«Старые истории на новый лад»: рекомендую 5 современных спектаклей Антона Федорова
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
После отъезда горячо любимых театральных режиссеров Крымова и Бутусова пришлось искать «импортозамещение». Одно из моих открытий на этом поприще — Антон Федоров. Он умеет то, что я больше всего люблю в театре: пересказывать старые истории на новый лад. И ставят его нынче много и охотно.
«Ревизор» в театре «Около»
Самый простой способ понять, нравится ли вам режиссер. Спектакль идет полтора часа. Городничий и его чиновники здесь буквально в виде тараканов и крыс, бегающих в плинтусах и из их природных звуков (не знаю, как они называются у тараканов и крыс) складывается сюжет, знакомый всем со школы. В роли манерного Хлестакова — справедливо модный нынче Максим Севриновский.

«Мадам Бовари» в театре «Маска»
Спектакль дольше, насыщеннее приемами, здесь очень органично встроена анимация. И так же как в «Ревизоре» герои не говорят классический текст, а лопочут на псевдофранцузском. Плюс появляются привычные для режиссера шутки внутри текста и идеально передана мать Шарля Бовари, от которой он так и не смог сепарироваться.

«Собачье сердце» в МТЮЗе
Авторский текст относительно цел. Но Игорь Гордин, выходя на сцену, сначала играет самого себя и лишь в процессе становится профессором Преображенским. Постмодернистское баловство представлено и дальше: «Ну что вы идете как заслуженный, это же не Малый театр». Минимальной правкой повести в виде выдачи Шарикову оружия режиссер переносит нас от проблем начала 20 века к нынешним.


«Котлован» в театре «Старый дом» в Новосибирске
Я смотрела его во время московских гастролей. Очень красивое сценическое решение с насыпанной землей и низко висящими планетами, как символ отречения от бога. Ирония героев не убавляет платоновскую грусть повествования, а разрушение четвертой стены только повышает ощущение тотального абсурда: «Чего ты прыгаешь, мы же все знаем, что под тобой никакой лошади нет». Очень сильный финал, когда над актерами и зрителями буквально разворачивается полотнище звездного неба из дыр на черном холсте.

«Дон Кихот» в Театре Наций
Февральская премьера с Тимофеем Трибунцевым в главной роли. Тут классический сюжет полностью перевернут: Дон Кихот не гонимый мечтатель, а злобный псих, держащий близких в заложниках в прачечной.
Вся история в формате «труба пониже, дым пожиже», всесто таза цирюльника на голове мисочка от помазка, вместо лошади и осла — мопед и велик. Зато реально убивая людей герой приговаривает «это не по-настоящему». Но все «это» движется с поистине тарантиновским весельем и уже привычными шутками про день Мирона Евгеньевского и бархат из Театра Красной Армии.

Из неохваченного у меня только абсурдистские спектакли в Пространстве «Внутри», но уж больно некомфортный там зал. Но я как-нибудь соберусь с силами, свежие прочтения Антона Федорова стоят отсиженных конечностей.