Чтобы списать пришедшие в негодность товары или материалы, нужен первичный учетный документ — акт на списание.
Его составляет специальная комиссия, а утверждает руководитель.
Форму акта можно разработать или использовать готовую, например:
Закрепите в учетной политике, какие формы актов будете применять. Если унифицированные, достаточно написать, например: «В учете товарно-материальных ценностей компания использует формы первичной документации, утвержденные Госкомстатом РФ». Расскажу подробнее, как составить акт.
Вы узнаете
Почему нужна комиссия для списания товаров
Если товар просрочен или обнаружились другие проблемы с качеством, его нельзя просто выбросить, а учетный остаток товарно-материальных ценностей — уменьшить. Нужно собрать комиссию, которая определит, что именно произошло с товаром и что делать дальше.
В комиссию обычно включают работников склада, бухгалтерии или технологов. Состав утверждает руководитель или другое уполномоченное лицо своим приказом.

Чтобы решить, надо или нет списывать ТМЦ — товарно-материальные ценности, комиссия:
- Осматривает товары и материалы.
- Определяет причины их непригодности к использованию.
- Выявляет виновных лиц, если это возможно.
- Устанавливает, можно ли использовать ТМЦ для других целей, например продать или отдать в переработку.
После этого комиссия составляет акт о списании ТМЦ.
Как составить акт на списание
Укажите в акте :
- Дату и номер документа.
- Основание для составления — это приказ директора о создании комиссии для списания ТМЦ.
- Наименование ТМЦ, количество, единицу измерения.
- Цену за штуку и полную стоимость ТМЦ.
- Итоговую сумму списания.
Если для списания испортившегося товара или материалов используете форму № ТОРГ-15 или № ТОРГ-16, то оформляйте 3 экземпляра. Один оставьте в бухгалтерии, второй в подразделении, в котором произошла порча, третий — у материально ответственного лица . Последнему он пригодится, если ему предъявят претензии по недостаче.


Если используете свою форму акта, то составьте два экземпляра. Один нужно отдать в бухгалтерию для списания в бухучете, второй — материально ответственному лицу, например начальнику склада, для подтверждения выбытия материала.

Сколько хранить акты на списание
На основании акта стоимость товаров и материалов с истекшим сроком годности можно полностью включить в налоговые расходы . Если срок годности не истек, ТМЦ списывают в пределах норм естественной убыли .
Как и другие первичные документы, акты надо хранить 5 лет, считая с года, когда их в последний раз использовали для бухгалтерского или налогового учета . После этого документы можно утилизировать.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes