Как самостоятельно выбрать фонд или проект для помощи

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Мария Полянская

Страница автора

Меня как инсайдера социального сектора часто спрашивают, как определиться, куда можно жертвовать деньги, а куда нет, как оценить эффективность социальных проектов и программ, как не попасться в лапы мошенникам.

То, что объясняешь больше, чем один раз, нужно готовить в виде поста, сообщения или памятки, чтобы не вставить дважды, поэтому я решила сделать публикацию именно на эту тему — некий свод простых и понятных правил в одном месте.

1. Хороший и правильный фонд, которому не страшно переводить деньги, не собирает средства наличными в транспорте или на улицах, на личные карты или в ящики, на которых невнятно написаны какие-то странные реквизиты.

Да, действительно, иногда бывают официальные акции сбора именно наличных средств, но в таких случаях всегда есть опция перевести деньги по куаркоду, перечислить по карте на расчетный счет, а не карту, привязанную к чьему-то личному счету.

Личный совет: включайте критическое мышление, проверяйте, на заборе, как вы понимаете, тоже написано)

Хороший и правильный фонд не размещает слезодавительные фотографии детей, на которых дети плачут, жалуются на жизнь, показывают свои болезни, так как это глубоко не этично, поэтому, если видите на ящике для сбора средств именно такое изображение ребенка или матери, задайте себе вопрос — хотите ли вы в этом участвовать?

Личный совет: как правило, размещение чужих детей на баннерах, фото и так далее, жестко регламентировано, а уж тем более — детей в страдании, скорее всего, это незаконный способ вызвать у вас эмоциональный шок и «стрясти» средства.

2. Фонды и другие некоммерческие организации обязаны действовать публично, а это означает, рассказывать о своих проектах и программах, выкладывать отчеты, в том числе финансовые, а также бухгалтерскую и прочую отчетность у себя на сайте. Это не говорит, что в нее нужно лезть с лупой и тратить время и силы на анализ, но если таковой на сайте фонда или проекта нет, то это повод задумываться — почему эта организация не желает выкладывать информацию о том, куда и на что были потрачены деньги, какие зарплаты она платит своим административным и программным сотрудникам (без указания, разумеется, их персональных данных) и так далее.

Личный опыт: проекты, которые я реализовала на собранные средства, в рамках работы в разных фондах, всегда включали финансовые отчеты с указанием размера зарплат меня как руководителя проекта и моих сотрудников.

3. Многие некоммерческие организации используют так называемые краудфандинговые платформы (Краудфандинг (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) — новый вид привлечения инвестиций для развития бизнеса. Он позволяет собирать деньги от людей, заинтересованных в реализации проекта, Википедия) платформы, разместить на которых сбор на свой проект не так просто.

Во-первых, некоммерческая организация должна пройти процедуру верификации — предоставить основные документы, отчеты, данные об учредителях, руководстве и и все это будет оцениваться и сравниваться с данными, указанными в других источниках. Пройти такую верификацию успешно все равно что получить знак качества или честный знак.

Во-вторых, верификацию и проверку проходит не только организация, но и сам проект, и его обоснование, и его описание, и материалы к нему, и его реальность, и размер той суммы, которую организация хочет собрать на платформе. У каждой платформы есть свои правила, требования, они тем жестче, чем больше организаций хочет там собирать деньги на свои проекты.

Самые известные, проверенные и авторитетные платформы по версии 2024 года:

  1. Planeta.ru. Одна из самых известных краудфандинговых платформ в России. Planeta.ru позволяет собирать средства на различные цели, включая социальные проекты, благотворительность, образование, культуру и искусство.
  2. Boomstarter ориентирован на поддержку творческих проектов, но также активно используется для социальных инициатив. Это платформа «всё или ничего», где проект получает финансирование только при достижении установленной суммы.
  3. Яндекс.Услуги. Яндекс запустил платформу для сбора пожертвований через сервис «Яндекс.Услуги». Здесь можно создать кампанию для поддержки различных социальных проектов, от помощи детям до экологических инициатив. Удобство платформы заключается в том, что она интегрирована с экосистемой Яндекса.
  4. Blago.ru — ещё одна платформа,,она поддерживает широкий спектр проектов, связанных с помощью детям, инвалидам, ветеранам и другим уязвимым группам населения.
  5. Добро Mail.ru — часть экосистемы Mail.ru Group, которая предоставляет возможность собирать деньги на социальные проекты. Платформа сотрудничает с различными фондами и НКО.

Помимо платформ, есть сервисы как государственные, такие как платформа добро.рф или сервис на мос.ру, так и сервисы крупных банков и корпораций, таких как Сбербанк. Многие банки и корпорации сами верифицируют некоммерческие организации и помогают им собирать средства среди своих клиентов.

В любом случае, если организация, которой вы решили помогать, присутствует хотя бы на одной из платформ, а чаще всего, самые успешные и проверенные организации есть везде, это самое лучшее доказательство их прозрачности и эффективности.

Личный опыт: встать со своим проектом на такую платформу очень непросто — нужно, чтобы у фонда была прекрасная репутация, чтобы проект был грамотно описан, претендовал на вменяемые деньги, чтобы к проекту была приложена подробная смета и так далее.

4. Организация регулярно получает гранты. Гранты это безвозмездно выделяемые грантодателями — государственными ил и региональными органами власти, крупным бизнесом или другими некоммерческими фондами денежные средства на реализацию социальных проектов на конкурсной основе.

Для того, чтобы получить грант, даже самый небольшой, фонд или другая некоммерческая организация должна быть устойчивой (существовать не менее года, а в идеале для крупных сумм — не менее 5 лет), должна вести эффективную деятельность в нужной области, иметь опыт реализации проектов, квалифицированных сотрудников и даже опыт получения и реализации других грантов.

Более того, все проекты, поданные на грант, должны соответствовать требованиям к содержанию, оформлению, бюджету и прочим материалам, проходят строгую оценку экспертами из различных секторов экономики, и в результате выбираются проекты, набравшие наибольшее число баллов, результаты оглашаются всегда публично, с указанием баллов. Все это позволяет думать, что организации, которые имеют в своем активе реализованные грантовые проекты, достойны вашего доверия, раз им доверилось государство, крупный бизнес и общество. Эта информация всегда размещена на сайте некоммерческой организации, где написано, при поддержке каких грантов реализуются те или иные проекты.

Личный опыт: написать грант довольно сложно — это как бизнес план создать, а ведь его еще надо представить на конкурс, где его будут оценивать эксперты, ставить баллы и сравнивать с другими проектами. И даже если ты грант выиграл, дальше ты должен его реализовать строго в соответствии с планом, отчитываясь по нему 5(!) раз в год — каждый квартал, да еще и за весь проект целиком, за каждую копеечку, с цифрами, обоснованиями, иллюстрациями и выводами. Я делала, я знаю.

Для тех, кого интересуют цифры, вот ссылка на статью на этом же ресурсе, где подробно написано, кому, как и сколько помогают.

Как видите, для того, чтобы выбрать организацию, которой можно и нужно помогать, не нужно тратить огромное количество времени, важно определиться с критерием и источником, где выложена вся информация, найти ее на этом источнике и помогать, что на самом деле, с учетом современных технологий, действительно просто.

Ну или можно обратиться к автору статьи, плохого не посоветую, потому что мне важно, чтобы каждый рубль шел во благо, а не в пустоту и не в карман мошенников.