Как выяснить местонахождение заказа и наказать маркетплейс за нарушение сроков доставки?
Сделал заказ на Ozon 26 июля, оплатил со счета компании. Дата доставки заявлялась 21 августа. Судя по треку, товар прибыл из-за рубежа 19 августа, но до сих пор неизвестно, где находится. Сам Ozon постоянно сдвигает сроки доставки, а поддержка молчит или утверждает, что товар доставлен. На самом деле — нет, на него не сформировались сопроводительные документы, которые можно скачать из личного кабинета после доставки.
Как можно заставить логистов Ozon выяснить, где заказ, и найти его либо наказать за нарушение сроков доставки?
У Ozon, как и у всех крупных маркетплейсов, налаженная логистика, в которой иногда бывают сбои. Разберусь в возможных причинах задержки товара и расскажу, что делать конкретно вам.
Почему Ozon может задержать доставку товара
Сам маркетплейс в руководстве пользователя называет две возможные причины задержек:
- Курьер не успел вовремя приехать.
- Поставщик не успел передать товар.
На деле таких причин больше.
Проблемы с логистикой. Задержка возможна из-за перегрузки складов, нехватки курьеров или ошибок в построении маршрута.
Технический сбой. Это ошибки в системе отслеживания заказов.
Заказ потеряли или испортили. Накладка, которая может случиться на любом этапе доставки. Если заказ дойдет и вы обнаружите, что он испорчен, — сможете вернуть деньги. Порядок возврата есть в публичной оферте Ozon.
Проблемы на таможне. Если товар ввозят из-за рубежа, у него могут быть проблемы с документами: например, не переведены на русский язык паспорт качества или руководство по эксплуатации, нет таможенной декларации или контракта. Подробнее Т—Ж рассказал в статье «Как устроена сертификация товаров для маркетплейсов».
Что делать, если Ozon задерживает доставку
Если покупатель — обычный человек, отношения между ним и маркетплейсом регулирует закон о защите прав потребителей. Если товар приобретает ИП или ООО — Гражданский кодекс РФ.
Человек, который купил товар для личного пользования, может претендовать на неустойку от торговой площадки в 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки, но не более полной его цены. Например, если вы купили пылесос за 30 000 ₽, а Ozon задержал доставку на 10 дней, неустойка — 150 ₽ в день, всего 1500 ₽ .
Чтобы получить неустойку, нужно написать в свободной форме досудебную претензию. В ней укажите:
- Какой товар приобрели, номер заказа.
- Дату, время и сумму оплаты — подтвердить ее можно квитанцией из приложения банка.
- Скриншот переписки с техподдержкой.
Претензию можно отправить:
- В чат поддержки на сайте или в приложении Ozon.
- По электронной почте info@ozon.ru.
- Заказным письмом с уведомлением по адресу 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, эт. 41, пом. I, комн. 6.
У маркетплейса 10 рабочих дней на ответ .
В жизни Ozon предлагает выплатить неустойку за задержку без досудебной претензии. Правда, придется дождаться получения товара: только тогда станет ясно, за сколько дней будет неустойка.

Вы пишете, что заказали товар из-за рубежа и оплатили его со счета компании. Вероятно, покупка была для перепродажи. Тогда ваши отношения с Ozon не будут под защитой закона «О защите прав потребителей»: он работает только при покупке товаров для личного пользования .
На ваши отношения распространяется ст. 456 Гражданского кодекса РФ, которая обязывает продавца доставить товар, предусмотренный договором купли-продажи. Также он должен возместить убытки, если не выполнил обязательства .
В пункте 4.1 оферты Ozon указывает, что приобретать товары из-за рубежа могут только физические лица. Получается, что компания сама нарушила свою оферту.

Допускаю, что ошибка маркетплейса вскрылась на одном из этапов, из-за чего товар вам не доставили. Исходя из этого, могу порекомендовать:
- Оформить возврат в личном кабинете. Обратите внимание, что некоторые товары вернуть нельзя — например, выполненные на заказ. Чтобы убедиться, подпадает ли ваш заказ под эту категорию, ознакомьтесь со списком на сайте ozon.ru. Если заявку на возврат отклонят, отказ можно оспорить.
- Сделать заказ для личного пользования. Учтите, что тогда придется внести таможенный платеж.
Возможно, стоит просто набраться терпения. При международной доставке статус заказа может не обновляться 25 дней — так пишет маркетплейс.