Юные предприниматели: зачем бизнесу детское лицо
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
"Предпринимательство молодеет" — гласят заголовки. Но когда я вижу десятилетнего школьника, рассуждающего о монетизации своего первого проекта, невольно задаюсь вопросом: это естественная эволюция или социальный эксперимент?
О Сообщнике Про
Серийный предприниматель с 14-летним опытом. 10 лет занимаюсь бизнес-трекингом. Маркетолог, стратегический консультант, спикер. Старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Автор книги «Почти взрослый бизнес: 10 шагов к своему делу».
Почему это происходит
Давайте разберёмся. Вспомните свои первые попытки заработать — наверняка это были спонтанные шаги: продажа самодельных открыток, помощь соседям с уборкой или репетиторство для младших. Сегодня же обучение предпринимательству детей превратилось в целую индустрию с курсами, акселераторами и даже венчурными фондами для тинейджеров.
Как практик с 15-летним опытом в бизнес-образовании, я наблюдаю парадокс. С одной стороны, нейрофизиологи утверждают, что именно в 12-16 лет мозг наиболее пластичен для усвоения предпринимательских моделей мышления. С другой — реальный бизнес требует жизненного опыта, которого у подростков по определению быть не может.
Государство здесь играет неоднозначную роль. Чиновники рапортуют о тысячах выпускников детских бизнес-школ, но когда я общаюсь с владельцами таких центров, слышу другое: "Они приходят не за навыками, а за сертификатом для портфолио".
Настоящая мотивация возникает, только когда ребёнок сам сталкивается с реальной проблемой, которую можно превратить в бизнес-идею.
Возьмём кейс 14-летнего Артёма из Новосибирска. Он начал с перепродажи редких кроссовок, а через год разработал приложение для свопа вещей среди подростков.
Это не результат школьного курса по предпринимательству — это естественная реакция поколения, для которого гаражные стартапы Кремниевой долины стали такой же нормой, как для нас в детстве были дворовые футбольные матчи.
Два подхода в детском предпринимательстве
Но здесь кроется главная ловушка. Когда мы говорим о детском предпринимательстве, важно разделять два подхода: "игра в бизнес" с учебными проектами и реальную коммерческую деятельность.
Первое — полезный образовательный инструмент.
Второе — серьёзное испытание для неокрепшей психики, ведь настоящий бизнес — это прежде всего умение переживать провалы.
Стоит ли развивать предпринимательские навыки у детей
Мой ответ: да, но с важными оговорками. Лучшие программы — те, где теория составляет не более 30%, а остальное — решение реальных кейсов от местных предпринимателей. Где вместо оценок — обратная связь от потенциальных клиентов. Где учат не только зарабатывать, но и грамотно терять.
В конечном счёте, предпринимательство — это не профессия, а особый способ восприятия мира. И если мы сможем передать детям именно это понимание, а не просто набор бизнес-шаблонов, тогда действительно получим поколение, способное менять экономику страны. Но для этого нужно не столько больше бизнес-школ, сколько меньше формализма в их подходе.