Музей женщин, Золотой рынок и арт-квартал: что я посмотрела в Дубае за три дня и 65 000 ₽

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
В сентябре 2024 года я отправилась из Белграда в Дубай на три дня.
Я хотела посетить интересующий меня семинар. А заодно хорошенько подготовилась, продумала маршрут для прогулок по городу в свободное время. Планировала увидеть как можно больше. При этом не потратить лишнего и не засвистеть от палящего солнца, словно чайник на плите: ранней осенью в Эмиратах все еще очень жарко.
О чем расскажу
Подготовка к путешествию
Перед путешествием я отметила точки на «Гугл-картах» с интересными для меня достопримечательностями Дубая. Красным цветом выделила посещенные локации, а фиолетовым — на которые не хватило сил.
Для поездки в ОАЭ виза не нужна: граждане России могут находиться там до 90 дней. А вот медицинская страховка обязательна. Я живу в Сербии, поэтому оформила ее в местной компании Dunav Osiguranje за 870 RSD (705 ₽) . В итоге про страховку на границе никто не спросил. Отель не бронировала: проживание и двухразовое питание оплачивал организатор семинара.
Для расчетов в Дубае взяла с собой сербскую банковскую карту и 20 $ (1724 ₽) наличными — на всякий случай. Заранее доллары на местную валюту — дирхамы — не меняла. Если планируете тоже расплачиваться по безналу, советую запомнить курс: местные продавцы могут трактовать его сильно в свою пользу.
Потом я тщательно отобрала вещи в дорогу. Получился такой набор:
- Несколько длинных светлых платьев-размахаек. Они идеальны в жару и соответствуют местному дресс-коду .
- Вязаный кардиган с капюшоном. Я предположила, что в Дубае будут резкие перепады температуры: на улице +40 °C, а в помещениях и транспорте с кондиционерами +20 °C. И поэтому теплая одежда не помешает. Не ошиблась: кардиган пригодился. Я надевала его в аэропорту, а во время прогулок по городу носила в руках или перекидывала через сумку.
- Веер, но на деле он оказался бесполезен. В Дубае и так дул ветер, хотя эффект от него был такой же, как от вентилятора в бане.
- Солидный запас пластырей для ног и водостойкий солнцезащитный крем с SPF 50+. Во время путешествия мазалась им каждые два часа, но в конце поездки все равно подрумянилась.
- Маленький плед и подушка для шеи, чтобы поспать с комфортом во время ночного рейса.
Еще до того, как узнала о грядущем путешествии, я начала учить арабский в «Дуолинго» — просто из интереса. К моменту поездки уже могла читать по слогам и запомнила несколько десятков фраз. Среди них были полезные, например «здравствуйте», «эта вещь дорогая», и не очень — «у меня большой гараж».
На деле ничего не пригодилось: 90% населения Дубая — иммигранты, говорящие на английском. Но я испытывала эйфорию от того, что хотя бы примерно понимала, как звучат красивые надписи на арабском, раньше казавшиеся запутанной ниткой, с которой поиграл котик.

Перелет
Добиралась из Белграда в Дубай авиакомпанией FlyDubai. Билеты в оба конца с багажом до 30 килограммов обошлись в 501 € (47 408 ₽). Ночной рейс длился чуть больше пяти часов. Я надеялась поспать, но подушка для шеи, купленная перед путешествием, подвела: оказалась слишком плоской и почти не поддерживала голову, которая все время заваливалась вбок. В итоге на борту так и не сомкнула глаз.
В международном аэропорту Дубая самолет приземлился в 07:00. К паспортному контролю я подползла зомби-червячком. Меня сразу впечатлило, что все сотрудники там были в традиционной одежде: мужчины — в белой, женщины — в черной, в полном комплекте с головными уборами. Я-то думала, будет обычная униформа.

Связь
На паспортном контроле попросила бесплатную туристическую сим-карту местного оператора Du: в подарок туристу дают 10 Гб интернета на 24 часа после активации. Потом баланс можно пополнить в офисе компании или картой через приложение. Самый дешевый вариант — 2 Гб на 28 дней за 49 AED (1150 ₽).
Но важно учитывать, что через четыре дня туристическая симка превращается в тыкву и больше не работает, даже если на ней остались мегабайты. Поэтому для длительного пребывания в Эмиратах лучше подключить роуминг у своего мобильного оператора, использовать eSIM или купить местную сим-карту. Мой сербский оператор A1 не предлагал роуминг в ОАЭ, поэтому я и взяла временную Du.

Хранение багажа
Прочитала на форумах, что с чемоданами в метро Дубая можно ездить только из аэропорта и обратно. А я собиралась сначала заехать в старые районы, погулять там, а потом уже отправиться в отель.
Поэтому, получив багаж, пошла в камеру хранения в третьем терминале аэропорта. Оставила там чемодан на 12 часов и получила квитанцию на 30 AED (704 ₽), которую нужно было оплатить по возвращении.

Транспорт
После камеры хранения я зашла в кафе в аэропорту, выпила американо за 20 AED (469 ₽), съела прихваченный из Белграда протеиновый батончик и активировала гигабайты на сим-карте. Затем через стеклянный тоннель направилась к ближайшей станции метро.
Чтобы пользоваться общественным транспортом в Дубае, нужно купить бумажный билет или карточку-проездной Nol. Они продаются в кассах и автоматах метро, а также на крытых остановках. При входе и выходе их нужно прикладывать к валидаторам: в метро они расположены на турникетах, а в наземном транспорте — на остановках или рядом с местом водителя. Nol бывают трех видов: красные, серебряные и золотые. Стоимость проезда зависит от типа карты и расстояния.
Я полный ноль в «Нолах», поэтому не стала долго раздумывать и взяла проездной на один день за 22 AED (516 ₽). Он позволял безлимитно перемещаться на метро, автобусах и трамваях, но не на монорельсе.
В дубайском метро две линии: красная и зеленая. Поезда в основном идут над землей. На станциях есть бесплатные и очень чистые туалеты — настоящая радость для туриста. В одном конце поезда всегда находится вагон класса люкс, в котором могут ездить только владельцы золотых карт Nol. В другом — вагон, предназначенный для женщин и детей до 12 лет. Если случайно зайти не туда, можно получить штраф, поэтому стоит обращать внимание на знаки над дверьми.
Я выбрала женский вагон, потому что там было меньше людей. От аэропорта проехала пять остановок по красной линии до станции «Юнион», затем пересела на зеленую ветку, добралась до Золотого рынка и вышла в город.


Достопримечательности
В первый день путешествия я успела посетить несколько локаций, но обойти все запланированные места не удалось: из-за жары передвигаться по улицам было сложно. Я уже давно живу в Сербии и наивно полагала, что после летних белградских +40 °C дубайский зной мне будет нипочем. Но я ошибалась.
Когда вышла из благословенной кондиционированной вселенной метро и оказалась на улице, на меня обрушилось настоящее пекло — влажное, густое, обволакивающее кожу снаружи и легкие изнутри. Казалось, двигаться нужно, пробиваясь сквозь литры горячей смолы.

Район Дейра. Я тут же отказалась от намерения вальяжно слоняться по городу. С помощью бесплатного приложения с офлайн-картами Organic Maps наметила кратчайший маршрут до ближайшей нужной точки на карте — и, стараясь держаться в тени, не шевелиться слишком быстро и почаще прикладываться к бутылке с водой, побрела по Дейре. Это один из старейших районов Дубая, известный своими традиционными рынками.
В интернете про эту локацию я читала полярные отзывы. Одни писали, что в Дейре безопасно, другие утверждали, что там очень много иммигрантов, которые чуть ли не едят туристов, урча и хохоча. Мне Дейра показалась обычным торговым районом, разве что странно было видеть на улицах только мужчин.


Музей женщин. Первой точкой моего маршрута стал Музей женщин. Меня интересовало, сколько у жительниц ОАЭ добровольного и принудительного, как менялось их положение в обществе со временем и чего они смогли достичь, несмотря на ограничения.
Здание музея миниатюрное, спрятанное в переулках. Зайти туда удалось не сразу: перед резными деревянными дверьми меня обступила ватага уличных котов. Они орали громким, сдобным басом, водили хоровод вокруг и не пропускали, пока я всех не перегладила. На кассе отдала за вход 20 AED (469 ₽).

Музей произвел смешанное впечатление. Было любопытно рассматривать экспонаты: предметы быта, одежду и украшения. Обрадовал таймлайн с ростом числа женщин в местной политике. В 2020 году ОАЭ стали одной из лучших стран на Ближнем Востоке по сокращению гендерного разрыва.
Я с интересом изучила биографии выдающихся жительниц. Тронула история Хаджар аль-Хаджи — любительницы чтения и письма, которая изготавливала синие чернила, настаивая воду на кусочках собственной бурки . Кое-что поскребло глаза: вместо портретов некоторых известных женщин на стендах висели фотографии их мужей.


Золотой рынок. Дальше я отправилась посмотреть на легендарные дубайские рынки. На восточных базарах мне раньше бывать не доводилось. Покупать ничего не собиралась: по отзывам путешественников, там завышенные цены. Хотела просто поглазеть и пофотографировать.
Золотой рынок — целый торговый квартал более чем с 300 магазинами, где продают ювелирные изделия. Это средоточие богатства, кристаллизованная роскошь, словно царь Мидас прошелся по улочкам, налево и направо, щупая прилавки.




Рынок специй спокойно рассмотреть и пофотографировать не получилось. Продавцы кричали и настойчиво предлагали свой товар. Я сразу перешла на третью скорость, лавируя между кидающимися комплиментами торговцами. И окончательно пустилась в бег, когда один назвал меня lovely dumpling — «очаровательный пельмешек».
Бухта Дубай-Крик. Промчавшись через рынки, возмущенный и уже чуток сварившийся «пельмешек» направился к бухте Дубай-Крик. Это морской рукав, который тянется от Персидского залива вглубь города на 14 километров и делит его на две части: Бур-Дубай на западе и Дейру на востоке. Там прогулялась по набережной, она оказалась очень приятной, с видом на старые здания. Я бы с удовольствием побродила дольше, если бы не жара.
Дальше решила отправиться на противоположный берег на традиционной деревянной лодке абре. С причала Deira Old Souk можно было переправиться туда за неожиданно смешные деньги: 1 AED (23 ₽) наличными до рынка текстиля Grand Souk или 2 AED (47 ₽) до станции «Аль-Фахиди». Я выбрала второй вариант, так как можно было оплатить картой.


Район Аль-Фахиди. Плыть пришлось недолго. Уже через пять минут судно причалило к берегу Аль-Фахиди, и я отправилась гулять по району. Там увидела оригинальные здания конца 19 века и качественные реконструкции. В 20 веке квартал начали активно сносить, чтобы построить бетонно-стеклянные офисы, но после протестов архитекторов работы приостановили и вложили средства в восстановление исторических объектов.
Мое внимание привлекли высокие, узкие башни на старых зданиях с торчащими из стен деревянными балками. Из-за подслеповатости и по невежеству я сначала приняла их за дула пулеметов. А потом прочитала, что это бадгиры — традиционные иранские и арабские ветроуловители. Такие «башни-кондиционеры» вместе с искусно спроектированной системой подземных тоннелей за счет разницы в давлении подавали в помещения охлажденный воздух.
Гулять по Аль-Фахиди оказалось интересно и легко: между домами были натянуты тканевые полотна, создающие спасительную тень. Улочки широкие, торговых лавок немного, а продавцы не такие навязчивые, как на рынках Дейры. Я даже кое-что купила в магазинчике, чей владелец дал спокойно в одиночестве рассмотреть товар.





Музей кофе. В центре Аль-Фахиди расположен маленький, но популярный Музей кофе. После тысяч литров этого напитка, выпитого на Балканах, я была обязана посетить такое место. Вход обошелся в 10 AED (235 ₽).
Хозяева музея постарались: собрали внушительную коллекцию винтажных кофейников, кофемолок, чашечек и других посудин. Еще там были рекламные постеры, подборка разных видов зерен, плакаты с историей напитка и технологией его приготовления. Все вместе выглядело презамечательно, как уютная лавка старьевщика, — люблю такую атмосферу. В стоимость билета включена дегустация двух видов кофе с финиками вприкуску. Их же можно было купить в музейном магазине вместе с джезвами и другой кофейной утварью.




Логичным продолжением маршрута должен был стать форт Аль-Фахиди — старейшее сохранившееся здание Дубая, построенное в конце 18 века. Но с ним не повезло: велись масштабные реставрационные работы и пришлось пройти мимо — к Большой мечети, Текстильному рынку и дальше вдоль набережной.
Я рассчитывала продолжить осмотр старых кварталов Дубая, прогуляться по району Аль-Шиндагу, посетить там «Деревню наследия» — этнографический музей под открытым небом. Но и этот квартал оказался массово забаррикадирован из-за реставрации, особенно заботливо от туристов оградили участки тротуара с тенью.
Моя прогулка длилась около шести часов. Под конец мне уже начало плохеть от жары и недосыпа, поэтому я доплелась до ближайшей станции метро «Аль-Губэйба». С пересадкой метнулась в аэропорт, забрала чемодан, а потом поехала в свой отель, расположенный в современном центре Дубая. Там и провела остаток дня, лежа звездой на кровати и не отрываясь от стакана с водой.

Район Дубай Марина. На второй день для прогулок по Дубаю времени было мало: уже днем начинался семинар. Так что утром сразу после завтрака я отправилась смотреть расположенный поблизости фешенебельный район Дубай Марина.
Он известен тем, что там находится одна из крупнейших в мире искусственных пристаней для яхт. Район обрамляет семикилометровая набережная, протянувшаяся вдоль Персидского залива. Я бы с удовольствием навернула круг, если бы не горячее повидло вместо воздуха. Поэтому ограничилась щелканьем фешенебелья на камеру.

Искусственный остров Пальма Джумейра. На станции «Марина Тауэрс» я зашла в трамвай и проехала три остановки. Потом пересела на знаменитый дубайский монорельс, который катает туристов по Пальме Джумейре — искусственному острову в форме пальмы. Он состоит из ствола, шестнадцати листьев и одиннадцатикилометрового волнореза-полумесяца.
Правда, прежде чем по-настоящему узнать что-либо о Дубае, я по той же подслеповатости и невежеству полагала, что острова построены не в виде пальм, а в форме мечехвостов.
Билет на монорельс в одну сторону обошелся в 20 AED (469 ₽). Поезд ехал с тремя остановками: в парке «Аль-Иттихад», у торгового центра «Нахиль-молл» и смотровой площадки The View возле огромного аквапарка Atlantis Aquaventure, принадлежащего пятизвездочному отелю Atlantis The Palm.

Если Дубай Марина — шик, престиж и люкс, устремленные ввысь, то Пальма Джумейра — шик, престиж и люкс в малоэтажном исполнении. На раскидистых ветвях острова расположены жилые виллы, а на окаймляющем их полумесяце — элитные гостиницы, рестораны и спа-комплексы.
Я успела заглянуть в торговый центр «Нахиль-молл», но рекомендовать его не могу: на мой взгляд, в знаменитом «Дубай-молле» выбор куда богаче. Крупнейший в ОАЭ аквапарк Atlantis Aquaventure, занимающий 22,5 гектара, посещать не стала. Вход туда для гостей отеля Atlantis The Palm бесплатный, для остальных — 320 AED (7510 ₽) за стандартный дневной абонемент.
Меня больше интересовал океанариум The Lost Chambers, тоже расположенный при гостинице. Его посещение обошлось в 135 AED (3168 ₽). Мне уже нужно было бежать на семинар, поэтому на этом пришлось закончить осмотр достопримечательностей на острове.




Третий день вышел активным, но не самым результативным. У меня было гораздо больше времени, но туризм как-то сразу не задался. Я планировала купить однодневный проездной на автобусной остановке и неприятно удивилась, когда она оказалась просто площадкой с крышей без автомата с билетами.
Мне пришлось идти пешком под палящим солнцем почти полтора километра до станции метро за транспортной картой Nol. Там я отдышалась, проехала несколько остановок, пересела на автобус и добралась до арт-квартала Альсеркал-авеню.
Арт-квартал Альсеркал-авеню — модный центр современного искусства, созданный в 2007 году в промышленном районе Дубая. Там расположены частные галереи и магазинчики, проходят кинопоказы и выставки. Все это, безусловно, чудесно, но не в +40 °C.
Признаю, что допустила стратегическую ошибку: Альсеркал — интересный, не захоженный туристами уголок, но в жаркий сезон туда стоит отправляться, на мой взгляд, только если жизни не представляете без передовой культуры. Рекомендую пожалеть себя и лучше приехать туда зимой. Все-таки это место рассчитано на посещение в более гуманную погоду: из ангара в ангар приходится перебегать по улице.
В любом случае альсеркалский опыт оказался запоминающимся. И не только благодаря интересным арт-объектам, но и из-за автомобилей, на которых арабы — владельцы местных заведений — приезжали решать свои дела. Воистину пища для экономических размышлений.
Я попыталась уехать из Альсеркала на автобусе, но он никак не приходил, поэтому вызвала такси. В городе популярны сервисы Uber, Yandex Go и Careem. Я воспользовалась последним и быстро доехала до метро за 13 AED (305 ₽).



Дубайская рамка. Дальше собиралась посмотреть на Дубай через знаменитую рамку — две 48-этажные башни, соединенные стеклянным мостом так, что все сооружение становится гигантской оправой для городского пейзажа.
Но подслеповатость снова сыграла со мной шутку. Большинство снимков рамки, которые видела в интернете, были сделаны издалека. Я стала искать на карте удобную локацию для фото, увидев пометку «Смотровая площадка», обрадовалась, подумав, что, наверное, оттуда все и снимают. Шла пешком от станции метро «Макс» полтора километра. А на месте выяснилось: смотровая площадка находится внутри самих небоскребов.
Так что я добралась только до подножья башен и смогла увидеть через рамку лишь сероватое от испарений дубайское небо. Сил отойти подальше для лучшего обзора уже не было, вода закончилась, поэтому я трясущимися руками сфотографировала богато украшенные башни и на такси за 27 AED (634 ₽) отправилась к Бурдж-Халифе.

Бурдж-Халифа — самое высокое здание на свете. Его форма напоминает сталагмит. Исполинский небоскреб достигает 828 метров при 163 этажах. Еще до поездки я узнала, что в башне иногда устраивают забеги по лестнице, насчитывающей 2909 ступенек. Посмотрела на «Ютубе» видео с Уиллом Смитом, который взобрался на Бурдж-Халифу пешком, и захотела повторить. Но администрация сказала, что на смотровые площадки можно подняться только на лифтах.
Великана Бурдж-Халифу окружают другие небоскребчики, рядом с ним выглядящие довольно компактными. Напротив — торговый комплекс «Сук Аль-Бахар» в старом арабском стиле. Между ними — пронзительно голубая лагуна, где днем на лодках катают туристов, а вечером поют знаменитые фонтаны. И над всем этим великолепием возвышается Бурдж-Халифа, ловя солнце на кончике шпиля.


Фонтан «Ныряльщики за жемчугом». После короткой, но жаркой прогулки вокруг пруда я спряталась от зноя в «Дубай-молле», расположенном рядом с Бурдж-Халифой. Это один из крупнейших торговых центров в мире, где любители шопинга могут провести целый день. В нем находится самый большой в ОАЭ океанариум, ледовый каток и эффектный 24-метровый искусственный водопад с летящими вниз ныряльщиками за жемчугом. Раньше — еще до дождя из нефтедолларов — главным источником дохода в Эмиратах был этот промысел.
Часть океанариума можно было увидеть абсолютно бесплатно из залов торгового центра. Наблюдение за водопадом тоже данью не облагалось. Я бодрым шагом прошлась по нескольким магазинам, перекусила замороженным йогуртом за 22 AED (516 ₽) и решила, что пора возвращаться в отель. Но не тут-то было: мир капитализма не спешил отпускать. Снова выходить на улицу и тащиться по жаре до метро оказалось для моего организма невыполнимой миссией. Очередь на такси обещала еще как минимум полчаса ожидания.
К счастью, бегая по торговому центру, я заметила скромный указатель, который вел к закрытому кондиционированному тоннелю с траволаторами до станции метро «Бурдж-Халифа». Я прошла по нему с комфортом целых полтора километра. Тоннель оказался бюджетным аппендиксом «Дубай-молла» — с магазинчиками сувениров, где я докупила то, что не успела раньше.
Четвертый день в хронометраж не включаю, потому что единственное, что успела до чекаута из отеля, — окунуться в горячий соленый бульон Персидского залива. Сентябрьская вода по температуре соперничала с воздухом, но слетать в Эмираты и не поплавать в море было как-то неправильно.


Сувениры
Всегда привожу из путешествий сувениры. Чаще всего это наеденные килограммы и усталость, но иногда и интересные вещи на память. Во время этой поездки купила за 20 AED (469 ₽) магнит с изображением Аль-Шиндаги — старого района Дубая.
Взяла кофе в музее, посвященном этому напитку. Зерна смололи по моей просьбе для заваривания в турке. Отдала 65 AED (1526 ₽) за две пачки по 250 граммов. Еще купила в магазине Candilicious в «Дубай-молле» две легендарные шоколадки Al Nassma с верблюжьим молоком, которые обошлись в 75 AED (1760 ₽). На мой взгляд, их вкус ничем особенным не отличается — просто качественный горьковатый шоколад.
Привезла ассорти глазированных фиников с различными начинками: орехами, кокосом и карамелью. Очень понравились, надо было брать больше. Купила несколько упаковок, каждая обошлась примерно в 30 AED (704 ₽). Приобрела за 70 AED (1643 ₽) в одной из лавочек тенистого района Аль-Фахиди длинный атласный халат, который не смогла найти в Сербии. Еще купила «золотые» карты с видами Дубая за 20 AED (469 ₽) в Дейре. Раз уж роскошь в ОАЭ — на экспорт, увезла кусочек. Буду пускать солнечных зайчиков с балкона.






Итоги
Обычно я путешествую по совершенно иным местам с другим климатом, природой, архитектурой и традициями. В ОАЭ полетела исключительно из-за семинара. Но этот опыт оказался неожиданно интересным.
Меня восхитило, как всего за несколько десятков лет на месте скромных рыбацких деревушек выросли высокие небоскребы и буквально на песке и соли был построен один из мировых финансовых и туристических центров. Вот уж действительно разумное применение нефтедолларов.
Любопытно и то, насколько государство открыто для иммигрантов. Их в несколько раз больше, чем коренного населения. Но при этом никто не переживает, все мирно сосуществуют, соблюдая правила, благодаря чему ОАЭ сейчас находится в первой десятке самых безопасных стран мира. Некоторые вещи, как и ожидалось, вызвали неоднозначные впечатления, например традиции в отношении женщин.
За три дня в Дубае не удалось обойти все запланированное, но я довольна собой: в экстремальных условиях была живчиком и многое успела увидеть. Возможно, когда-нибудь снова слетаю в Эмираты. Хотела бы покататься на велосипеде по 130-километровому треку Аль-Кудра в пустыне, побывать на концерте традиционной арабской музыки при свете тысяч свечей, а также похайкать и поплавать на каяке в горах Хатты.
Траты на путешествие в Дубай для одного в сентябре 2024 года — 501 € (47 480 ₽), 818 AED (19 198 ₽), 870 RSD (1079 ₽)
Перелет | 501 € (47 480 ₽) |
Сувениры | 363 AED (8520 ₽) |
Развлечения | 165 AED (3873 ₽) |
Транспорт | 147 AED (3450 ₽) |
Кафе | 64 AED (1502 ₽) |
Связь | 49 AED (1150 ₽) |
Камера хранения в аэропорту | 30 AED (704 ₽) |
Страховка | 870 RSD (705 ₽) |
Траты на путешествие в Дубай для одного в сентябре 2024 года — 501 € (47 480 ₽), 818 AED (19 198 ₽), 870 RSD (1079 ₽)
Перелет | 501 € (47 480 ₽) |
Сувениры | 363 AED (8520 ₽) |
Развлечения | 165 AED (3873 ₽) |
Транспорт | 147 AED (3450 ₽) |
Кафе | 64 AED (1502 ₽) |
Связь | 49 AED (1150 ₽) |
Камера хранения в аэропорту | 30 AED (704 ₽) |
Страховка | 870 RSD (705 ₽) |