновении. Мы всегда рекомендуем приходить как можно раньше — на начальной стадии конфликта или даже при первых признаках проблемы. Так можно предотвратить негативные последствия, сэкономить средства и нервы.

3. Проблема может быть намного глубже, чем думают люди, и они не знают о последствиях.

Юридическая проблема редко бывает поверхностной. За простой ситуацией могут скрываться серьезные правовые последствия — от штрафов до уголовной ответственности. Люди часто не знают своих прав и обязанностей, и этим могут воспользоваться другие. Наша задача — видеть всю картину, выявить риски и минимизировать их еще до того, как они станут проблемой.

История о бизнесе

Однажды звонит клиент и сообщает, что в его офисе проводится обыск. Я приезжаю на место, захожу — там работают оперативники и следователь из Ростова-на-Дону. Проводится обыск.

Первые полчаса мы пытались объяснить, что не нужно «переворачивать» офис. Постепенно напряжение спало, перестали спорить. Успокоили генерального директора и сотрудников. Начали составлять протокол обыска — и в этот момент с грохотом ломают входную дверь. В помещение заходят сотрудники ФСБ России и начинают класть на пол абсолютно всех — в том числе и следователя с оперативниками из Ростова.

В один и тот же день, в одно и то же время к моему подзащитному с обыском пришли две разные силовые структуры. Сотрудники из Ростова, которые планировали допросы, решили, что лучше уйти. Собрались и уехали. Одним словом, московское «гостеприимство» им не понравилось.

Планы

Мы хотим расти умно, сохраняя качество и подход, который нас сформировал: личное участие, внимание к каждой детали, доверие между клиентом и адвокатом. И стремимся к тому, чтобы каждый, столкнувшийся с правовой проблемой, знал: есть место, где ему помогут — профессионально, честно и по-человечески. В этом и заключается наша философия.

Сообщество