
«Орудия»: самый обсуждаемый хоррор года от режиссера «Варвара»
Мировой прокат покоряет новая работа Зака Креггера.
Если вы следите за хоррорами, то точно помните картину «Варвар» с Биллом Скарсгардом, которая вышла в 2022. Фильм назвали главным ужастиком года, а Креггера признали одним из самых перспективных режиссеров в жанре.
Новая работа постановщика — «Орудия» — вышла в мировой прокат и покорила критиков и зрителей. Сейчас на Rotten Tomatoes ее рейтинг составляет впечатляющие 95%. В нашей рецензии разбираемся, смог ли Креггер повторить успех дебюта и оправдал ли возложенные на него надежды.
Что за «Орудия» (Weapons)
Дата премьеры: 6 августа 2025 года
Страна производства: США
Режиссер: Зак Креггер
Сценарист: Зак Креггер
В ролях: Джулия Гарнер, Джош Бролин, Олден Эренрайк, Остин Абрамс, Джастин Лонг
Жанры: ужасы, детектив, триллер
Фильмы, похожие на «Орудия»: «Варвар», «Магнолия», «Пленницы»
Продолжительность: 2 часа 8 минут
Где смотреть: зарубежный прокат
Оценка на «Кинопоиске»: 7,5
👶 Это хоррор о поиске пропавших детей
Фильм «Орудия» открывается темным экраном и закадровым монологом. Детский голос рассказывает, что пару лет назад в небольшом американском городке случилось нечто странное и жуткое. 17 детей из младшего класса новенькой учительницы мисс Гэнди ночью, в 2:17, выбежали из дома и не вернулись. Пропали все, кроме одного мальчика — Алекса. За дело взялась полиция, и под подозрение сразу попала мисс Гэнди.
Горожане и родители в ярости, а привычный уклад жизни учительницы нарушен: теперь она беспокоится за собственную безопасность. Арчер, отец одного пропавшего школьника, разжигает жажду мести в сосетях, а затем случайно выходит на след сбежавших и отправляется на их поиски вместе с мисс Гэнди.

После экспозиции повествование разветвляется: нам показывают несколько историй о разных героях и событиях до, во время и после инцидента. За расследование берется нерадивый полицейский Пол, который по совместительству еще и бывший бойфренд мисс Гэнди. В дело вмешивается и бездомный парень Энтони, соблазнившийся вознаграждением за любые сведения об исчезнувших. И наконец, неожиданную роль играет директор Маркус — начальник главной героини, который ради ее безопасности советует ей просто залечь на дно, а не искать улики.
К финалу мисс Гэнди и Арчер чертят на карте разные маршруты, которые сходятся в одной точке. По такому же принципу линии судеб персонажей, начавшись в разных местах и временных отрезках, в итоге пересекаются. Такая логика помогает сделать сюжет объемным и фактурным. Креггер рисует широкий портрет американского общества и умело играет с восприятием зрителя, знакомя его с разными точками зрения на ситуацию. Постепенно из этих разрозненных эпизодов складывается цельная картина.

