Почему квитанции за коммунальные услуги такие неудоб­ные?

27

Каждый месяц плачу коммуналку, и каждый раз ужасно раздражают счета на оплату — эти огромные таблицы, в которых нужно найти и проверить начисления, цифры разбросаны непонятно как.

Вдвойне бесит, что треть страницы остается пустой, но из-за того, что хотят вместить огромную таблицу по ширине, все печатают мелким шрифтом. Тут нужны не просто очки, а увеличительное стекло. Наверное, у тех, кто это делает, зрение 200%.

Почему квитанции так плохо сверстаны? Неужели это у всех так? Или в каком-то городе все сделали хорошо и понятно?

Типичная схема платежного документа за ЖКУ
Типичная схема платежного документа за ЖКУ
Аватар автора

Дмитрий Бурняшев

юрист

Страница автора

Лист с таблицей и мелким шрифтом, который вы получаете каждый месяц, правильно называть платежным документом, а не квитанцией. Его содержание регламентирует закон — в один лист компании пытаются вписать огромное число данных  . Отсюда и мелкий шрифт.

Расскажу, какие сведения должны быть в квитанции за ЖКУ.

Как получают платежку

Платежки формируют поставщики ЖКУ — например, УК, ресурсные организации, ТСЖ. Они делают это сами либо через расчетные центры.

Жильцы получают платежки в первых числах каждого месяца. Обычно они приходят через ГИС ЖКХ или почтой  .

На основании такой платежки нужно платить за ЖКУ
На основании такой платежки нужно платить за ЖКУ

Какие проблемы бывают с платежками

Верстка. Закон не определяет форму и порядок размещения информации в платежном документе. Но есть перечень обязательных реквизитов  :

  • адрес квартиры;
  • ФИО собственника;
  • наименование поставщика услуг, его банковские реквизиты, номера телефонов, электронная почта, сайт;
  • расчетный месяц;
  • название каждой услуги с отражением тарифов и объемов потребления;
  • объемы коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды;
  • перерасчеты, если они были;
  • размер задолженности;
  • скидка и рассрочка, если есть в расчете;
  • QR-код для оплаты;
  • показания счетчиков;
  • пени.

УК сами определяют, в какой последовательности и где на бумаге разместить эту информацию. Для этого используют таблицу: так проще, потому что показатели — тариф, объем, начисления — повторяются для каждой услуги. А их число в документе может превышать десяток.

Минстрой утвердил примерную форму платежного документа. Ведомство предлагает разделить его на шесть разделов в табличном формате и печатать на двух сторонах:

  1. На лицевой — информацию о плательщике и исполнителе услуг, показания индивидуальных приборов учета и расчет за ЖКУ.
  2. На обратной — расчет оплаты с учетом рассрочки платежа, сведения о перерасчетах и справочную информацию, например нормативы потребления и показания общедомовых счетчиков.

Форма платежки от Минстроя — это рекомендация. Поэтому документы у разных УК различаются.

Проблемы с количеством платежек. Если в доме был переход на прямые договоры с ресурсниками, они могут сами делать платежные документы. Тогда их количество может быть равно числу поставщиков, а жильцы получают несколько отдельных квитанций за ЖКУ, например:

  • за содержание и ремонт общего имущества;
  • электричество — от сетевой компании;
  • отопление — от теплоснабжающей организации;
  • воду — от водоканала.

И пока единой формы платежки нет, каждый поставщик делает как может. В сфере ЖКХ столько нерешенных проблем, что у организаций попросту не доходят руки до дизайна платежных документов.

Дмитрий БурняшевА вас устраивают ваши платежки? Поделитесь мнением:
  • Кира ПопутниковаУ нас на свободном месте ещё рекламу впихивают4
  • Ветер СеверныйЗачем всю таблицу изучать? Достаточно показаний счетчиков и суммы оплаты.2
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Ну надо же отбить у вас желания в чем-то разбираться и что-либо оспаривать)20
  • АндрейНу они делают на компьютере с большим экраном и не думаю о том что на листочке будет плохо видно.0
  • semenovainezaВетер, приходится изучать иначе могут быть неприятные неожиданности. Этим летом я обнаружила новую строку. Выяснилось,что мне начислили оплату за интернет. У меня совсем другой провайдер и никакой дополнительный договор я не заключала. Теперь ещё внимательнее проверяю. Не хочу полностью переходить на цифровой вариант, потому что до сих пор нет доверия. То сайт не работает, то база слетела.4
  • ПавелГораздо интереснее что зачастую "задолженность на начало периода"-"оплачено"+"начислено" не совпадает со столбцом "к оплате"3
  • ПавелΔημήτρης, а что, кому-то удалось оспорить?0
  • user6062439Не спроста развелось этих УК,берут три шкуры,каждая компания в такой горе0
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Павел, отвечу профессионально ( поскольку я юрист) - да1
  • user5975479В Постановлении #354, указано что должно быть в квитанции, но для УК и РСО удобнее запутывать жильцов и указывать в Платежах сущую чушь, особенно по значениям позволяющим самим жильцам прикинуть значения ОДН.0
  • Татьяна ГаязоваКогда была " розовая " квитанция было все нормально и по размеру и понятности. Как только под себя подмял ПЭС, сейчас ЕИРЦ, всё, полная хрень началась 🤦, каждый раз сижу пересчитываю, (у них даже с тарифами на сайте путаница, тоже ещё буду с ними разбираться) Также присылали запаянный мусоропровод на оплату, ( сама минусовала) потом Ростелеком телевидение подпихнули. Вот почему мы должны за свои кровные ещё и что то доказывать , отказываться, переписываться, перезваниваться, чтобы убрали левые начисления???Так, что глаз да глаз за ними!!!4
  • AIА это для того, чтобы была меньше вопросов, деточка.0
  • Олег ПанковЯ знаю, так делать нельзя, но я стараюсь в них вообще не вчитываться4
  • Олег ПанковΔημήτρης, и очень хорошо у них получается...5
  • Олег ПанковПавел, у меня родители оспаривали - получалось2
  • Homo DesignerisОлег, честно говоря, я тоже. Если сумма не сильно отличается от привычных значений, то не читаю. Один раз написали намного больше, кажется за отопление. Стала разбираться. Длительная переписка с поставщиком услуг привела к тому, что мне написали огромное письмо, объясняющее, что они правы по всем фронтам, вот вам куча формул для расчёта, а то, что у вас нет данных, нас не волнует, мы правы. С тех пор вчитываться в это хочется ещё меньше..2
  • Михаил ВикторовичКира, весь задний разворот в рекламе службы по контракту.0
  • АлександрА мне кажется, что так проще обмануть нас, шрифт мелкий, вечер, парадная, ты достал платёжку из ящика и пошёл её оплачивать, пикнули штрих код, сумма, оплата и все, так живут многие из нас, а компании зачастую таким образом маскируют рост цен, впихивают всякую чушь. А нам просто разобраться некогда. Вот такие вот дела...3
  • user6174471Мелкий шрифт.Неаозможно прочитать можно ведь развернуть Лист А4 данные сжаты.Лупа не помогает0
  • Кира ПопутниковаМихаил, у нас она и на лицевой стороне: QR-код для оплаты счета рядом с QR-кодом для заключения контракта. Однажды случайно не тот отсканировала.0
  • ИринаНаконец хоть кто-то поднял эту тему1
  • Гордей БогдановЧтоб жизнь была еще сложнее0
  • СветланаОлег, и не запарились ваши родители?0
  • СветланаКира, а что рекламируют?0
  • Светланаuser6174471, а поможет отличная оптика.0
  • СветланаГордей, и веселее жить было!0
  • Кира ПопутниковаСветлана, последние годы службу по контракту, ну и замену и поверку счётчиков. Что ещё было уже не помню.0