
Мнение: автоматизация влияет на продуктивность
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я директор промышленного предприятия в Свердловской области, на Урале, которое производит строительные материалы. На моем производстве внедрены современные технологии. «Какие?» — спросите вы. Так как после получения прибыли я хочу увеличение эффективности, то автоматизация бизнес-процессов стала основополагающей частью всех этапов создания моих продуктов.
Несомненно, автоматизация имеет свои преимущества, однако, она также вызывает определенные вопросы и споры. Один из таких вопросов — как она влияет на моих работников? Автоматизация сделала моих людей ленивыми, а некоторые даже начинают спать на рабочих местах, так как большая часть их работы выполняется машинами. Предлагаю порассуждать на эту тему.
С одной стороны, повышение автоматизации принесло мне увеличение производительности и повышение качества продукции, облегчило труд подчиненных. Но моим работникам стало нужно развивать новые навыки, связанные с новым совершенным оборудованием. И что случилось?
Они восприняли это как негативный вызов. Почему? У них нет потребности получения новых знаний и навыков: я им хорошо плачу, для них создана комфортная работа, не требующая физических усилий. К этому добавляется то, что работникам не нужно постоянно контролировать машины, они начинают чувствовать себя более расслаблено, им не нужно постоянно следить за процессом производства и проверять, все ли работает правильно. Это приводит к тому, что работники начинают меньше уделять внимания своей работе и просто ждут, когда машина закончит процесс.
Из жизни. Например, за июль месяц в 2023 году уволен 1 оператор с производства, а 2 — получили меньшую сумму премиальных потому, что из 11-часовой рабочей смены первый сотрудник проспал 6 часов, а два других — смотрели видеоролики на экране смартфона, периодически обращая внимания на технологический процесс.
Но здесь возникает сразу вопрос: как долго я могу пользоваться методами дисциплинарного характера, воспитывая в сотрудниках любовь к труду. И не кажется ли вам, что есть в этой ситуации какая-то доля абсурда: вроде бы всё работает, продукция производится, ущерба компании нет, а персонал наказывают. А он что? Ему скучно. А человек так устроен: если он не занят, его организм устает быстрее. И как в таких условиях не поспать?
Не значит ли это, что я должна создать такие условия, чтобы обеспечить сотрудников делом, чтобы физиологическая потребность не победила над физической? Считаю, что и да, и нет.
Да, потому что я должна и могу повышать мотивацию персонала, например, через обучение и регулярные тренинги. Люди должны знать, как правильно использовать машины, какие параметры нужно контролировать и как улучшить процесс производства.
Во-вторых, я должна создавать условия сотрудникам для выполнения более сложных и творческих задач. Например, привлекать технологический персонал к ремонтным работам, к наставничеству, научно-исследовательским и лабораторным испытаниям.
Из жизни. Например, я ввела систему рационализаторских предложений, при которой рабочему дается право и возможность за вознаграждение участвовать в процессе совершенствования производства, высказывая и оформляя свои идеи в проекты или в задачи. А ещё внесла изменения в технологические процессы, чтобы акцентировать внимание персонала к проблемным точкам.
Например, для моей компании проблемная точка — подача сырья высокой температуры в мельницу для помола, что негативно влияет на срок эксплуатации оборудования. Производство автоматизировано. Сотрудники скучают. Поэтому, было принято решение поставить прибор контроля температуры, при срабатывании которого происходит приостановка подачи сырья. Для оператора на автоматизированном производстве — это точка контроля и одновременно новая задача по возобновлению подачи сырья нужной температуры. Сотрудник занят, износ оборудования уменьшается.
Но не стоит забывать, что лень и сон — приятные занятия для любого человека. К ним быстро привыкаешь. По себе знаем. Поэтому, неконтролируемое использованием рабочего времени сотрудником, отвлечение его на личные дела могут стать привычкой, от которой избавиться будет сложно.
Скажу так: я определяю лень у сотрудника через проявление эмоциональной критики к своей работы, в использовании оскорбительных выражений, уход в позицию обиды и молчания, и ещё в несколько десятков паттернов поведения. Но все они свидетельствуют о том, что лояльность сотрудника к компании потеряна. Ему собственная зона комфорта важнее.
В этой ситуации, на мой взгляд, есть только одно спасение — при внедрении автоматизации думать о балансе между автоматизацией и участием человека в производстве. Как это сделать и есть ли правило баланса? Я думаю, что на каждом производстве оно своё. Но у меня есть вывод, полученный опытным путем: если мой сотрудник может уйти с производства больше чем на 30 минут и ничего негативного не произойдет в технологическом процессе, то через пару месяцев я встречу на проходной его потухший и ленивый взгляд. Поэтому, моя основная задача — создать баланс между автоматизацией и человеком, чтобы значимость второго не исчезла, когда он приходит на свое рабочее место. Это значит, что одна кнопка из пяти точно будет «просить», чтобы её нажали.
