Могут ли в кафе пересадить за другой столик?
Если один человек сел за стол для четверых, могут ли администраторы кафе пересадить его? Стол не был никем зарезервирован.
О ситуации, которую вы описываете, в законах ничего не сказано, поэтому нужно ориентироваться на правила конкретного заведения.
Что закон говорит о рассадке посетителей в ресторанах
Нормативного акта о рассадке посетителей нет, но есть правила деятельности заведений общепита. В соответствии с ними бизнес может установить внутренние нормы для посетителей, в том числе касающиеся рассадки .
Если там написано, что администратор вправе попросить посетителя пересесть и тот обязан подчиниться, гостя могут пересадить. Но важно, что заведение обязано предупредить клиентов об этом правиле до заказа .
Нельзя просто сказать, что посетитель обязан подчиниться и пересесть. Администрация кафе должна разместить правила на видном месте, например в меню или в уголке потребителя, чтобы гость мог ознакомиться с ними заранее. И неважно, бронировал он столик или нет.
Если сотрудники не предупредили о возможной пересадке, они нарушили закон и поэтому не могут заставить клиента пересесть, ссылаясь на правила, — даже если посетитель занимает место для большой компании.

Что делать, если сотрудники заведения настаивают на пересадке
Отказаться. Если посетителя не предупредили о возможной пересадке, а потом потребовали сменить столик, он не обязан подчиняться.
Написать и направить ресторану жалобу. Если вы отказались пересаживаться, но сотрудники продолжали настаивать, составьте претензию. Шансы на компенсацию выше, если вы не пересели и решили уйти. Иначе суд может посчитать, что вы согласились с новыми условиями, когда получили услугу.
В претензии опишите нарушение, дату и время события, требования и срок их удовлетворения. Потребуйте возместить убытки, если вы оплатили еду и напитки, но ушли раньше, чем закончили трапезу, и компенсировать моральный вред.
Претензию можно направить заказным письмом — обычным или электронным через сервис Почты России — либо вручить лично: отнести представителю заведения общепита два экземпляра и попросить поставить на одном из них подпись и дату.
Дальше нужно подождать 10 дней — за это время заведение должно согласиться или отказаться удовлетворить ваши требования .
Пожаловаться в Роспотребнадзор. Если заведение откажет или промолчит, можно направить жалобу в федеральное ведомство. К ней нужно приложить претензию с подтверждением отправки .
Для жалобы нужны доказательства нарушений. Лучше всего снять разговор с персоналом на видео: так вы сможете зафиксировать голос сотрудника заведения и показать интерьер, чтобы не было сомнений, где именно случился инцидент.
За нарушение заведение могут оштрафовать :
- ИП — на 500—1000 ₽.
- Малое предприятие — на 2500—5000 ₽.
- Среднюю или крупную компанию — на 5000—10 000 ₽.
Обратиться в суд. Так вы сможете взыскать компенсацию морального вреда. Вряд ли назначат большую сумму — максимум 1000—5000 ₽. Поэтому подумайте, захотите ли вы связываться с судебным процессом ради этого.
Что в итоге
Единых норм рассадки гостей для заведений общепита нет. Но ресторан или кафе может указать в правилах, что посетитель обязан пересесть за другой столик, если сотрудники его об этом попросят.
При этом гостя должны ознакомить с такой политикой до заказа, показав документ, в котором это прописано.
Если вас не предупредили, а потом стали требовать пересесть, вы можете направить ресторану претензию и попросить компенсировать моральный ущерб за испорченный отдых.
Если заведение проигнорировало ваш запрос, пожалуйтесь в Роспотребнадзор. Для этого лучше запастись доказательствами — например, записать видео разговора с сотрудниками. Снимать надо так, чтобы было видно интерьер и место можно было идентифицировать.
За компенсацией морального вреда можно обратиться в суд. Но она будет небольшой, поэтому оцените, насколько это целесообразно.