Новости
1K

Водителей в РФ​ смогут направлять на внеочередные медосмотры: за непрохождение приостановят действие прав

20
Водителей в РФ​ смогут направлять на внеочередные медосмотры: за непрохождение приостановят действие прав
Аватар автора

Дарья Моргачева

врач

Страница автора

Президент РФ подписал поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных», которые усиливают контроль за состоянием здоровья водителей.

Новые правила вступят в силу 1 марта 2027 года. Водителей с заболеваниями, которые могут негативно повлиять на безопасность управления транспортом, будут направлять на внеплановое обследование, а в случае отказа от процедуры приостановят действие водительских прав.

Расскажу, что известно.

Что меняется

Водителей смогут направлять на внеочередное медицинское освидетельствование. Это будет происходить, если при диспансеризации, медосмотре или в ходе оказания медицинской помощи у человека обнаружат заболевание, способное повлиять на безопасность вождения, например тяжелое психическое расстройство или серьезное ухудшение зрения.

Медицинская организация передаст информацию в МВД, а водителя направят на внеочередное медосвидетельствование. Пройти его можно будет только в медицинских учреждениях с лицензией, дающей право оказывать такие услуги.

Результаты обследования оформят электронным документом и внесут в федеральный реестр. По желанию водителя заключение также могут выдать на бумаге.

Если не пройти медосмотр, действие прав приостановят. На прохождение освидетельствования водителю дают три месяца. Если он этого не сделает или пройдет осмотр и у него подтвердится медицинское противопоказание к вождению, действие водительских прав приостановят. Восстановить их можно будет, только если человек получит медицинское заключение об отсутствии противопоказаний.

Минздрав и МВД начнут автоматически обмениваться данными о состоянии здоровья водителей. Ведомства будут передавать друг другу информацию:

  • о назначенных внеочередных медосвидетельствованиях;
  • о сформированных медицинских заключениях;
  • об аннулированных или выданных водительских удостоверениях.

Медицинские учреждения, оказывающие помощь военнослужащим, продолжат выдавать бумажные медицинские заключения и обмениваться данными с МВД.

Зачем нужны поправки

Сейчас большинство водителей, которые не работают за рулем профессионально, проходят медосмотр раз в десять лет — при замене водительских прав. Это позволяет людям с медицинскими противопоказаниями управлять транспортом годами. Только за последние пять лет Госавтоинспекция на основании судебных решений аннулировала более 105 000 водительских удостоверений из-за выявленных заболеваний — об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ситуацию усугубляет то, что Минздрав и МВД не обмениваются данными автоматически. Даже если у человека выявляют опасное для вождения заболевание, информация редко доходит до ГИБДД, поскольку сейчас передача таких сведений между ведомствами необязательна.

Авторы поправок считают, что изменения в законодательстве помогут ужесточить контроль за здоровьем водителей, ускорить отстранение от управления транспортом людей с опасными заболеваниями, а также наладить эффективный обмен данными между ведомствами. Все это должно повысить безопасность дорожного движения.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дарья МоргачеваКак относитесь к таким поправкам?
  • Амояк Акопянзвучит логично, но...0
  • ZufalligeuleКарательная медицина расширяет свой арсенал0
  • Виктор ТарасовМедицинская организация передаст информацию в МВД (С) - понятие врачебной тайны теперь неактуально.14
  • WTFПри все критичном отношении к таким инициативам, если у пациентов 60+ будут обнаруживаться признаки деменции, Паркинсона или Альцгеймера, то возможно, запрет вождения будет благом и для них и для окружающих.9
  • ZufalligeuleWTF, не будет. С такими людьми случится одно из двух: Либо болезнь не даст им сесть за руль, либо из-за болезни они не смогут понять, что их лишили прав и сядут за руль, словно ничего не было. В итоге от формального лишения прав не зависит вообще ничего.4
  • marymaryАмояк, Все как всегда2
  • marymaryВиктор, Ее вообще редко соблюдают0
  • Виктор Тарасовmarymary, но хотя бы не заявляли что собираются на нее начхать.5
  • Елена СередякЭтот закон даст оправданный повод коммерческим и некоммерческим медицинским учреждениям повысить стоимость выдаваемой справки. И водители с проблемами , как покупали их так и будут покупать ...2
  • Boris DonutАвторы поправок тратят наши деньги впустую. По данным в сети, основные причины ДТП в РФ в 2024: - алкоголь - превышение скорости - выезд на встречку Меры описанные в статье не предотвращают не одну из вышеуказанных причин. Более того, мы даже не знаем насколько эта проблема актуальна. Данные отсюда: https://dorinfo.ru/stat/infografika/dorozhnaya-avariynost-za-2024-god/8
  • АксютаПоложительно. Может, самоуверенные деды наконец перестанут водить, вселяя страх в окружающих. И неадекваши тоже, хотя бы частично.0
  • Robert DeprimoВиктор, Так у нас и нет как таковой настоящей врачебной тайны. Где-то в этих Европах врач даже суду не обязан передавать данные.Вот это врачебная тайна. А у нас врачебно-тайно содержащий продукт,когда твои данные утекают по куче других мед организаций и в другие учреждения,но только врач обязан соблюдать тайну4
  • Robert DeprimoАксюта, Самоуверенный дед скорее перестанет ходить в поликлинику,чем откажется от баранки2
  • Ковбой МальбороЛучше бы многократно вздёрнули штрафы и лишали прав за скорость! Главная причина львиной доли тяжких ДТП - именно скорость. Потому что всего лишь 7500 руб. за превышение скорости на 80 (!!!) и более км/ч - это дурдом... Страшно - не когда у человека болезнь. Страшно - когда за рулём самоуверенные дристополётчики, здоровые психически и физически, но незнакомые в силу слабого интеллекта с законами физики и не уважающие других участников движения. Ещё страшнее - если дристополётчик при этом летает на технически негодном транспортном средстве. А сейчас может получиться фигня полная. Врачебной тайны как таковой может не стать, и зайти это всё может далеко за пределы ПДД.3
  • Ковбой МальбороZufalligeule, должна быть градация. Превышение на 20-40 ещё понять и простить с натяжкой можно (например, по невнимательности, знак там не увидел и т.д.), но на 60-80 и больше означает уже ментально-правовую отмороженность либо воздействие веществ. Там должна быть серьёзная сумма даже по меркам мажоров либо сопоставимое по строгости наказание (конфискация авто / лишение прав сразу, безо всяких повторно наряду с исправительными работами). Таких придурков надо метлой с дорог выметать. Какого-нибудь столичного жлоба, привыкшего к "русской быстрой езде", с доходами в сотни тысяч эти копеечки не остановят. К тому же с учётом скидок на штраф, любезно предоставляемых государством.0
  • ZufalligeuleКовбой, а теперь вспомним ситуации, где на трассе стоит жёлтый знак 50, но все едут 110 потому что знак уже поставили, но ремонт ещё не начали. Что в такой ситуации делать предлагаете? Против мажоров увеличение штрафов вряд ли поможет. Там обычно родители от всего отмазывают.0
  • Ковбой МальбороZufalligeule, кто это "все"? Я вот максимум 50+20=70 еду. Хотя бы потому что не баран, чтоб рвануть за одной паршивой овцой. Да и потому что насмотрелся в своё время ситуаций, когда (особенно в глуховатых местах республик 02rus и 16rus) под такими временными знаками стояли гаишники и гребли нарушителей пачками. Да и сейчас такое встречается, хоть и не так часто, так как инспекторов постепенно заменяют камеры.0
  • ZufalligeuleКовбой, пара сотен водителей на данном участке. На магистралях Москвы такие ситуации вполне себе распространенное явление и оттормаживаться там до 70 это хорошая возможность поймать себе кого-нибудь в задний бампер, ибо поток там довольно плотный. Но вы, собственно, и обозначили главную проблему вашей идеи с повышением штрафов: их плательщиками будут исключительно обычные люди, попавшие к не слишком добросовестным гаишникам. А мажоров оно как не касалось, так и не коснется. (Так-то они и по нынешним законам пешком ходить должны.)0
Вот что еще мы писали по этой теме