Предыдущая лента режиссера «Варвар» — история о девушке, снявшей дом через Airbnb. По приезде героиня обнаруживает, что в нем живет подозрительный парень. А позже знакомится и с владельцем дома — актером, которого коллега обвинила в сексуализированном насилии.
Фильм называли одним из главных представителей новой волны хорроров. Креггера хвалили за интересный подход к темам активного согласия, синдрома спасателя, американского пригорода и сепарации от родителей. Так что за сценарий «Орудий», который был закончен в начале 2023 года, боролись Netflix, TriStar Pictures, Universal Pictures и New Line Cinema. Победила последняя.
Компания именитого хоррор-мейкера Джордана Пила Monkeypaw Productions участвовала в переговорах со стороны Universal. По слухам, после того как сделку заключить не удалось, Пил уволил своих менеджеров — вот насколько он хотел заполучить это кино.
Зак Креггер поступил самонадеянно и до выхода фильма описал новинку как нечто в стиле «Магнолии» Пола Томаса Андерсона. И хотя «Орудиям» далеко до эпичности картины ПТА, Креггеру тоже есть чем увлечь зрителя.
👥 Режиссер хорошо проработал персонажей
В мире Креггера точно хочется задержаться подольше. Постановщик обращается к тропу, знакомому любому фанату жанрового кино: каждый житель скучного городка хранит зловещие тайны. Режиссер создает яркий контраст между внешней жизнью местных и тем, что происходит за закрытыми дверьми.
Героиня Гарнер, мисс Гэнди, сначала выглядит как робкая молодая женщина. Позже мы узнаем, что она неравнодушна к алкоголю, ушла из прошлой школы из-за скандала, а события на новом месте работы почти доводят ее до нервного срыва.
Арчер, которого сыграл Джош Бролин, — мрачный руководитель строительной компании, крепкий мужчина, который выглядит так, будто не привык отступать. Он громче всех кричит о возмездии на школьном собрании, а по вечерам со слезами на глазах засыпает в постели пропавшего сына.
Полицейский Пол, в роли которого снялся Олден Эренрайк, создает впечатление собранного служителя закона, хотя на деле оказывается вспыльчивым ипохондриком, который не может побороть тягу к спиртному. На почве этого пристрастия он и сходится с Гэнди снова, при том что у него есть жена.
Остин Абрамс сыграл наркозависимого бездомного, который разбил палатку в близлежащем лесу. О судьбе детей герой не особо заботится — ему нужны деньги на новую дозу.
В каждом персонаже легко узнать привычные типажи из кинематографа о неприглядной изнанке провинциальной Америки. Такая галерея образов-обманок идеально работает на общий саспенс и цельность мира. Ожидаешь, что и главный антагонист окажется под стать — скажем, изощренным убийцей-гипнотизером или древним ведьмаком. Но надежды, к сожалению, не оправдываются: разгадка, которую предлагает Креггер, не так уж хитра и, более того, даже нелогична.



🎢 Фильм не только держит в напряжении, но и веселит
«Орудия» отличаются от «Варвара» возросшим масштабом — как в плане истории, так и по части затрагиваемых тем. От исследования патриархата и культуры отмены постановщик перешел к попытке осмыслить, как общество реагирует на локальные трагедии уровня, скажем, скулшутинга. И как скоро люди готовы объявить охоту на ведьм.
Хочется пошутить, что, если в «Варваре» режиссер топтался на одном месте, то в «Орудиях» он заглянул во все домики на улице. Усложнение повествования потребовало и более ловкой работы с сеттингом. Захватить каждый уголок помогла камера Ларкина Сайпла с широкоугольной оптикой — того же оператора, что снял «Всё везде и сразу».
«Варвар» наводил ужас иррациональностью и обращался к классическому хоррор-арсеналу: мерзким протезам, темным помещениям и джампскейрам. В «Орудиях» эти элементы сохранились, но Креггер использует их дозированно. При этом резкие звуки, жуткий грим и нервная музыка пугают здесь еще сильнее.

Но здесь Креггер так же уверенно заходит и на территорию детективного триллера. Именно это, а не «варварский» адреналин, помогает удерживать внимание зрителя. Переключение между героями и постепенное добавление деталей заставляют подозревать каждого нового персонажа.
Ближе к финалу режиссер напоминает, что перед нами все-таки хоррор. Рационально выстроенный сюжет упирается в иррациональную развязку. Если поначалу казалось, что еще одна зацепка — и разгадка в кармане, то к концу становится ясно: ничто не подготовило бы зрителя к раскрытию истинного злодея. Главный твист может вызвать смешанные чувства, но ради абсурда и странности мы и смотрим фильмы Креггера.
Еще одно важное жанровое вкрапление — комедийное. Режиссер начинал карьеру в составе комик-труппы, так что с юмором у него отношения отличные. «Варвар» пестрил шутками, разбавляющими напряженную атмосферу. Новый фильм эту традицию перенимает. Китчевый грим антагониста уморительный, финальная сцена расправы одновременно жестокая и смешная. А игра в догонялки героев Абрамса и Эренрайка заслуживает отдельного скетча в какой-нибудь «Портландии». Креггер создал историю, за которой сначала увлеченно следишь, потом пугаешься, а в финале заливаешься истерическим смехом.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult