
«Американская история ужасов»: объясняем феномен сериала и пересказываем все сезоны
20 сентября на FX и Hulu вышла первая серия 12-го сезона «Американской истории ужасов».
Сборник новых эпизодов основан на романе «Нежное состояние» Даниэль Валентайн. По сюжету главная героиня убеждена, что некто препятствует рождению ее ребенка.
В рецензии рассказываем, за что зрители полюбили сериал и что происходило в предыдущих сезонах.
Что вы узнаете
Что за «Американская история ужасов» (American Horror Story)
Дата премьеры: первый сезон — 5 октября 2011 года, двенадцатый сезон — 20 сентября 2023 года
Страна производства: США
Режиссеры: Брэдли Букер, Альфонсо Гомес-Рехон, Дженнифер Линч, Майкл Аппендаль, Лони Перистер, Джон Дж. Грэй
Сценаристы: Райан Мерфи, Брэд Фалчук, Тим Майнир, Джеймс Вон, Мэнни Кото
В ролях: Эван Питерс, Сара Полсон, Денис О’Хэр, Лили Рэйб, Кэти Бейтс, Фрэнсис Конрой, Джессика Лэнг, Билли Лурд, Эмма Робертс и другие
Жанры: хоррор, драма
Сериалы, похожие на «Американскую историю ужасов»: «Американские истории ужасов», «Американская история преступлений», «Секретные материалы», «Мотель Бейтсов»
Продолжительность: Продолжительность: 134 эпизода длиной от 42 до 53 минут
Где смотреть: Hulu. Сервис официально недоступен в России
О чем сериал «Американская история ужасов»
Все сезоны «Американской истории ужасов» объединены общей концепцией — авторы размышляют о мрачных сторонах американской действительности: например, противоречивых президентских выборах последних лет или ядерных бомбардировках. Главная идея сериала заключается в том, что на США лежит проклятие — из-за него страна уничтожает саму себя.
Каждый сезон рассказывает о новых героях и событиях — чаще всего они не связаны друг с другом напрямую. Например, в центре сюжета первого сезона — дом-убийца, который сводит с ума жителей. А четвертый повествует о бродячем цирке и злобном клоуне.
Кроме того, создатели Райан Мерфи и Брэд Фалчук постоянно меняют время действия: события могут происходить как в 1960-е, так и в современности. В третьем сезоне зритель знакомится с Дельфиной Лалори — садисткой-аристократкой из 19 века. А одним из персонажей седьмого сезона оказывается Дональд Трамп.

Почему сериал так популярен
Шоу переосмысляет хорроры и признается в любви к жанру. Создатели сериала Райан Мерфи и Брэд Фалчук нередко высмеивают штампы старомодных фильмов ужасов. Например, в финале может оказаться, что убийца не один — за маской злодея скрывается аж десять человек. А брутальные бензопилы и хоккейные маски авторы могут с легкостью заменить на латексный костюм. Просто потому что так веселее.
Кроме того, шоураннеры отказываются от скримеров и других очевидных приемов жанра. Чтобы напугать публику, они уделяют много внимания психотипам героев — их фобиям, ментальным проблемам и детским травмам. Из прошлого персонажей мы узнаем пугающие детали: например, клоун Твисти из пятого сезона отстрелил себе челюсть во время неудачного самоубийства — и с тех пор потерял рассудок.
Сериал постоянно отсылает к классике жанра и признается ей в любви. В первом сезоне героиня Конни Бриттон рожает Антихриста, как в «Ребенке Розмари» Романа Полански. А по территории дома-убийцы бегают братья-близнецы, как в «Сиянии» Стэнли Кубрика. «Американская история ужасов» насчитывает десятки хоррор-пасхалок. Находить их не менее интересно, чем следить за основным сюжетом.

Это яркий постмодернистский сериал. Авторы не боятся смешивать самые дикие жанры. Поэтому не удивляйтесь, если в кульминационный и кровавый момент герои, например, просто начнут петь. Так, во втором и четвертом сезонах актриса Джессика Лэнг передает все свои чувства с помощью композиций Ширли Эллис, Ланы дель Рей и Дэвида Боуи. Это сразу настраивает зрителя на нужный лад: в шоу может произойти что угодно. Иногда даже без объяснения.
Кроме того, сериал постоянно переосмысляет реальную историю — в том числе и фигуры преступников. Так, прототипом доктора Артура Ардена из второго сезона становится нацистский врач Йозеф Менгеле. По сюжету «Психбольницы» персонаж ставит безжалостные опыты над пациентами. А образ клоуна Твисти из четвертого сезона основан на серийном убийце Джоне Уэйне Гейси. Благодаря этим персонажам авторы еще сильнее повышают градус абсурда и ужаса.

Смешение стилей, обилие насилия и секса, интертекстуальность и другие приемы здесь не просто так. С помощью этой эклектики авторы затрагивают множество тем и проблем — дискриминацию, войну, распад семьи, нравственное падение личности и природу зла. Шоу показывает, насколько непрост и опасен наш мир — познать его не так уж и легко.
Сериал можно смотреть с любого сезона. «Американская история ужасов» — сборник самостоятельных историй. Поэтому зритель может включить любой сезон и не потерять нить повествования. Достаточно лишь найти сюжет по душе. Это избавляет от созависимых отношений с шоу. Вы можете бросить сериал в любой момент. И спокойно вернуться к нему спустя годы.
Отчасти такой формат популяризировал именно Райан Мерфи. После «Американской истории ужасов» на телевидении вышли несколько ярких сериалов-антологий: например, «Фарго» по мотивам одноименного фильма братьев Коэн и «Настоящий детектив».

Почему в сериале играют одни и те же актеры
Райан Мерфи принципиально не меняет актерский состав. С одной стороны, зритель успевает привыкнуть к артистам: он точно знает, что любимчики почти наверняка появятся в новом сезоне. С другой, такое кастинговое решение может легко запутать. Ведь каждый раз актеры играют разных персонажей.
Иногда герои из старых серий и вовсе возвращаются в новых эпизодах. Например, в первом сезоне героиня Конни Бриттон рожает Антихриста — позже он появляется в «Апокалипсисе», восьмом сезоне. С персонажем сражаются несколько ведьм. Одна из колдуний — героиня Эммы Робертс — уже появлялась в «Шабаше», третьем сезоне шоу.
Но Райан Мерфи легко решает эту проблему. Ведь звезды в его сериале исполняют одни и те же амплуа. Например, Эван Питерс часто играет обаятельного злодея с многочисленными травмами и пороками. Эмма Робертс — капризную ведьму. А Джессика Лэнг — заблудившуюся в душевных терзаниях мать.
Несменяемым актерским составом Мерфи и Фалчук в очередной раз намекают на низменность человеческой природы. Годы идут, а люди их пороки все те же.

Что за «Американские истории ужасов» и стоит ли их смотреть
Всего выпустили два сезона. До забастовки Гильдии сценаристов Америки в разработке находился и третий. Но сейчас производство приостановлено.
Как и оригинальный проект, спин-офф поделен на отдельные истории. Вот только сюжет меняется от серии к серии. А в основу ложатся городские легенды: про злого Санту, водяных зомби и даже фильм, из-за которого люди убивают друг друга.
Главное отличие спин-оффа — отсутствие в касте Эвана Питерса и Сары Полсон. Последняя пересела в режиссерское кресло и сняла несколько эпизодов. Сериал также отличает и жанровая составляющая. Авторы делают упор на социальную сатиру, а не хоррор. И поверхностно высмеивают пороки среднего класса: например, жажду славы и равнодушие к чужим проблемам.
Спин-офф ничем не удивит ни ярых фанатов, ни случайных зрителей. Однако если вы сильно соскучились по эстетике оригинального шоу, можете рискнуть и посмотреть несколько серий.

Что происходит в каждом сезоне
Первый сезон вышел в 2011 году. С тех пор сериал получил еще 11 продолжений. Многие фанаты игнорировали неудачные сиквелы и возвращались к просмотру спустя время. Мы подготовили краткий пересказ для тех, кто хочет узнать, чем примечателен каждый из сезонов.
Первый сезон — «Дом-убийца»
Сюжет. Супруги Вивьен и Бен Хармон переезжают в большой частный дом вместе с дочерью-подростком. У здания сомнительная репутация. Здесь погибло немало жильцов. В результате Хармоны оказываются в компании призраков, таинственного человека в латексном костюме и циничной соседки.
В чем особенность. «Дом-убийца» переосмысляет убийство актрисы Элизабет Шорт. В 1947 году ее тело нашли на бесхозном земельном участке. Событие получило широкую огласку в США из-за жестокого характера преступления, а подозреваемыми числились десятки человек.
Шоураннеры нередко переключают внимание с этой истории на отношения двух подростков — Тейта и Вайолет, героев Эвана Питерса и Таиссы Фармиги. Поэтому первый сезон напоминает смесь хоррора с ромкомом. В «Доме-убийце» мало откровенных сцен насилия, так что просмотр сериала лучше начинать именно с него.

Второй сезон — «Психбольница»
Сюжет. 1960-е годы. В одну из психбольниц США попадает серийный убийца Кит Уокер. Лечебницей управляют истовые католики, которые не чураются телесных наказаний и экспериментов. Журналистка Лана Уинтерс пытается доказать невиновность парня. Но поиски правды приводят обоих героев к плачевным последствиям — Кита мучат экзекуциями, а Лану принудительно помещают в клинику.
В чем особенность. В «Психбольнице» шоураннер Райан Мерфи впервые экспериментирует и совмещает хоррор с мюзиклом. Так рождается легендарный музыкальный номер героини Джессики Лэнг. Кроме того, авторы отходят от классического сюжета про призраков. Зато они добавляют в сериал инопланетян, демона и беглого нацистского хирурга для пущей абсурдности. Сезон стоит посмотреть хотя бы ради этой дикой эклектики.

Третий сезон — «Шабаш»
Сюжет. Где-то в США функционирует пансионат ведьм. Юных чародеек учат контролировать сверхспособности. Правда, не у всех это получается. Одновременно с преподавательской деятельностью старшие ведьмы сражаются за власть. А еще всему шабашу угрожают колдунья-вуду и маньяк по прозвищу Дровосек.
В чем особенность. «Шабаш» — самый феминистский сезон шоу. Ведьмы противостоят злу и полагаются исключительно на себя. В их команде присутствует лишь один мальчик на побегушках — Кайл, герой Эвана Питерса. За белокурого красавца борются две ведьмы.
Может показаться, что «Шабаш» — калька с «Иствикских ведьм» Джорджа Миллера. Там тоже чародейки соревновались за внимание партнера и учились управлять магическими способностями. Но это не совсем так. Ведь в третьем сезоне совсем нет комедии: это хоррор с примесью трагической мелодрамы. И он уж слишком похож на первый сезон.

Четвертый сезон — «Фрик-шоу»
Сюжет. В 1950-е по южным штатам США гастролирует шапито. Шоу пользуется особой популярностью среди американцев. Труппа цирка на колесах разнообразна: в нее входят иммигрантка немецкого происхождения без ног, трехгрудый гермафродит, сиамские близнецы, бородатая женщина, мальчик-лобстер с деформированными конечностями и многие другие.
Однажды цирк сталкивается с угрозой в нескольких лицах: мошенниками, телевидением и капризным богачом — он хочет заполучить сиамских близняшек в качестве игрушки.
В чем особенность. «Фрик-шоу» размышляет на тему технического прогресса. Мы наблюдаем за смертью бродячего цирка как вида искусства: отныне зрителей все меньше прельщают выступления артистов.
Бродячий цирк — главная, но не единственная сюжетная линия. Нам также рассказывают о клоуне-убийце Твисти из труппы. Причем за его «приключениями» наблюдать гораздо интереснее, чем за основными героями. Ведь прошлое этого персонажа прописано детальнее и звучит трагичнее. Твисти — недолюбленный мужчина, который столкнулся с буллингом и домашним насилием.

Пятый сезон — «Отель»
Сюжет. В некогда заброшенном отеле «Кортес» происходят кровавые расправы. Серию убийств расследует детектив-невротик Джон Лоу. Во время поисков герой сталкивается с призраком и по совместительству основателем гостиницы Джеймсом Патриком Марчем. А также с новой управляющей — вампиршей Элизабет.
Происходящее туманит разум детектива. В какой-то момент он подозревает, что сам причастен к преступлениям.
В чем особенность. «Отель» — дань вампирскому кино вроде «Интервью с вампиром», «Дракулы» 1992 года и «Голода». Здесь много крови и изящества. Героиня Леди Гаги похищает детей и устраивает сексуальные ритуалы с убийствами. Благодаря своей вечной жизни она продолжает жизнь отеля.
Кроме того, в сюжете много отсылок к реальным американским маньякам. Герой Эвана Питерса — альтернативная версия Генри Холмса, старейшего убийцы США. А в финале зрителей ждет торжественный ужин легендарных преступников с жертвоприношением.

Шестой сезон — «Роанок»
Сюжет. Супруги Шелби и Мэтт Миллеры переезжают в дом на окраине Америки в поисках умиротворения. Но в здании начинают происходить странности — его атакуют призраки. Оказывается, когда-то с территории таинственным образом исчезло множество колонистов. Герои решают разобраться, что к чему, докопаться до правды и изгнать незваных гостей.
В чем особенность. Повествование «Роанока» очень запутанное. Одна и та же история рассказывается несколько раз: в виде интервью, реконструкции событий для true-crime-проекта и съемок реалити-шоу. По ходу сюжета становится непросто понять, кто реальный участник событий, а кто просто актер.

Седьмой сезон — «Культ»
Сюжет. После победы на выборах Дональд Трамп становится причиной обострения психических расстройств. Под его опалу попадает либералка Эллисон. Героиня впадает в депрессию. Параллельно она распаковывает множество старых фобий — в том числе клоунов. Женщина видит красноносых повсюду: они преследуют ее в супермаркете, на улице и даже дома.
В чем особенность. «Культ» — единственный совсем не сверхъестественный сезон сериала. Здесь нет ведьм, Антихриста, дома-убийцы и вампиров. Сюжет тесно связан с современными реалиями. Мерфи иллюстрирует политический психоз, перманентно одолевающий Америку.
Конфликт и напряжение держатся на страхе перед ужасающим будущим, которое зависит от одного политика. Мерфи иронизирует над лжепророками: герой Эвана Питерса переодевается в Чарльза Мэнсона и других знаменитых фигур. Он уподобляется поп-культурным иконам, чтобы заполучить доверие ближних и вселить страх в оппонента — ту самую Эллисон.

Восьмой сезон — «Апокалипсис»
Сюжет. Мир настигает ядерный взрыв. Выживает лишь небольшое количество людей. Незадолго до апокалипсиса власти устраивают естественный отбор — игру на выбывание. Государство строит бункер, попасть в который могут только особые граждане. Во главе крепости и нового человечества — Антихрист. Ему противостоит шабаш ведьм.
В чем особенность. «Апокалипсис» — кроссовер первого и третьего сезонов. Антихрист рожден в доме-убийце, он тот самый плод Вивьен Хармон. А ведьмы пришли в сюжет прямиком из «Шабаша». Именно в этом сезоне «Американская история ужасов» обретает полноценную вселенную. Поэтому перед просмотром лучше ознакомиться с прошлыми историями.

Девятый сезон — «1984»
Сюжет. Группа молодых людей отправляется работать вожатыми в детский летний лагерь. Заведение закрыли после череды жестоких убийств. Но в 1984 году его двери распахнулись для новых гостей.
В этот момент из психиатрической лечебницы сбегает некогда орудовавший в лагере маньяк. Параллельно туда же приезжает Ричард Рамирес, более известный как Ночной охотник.
В чем особенность. Мерфи детально передает атмосферу 80-х: бум аэробики, пышные прически и новую волну рока. Пришельцев и Сатану заменяют обычные маньяки в масках. Жанры совсем не смешиваются: авторы вдохновляются лишь слэшерами 20 века.
В девятом сезоне важное место занимает идея цикличности историй и травмы поколений. Маргарет Бут, владелица лагеря, оказывается единственной выжившей жертвой Ричарда Рамиреса. Спустя годы маньяк возвращается на то же место, чтобы одновременно завершить начатое и найти новых жертв. Несмотря на опасность, Бут не переносит мероприятие. Открытие лагеря становится для нее проработкой травмы и неким искуплением перед собой, друзьями и самим Рамиресом.

Десятый сезон — «Двойной сеанс»
Сюжет. Юбилейный сезон поделен на две истории — «Красный прилив» и «Долина смерти». В первой семья Гарднеров переезжает в Провинстаун — маленький прибрежный городок. Писатель Гарри планирует переписать никудышный голливудский сценарий, его жена Дорис — отремонтировать дом и пополнить портфолио дизайнера.
Размеренную жизнь нарушает судьбоносное знакомство: Гарри попадает в круг писателей Сары Каннингем и Остина Соммерсома. Они открывают герою секрет творческого успеха: нужно лишь принять черную таблетку, эдакий катализатор таланта. Но вот беда — вместе с вдохновением персонаж получает жажду крови.
«Долина смерти» состоит из двух блоков. Первый переносит зрителя в 1950-е, где президент США Дуайт Эйзенхауэр вместе с супругой Мейми оказываются участниками инопланетного заговора. В руках пришельцев — договор, согласно которому они вправе проводить над людьми эксперименты.
Второй блок концентрируется на современности. Инопланетяне похищают группу молодых людей с целью оплодотворить каждого из них — даже мужчину.
В чем особенность. Сезон богат историческими отсылками. В трактовке авторов трагические события из истории США вроде смерти Кеннеди и Вьетнамской войны оказываются результатом инопланетного влияния. Обе части сезона говорят о порочном человеческом желании добиться успеха с помощью чуда. Но в итоге человечеству не помогают ни пришельцы, ни волшебная таблетка.

Одиннадцатый сезон — «Нью-Йорк»
Сюжет. В Нью-Йорке происходит череда жестоких убийств — кто-то охотится за мужчинами-гомосексуалами. Детектив Патрик Рид пытается вычислить преступника. На фоне кровавых расправ начинается эпидемия ВИЧ.
В чем особенность. Одиннадцатый сезон «Американской истории ужасов» прошел незаметно для широкой публики. При этом он исследует важную тему — появление терминальной стадии ВИЧ.
В «Нью-Йорке» авторы сменили жанровый вектор сериала и ушли в мрачный неонуар с грязными переулками и чередой преступлений. В качестве референса Мерфи использует «Настоящего детектива». Однако очевидная отсылка становится минусом — продукт FX выглядит слегка дешево по сравнению с источником вдохновения. Вдобавок сезон отпугивает старых фанатов отсутствием постоянных актеров и медленным повествованием.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult