Карьера
904

Я работал учителем, а потом стал разработчиком игр и писателем прикладной литературы

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Пост о том, что нужно не боятся менять в своей жизни окружение и стремится к той деятельности, что приносит душевное равновесие и физическое здоровье.

Это история моего пути и выбранные шаги индивидуальны, поэтому не могут быть инструкцией к массовому использованию.

Начну с упоминания ранних моментов моей жизни, так как они являются той самой движущей силой к изменениям (поиску, исследованиям).

С детства я любил читать. В доме была огромная библиотека книг разного жанра, но преобладала естественно-научная литература: энциклопедии, справочники и различные журналы и учебники. Книги Перельмана и энциклопедии по математике и биологии были одними из любимых.

Я тот из немногих кто к 9 классу прочитал четыре тома «Война и мир», «Божественную комедию», «Отверженных», «Педагогическую поэму» и «Фауста». И конечно меня тянуло к научным исследованиям и погружению в ту тему, которая мне нравилась.

Так как в школьные годы у меня развились хорошие способности к познанию математики и физики, то мой выбор пал на два ВУЗа моего города (далеко я ездить не хотел, да и материальное положение не позволяло): Политехнический и Педагогический.

Первый предлагал прикладное погружение в применении физики и математики, а второй — научно-теоретическое (славились кафедры теоретической физики и математического анализа). Недолго думая я определился во второй ВУЗ и как раз попал на первый экспериментальный экзамен в форме ЕГЭ, который начали тестировать в ВУЗах.

Поступил на математика-физика (учителя) и как обычно бывает получил первые разочарования: ожидания не совпали с реальностью. Кафедры математики и физики были отличные и действительно дают знания, если их хотеть получить. Мотивация студентов и преподавателей была неоднозначна и это вызывало диссонанс.

Для меня оказалось шоком, что большинство студентов поступили, потому что сюда легче попасть и учится. Я тоже не идеален, например, так и не смог осилить теоретическую базу по психологии и педагогики, как и иностранные языки. Но как показала жизнь, это не помешало понимать детей разного возраста, а распространяемая база иностранного языка не подходит к технической и научной литературе.

Со своего потока в 150 человек, ушли в школу 15 человек (одним и которых был я) и десяток в детские сады. Остальные сразу начали покорять другие профессии в том числе и бизнес. В школе я проработал пять лет и уже столкнулся с темой выгорания.

Наверное, многие молодые педагоги вначале грезят о продуктивной работе с передачей знаний по предмету в разной форме: лекции, практика, дискуссии, беседы, экскурсии, участие в фестивалях и конкурсах и что у них будет время на подготовку и отдых.

Но реальность бывает жестока: классное руководство, отчёты, и огромное количество детей в день не дают расслабиться и выкроить время на что-то интересное как для самих детей, так и для себя. В результате уроки проходят строго по учебникам (плану-конспекту), который не меняется годами ни по стилю, ни по содержанию. Те учителя у кого семья вынуждены меньше ей уделять или даже сами члены этой семьи участвуют в помощи по оказанию педагогической работы (проверить тетради, подготовить конспект, презентацию, написать отчёт, пройтись по квартирам учащихся и т.д.)

Я не хотел погрязнуть совсем в рутину сразу и поэтому всячески отказывался от классного руководства. Да так можно было. Вместо этого я соглашался возить детей на экскурсии, фестивали и научно-практические конференции. И для меня это было легче сделать, чем заполнять журналы, участвовать в родительских собраниях и вообще общаться с родителями. Я лучше подготовлю команду к соревнованиям по робототехнике, поведу кружок по моделированию и подготовлю ребят к научной конференции.

Всё это не позволяло мне закостенеть в рутине и изучать новое. Здесь я познакомился с робототехникой (с начала на Lego), начал изучать современные языки программирования (в ВУЗе изучали QBasic и Visual Basic Net 2003) и окунулся в мир 3D моделирования и анимации через Blender. Я чувствовал, что мои навыки и знания начали выходить далеко от школьной программы и деятельности. И главное — это позволило не забыть высшую математику и теоретическую физику.

Такое часто происходит, что ВУЗах мы получаем огромный багаж знаний, но уже в работе часто используем только 10-20% от того что изучали, так как остальной объём кажется не применим сейчас. И это создаёт парадокс: отлично знающий высшую математику молодой специалист после уже 3 лет работы в школе, или, например, в сфере продаж, начисто её забывает, т.е. работа его мозга приняла отрицательное значение по истечению 8 и более лет с момента поступления в ВУЗ.

Атрофирование полученных знаний и инертность мешают изучить новые технологии, профессии. Я тоже испытываю поначалу страх, беря книги по языку программирования, который ещё не изучал, что не смогу его осилить. Но потихоньку, делая программу за программой по книгам, видеоурокам человек начинает привыкать к этому процессу и не успевает заметить, как уже достаточно быстро составляет самостоятельно программы и может уже даже читать документацию к языкам или целым средам разработки.

Изучение нового и внедрение в учебно-педагогический процесс позволило вырасти в некое подобие эксперта, который уже сам выступал на конференциях для учителей с мастер-классами и лекциями. И это я умудрялся всё делать при нагрузке в 34 часа в неделю (учителя поймут, что это такое). Благо к тому времени я был не женат и скорее всего ещё так долго продержался.

Мотивирующим событием на изменение своей жизни и сферы деятельности послужило знакомство с сообществом программистов и участие в конференции по данной тематике и предложение, от которого нельзя отказаться — взять с сентября классное руководство. Думаю, вы понимаете, как быстро я принял решение. И уже летом был совершенно свободным человеком.

Но я не захотел сразу рвать с педагогическим прошлым. Ведь учить детей мне даётся, поэтому решил уйти в репетиторы и в частный детский центр, где вёл программирование, 3D моделирование и робототехнику. И как оказалось денег стало больше (в два раза) и свободного времени на самоподготовку и личной жизни.

Ещё, работая в школе я начинал публиковать научные статьи по изучаемым мной темам: связи программирования с математикой, физикой и внедрение этого в учебный процесс. Исследовал тему мотивации детей к изучению предмета и конечно игровой деятельности.

В период работы в детском центре я решился на написание своей первой книги. Это был методический сборник по робототехнике для детских садов и школ по Lego Wedo. Тут и начался мой путь знакомства с книжными издательствами и изучения «кухни» написание книг и их продвижение.

Как оказалось, что написать книгу это первое дело, а вот второе — это как заинтересовать издательство в её рентабельности, а третье — как замотивировать читателя купить именно твою книгу. Так как моя деятельность так или иначе связана с образованием и детьми, то последующие книги также составлялись под данную аудиторию, затрагивая и начинающих программистов, и разработчиков игр. А само направление изучать процесс разработки игр зародилось именно в детском центре, где есть намного больше простор в реализации проекта.

Сначала это были програмы-симуляторы управления роботами, потом программами по визуализации физики в 2D и 3D и уже следующим шагом стала работа над игровыми проектами с детьми, которые и были инициаторами сего движения. Самое существенное во всём этом — это осознанное изучение ребёнком тем из математики и физики, и даже из биологии и химии с погружением в программирование и создания той игры, которая приближалась к его представлениям.

А после началась пандемия, которая полностью изменила подход к работе. Дистанционная деятельность была не хуже прямого взаимодействия учениками, благо технологии позволяли. Но главный момент — это дало расширить географию обучающихся. Теперь изучить программирование, разработку игр или робототехнику с моей помощью мог любой желающий ребёнок или взрослый из разного города и даже другой страны (русскоговорящего населения по всему миру очень много).

В этот период появился опыт коммерческой разработки игр, а также опыт в области научного консультанта и переводчика иностранных книг по программирование, робототехнике и разработке игр.

На этом моменте читатель может удивиться, ведь автор поста сам признался, что плохо владеет иностранным языком. На это у меня есть ответ. К тому времени мой словарный запас иностранных слов вырос в три раза, и он отличался от словарного запаса обычного переводчика художественной литературы. Как ни странно, но хороших переводчиков технической литературы и научных редакторов очень мало и они тоже ценятся.

Знания переводчика художественной литературы не помогут перевести корректно если текст книги на 50% и более состоит из слов и предложений, относящихся к естественно научным темам как математика, робототехника, мехатроника, физика, электроника, химия, программирование в определённых сферах (компьютерное зрение, рендеринг, 3D и 2D визуализация и т.д.). Часто люди из разных стран могут понять друг друга без знания языка, если общаются на принятом в научном сообществе научном языке.

Не бойтесь что-то менять в своей жизни. Если в ней возникла какая-то ситуация, то, возможно, она даёт путь к чему-то хорошему для вас, к вашей самореализации.

Вот что еще мы писали по этой теме