
Законна ли комиссия за оплату услуг ЖКХ?
Недавно платил за услуги ЖКХ. Оператор сказала, что теперь комиссия за оплату составляет 2%. Чтобы не было вопросов, прямо над окошком повесили объявление с информацией об этом и указали телефон обслуживающего банка.
Я позвонил в банк, мне сообщили номер закона и рассказали, что раньше эту комиссию платили сами поставщики услуг, а теперь почему-то не могут и поэтому повесили это все на клиентов. Причем сразу заодно с традиционным повышением тарифов с нового года. По телефону сказали, что эта комиссия не только за банковские услуги. Но за что еще — объяснить не смогли.
Прокомментируйте, пожалуйста, суть происходящего. Что за комиссию больше не могут платить поставщики, почему она везде разная и вообще доколе она будет?!!
Доколе — сказать не могу, а про комиссию расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Откуда берется комиссия за оплату услуг
От уплаты комиссии освобождены льготные категории граждан.
Комиссию берет банк за то, что принимает вашу оплату и переводит поставщику коммунальных услуг. Если вы платите безналичным переводом, вам придется соглашаться на условия банка, который оказывает вам такие услуги.
Раньше поставщики коммунальных услуг включали расходы по договорам с банками на прием коммунальных платежей в тарифы. И получалось так, что если человек платил за коммуналку не в том банке, с которым договор у ресурсоснабжающей компании, то уплачивал комиссию дважды.
С 13 сентября 2020 года закон запретил поставщикам включать в стоимость коммунальных услуг расходы на услуги банков и других организаций, которые связаны с внесением платы за ЖКУ .
Это касается только коммунальных услуг — водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и вывоза твердых коммунальных отходов. На расходы по содержанию жилого помещения, текущий ремонт, домофон, охрану и другие услуги это правило не распространяется.
Но компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить хотя бы один способ оплаты без комиссии. А поставщик коммунальных услуг обязан рассказать об этих способах на сайте .
Если ваш поставщик услуг этого не сделал, можете подать жалобу в орган жилищного надзора — обычно это Жилинспекция .
Жаловаться на управляющую компанию надо в Роспотребнадзор. Контролирующие органы оштрафуют нарушителя и заставят организовать прием платежей без комиссии.
Поставщики коммунальных услуг обязаны обеспечить абонентам возможность оплачивать услуги как наличными, так и с помощью платежных инструментов. Причем абоненты сами выбирают, каким вариантом им удобнее пользоваться .
Поставщик услуг не имеет права устанавливать на одну и ту же услугу различные в зависимости от способа оплаты — с помощью наличного или безналичного расчета — цены .
Это значит, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ не может быть дополнительной строки «Комиссия банка». Но есть исключение: если собственники помещений в многоквартирном доме сами решат на общем собрании, что такой платеж должен быть включен в структуру платы за содержание жилого помещения, платить придется.
Банковская комиссия обязательна, если ее включают в стоимость услуги по договору на оказание услуг. Коммунальные услуги или капитальный ремонт оплачивают по тарифам, которые установили соответствующие органы госвласти. Поэтому они не могут включать в себя никакой комиссии. Зато если речь идет о плате за содержание жилого помещения, в которую входит плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, то как раз общий размер этой платы и будет ценой договора, в которую собственники на общем собрании могут включить комиссию .
Как должно быть по закону
Компания, которая предоставляет услуги ЖКХ, должна обеспечить потребителям возможность оплачивать ее услуги без комиссии. А потребитель имеет право оплачивать эти услуги наличными непосредственно поставщику услуг. И в этом случае просить каких-то дополнительных комиссий свыше цены договора поставщик не имеет права .
Это право зафиксировано не только в законе о защите прав потребителей, но и в правилах предоставления коммунальных услуг. В них указано, что потребитель вправе сам выбирать, оплачивать ему коммунальные услуги наличным или безналичным расчетом.
У безналичного может быть несколько вариантов :
- с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных потребителем банках;
- переводом без открытия банковского счета;
- почтовым переводом;
- банковской картой;
- через интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суды, кстати, трактуют эти требования закона как обязанность поставщика услуг обеспечить как минимум один способ внесения платы, который не предусматривает дополнительных комиссий.
Если не знаете, как оплатить коммунальные услуги без комиссии, запросите информацию у поставщика услуг — по телефону или через официальный сайт. По закону поставщик услуг обязан предоставлять такие сведения незамедлительно .
Какие льготные категории граждан освобождены от комиссии
Банки и поставщики услуг не могут выставлять комиссию:
- членам многодетной семьи;
- пенсионерам;
- людям с инвалидностью;
- ветеранам боевых действий;
- членам семьи погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий .
Порядок освобождения от комиссии не регламентирован, то есть не указано, что льготник должен при оплате заявить о льготе и предоставить подтверждающие документы.
Центробанк высказал мнение: освобождение возможно, когда плательщик предоставит в банк подтверждение льготы .
Если вы входите в список льготников, при оплате ЖКУ нужно подтвердить статус, например показать пенсионное свидетельство, если вы пенсионер.
Если оплаты без комиссии нет
Если вы не можете оплатить услуги ЖКХ без комиссии или вам не предоставили информацию о том, как это сделать, обращайтесь с жалобой на поставщика коммунальных услуг и организацию, которая занимается вывозом твердых бытовых отходов, в Жилищную инспекцию, а на управляющую компанию — в Роспотребнадзор.
Например, поставщик услуг вообще не организовал возможность оплатить услуги без комиссии или сделал это «для галочки»: касса вроде бы есть, но всегда закрыта. В этом случае Роспотребнадзор может привлечь компанию к административной ответственности за нарушение прав потребителя, связанных с оплатой услуг. Должностных лиц могут оштрафовать на 15 000—30 000 ₽, а юридических — на 30 000—50 000 ₽ .
Если оплатить можно, но информации об этом нигде нет, Роспотребнадзор может назначить административное наказание должностным лицам в виде штрафа от 500 до 1000 ₽, а юридическим — от 5000 до 10 000 ₽.
Например, в Московской области Роспотребнадзор оштрафовал на 30 000 ₽ управляющую компанию, которая не организовала бесплатный способ оплаты для потребителей. Компания решила обжаловать постановление о наказании в суде, но суд встал на сторону Роспотребнадзора и сказал, что наказание заслуженное и надо платить штраф.
А Хабаровский краевой фонд капитального ремонта не смог обеспечить потребителей информацией об организациях, которые принимают платежи без комиссии. Роспотребнадзор оштрафовал его за это на 5000 ₽. Суд следующей инстанции тоже решил, что наказание справедливое, и оставил постановление о привлечении к ответственности в силе.
Когда по закону могут взимать комиссию
Вознаграждение за денежный перевод могут взимать именно с потребителя услуг в двух случаях:
- Когда между платежным агентом и плательщиком есть соглашение, в котором определен размер вознаграждения. Например, вы приходите в кассу банка уплатить госпошлину за регистрацию права собственности. На окошке висит объявление: комиссия за уплату госпошлины — 30 ₽. Если вы согласны сделать платеж на этих условиях, платите госпошлину и комиссию, получаете квитанцию и идете сдавать документы на регистрацию права собственности. Соглашение между вами и банком возникло и было подтверждено оплатой комиссии.
- Когда перевод денег осуществляется за счет денег плательщика. Они находятся на его банковском счете или он предоставляет их без открытия банковского счета. Например, вы подписали распоряжение, чтобы банк списывал в счет оплаты услуг ЖКХ с вашего банковского счета нужную сумму каждый месяц. Поскольку банк перечисляет эти деньги поставщику услуг, получается, что он оказывает вам услугу и за это берет комиссию.
Мы писали подробно, как оплатить услуги ЖКХ. В любом случае хотя бы один способ оплачивать услуги без комиссии должен быть.
Если у вас все же останутся вопросы, позвоните поставщику услуг ЖКХ и потребуйте разъяснений. Если исчерпывающую информацию не дадут, жалуйтесь в свой территориальный орган Роспотребнадзора.