В Мраморном дворце Русского музея идет очаровательная выставка про собак в отечественном искусстве.
Два этажа дворца вмещают более 400 работ, охватывающих период с 18 по 21 век. Они отобраны из частных коллекций, крупных музеев и современных галерей: от Эрмитажа до «Стрит-арт-хранения». Живопись, графика и скульптура отражают отношение человека к собакам в разные периоды истории и помогают проследить, как менялось искусство и общественный уклад.
Расскажу, почему стоит сходить на выставку всем любителям песиков и на какие экспонаты стоит обратить особое внимание.
Жизнь замечательных собак
Кому понравится: любителям собак и русского искусства
Адрес: Дворцовая набережная, 6
Даты проведения: до 10 ноября
Часы работы: 10:00—18:00, вторник — выходной
Цена билета: 800 ₽
















🐩 Увидеть очень разных собак
Большинство экспонатов выставки сопровождает табличка с наименованием породы — можно потренироваться различать разных песиков, от лабрадоров до болонок. Интересно, что и в самом интерьере Мраморного дворца можно встретить хвостатых: например, на декоративных барельефах на стенах или фреске на потолке третьего этажа. Собачья тема встретит вас еще до входа в здание: на лужайке у Мраморного дворца «гуляют» арт-объекты в виде песиков.
🐕 Проследить, как менялся образ пса в искусстве
Экспозиция поделена на тематические блоки, в которых собаки представлены как первый друг ребенка, помощник в охоте, спутник бытовой рутины, любимый питомец или источник вдохновения для художников, скульпторов и графиков. Расположение залов помогает отследить, как менялся образ собаки в искусстве: от аристократического аксессуара до полноценного героя.
Большая часть экспозиции состоит из живописи 18—20 веков, среди которых есть работы Боровиковского, Поленова, Репина, Серова, Кустодиева, Дормидонтова. Целый раздел посвящен советским псам: среди собак-космонавтов и собак-игрушек, обратите внимание на иллюстрации Евгения Чарушина, многим знакомые с детства.
Специально для проекта «собачьи» работы подготовили и современные авторы, среди них Саша Браулов, Константин Решетников и Антонина Фатхуллина, Сергей Хеато и Владимир Net. Также в отделении «Концептуальные собаки» представлена керамика Алины Глазун и наивный портрет собачки художника Турбена. Один из самых впечатляющих экспонатов — гигантская надувная собака Ивана Горшкова, занимающая почти всю комнату.
🐕🦺 Просто умилиться
В целом выставка — шанс совместить приятное с полезным: когда еще выпадет шанс исследовать историю русского искусства на примере собачек? Выставочное пространство Мраморного дворца оформлено современно: часть экспонатов можно почесать за ушком, входная группа украшена гирляндой на кинологическую тему, а в некоторых залах есть имитация газона.
Также у выставки есть объемный каталог, в котором подробно рассказана и показана история собак в русском искусстве.
Как образ собак трансформировался в русском искусстве?
Расскажу на примере пяти работ с выставки.

👗 Иван Макаров. Девочка с собакой, 1870-е. На самом деле это мальчик: на холсте изображен маленький Сергей Строганов, представитель знаменитой семьи меценатов, коллекционеров и заводчиков. По традициям 19 века мальчиков благородного происхождения до шести лет наряжали в белые платья из батиста, полностью эта традиция сошла на нет только в 1940-х годах.
Картина находится в зале выставки под названием «Верные друзья детства» — детский портрет с питомцем был популярным сюжетом в 18 веке, раскрывавшим тему верности, преданности и единодушия чистых душ ребенка и животного. Второй герой картины Макарова — черный лабрадор с блестящей гладкой шерстью, создающий контраст с ангелоподобной внешностью мальчика.

🤹 Валентин Серов. Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, 1903. На портрете изображен Феликс Юсупов — последний из князей Юсуповых, личность с интересной судьбой, аристократ и участник убийства Григория Распутина. На картине ему около 16 лет, на его руках — любимый французский бульдог Гюгюс, или Клоун, которого купили вовсе не в элитном питомнике, а у торговца на парижской улице.
Юсупов обожал Гюгюса: наряжал в костюмы, учил трюкам, брал на мероприятия — собачку знал весь парижский свет, кормил конфетами и поил шампанским (это мы осуждаем, собакам такое нельзя). Гюгюс был верным другом Юсупова 18 лет, а после смерти князь похоронил любимца в саду своего дома на Мойке. Серов считал Гюгюса своей лучшей моделью и написал его с поднятым ушком, словно песик подслушивает разговор художника и модели.

👀 Кузьма Петров-Водкин. Собака, 1919. Финского шпица по кличке Ласка Петровы-Водкины подобрали на улице. Этот портрет художник написал на своей любимой даче в Красулинке, где Ласка «охраняла покой». На выставке картина расположена в зале «Глаза в глаза», посвященном исключительно портретам питомцев, где они становятся главными героями.
Ласка была любимицей семьи и друзей художника, например Александра Блока и Андрея Белого, а картину в итоге купил художник Исаак Бродский. Ласка появилась и на другом известном полотне Петрова-Водкина — «Утреннем натюрморте» из собрания Русского музея. Там Ласка — полноправная участница завтрака, которая также смотрит прямо в глаза зрителю.

🪖 Галина Столбова. Юный пограничник с собакой, 1950—1970-е. Возможно, подобная была у ваших родителей: такие статуэтки из серии «Счастливое детство» массово производил Ленинградский фарфоровый завод.
Скорее всего, на создание этой работы Столбову вдохновил советский пограничник Никита Карацупа и его верный пес Ингус. Карацупа ловил контрабандистов в приморской тайге и обожал псов — за жизнь у него было по одной версии пять служебных собак, по другой — 12, всех он называл либо Индус, либо Ингус. Для дрессировки он придумал особую систему, а благодаря пропаганде, использовавшей образ пограничника, многие советские дети играли в «карацупов» и «ингусов».

⛺ О&А Флоренские. Чучело собаки Баринова из проекта «Движение в сторону Йые», 1995. Художники Ольга и Александр Флоренские — одни из организаторов знаменитой арт-группы «Митьки», представители неофициального искусства Петербурга второй половины 20 века. В 1990-х Флоренские придумали мифологическую этнографию народа Йые. Его якобы открыл исследователь Севера Иван Баринов, а художники нашли архив с фотографиями, картами и документами, где описаны обычаи, разговоры с представителями народа и их фольклор.
«Чучело» собаки напоминает популярную мягкую игрушку, которую в 1990-х продавали на каждом углу. Так художники сыронизировали над советской и постсоветской цивилизацией, где реальность и вымысел становятся неотличимы.
Сам вымышленный Баринов в своих «дневниках» писал: «Вывел новую породу собак на основе своей личной собаки и ее сына, скрестив их с безымянной местной породой и подвергнув частичному зайчикованию по собственному прогрессивному методу. Животные стали теперь более выносливыми и, хотя не имеют потомства, требуют меньше корма и могут часами плавать подо льдом в поисках улиток и ингалиптов, что составляют основу моего пищевого рациона».
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod