
Что делать, если: каршеринг снимает деньги за несостоявшуюся поездку или штрафует за эвакуацию

По закону административный штраф платит собственник автомобиля. Но это не всегда выгодно для арендатора.
Штрафы за нарушения договора с каршерингом обычно намного дороже административных, а обжаловать их сложнее.
В статье отвечу на сложные вопросы о штрафах на арендованной машине, которые нам задали читатели в Сообществе Т—Ж, и расскажу, как правильно действовать в их ситуациях.
О чем вы узнаете
- Как работает ценообразование в каршеринге
- Как вернуть деньги, если в каршеринге поездка не завершилась и мне выставили счет
- Что делать, если каршеринг выставил штраф за ДТП, которого не было
- Кто возместит ущерб, если попал в аварию на арендованном мопеде
- Кто возмещает ущерб при ДТП на арендованном автомобиле
- Как оспорить штраф, если сотрудники ГИБДД эвакуировали каршеринговое авто из-за проблем с документами
- Как оспорить штраф за эвакуацию каршерингового авто, если штраф от ГИБДД не пришел

Как работает ценообразование в каршеринге?
Мы часто берем авто через каршеринг и пользуемся услугами разных компаний. Понятно, что ценообразование зависит от совокупности факторов, но все равно странно, когда минута езды на Ауди А3 стоит на 2 ₽ меньше минуты на Фольксвагене Поло.
Было бы интересно узнать, из каких факторов складывается цена минуты каршеринга и почему иногда машина классом выше стоит дешевле?
Любой договор оплачивают по цене, установленной соглашением сторон, в том числе договор аренды автомобиля в каршеринге. Каршеринги не обязаны раскрывать, по каким критериям формируются цены, — но и не скрывают этого .
Например, в «Яндекс Драйве» стоимость зависит от текущего спроса на автомобили в районе, ситуации с пробками, стоимости бензина, парковки и страховки. Эти факторы могут меняться на протяжении короткого времени — следом за ними меняется и цена. Поэтому в моменте цена минуты на Ауди А3 действительно может быть чуть ниже, чем на Фольксвагене Поло, но уже через какое-то время и Ауди может стать дороже.

Как вернуть деньги, если в каршеринге поездка не завершилась и мне выставили счет?
31 декабря взяла авто в каршеринге «Ситидрайв». Я точно помню, что закончила поездку, но на самом деле она не завершилась и машина три дня стояла открытой. За это время у меня набежало 63 000 ₽. На карте было около 3000 ₽, их списали. Я, естественно, в мутном состоянии, ибо до этого у меня было несколько выставок, маркетов и еще всякая работа, просто спала два дня.
Второго числа зашла и увидела, что у меня списались деньги, а еще я должна огромную сумму — 56 000 ₽. В итоге каршеринг простил мне 51 000 ₽. Мне пришлось доплатить еще 5000 ₽. Мол, сама виновата и так далее. Они что, не видели, что у них машина открыта и стоит без движения два дня? Что можно сделать в данном случае?

Согласно пункту 4.3.6 договора аренды автомобиля «Ситидрайв» после поездки арендатор обязан в числе прочего закрыть двери, багажник, капот, окна и люк, а также убедиться в их блокировке после закрытия машины. Вы этого не сделали, поэтому каршеринг считал, что вы продолжаете пользоваться автомобилем.
Вы вправе попробовать добиться пересмотра условий договора или его расторжения — например, из-за существенного изменения обстоятельств. Если вы не сможете договориться с каршерингом, придется обращаться в суд. На подачу иска у вас есть три года со дня нарушения . Вы можете составить заявление сами или обратиться за помощью к адвокатам. Как найти хорошего, Т—Ж рассказывал в статьях:
Но подача иска не гарантирует, что решение примут в вашу пользу.

Каршеринг выставил штраф за ДТП, которого не было. Что делать?
Мой сын столкнулся с такой ситуацией. Брал машину в «Ситидрайве», все прошло без ДТП и повреждений, завершил аренду.
Почти через два месяца получил по электронной почте от юриста «Ситидрайва» письмо о том, что сын якобы совершил ДТП, повредил машину и вот ему за это штраф 50 000 ₽. И оценка ущерба — 76 500 ₽. Все, больше никаких фактов, подтверждающих их обвинения, нет.
Так как сын не пользуется этой почтой уже долгое время, он узнал о письме только от меня. Этот юрист позвонил и сказал, что общая сумма — 128 500 ₽, но, если мы сейчас оплатим 66 000 ₽, остальное они «простят».
Сын стал искать подтверждения своей невиновности, но тщетно, так как за два месяца фото уже удалены с телефона.
В итоге «Ситидрайв» 29 мая 2024 передал это дело коллекторам. Сын направил претензию «Ситидрайву», а также написал заявление в ОВД по факту мошенничества и вымогательства.
Есть ли практика по таким делам и какой выход из этой ситуации?
Вы спрашиваете про практику по делам о мошенничестве и вымогательстве, но в вашем случае уголовного дела не будет.
Мошенничество — это хищение имущества путем обмана или злоупотребления доверием. В вашем случае нет факта хищения: деньги сын не потерял, их только пытаются взыскать. А значит, нет и состава преступления.
Вымогательство — это требование о передаче чужого имущества под угрозой. В вашем случае нет угроз, а без них также нет состава преступления.
Полицейские рассмотрят заявление и вынесут постановление об отказе в возбуждении уголовного дела .
Каршеринг не пытался взыскать долг, а передал право на это по договору цессии коллекторскому агентству. Предположу, что коллекторы попытаются решить вопрос путем переговоров, а если не получится, обратятся за получением судебного приказа или подадут иск в суд.
Нужно позаботиться о том, чтобы вовремя получать судебные уведомления: если в суд поступит иск, вы о нем узнаете и сможете изложить доводы в свою защиту. Для этого советую подключить электронные уведомления о направленных вам заказных письмах на сервисе Почты России. Пока нет судебного решения или судебного приказа, обжаловать вам нечего.
Просто ждать суда тоже не стоит. Поступите так:
- Запросите у каршеринга материалы о ДТП и оценке ущерба. Где и когда произошло, кто зафиксировал случившееся и так далее. Переписку можно вести и по электронной почте: так, возможно, ответы будут давать оперативнее. Но письма лучше дублировать через сервис zakaznoe.pochta.ru. Как им пользоваться, Т—Ж рассказал в статье «Стоит ли переходить на заказные электронные письма?».
- Если ответ поступит, вы узнаете время и место ДТП и сможете сверить их с тем, где был сын в тот день. Если найдутся свидетели его присутствия в другом месте, это подтвердит невиновность в происшествии.

Попал в аварию на арендованном мопеде. Кто должен возместить ущерб?
Мы взяли мопед в аренду, обязуясь еженедельно платить 30 000 ₽. Я попал в аварию, и арендодатель требует с меня деньги. А не нужно ли ждать страховщика?
Вероятно, вы имеете в виду страховщика, который оформил полис ОСАГО. Тогда все зависит от того, кто виновник ДТП.
Если вы виноваты в ДТП, страховая не возместит владельцу мопеда его ремонт. Собственник вправе взыскать с вас ущерб через суд. А если виноват другой водитель, владелец мопеда может рассчитывать на выплаты от страховой компании.
По полису ОСАГО страховщик виновника возместит пострадавшим ущерб: 400 000 ₽, если пострадало только имущество, или 500 000 ₽, если есть вред жизни или здоровью. Подробнее я рассказал в статье «Как устроено ОСАГО».

Кто возмещает ущерб при ДТП на арендованном автомобиле?
Сдал авто в аренду, водитель попал в ДТП. Пострадавший подал в суд и требует возмещения разницы после выплаты страховой с меня и водителя.
Автомобиль сдавал по договору аренды, страховка расширенная. Пострадавший получил 400 000 ₽ от страховой, но этого недостаточно. Подал в суд на меня и водителя о возмещении 1 605 000 ₽. Водитель — иностранный гражданин, сразу покинул страну.
В итоге получается, что я должен буду возмещать ущерб? Или я могу настаивать, что не был владельцем на момент ДТП, представить все документы — договор аренды, акт приема-передачи, чеки об оплате аренды — и тогда все требования будут к арендатору?
Если я правильно понимаю, иск о возмещении ущерба уже в суде, а вы в числе ответчиков по нему .
Рекомендую направить в суд ходатайство о замене ответчика на человека, который в момент ДТП был владельцем автомобиля . В качестве доказательств приложите все документы: договор аренды, акт приема-передачи машины, чеки об оплате, которые вы получали от арендатора.
Такое ходатайство можно заявить при подготовке дела к рассмотрению или во время разбирательства в суде первой инстанции. Так что лучше не тянуть. Ходатайства можно направить через сервисы:
- «Электронные письма» Почты России. Как им пользоваться, Т—Ж рассказал в статье «Стоит ли переходить на заказные электронные письма?».
- ГАС «Правосудие» — для подачи ходатайства нужны пароль и логин от госуслуг.

Как оспорить штраф, если сотрудники ГИБДД эвакуировали каршеринговое авто из-за проблем с документами?
Сотрудники ГИБДД при остановке проверили документы, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства. В результате проверки сотрудники выявили просрочку в СТС, а именно лизинга. Сказали, что на данный момент автомобиль с таким СТС числится в угоне и что они вынуждены эвакуировать его. В результате машину эвакуировали, а каршеринг выставил мне штраф за эвакуацию 7000 ₽.
В поддержку каршеринга я написал и объяснил ситуацию. Хотел оспорить штраф, но они не отозвали его. Сослались на сотрудников ГИБДД, которые якобы незаконно эвакуировали автомобиль.
Что мне делать в такой ситуации?
Тот штраф, который выставила вам компания, не связан с эвакуацией — его накладывают в соответствии с договором аренды независимо от законности эвакуации. Обжаловать придется по правилам гражданского кодекса .
Рекомендую подать иск не к каршеринговой компании, а к ГИБДД. Если докажете в суде, что эвакуация была неправомерной, ущерб возместят из госбюджета .
Потребуйте, чтобы суд запросил в полиции протокол о задержании ТС: в нем прописаны основания для задержания . Если основание — объявление в розыск, но по факту после эвакуации машину не передали потерпевшему и документы не приобщили к уголовному делу в качестве доказательства, у вас есть шансы взыскать деньги с государства.
В иске укажите, что незаконные действия сотрудников по эвакуации автомобиля причинили вам ущерб. Для подтверждения его размера приложите вашу переписку с каршеринговой фирмой, договор аренды с ней и счет, который вам выставили.

Как оспорить штраф за эвакуацию каршерингового авто, если штраф от ГИБДД не пришел?
Вчера утром эвакуировали ТС, которое я арендовал в каршеринге. Там, где я оставил машину, разрешена парковка без ограничений. От ГИБДД штрафа на ТС не поступало.
Компания выставила мне штраф 15 500 ₽. Когда я обратился в поддержку и пытался объяснить, что я парковался по правилам, мне ответили: «Причем тут факт нарушения? Сервис выставил штраф за факт эвакуации».
Что делать? Могу ли я не платить штраф за эвакуацию, пока не докажут факт моего нарушения?
В ваш адрес уведомление о штрафе никто и не направлял. Постановление об административном правонарушении получил собственник автомобиля — компания каршеринга. По условиям договора аренды владелец автомобиля уплачивает все административные штрафы, а арендатор — то есть вы — в случае эвакуации уплачивает штраф за нарушение условий этого договора.
Штраф, который выставила вам компания, не связан с нарушением ПДД — его накладывают независимо от законности эвакуации. Обжаловать его надо по правилам гражданского кодекса в течение трех лет, а не 10 дней, как при обжаловании административного правонарушения .
Не платить и ждать, пока вашу вину докажут, — плохая идея. Подтверждать факт вашего нарушения компания не обязана, в договоре, скорее всего, предусмотрена ответственность только за эвакуацию, независимо от того, есть в этом ваша вина или нет.
Если не согласны, лучше сразу обращаться в суд. Правда, судебная практика по таким спорам не в вашу пользу, поэтому рекомендую найти грамотного юриста, который изучит материалы и честно расскажет о перспективах. Как это сделать, Т—Ж писал в статьях «Как найти адвоката на случай внезапных проблем» и «Как найти хорошего юриста».