5 выводов, которые я сделала за первый год работы своего стартапа в арт-среде
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Спойлер: хаос — это не враг, а простор для возможностей. Меня зовут Евгения Ходакова, я основательница GALLERIQUE — бутика-галереи, в которой сочетаются винтаж, антиквариат, предметы коллекционного дизайна и современное искусство.
До этого я работала в банковской сфере, занималась рисками и аналитикой, затем руководила архитектурным бюро, и только потом полностью погрузилась в арт-мир.
Проект родился как точка сборки всех моих опытов и интересов — от любви к старинным предметам до желания создать понятный и вдохновляющий вход в мир коллекционирования для тех, кто, как и я, предпочитает жить с искусством, а не только смотреть на него в музеях. Прошёл год с момента, как я сделала это бизнесом. Поделюсь — что я поняла.
О Сообщнике Про
Основатель и идеолог галереи винтажных предметов интерьера и современного искусства для дома GALLERIQUE. Дизайнер, архитектор, галерист и коллекционер современного искусства.

1. Арт-рынок — без правил
Это не метафора.
Когда я работала в банке, у меня было множество опор: законодательная база, внутренние протоколы, контрольные точки. В архитектуре — тоже: есть проект, есть смета, есть СНИПы, есть техзадания.
В арт-бизнесе — нет ничего. Ни регламентов, ни гайдлайнов, ни формата «как открыть галерею». Есть только интуиция, «чуйка» и большое количество вопросов, на которые никто не даст ответа.
Когда я перешла из архитектуры в арт-среду, у меня было ощущение, что я снова попала в другой мир. Только теперь не просто в «творческий бизнес», а в «бизнес, где творчески мыслят абсолютно все».
Здесь решения принимаются не из рациональности, а из чувствования. И это касается не только художников, а всех участников процесса.
Это — минус, если ты хочешь готовый алгоритм.
Но огромный плюс, если ты хочешь выдумывать велосипед — и получать удовольствие от того, что у тебя есть возможность делать это снова и снова.
2. Хаос — источник возможностей
Отсутствие правил можно переживать как стресс. Но я предпочитаю воспринимать его как простор для возможностей.
Ты не обязан следовать канону — потому что канона нет.
Ты можешь делать вечеринки, кураторские выставки, запускать тиражное искусство, устраивать примерки антиквариата — и всё это будет частью твоего арт-бизнеса.
Так мы организовали выставку «Зеркало амбивалентности»: собрали работы из моей частной коллекции, пригласили кураторов из MSCA, получился диалог между художниками, коллекционерами и зрителями.
Выставка стала важной для позиционирования демонстрацией того, что я сама живу так, как предлагает мой бизнес. Я продаю картины современных художников — и у меня в частной коллекции больше сотни объектов совриска. Антикварные светильники и винтажные кресла у меня дома тоже имеются. Искусство и антиквариат — часть моего ежедневного бытования, от которого я получаю много удовольствия.
Поэтому мой бизнес — это отражение моего личного стиля жизни: внимательного, насыщенного, визуального и… интенсивного.
3. Арт-бизнес не быстрый
Никаких историй «сделал пост в соцсетях — и продал товар за вечер» в сфере искусства не бывает.
Здесь всё происходит медленно. Ты строишь репутацию, налаживаешь связи, находишь художников, убеждаешь покупателей, растишь аудиторию и греешь её месяцами. Всё вдолгую. Арт-бизнес — это не «как заработать быстро». Это про то, как остаться в теме через 10 лет.
И это под силу только тем, кто по-настоящему влюблён в искусство. Без эмоционального заряда тут быстро выгоришь.
4. Для предпринимателей в арт-среде почти нет инфраструктуры
Серьезно. Когда ты коллекционируешь или подбираешь ассортимент для галереи, ты одновременно и куратор, и логист, и упаковщик, и переговорщик.
Ты сам ищешь художников. Сам организуешь реставрацию. Сам везёшь предметы, сам их страхуешь — если вообще нашёл, где их страхуют.
Нет службы «забери и привези антиквариат» — потому что слишком мало клиентов, чтобы такие сервисы существовали.
Сейчас в России 5–10 активных коллекционеров с собственной инфраструктурой, которая состоит из довольно закрытого сообщества знакомых. Остальные — делают всё вручную.
Я сама пакую заказы, езжу по реставраторам, общаюсь с клиентами. Потому что иначе пока нельзя.
В этом, конечно, есть своя прелесть: ты чувствуешь реальность каждого предмета, каждого человека, каждого выбора. Но хотелось бы облегчить себе жизнь, я надеюсь, однажды больше людей начнёт жить с искусством — и появятся все необходимые сопутствующие услуги и агрегаторы.
5. Всё в жизни соединяется
И это, пожалуй, главное.
Банковская аналитика дала мне системность. Архитектура — видение формы. Коллекционирование — интуицию.
И теперь всё это работает на один проект.
Когда собираешь бизнес из кусочков себя — он становится живым.
Я верю, что у каждого есть возможность жить с искусством — не в музейном смысле, а в повседневном. Персонализировать свой интерьер через него, а ещё через винтаж и антиквариат. Выбирать перегруженную насыщенность рококо или расставлять тонкие акценты в аккуратном минимализме.
Можно начать с малого — с бокала, со стула, с одной картины — и выстроить из этого целую философию. Потому что так, шаг за шагом, меняется культура быта и разрушается (на мой взгляд, пагубная) привычка жить в типовых интерьерах.
Что дальше
В следующем материале расскажу, почему хаос арт-мира не отменяет структуры и какую документацию я веду с первого дня. И почему стоит прописывать даже то, что кажется очевидным.
А пока — просто фиксирую, в том числе для себя: даже в самой нестабильной среде есть порядок. Он просто может выглядеть иначе.
