
Что за проект «Математическая вертикаль» в московских школах
В 2021 году седьмой класс, в котором училась моя дочь, присоединился к проекту «Математическая вертикаль».
Она уже в десятом инженерном классе, в конце девятого получила сертификат об успешном окончании проекта. Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и почему для детей, которые учатся в обычных московских школах, это отличная возможность получить качественное образование.
О чем узнаете
Что за проект
«Математическая вертикаль» — это московский проект предпрофильной подготовки учеников с седьмого по девятый класс.
В рамках проекта в школе формируют классы с особой программой: на занятия математикой выделяется больше учебных часов, а кроме алгебры и геометрии в расписании появляются новые дисциплины: например, теория вероятностей и статистика. Такие углубленные занятия в течение нескольких лет должны помочь школьникам поступить в профильные математические, естественно-научные или инженерные старшие классы.
Особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах: чтобы дать ребенку качественное математическое образование, не нужно участвовать в огромном конкурсе в топовые матшколы и возить ребенка на учебу на другой конец города.
Еще один важный нюанс — за участие в проекте не нужно платить: он полностью финансируется из городского бюджета. Но ребенку понадобится написать вступительную работу: в классы набирают способных и мотивированных учеников.
Какие школы участвуют
В 2024/25 учебном году в проекте участвуют 460 московских школ. Среди них есть как сильные школы вроде № 1543 на Юго-Западе и № 1329, так и обычные — например, № 629 в районе Южное Чертаново и № 1987 в Марьине.
Узнать, есть ли в школе вашего ребенка такие классы, можно на сайте школы или по телефону школьной администрации.
Каждую школу, которая присоединилась к проекту, прикрепляют к одному из 20 ресурсных центров. Такими центрами стали топовые школы: «Интеллектуал», № 57, 1514, 1543 — и некоторые вузы: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, МИРЭА — Российский технологический университет.
Специалисты ресурсных центров помогают школам: проводят консультации и оказывают методическую поддержку, организовывают математические праздники и олимпиады для школьников, а также курсы повышения квалификации для учителей. Ресурсные центры не взаимодействуют напрямую с учениками и их родителями, так что обо всех деталях проекта стоит узнавать в школе.
Некоторые школы используют программу самостоятельно: закупают учебники и проводят уроки, но официально в проекте не участвуют. Ресурсные центры их не поддерживают — это может сказаться на качестве образования.
Как происходит отбор
Чтобы поступить в седьмой класс «Математической вертикали», шестиклассникам нужно написать вступительные работы по математике и функциональной грамотности. Их выполняют в определенный день, обычно в марте или апреле .
В 2025 году вступительную работу по функциональной грамотности провели 19—20 марта. Резервный день — 20 мая. Диагностика по математике — 23 апреля. Резервный день — 19 мая . В основные дни работы пишут ученики школы, которая участвует в проекте, или других московских школ, которые хотят перевестись в классы «Математической вертикали». В резервные дни работу могут написать учащиеся негосударственных школ и иногородние, а также те, кто пропустил первую попытку по уважительной причине, например из-за болезни.
Ученики, которым не хватило баллов, смогут пересдать работу в августе — точная дата в 2025 году пока не объявлена.
По итогам вступительных работ определяется уровень знаний школьника: высокий, повышенный или базовый. Если любую из работ ребенок сдал на уровень ниже базового, его не возьмут. В демонстрационной работе 2025 года по математике максимальный балл — 15, по функциональной грамотности — 30.
Школы также могут устанавливать свой проходной балл и зачислять в классы проекта шестиклассников с повышенным уровнем знаний. Но он должен быть не ниже общегородского.

За несколько месяцев до вступительной работы, в декабре, обычно проводят пригласительное тестирование, чтобы дети могли попробовать свои силы и оценить формат заданий. Результаты этой работы при поступлении не учитываются.
В нашей школе в 2021 году проходной балл был равен городскому: для поступления достаточно было набрать 10 баллов из 19. Школа набрала один класс «Математической вертикали» на базе олимпиадного, в котором училась моя дочь.
Дочь поступила в класс проекта почти со всеми одноклассниками, но несколько человек ушли в другие школы или в параллельный класс с естественно-научной специализацией. Вместо них в класс пришли 13 учеников из других школьных зданий. В 2024 все они получили сертификаты об окончании проекта, некоторые — с отличием.





Есть еще две возможности поступить в класс повышенного уровня — математические праздники. Это две олимпиады, которые проводят в один день. В одной задания попроще — для тех, у кого нет опыта участия в олимпиадах, — но при поступлении учитывают только диплом победителя. В олимпиаде с более сложными заданиями приглашение в классы проекта получают победители и призеры.
В 2025 году математические праздники прошли 16 февраля.
В проект могут попасть восьми- и девятиклассники, если хорошо напишут работу МЦКО по математике углубленного уровня и в классе «Математической вертикали» будут свободные места. Итоговую работу за седьмой класс провели 21 апреля, резервные дни для иногородних и учеников частных школ — 21 и 23 мая, нужно присутствовать в оба. За восьмой класс ее провели 25 апреля, резервные дни — тоже 21 и 23 мая. Но школы могут устанавливать дополнительные требования к поступающим: например, наличие дипломов математических олимпиад.
В чем особенность программы
Программа в «Математической вертикали» гораздо сложнее общеобразовательной программы по математике. В обычном классе всего пять часов математики в неделю. В вертикали — четыре-пять часов алгебры, один-два часа геометрии, один-два часа статистики и один-два часа других занятий по выбору школы.
У моей дочери в девятом классе было восемь часов математики в неделю: четыре часа алгебры, три — геометрии, один — теории вероятностей и статистики. Кроме того, раз в неделю проходил спецкурс, где школьники решали задачи повышенного уровня и готовились к ОГЭ. Моей дочери нравилась программа, хоть она и непростая.
На уроках используют учебники и задачники, предназначенные для «Математической вертикали», а также учебник повышенного уровня по алгебре: они сложнее учебников математики в обычных классах.




Уроки проводят учителя, которые прошли курсы и тестирование в ресурсных центрах «Математической вертикали». Когда проект только начинался, квалифицированных педагогов в обычных школах было немного и им приходилось подтягивать свой уровень одновременно с обучением детей. Сейчас такой проблемы нет.
В течение учебного года в каждом классе проводят несколько контрольных работ по алгебре, геометрии и статистике. По результатам итоговой контрольной в конце учебного года тех, кто получил мало баллов, могут перевести в обычный класс. Но у ребят будет возможность переписать контрольную в сентябре.
Что происходит после девятого класса
Проект «Математическая вертикаль» рассчитан на три года: с седьмого по девятый класс. Усиленная подготовка в это время должна облегчить школьникам поступление в профильные старшие классы.
После девятого класса школьники получают сертификаты об обучении в проекте. При поступлении в другую школу ученик с таким документом, скорее всего, получит приоритет перед ребятами, которые наберут столько же баллов на экзаменах, но не учились в «Математической вертикали».
Обычный сертификат выдают при соблюдении трех условий:
- Школьник окончил девятый класс в проекте.
- Получил положительную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» и зачет по итоговой работе — 5 баллов и выше.
- Сдал ОГЭ не менее чем на 15 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «удовлетворительно» по экзамену — 8 баллов.
Самые успешные выпускники получают сертификат с отличием. Для этого нужно:
- Окончить девятый класс в проекте.
- Получить отличную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 10 баллов и выше.
- Сдать ОГЭ не менее чем на 25 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «отлично» по экзамену — 22 балла.
Для тех, кто захочет поступать в профильные гуманитарные классы или остаться в общеобразовательном, но при этом продолжать углубленные занятия математикой, предусмотрена программа «Математическая вертикаль плюс». Она поможет подготовиться к профильному ЕГЭ по математике и участвовать в математических олимпиадах. Кроме алгебры, геометрии и статистики в программу «Математическая вертикаль плюс» входит углубленное изучение одного из предметов естественно-научного цикла, например химии или биологии.
Важная особенность «Математической вертикали плюс» в том, что она не является самостоятельным профилем, а сочетается с любым другим, например с медицинским или филологическим.
Чтобы поступить на «Математическую вертикаль плюс», учиться в «Математической вертикали» не обязательно: достаточно сдать ОГЭ по математике на 19 баллов или выше — на крепкую четверку. Если ученик недобрал баллы, он может написать диагностическую работу и попасть в класс проекта, если выполнил 75% заданий. В 2025 году в этом проекте участвуют 95 школ.
Запомнить
- Проект «Математическая вертикаль» предполагает углубленное изучение алгебры, геометрии и статистики в 7—9 классах московских школ. В 10—11 классах действует программа «Математическая вертикаль плюс».
- Чтобы попасть в классы проекта, нужно хорошо написать вступительную работу в шестом классе или получить диплом олимпиады по математике. Для подготовки можно использовать пригласительные и вступительные работы прошлых лет.
- При плохих результатах итоговой работы ученика могут перевести в обычный класс.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety