Что такое воркшоп и как его проводить
Образование
658
Фотография — Willie B. Thomas / Getty Images

Что такое воркшоп и как его проводить

Разбираем на примерах
10
Аватар автора

Лидия Хесед

организовала немало воркшопов

Страница автора

Воркшоп — это интенсивное занятие, посвященное отработке практических навыков.

Расскажу, как его подготовить и провести: выбрать тему, эксперта, площадку, составить программу и расписание. В пример буду приводить случаи из своего опыта работы с международными экспертами в сфере образования, науки и искусства.

Гайд будет полезен как начинающим организаторам, так и тем, кто любит учиться и хочет получать больше пользы от мероприятий.

Что такое воркшоп

Воркшоп переводится с английского как «рабочая мастерская». Это формат обучения с упором на практическое закрепление знаний.

Такое занятие длится от нескольких часов до нескольких дней. Оно рассчитано на подготовленную аудиторию: людей с похожими профессиональными интересами и задачами, объединенных одной сферой деятельности или должностью.

Отличительная черта воркшопа — практическая ориентированность. Участники собираются, чтобы прокачать навык, попробовать новую методику, решить конкретную проблему на реальных примерах, рассмотреть кейсы.

Результат воркшопа известен заранее: это может быть черновая бизнес-модель стартапа, прототип, финансовый план, перевод отрывка художественного текста или написанное эссе. Все это — с комментариями эксперта и обратной связью от других участников.

На воркшопе под руководством композитора Майкла Прайса, участвовавшего в создании саундтреков для «Властелина колец», «Бриджит Джонс» и «Шерлока», участники сочиняли музыкальные произведения для отрывка из художественного фильма, а затем озвучивали их на студии с профессиональным оркестром. Итогом стали записи для творческого портфолио и рекомендации от профессионала мирового уровня.

На воркшопе есть эксперт, менеджер и ведущий:

  1. Эксперт отвечает за содержание и наполнение воркшопа.
  2. Менеджер занимается организационными вопросами. Например, ищет эксперта под заданную компанией тему обучения или проводит опрос потенциальных участников воркшопа, чтобы узнать их ожидания.
  3. Ведущий представляет эксперта, модерирует беседу с участниками.

Эти роли могут быть совмещены. Например, в моей практике эксперт был одновременно и ведущим.

Аватар автора

Константин Бороздин

тренер-консультант и организатор воркшопов для корпоративных команд

Сколько ведущих нужно для воркшопа

Воркшоп должен вести практик, но не у всех экспертов есть навыки публичных выступлений. Часто наблюдал ситуации, когда занятие превращается в классическую лекцию или демонстрацию. Гораздо лучше, когда ведущих двое — практик, который делится опытом и экспертизой, и модератор, который отвечает за групповую динамику и ведение мероприятия в целом.

Задача модератора — создать комфортную атмосферу, сделать так, чтобы все участники точно разобрались в понятиях и сумели поставить себе индивидуальные задачи. Он заранее продумывает драматургию мероприятия, пики интереса для поддержания динамики и заботится о том, чтобы участники достигли наилучших результатов.

Организаторам важно качественно забрифовать практика и настроить их взаимодействие с модератором, чтобы обе стороны хорошо понимали, что и как должно прозвучать.

Чем отличается от других форматов. Воркшоп короче мастерской, поэтому не дает возможности отслеживать динамику группы, долго следить за развитием участников. Но и дольше мастер-класса: участники успевают наладить тесный контакт как с экспертом, так и друг с другом.

В противовес университетским семинарам на воркшопах меньше теории и больше конкретики: участники пытаются решить какую-то задачу.

Как собрать участников воркшопа

У участников воркшопа должны быть общие рабочие интересы. Но я не советую пытаться собрать максимально похожих в профессиональном отношении людей. Чем более разноплановый опыт у участников, тем лучше: получится взглянуть на проблему с разных сторон, расширить контакты, вместе придумать что-то необычное на стыке разных дисциплин и областей.

Например, если вы устраиваете интенсив для топ-менеджеров — позовите руководителей из разных областей: пусть за одним столом встретятся директор промышленного комбината, некоммерческого фонда, издательского холдинга и оператора сотовой связи.

Организуете мероприятие по работе с местным сообществом — вам понадобятся представители районной администрации, городские активисты, художники и предприниматели.

Обсуждаете преподавание английского языка в школах через музыку и пение — пригласите не только учителей, но и учеников.

Количество участников зависит от формата. Обычно воркшопы предполагают работу в команде, оптимально — от 4 до 6 человек. В группах больше сложно обсуждать идеи или работать над проектом.

Команд может быть несколько. Число зависит от многих факторов: площадки, бюджета мероприятия, возможностей эксперта удерживать внимание и давать качественный фидбэк. Если участников много, воркшоп могут вести сразу двое преподавателей.

Как придумать тему для воркшопа

Тема и аудитория тесно связаны друг с другом. Есть два пути определиться:

  1. Найти аудиторию под тему. Пример из моего опыта: компания Morris Hargreaves McIntyre придумала методику культурного сегментирования для исследования клиентского опыта в арт-маркетинге. Чтобы протестировать этот инструмент в России, мы с коллегами провели семинары для сотрудников городских музеев, концертных залов, театров, библиотек.
  2. Придумать тему под аудиторию. Ключевой момент здесь — предложить то, что действительно поможет решить конкретные рабочие задачи. Допустим, вы хотите собрать группу фаундеров, которые планируют расширение бизнеса. Можно провести воркшоп про делегирование и управление командой.

В моем случае первичной всегда была целевая аудитория: профессионалы культурного сектора — менеджеры, кураторы, художники, маркетологи, руководители творческих институций.

Угадать с темой практически невозможно, особенно если вы не находитесь внутри индустрии: как понять, что нужно музыкальным промоутерам, если вы не промоутер? С какими трудностями сталкиваются основатели цифровых стартапов? В чем специфика работы культурных учреждений в Татарстане? Помогут опросы, интервью, исследования рынка — их можно либо провести самостоятельно, либо заказать в компаниях, которые на этом специализируются.

Нашей команде нужно было организовать серию воркшопов для менеджеров культуры в десяти городах России. В каждом городе мы хотели собрать группу из 25—30 профессионалов руководящего уровня.

Мы с коллегами провели исследование. Для начала выяснили, какие есть учреждения культуры в каждом регионе, причем старались охватить разные формы искусства: классическая и современная музыка, кино, литература, дизайн, архитектура, театр, живопись и мода.

Затем съездили в каждый город на ознакомительный визит. Мы лично встречались с руководителями учреждений и спрашивали их о специфике работы, их аудитории, о том, как тесно общается сообщество, какие навыки хотелось бы отработать в группе, чего им не хватает.

По итогам стало понятно, что запрос зависит от региона. В Казани много внимания уделяют сохранению и развитию татарской национальной культуры и языка, поэтому фокус воркшопа мы сделали на работу с традиционными формами искусства, интересной подачей материала молодежи.

В Самаре сильно развито музейное сообщество, и ядро группы составили галеристы, кураторы выставок, арт-критики и художники. Речь шла о том, как оформлять и продвигать мероприятия для разных посетителей.

В Саранске строились новые творческие пространства, которым не хватало наполнения, а само сообщество, хоть и небольшое, было разрозненным: некоторые участники говорили, что впервые встретились у нас на площадке.

Каким должен быть эксперт воркшопа

Эксперт воркшопа — это действующий практик, причем достаточно опытный и авторитетный, чтобы выступать в роли тренера для участников воркшопа.

Вряд ли руководитель цифрового стартапа станет хорошим наставником для топ-менеджеров крупных ИТ-компаний, хотя профессиональная сфера деятельности у них одна.

Специалист с сорокалетним опытом в прошлом, но давно на пенсии — тоже не лучший вариант для ведущего воркшопа: рынок стремительно меняется.

По моему опыту, эксперту нужно уметь хорошо вовлекать участников в работу и быть достаточно энергичным и харизматичным, чтобы удерживать внимание нескольких десятков человек. Иногда эксперты работают в паре, дополняя друг друга по компетенциям и распределяя нагрузку: часть сессий ведет один, часть — другой.

Еще важны гибкости и адаптивность, чтобы вносить коррективы в программу воркшопа на этапе подготовки или в процессе. Эксперт должен чутко реагировать на особенности групповой динамики, быть готовым к форс-мажорам, в том числе организационным.

Нередкий случай — изменение состава участников: пришло больше или меньше людей, чем зарегистрировалось, внутри команды возник конфликт.

Бывают и технические накладки, особенно если речь идет о выездных воркшопах: задержали рейс, площадка не готова. Обычно такие вопросы решает менеджер, но поскольку эксперт становится частью команды, он видит всю кухню.

Часто на определенном этапе карьеры эксперты начинают параллельно с основной деятельностью преподавать, работать менторами или коучами, выступать с лекциями или как-то еще передавать опыт коллегам.

Как выбрать площадку для воркшопа

Площадка сама может стать объектом для применения практических навыков участников.

Мы проводили воркшоп, на котором участники придумывали концепции развития для бывшего завода «Хрустальный», сейчас известного как креативная экосистема «Флакон». Девелоперы хотели заполнить старые цеха творческими проектами, резидентами, мероприятиями. Их согласие на проведение воркшопа на территории завода, только-только освобожденного от оборудования, определило и состав участников, и кандидатуры экспертов, и структуру воркшопа.

Обязательной частью работы стала подробная экскурсия по заводу. Кроме того, участники воркшопа проводили опросы на улицах, раздавали анкеты прохожим, чтобы вовлечь местных жителей в развитие территории.

На презентацию итоговых проектов мы пригласили представителей районной администрации, первых резидентов «Флакона», потенциальных инвесторов.

Еще один вариант — выбрать площадку, связанную с темой воркшопа или сферой деятельности участников. Музейщиков логично позвать в современный и технологичный музей, модельеров — в просторное ателье, переводчиков — в литературную студию или институт, режиссеров — во ВГИК или Московскую школу кино.

Тематически близкие площадки хорошо оснащены, в них по умолчанию может быть то, что понадобится для практической работы. Например, в Британской высшей школе дизайна есть и манекены, и швейные машинки, и планшеты для эскизов, и мольберты, и расходные материалы.

Несколько лет назад в научно-творческой резиденции Chekhov API прошло мероприятие для специалистов, развивающих похожие пространства по всей России. Резиденция тогда только открылась, но уже успела принять нескольких известных ученых, писателей, архитекторов, а также стать площадкой для десятка семинаров, интенсивов и курсов.

Получилось удачное сочетание: идеи, придуманные участниками воркшопа для своих проектов, были полезны и девелоперам Chekhov API. А сама резиденция, спроектированная международной командой архитекторов, стала образцом для рабочей группы.

Позвать всех в какое-нибудь вдохновляющее место — тоже хорошая идея. Для этого отлично подходят междисциплинарные площадки, такие как Хлебозавод № 9, Дом культуры «ГЭС-2», Музей современного искусства «Гараж», Дом творчества «Переделкино». Можно выбрать и экстремальный вариант: некоторые воркшопы проводят во время яхтенных регат либо в прямом смысле «в полях», как мы делали в арт-парке «Никола-Ленивец» накануне фестиваля «Ночь новых медиа».

В любом случае нужно помнить о том, что у площадки должно быть все необходимое, чтобы принять воркшоп. Иначе об этом придется думать организаторам: планировать трансфер для группы и экспертов, при необходимости — проживание и питание, везти технику и расходные материалы.

Для онлайн-воркшопов тоже нужна удобная платформа, которая не только даст техническую возможность для общения участников, но и обеспечит максимальное погружение в контекст. Я сама работала в «Зуме», но опыт не всегда был удачным: там неудобно показывать видео, проводить виртуальные туры, устраивать опросы, викторины или квизы, вместе редактировать документы — для всего этого приходилось использовать дополнительные ресурсы.

Как выстроить структуру и расписание

Стандартная структура воркшопа — это чередование:

  • теории в виде мини-лекций или презентаций;
  • групповой работы;
  • представления промежуточных либо финальных результатов с последующим обсуждением.

Вводная часть. В начале воркшопа участники знакомятся с экспертом и друг с другом.

Есть разные способы сделать это интересно и динамично. Например, «Бинго». Все участники получают формуляры, где в окошках записаны разные характеристики: «успешно запустил стартап», «руковожу командой из 50 и более человек», «офис на удаленке», «работаю только на Макбуках», «сова», «левша» и так далее.

Под каждую характеристику нужно найти человека, для которого она будет верной, и попросить его поставить в окошке свою подпись. Цель — заполнить все окошки и охватить как можно больше разных людей.

Разогрев помогает снять напряжение, которое возникает в незнакомой компании, задает динамику воркшопа, настраивает участников на творческий и позитивный лад.

Второй обязательный элемент вводной части — проговорить основные организационные моменты: как устроено расписание, где находятся туалеты, когда задавать вопросы или как пользоваться чатами на онлайн-воркшопе.

Теория. Прежде чем участники приступят к конкретным действиям поодиночке или в командах, эксперт знакомит их с основными инструментами и методиками, вводит в контекст, приводит примеры. Этот блок можно разбить на несколько частей и равномерно распределить по всему воркшопу, например по полтора часа в начале каждого дня.

Есть разные способы подать теорию: презентация на экране, распечатки с матрицами, графиками и таблицами, показ видео. Важно, чтобы люди могли задать уточняющие вопросы.

Исследование. Бывает, что участникам для работы нужно собрать материал, причем не только заранее, при подготовке к воркшопу, но и во время него: провести интервью с фокус-группой, пройти экскурсию по площадке и ее окрестностям, изучить и подсчитать статистику, снять пробы почвы или воды.

Лучше проводить этот этап после теории, но и не откладывать на конец дня, когда все уже устали.

Практика и фидбэк. После теории и сбора материала пора давать участникам практические задания — индивидуальные или командные.

Задачи эксперта на этом этапе — отслеживать динамику, отвечать на возникающие в процессе вопросы, давать обратную связь. Он либо делает это параллельно с работой команд, поочередно подходя к каждой, либо проводит отдельную сессию с презентацией промежуточных результатов и обсуждением.

Подведение промежуточных итогов. Это обязательный этап воркшопа. Если занятие длится несколько дней, в конце каждого дня эксперт должен обозначить, в какой точке рабочего процесса находится группа.

Перечисленные выше блоки можно повторять на протяжении воркшопа. Обычный рабочий день с 10:00 до 18:00 включает в себя один такой цикл с учетом кофе-брейков, обеда и подведения итогов.

Следующий день стоит начать с описания плана, чтобы участники понимали основные задачи.

Финальные презентации. Могут проходить как в закрытом формате, так и публично. Если речь о розыгрыше грантов, финал — это защита проектов перед жюри или потенциальными инвесторами.

Итоги воркшопа могут быть интересны и более широкой аудитории: студентам, молодым специалистам, коллегам. Тогда открытая презентация становится кульминацией воркшопа и плавно переходит в неформальную вечеринку.

Параллельно с воркшопом могут проходить открытые лекции эксперта или экспертов, доступные не только участникам рабочей группы, но и всем желающим. Такие мероприятия лучше не смешивать с сессиями, а устраивать их в конце дня, вечером.

Пример расписания двухдневного воркшопа

День 1
09:30—10:00Регистрация участников
10:00—10:30Введение. Представление эксперта, организационные моменты, игра-знакомство
10:30—11:30Сессия 1: теория
11:30—11:45Кофе-брейк
11:45—13:30Сессия 2: сбор материала
13:30—14:30Обед
14:30—16:30Сессия 3: работа в группах, промежуточный фидбэк
16:30—16:45Кофе-брейк
16:45—17:45Сессия 4: работа в группах — продолжение
17:45—18:00Завершение дня: подведение итогов, обозначение планов на завтра
19:00—20:30Открытая лекция эксперта
День 2
09:30—10:00Сбор участников
10:00—10:30Упражнение на разогрев, обозначение отправной точки для работы, план на день
10:30—11:30Сессия 1: теория
11:30—11:45Кофе-брейк
11:45—13:30Сессия 2: работа в группах
13:30—14:30Обед
14:30—16:30Сессия 3: работа в группах — подготовка итоговых презентаций, промежуточный фидбэк
16:30—16:45Кофе-брейк
16:45—18:00Сессия 4: доработка итоговых презентаций
18:30—20:30Открытая презентация результатов, подведение итогов семинара, награждение победителей и участников

Пример расписания двухдневного воркшопа

День 1
09:30—10:00Регистрация участников
10:00—10:30Введение. Представление эксперта, организационные моменты, игра-знакомство
10:30—11:30Сессия 1: теория
11:30—11:45Кофе-брейк
11:45—13:30Сессия 2: сбор материала
13:30—14:30Обед
14:30—16:30Сессия 3: работа в группах, промежуточный фидбэк
16:30—16:45Кофе-брейк
16:45—17:45Сессия 4: работа в группах — продолжение
17:45—18:00Завершение дня: подведение итогов, обозначение планов на завтра
19:00—20:30Открытая лекция эксперта
День 2
09:30—10:00Сбор участников
10:00—10:30Упражнение на разогрев, обозначение отправной точки для работы, план на день
10:30—11:30Сессия 1: теория
11:30—11:45Кофе-брейк
11:45—13:30Сессия 2: работа в группах
13:30—14:30Обед
14:30—16:30Сессия 3: работа в группах — подготовка итоговых презентаций, промежуточный фидбэк
16:30—16:45Кофе-брейк
16:45—17:45Сессия 4: доработка итоговых презентаций
18:30—20:30Открытая презентация результатов, подведение итогов семинара, награждение победителей и участников

Расписание насыщенное. Чтобы темп работы не снижался, нужно обязательно делать перерывы, например на обед и кофе, а также чередовать спокойные и динамичные этапы. Задача эксперта — соблюдать тайминг и следить за группой, чтобы при необходимости скорректировать расписание.

Предложенная структура не универсальна, форматы воркшопов зависят от задач и участников.

Для меня самым необычным был 72-часовой хакатон, который мы с коллегами проводили в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» для художников и ИТ-разработчиков.

Участники должны были придумать проекты на стыке искусства и цифровых технологий, которые одновременно решали бы практические задачи городского благоустройства. Например, «умный и красивый» датчик загрязнения воздуха, счетчик посетителей на крупных событиях. Дело было в 2013 году, когда идея сочетать ИИ, пользу и искусство звучала необычно.

Воркшоп длился три дня без перерыва: никто не заставлял участников писать коды или рисовать макеты ночью, но многие оставались на площадке. Потом они говорили, что им понравилось ощущение непрерывности творческого процесса, полное погружение в работу и отключение от других дел. И хотя далеко не все идеи удалось воплотить, основной ценностью стало взаимодействие в группе, новые контакты и связи, которые сформировались благодаря такому плотному общению.

Что делать после воркшопа

Как и любой проект, воркшоп нужно не только грамотно подготовить и провести, но и правильно из него выйти. Полезно проанализировать отзывы участников о прошедшем мероприятии. Фидбэк бывает двух видов:

  1. Моментальный. Его собирают по горячим следам, сразу после воркшопа, например раздают бумажные анкеты. Участников просят написать общее впечатление, что понравилось или не понравилось, пожелания на будущее для эксперта и организаторов.
  2. Отсроченный. Его собирают через месяц или два, рассылкой по почте или онлайн-опросом. Он проверяет пользу воркшопа для каждого участника: пригодились ли знания, что именно человек использует в своей практике, реализовал ли идеи.

Если воркшоп прошел успешно, люди, скорее всего, не захотят терять связь друг с другом. Но все могут не успеть обменяться контактами. Организатор может разослать почты или соцсети участников, предварительно уточнив у каждого, не против ли он/она поделиться контактами. Можно создать общий чат или группу в соцсетях — но, как показывает мой опыт, если группу не модерировать и не постить регулярно что-то интересное, в течение пары месяцев общение затухает.

Иногда участники просят рабочие материалы — таблицы, матрицы, презентации и другие инструменты, которые использовал эксперт. С его разрешения можно поделиться этими данными.

Аватар автора

Тамара Мун

старший консультант Typical, проводит воркшопы для руководителей

Как закрепить результаты воркшопа

После воркшопа важно выполнить несколько шагов, чтобы закрепить результаты и оценить его эффективность:

  1. Отправляем участникам материалы: презентации, запись, дополнительные ссылки или разбор оставшихся вопросов.
  2. Собираем обратную связь через опросник: просим оценить полезность воркшопа, рассказать, удалось ли достичь целей и какие аспекты можно улучшить.
  3. Даем практическое задание, чтобы проверить, как знания применяют на реальных задачах.
  4. Проводим оценку результатов: узнаем, что участники запомнили и насколько они используют новые умения в работе.

Такой подход помогает улучшать воркшопы и подтверждать их ценность для аудитории.

Например, на одном из проектов мы обучали руководителей процессу найма. У нас было три воркшопа, которые отражали крупные этапы воронки: формирование профиля и описание вакансии, отбор и оценка кандидатов и принятие решений по кандидату: оффер или отказ.

На воркшопах мы разбирали процесс и выполняли небольшие практические задания, а после воркшопа руководители практиковались на своих кейсах: описывали вакансии, разрабатывали скрипты и проводили интервью, составляли отказы и офферы.

Главное

  1. Воркшоп — это практический интенсив, чтобы отточить определенный навык, освоить методику, найти решение конкретных рабочих задач.
  2. Участники воркшопа связаны общими профессиональными интересами, но у них может быть разный бэкграунд, функционал и должности.
  3. Тема воркшопа зависит от запросов и потребностей аудитории. Чтобы их выяснить, можно провести интервью с представителями индустрии или исследовать рынок.
  4. Эксперт воркшопа — это действующий практик, при этом харизматичный и внимательный ведущий.
  5. Структура воркшопа чередует теорию, практические упражнения и презентации с фидбэком.
  6. По итогам воркшопа лучше собрать обратную связь от экспертов и участников, разослать полезные материалы и — при общем согласии — поделиться списком контактов.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Лидия ХеседБыли на воркшопе? Расскажите о плюсах и минусах организации:
  • Vladislav BasharovАаа, то-есть там нельзя купить работу?(0
  • Сирожа Мыколкина чем слова мастеркласс или практикум не устраивают?3
  • НиколайО! "Воркшоп".0
  • Наталья ФилипповаVladislav, я бы продала работу наоборот2
  • Наталья ФилипповаСирожа, не хайп уже2
  • Сирожа МыколкинНаталья, тогда надо стремиться совсем быть модным: 작업장 или на худой конец 车间. Недоработочка... )))0
  • Нина ШепельКак же за державу обидно... зашла по ссылке на сайт Флакона - бывший завод изделий из хрусталя, теперь там кофейни, магазинчики китайской бижутерии по цене эксклюзива ручной работы, и какие-то аквариумные офисы для рекламных агентств. А ещё там собирается толпа балаболов на всякие воркшопы и прочие тимбилдинги, все чешут языками вместо реальной работы на благо страны и общества. Бывший хлебзавод, та же самая история, зашла на сайт - мероприятия, кофейни, магазины. Всю мощную промышленную державу превратили в торговый центр и аквариумный офис, ни руками ни головой работать никто не хочет, все собираются и чешут языками по три дня, потом пилят фоточки в соцсети и вешают на стенки сертификатики ни о чем... а мы потом удивляемся, почему так всё печальненько у нас в экономике и промышленности...0
  • Алексей МасловскийВ русском языке нет слова "воркшоп", зафиксированного словарями. В переводе с английского workshop - не только рабочая мастерская, то есть помещение, а не мероприятие, но ещё и семинар, симпозиум.0
  • Лидия ХеседСпасибо за комментарии! Со словом "воркшоп" ситуация и правда неоднозначная. Согласно Грамоте.ру словоформа "воркшоп" зафиксирована только в одном словаре, причем не в том значении, в котором она употребляется в этой статье: https://gramota.ru/spravka/vopros/297274#question. С другой стороны, и эксперты Грамоты на это справедливо указывают, слово уже довольно широко используется в языке, именно в значении 'практический мастер-класс'. Подтвеждают это и данные Национального корпуса русского языка: 152 контекста употребления, преимущественно в СМИ: https://ruscorpora.ru/results?search=CpsCEuQBCuEBChMKCWRpc2FtYm1vZBIGCgRtYWluChcKB2Rpc3Rtb2QSDAoKd2l0aF96ZXJvcxKwAQoXCgNsZXgSEAoO0LLQvtGA0LrRiNC%2B0L8KCgoEZm9ybRICCgAKYwoFZ3JhbW0SWgpYKFMpICYgKG5vbSB8IHZvYyB8IGdlbiB8IGdlbjIgfCBkYXQgfCBhY2MgfCBhY2MyIHwgaW5zIHwgbG9jIHwgbG9jMiB8IGFkbnVtKSAmIChzZyB8IHBsKQoJCgNzZW0SAgoACgwKBnN5bnRheBICCgAKCwoFZmxhZ3MSAgoAKisKCAgAEAoYMiAKEAUgACiSv/Df7db1CTIFZ3JzdGRABWoEMC45NXgAoAEBMgIIAzoBAQ==. Это значит, что в "золотой фонд" русского языка слово пока не вошло, но оно уже здесь не чужое. Я бы сказала, что сейчас оно существует на правах узко специальной лексики, как жаргон программистов. Я сама не носитель слова "воркшоп", и мне оно тоже изрядно режет слух, но мы с коллегами все же выбрали его, потому что значительная часть аудитории воркшопов (и значительная часть читателей ТЖ) именно так их и называет - комментарий Натальи про хайп близок к истине, только это скорее не хайп, а маячок "я в теме". Так же и блогеры говорят, что снимают "рилз", а не короткие видео. В каких-то случаях еще имеет смысл побиться за брюки вместо панталон, а в каких-то мокроступы уже явно проигрывают калошам. Здесь ситуация где-то между.0
  • Лидия ХеседНина, нашла пост про историю завода "Хрустальный" в ЖЖ: оказывается, он стоял заброшенным с 2000 года, так как уже в 90-е был не прибыльным: https://anothercity.livejournal.com/1176765.html. В том, что завод с такой длинной историей закрылся, ничего хорошего, конечно, нет. Но все же лучше пусть в этих цехах будет творческая жизнь, чем ее не будет вовсе. В Англии процесс джентрификации начался на 50 лет раньше, и там креативные кластеры научились зарабатывать и вносить свой вклад в экономику, пусть и более скромный. "Флакон", "Винзавод", промышленный музей "Октава" на бывшем заводе в Туле тоже это делают. И не всегда закрытие промзон в центре означает закрытие производства: "Красный октябрь" работает, но теперь за пределами Москвы.0