
«Поток»: трогательный мультфильм про спасающихся от потопа животных, победивший на «Оскаре»
На западных стримингах уже можно посмотреть анимационный фильм «Поток».
Это история про черного кота, который вынужден спасаться от наводнения. Работа молодого латвийского аниматора-самоучки Гинтса Зильбалодиса, сделанная с помощью бесплатного софта, получила «Золотой глобус» и «Оскар» как «Лучший анимационный фильм».
Рассказываем, почему это компактное философское кино так взбудоражило академиков и зрителей.
Что за «Поток» (Straume)
Дата премьеры: 6 декабря 2024 года
Страны производства: Латвия, Бельгия, Франция
Режиссер: Гинтс Зильбалодис
Сценаристы: Гинтс Зильбалодис, Матисс Кажа
Жанры: приключения, фантастика
Фильмы, похожие на «Поток»: «ВАЛЛ-И», «Тайная жизнь домашних животных», «Дикий робот»
Продолжительность: 1 час 25 минут
Где смотреть: Amazon (сервис недоступен в России)
🐱 Сюжет мультфильма можно трактовать по-разному
С человечеством что-то произошло. Неясно, что именно, но некогда облагороженные земли теперь населяют исключительно животные: олени, кролики и собаки. А еще — кошки. Точнее, один черный кот. Днем он сам по себе бродит в поисках еды по пустым полям, изучает отражение в лужах и бегает от своры псов, а вечерами нежится в заброшенном доме, где раньше, вероятно, проживал некий художник.
Радостей у кота не так уж много, но и тех он лишается, когда все вокруг внезапно начинает тонуть под стремительно прибывающей водой. Дома — небезопасно. Присоединяться к надоедливым собакам — неохота. Бежать — некуда. Последней надеждой на спасение становится дрейфующая по волнам лодка, застающая пушистого героя в момент отчаяния.
Напуганный кот взбирается на дряхлое судно, но оно оказывается непустым. Под дырявым парусом уже ходит невозмутимая капибара. К счастью, она не против попутчиков. Вскоре к экипажу присоединяются еще несколько зверей: лемур-барахольщик, патологически жизнерадостный лабрадор и раненая птица-секретарь, изгнанная из стаи за излишнюю в условиях апокалипсиса доброту. Вместе товарищи по несчастью отправляются на поиски нового пристанища.



Сюжетная завязка «Потока» вызывает ассоциации со Священным Писанием, а старая шхуна, полная зверей, — с Ноевым ковчегом. Но религиозная трактовка происходящего — не единственная. Авторы намеренно оставляют больше вопросов, чем ответов, и побуждают зрителей строить теории и догадки.
Кроме аллюзий на Всемирный потоп, в картине можно найти отсылки к верованиям коренных американцев, считавших рогатых млекопитающих духовными связистами между живыми и мертвыми. Или рефлексию на тему глобального потепления и взаимоотношений человека с природой. А кроме того — историю о преодолении страхов, взаимопомощи и нахождении общего языка перед лицом катастрофы.
Не так важно, какая из трактовок правдивее: сюжет универсален — потому и хорош. Ведь подобно зверушкам в лодке, людям все чаще приходится жертвовать своими интересами и объединять усилия на фоне природных катаклизмов, эпидемий и войн.
🐶 Это очень красивый анимационный фильм
Ранее режиссер Гинтс Зильбалодис работал исключительно один. За последние 13 лет он снял пять коротких метров: «Вода», «Приоритет», «Последователи», «Неслышный» и «Оазис». Затем вышел «Таинственный остров» — дебютный полный метр. В нем угадываются мотивы будущего «Потока»: герой ищет путь домой в компании маленькой птицы и даже встречает семейство черных котов.
Создание «Потока» потребовало от режиссера определенных внутренних трансформаций. Как и придуманный им черный кот, Зильбалодис учился идти на компромиссы и работать в международной команде, в которой — еще одно совпадение! — тоже было пять участников. С этой точки зрения оба полных метра режиссера отражают его творческий путь — от попытки в одиночку нащупать ориентиры в индустрии до полноценной коллективной работы над хитом.

И все же ключевые решения принимал именно Зильбалодис. Поэтому «Поток» — авторская анимация, намеренно игнорирующая все те правила и законы, по которым работают коммерческие блокбастеры Disney, Pixar и Dreamworks. В первую очередь это касается привычного антропоморфизма, которого мультипликаторы сознательно избежали.
Все герои ведут себя под стать настоящим животным и идут на поводу у инстинктов: кот боится воды и отвлекается на солнечного зайчика, лабрадор носится за импровизированным мячиком, а капибара при каждой возможности жует травку. Причем это не становится предметом для гэгов и шуток: звери просто существуют и делают то, что делали бы в реальной жизни, даже в похожей ситуации с потопом.
Натурализма добавляет и отсутствие речи. В отличие от мультипликационных гигантов, Зильбалодис не позвал на озвучку звезд. За «голоса» в «Потоке» отвечают сами животные: все те же кот, собака, лемур и птица. Подвела создателей разве что капибара. Морская свинка издавала звуки, только когда ее щекотал звукооператор, но и те оказались неподходящими. В итоге роль капибары «сыграл» верблюжонок.
По-настоящему радикальным мультфильм делает не забавный каст, а отсутствие прямолинейных банальностей вроде подробной экспозиции или закадрового текста. Зильбалодис доверяет зрительской возможности эмоционально сблизиться с историей без пояснений и душераздирающего саундтрека — он скорее напоминает эмбиент-плейлист. Богатый набор характеров животных позволяет увидеть в них человеческие темпераменты, прочувствовать загадочную и тревожную историю.

🐤 «Поток» — маленькое техническое чудо
Бюджет мультфильма — ничтожные по меркам индустрии 3,5 миллиона евро. Но финансовые ограничения авторы обошли филигранно: всю картину они сняли в Blender, программе для создания компьютерной графики с открытым исходным кодом.
В «Потоке» детально прорисованы фоны и виртуозно оформлено все, что касается преломлений света в воде и отражений. Вместе с тем персонажи проработаны предельно условно, что не мешает им выглядеть даже более живыми, чем, скажем, фотореалистичные львы в недавнем «Муфасе», снятом за 200 миллионов долларов.
Камера — активный участник действия: она кружится вокруг героев, взмывает в небо и ныряет под воду. Длина некоторых кадров достигает пяти минут, из-за чего кажется, что события происходят в реальном времени. И все это без бросающейся в глаза «вылизанности» и искусственности. Создатели не чураются несовершенств — легкой тряски или засветов. Поэтому кажется, что камерой управляет реальный человек.

🔥 Это победа для национального кинематографа
«Поток» — поразительный успех и едва ли не главный триумф латвийской кинематографии за всю ее историю. Работа Зильбалодиса стала первой картиной из Латвии, которая попала в «Особый взгляд» Канн, получила четыре награды — включая зрительский приз и приз жюри — на смотре анимации в городе Анси и оказалась в программе фестивалей в Торонто и Оттаве.
Продолжительные овации в кинозалах, «Золотой глобус» за лучший анимационный фильм и восторженные рецензии превратили «Поток» в международный хит. В том числе финансовый: на родине мультфильм уже стал самой кассовой национальной картиной, вышедшей после пандемии. К январю 2025 года на него продали более 240 тысяч билетов. Кроме того, работа Зильбалодиса обошла фильм «Сядь за руль моей машины» и стала самым успешным релизом Janus Films в США.
В Латвии «Поток» вызвал волну народного творчества. В Риге уличный художник под ником Kiwie нарисовал граффити с главным героем мультфильма. Позднее черного кота также изобразили на стене Даугавпилсской крепости. А на площади перед памятником Свободы в Риге в честь персонажа поставили статую.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult