
Правительство РФ — главный государственный орган исполнительной власти. Все, что придумывают законодатели, так или иначе исполняет правительство.
От его действий зависят практически все сферы общественной жизни: экономика, медицина, образование, наука, оборона и даже сохранение традиционных ценностей.
Расскажу, как устроено и какие функции выполняет правительство.
О чем вы узнаете
Как устроено правительство РФ
В Советском Союзе функции правительства выполнял Совет министров СССР, а в РСФСР, входившей в состав Союза, — Совет министров РСФСР. В 1992 году его переименовали в Совет министров Российской Федерации, а после принятия в 1993 году новой конституции — уже в правительство РФ.
Что такое исполнительная власть
Исполнительная — одна из трех независимых ветвей власти, которая реализует принятые законы и другие обязательные документы.
В России принцип разделения властей закреплен в Конституции: исполнительная, законодательная и судебная власти должны работать самостоятельно, а все государственные органы — действовать в рамках своей компетенции.
При этом власти взаимосвязаны и образуют единый государственный механизм. То есть, например, если законодатель решает повысить налоги, то правительство будет технически реализовывать это решение.
Состав правительства определяет президент вместе с Госдумой, а общие положения и полномочия с 1993 года закрепляет Конституция. После поправок 2020 года рядом с утверждением, что исполнительную власть в стране осуществляет правительство, появилось дополнение: «под общим руководством президента Российской Федерации».
Систему министерств утверждает президент, а правительство руководит большинством из них. Министерства — это правительственные учреждения исполнительной ветви власти, которые действуют во вверенных им отраслях и управляют подчиненными им службами. Так, например, Минприроды управляет Росводресурсами и Рослесхозом, Минцифры — Роскомнадзором и Почтой России, а Минтранс — Росавтодором и Росавиацией.
К примеру, государственные вузы и Российская академия наук входят в структуру Минобрнауки, государственные больницы — в Минздрав, а все полицейские участки — в состав МВД.
Напрямую правительство не управляет Министерством иностранных дел и МВД: ими руководит президент.
Правительство может не только исполнять законы, но и предлагать свои: большая часть законопроектов, ставших законами, принадлежит именно ему. Например, правительство вносило практически все антисанкционные законопроекты.
Судьба законопроектов в России восьмого созыва Госдумы на апрель 2025 года
Внесено | Принято и опубликовано | На рассмотрении | Снято с рассмотрения или отклонено | |
---|---|---|---|---|
Депутаты | 2248 | 620 | 948 | 680 |
Правительство | 1081 | 879 | 176 | 26 |
Президент | 72 | 72 | 0 | 0 |
Верховный суд | 17 | 12 | 5 | 0 |
Совет Федерации | 0 | 0 | 0 | 0 |
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты | 1315 | 400 | 471 | 444 |
Судьба законопроектов в России восьмого созыва Госдумы на апрель 2025 года
Депутаты | |
Внесено | 2248 |
Принято и опубликовано | 620 |
На рассмотрении | 948 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 680 |
Правительство | |
Внесено | 1081 |
Принято и опубликовано | 879 |
На рассмотрении | 176 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 26 |
Президент | |
Внесено | 72 |
Принято и опубликовано | 72 |
На рассмотрении | 0 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 0 |
Какие задачи решает правительство
Работа правительства охватывает, можно сказать, все области жизни общества. Вот чем, согласно Конституции и конституционному закону, оно занимается.
Разработка и исполнение федерального бюджета. Федеральный бюджет — это документ о доходах и расходах на государственные функции. Все госорганы работают по бюджету, который верстает правительство. Федеральный бюджет вместе с бюджетами регионов входит в консолидированный бюджет страны.
Федеральный бюджет утверждается законом: за него голосуют депутаты Госдумы, затем сенаторы в Совете Федерации, после его подписывает президент.
В федеральный бюджет не входят внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Тем не менее бюджеты этих фондов на рассмотрение в Госдуму тоже представляет правительство.
Как планируют федеральный бюджет
Утверждено доходов, трлн рублей | |
2020 | 20,593 |
2021 | 18,765 |
2022 | 25,021 |
2023 | 26,130 |
2024 | 35,062 |
2025 | 40,296 |
Исполнено доходов | |
2020 | 18,719 |
2021 | 25,286 |
2022 | 27,824 |
2023 | 29,124 |
2024 | 36,707 |
2025 | — |
Утверждено расходов | |
2020 | 23,842 |
2021 | 25,407 |
2022 | 23,694 |
2023 | 29,055 |
2024 | 37,182 |
2025 | 41,469 |
Исполнено расходов | |
2020 | 22,821 |
2021 | 24,762 |
2022 | 31,118 |
2023 | 32,353 |
2024 | 40,192 |
2025 | — |
Дефицит/профицит бюджета | |
2020 | 4,102 |
2021 | 0,524 |
2022 | 3,294 |
2023 | 3,229 |
2024 | 3,485 |
2025 | — |
Налоговая, таможенная, денежно-кредитная и инвестиционная политика. Налогами занимается Федеральная налоговая служба, таможней — Федеральная таможенная служба, они подчинены Минфину.
Работой по денежно-кредитной и инвестиционной политике главным образом занимается Минфин во взаимодействии с Центральным банком — при этом банк остается независимым.
Социальная политика, в том числе культура, наука, образование и здравоохранение. Правительство руководит обязательным социальным страхованием, социальным обеспечением и защитой граждан, включая людей с инвалидностью. А также оказывает адресную поддержку, например малоимущим или семьям с детьми, индексирует пенсии, пособия и выплаты.
Еще правительство занято пенсионным обеспечением граждан — через Минтруд курирует СФР.
Соцполитикой главным образом занимаются Минкульт, Минпросвещения, Минобрнауки, Минздрав, Минтруд, а также Минприроды.
Как правительство приводит в действие законы
В России часто случается, что парламент принимает закон, который лишь в общих чертах регулирует тот или иной вопрос. Детали поручают утвердить правительству. Так законодатель передает свои права регулирования чего-либо исполнительной власти.
Например, законодатель написал в законе об образовании, что программы образовательных организаций должны опираться на федеральные государственные стандарты. А правила их разработки и утверждения определяет правительство. Оно приводит закон в действие и принимает детальные документы: образовательные стандарты для школ и колледжей разрабатывает Минпросвещения, а для вузов — Минобрнауки.
Экономика. Правительство обеспечивает единые экономические правила и свободу экономической деятельности в стране, прогнозирует социально-экономические изменения и через госпрограммы развивает отрасли экономики. Еще занимается миграционными процессами, вопросами мобилизационной экономики и оборонного производства, а также инвестиционной и технологической политикой, развивает предпринимательство, защищает отечественного производителя. Кроме того, правительство управляет федеральной собственностью.
Например, правительство выдвигает кандидатов в советы директоров компаний с государственным участием вроде «Роснано», принимает решения об участии государства в акционерных обществах, утверждает план приватизации федеральной собственности и регулирует естественные монополии — такие как РЖД. Главным образом за это ответственно Минэкономразвития.
Семейная, детская и молодежная политика. Правительство защищает семьи, детей и институт брака — только как союз мужчины и женщины. Помогает решать их проблемы и создает условия для воспитания детей, заботится о детях, оставшихся без попечения родителей, а также духовно, нравственно и интеллектуально развивает молодое поколение — воспитывает в них патриотизм, гражданственность и уважение к старшим.
Здравоохранение. Правительство должно делать медицину доступной и качественной, укреплять общественное здоровье и вовлекать людей в здоровый образ жизни. Государственные больницы и поликлиники — учреждения Минздрава.
Также оно реализует права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, развивает физическую культуру, курорты и санатории.
Трудовые отношения. Правительство защищает права граждан на труд, гарантирует МРОТ не менее прожиточного минимума и борется с безработицей.
Институты гражданского общества. Также правительство должно помогать институтам гражданского общества, в том числе НКО: вместе разрабатывать государственную политику, способствовать волонтерству и сотрудничать с общественными и религиозными организациями.
Наука, образование и культура. Правительство поддерживает научно-технологическое развитие страны и ее научный потенциал. Занимается всеми уровнями государственного образования, поддерживает изучение русского языка и охраняет культурные ценности.
Охрана окружающей среды и природопользование. Правительство защищает окружающую среду и биоразнообразие от техногенного влияния, следит за экологическим благополучием граждан, рациональным использованием природных ресурсов и развивает минерально-сырьевую базу страны. Предотвращает аварии, катастрофы и ликвидирует последствия стихийных бедствий — этим главным образом занимается МЧС.
С 2020 года правительство также развивает систему экологического просвещения, создает условия для «воспитания экологической культуры» и растит в обществе ответственное отношение к животным.
Защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Правительство также должно обеспечивать безопасность граждан и их собственности, общества и государства, бороться с преступностью и следить за общественным порядком, в том числе в цифровой сфере. Оно развивает материально-техническую базу правоохранительных органов и помогает обеспечить работу судов. Суды при этом относятся к независимой судебной ветви власти, то есть правительство только создает условия для их работы.
Для решения этих задач есть Министерство внутренних дел, которым руководит президент, а также входящая в МВД полиция и другие надзорные органы, которые следят за порядком. Например, Рособрнадзор следит за сферой образования, Роскомнадзор — за связью и СМИ, а Росприроднадзор — за природопользованием.
В стране есть и другие госорганы, которые следят за законностью и безопасностью: прокуратура, следственный комитет и ФСБ. Они не входят в состав правительства, тем не менее оно также должно контролировать работу ФСБ.
Министерство юстиции организует систему исполнения уголовных наказаний через ФСИН, регулирует и регистрирует адвокатуры, нотариальные палаты, НКО, а также руководит федеральной службой судебных приставов.
Оборона страны и безопасности государства. Правительство защищает суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивает ее оборону и безопасность — оснащает ВС РФ, развивает оборонно-промышленный комплекс, а также предоставляет соцгарантии военнослужащим.
Еще правительство должно поддерживать и укреплять международный мир, не допускать иностранного вмешательства во внутренние дела, стеречь границы и руководить гражданской обороной. Для этого есть МВД и МИД, которые, хоть и находятся в ведении президента, входят в состав правительства.
Внешняя политика. Правительство представляет Россию за границей и в международных организациях, регулирует ВЭД, заключает международные договоры, выполняет по ним обязательства и следит, чтобы другие стороны этих договоров делали то же самое.
Еще оно занимается международным научным и культурным сотрудничеством, а также отстаивает геополитические интересы государства и защищает соотечественников за рубежом.
Законотворчество. Правительство дает заключения и отзывы о законопроектах, а также может вносить в Госдуму свои инициативы.
Другие задачи, возложенные президентом. Президент издает специальные документы — поручения правительству. Они могут касаться разных вопросов по всем направлениям его работы. Например, 19 декабря 2024 года президент утвердил список поручений правительству, одно из них — усовершенствовать расчет среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячного пособия на детей.
Кто входит в состав правительства
Правительство возглавляет председатель. Также туда входят его заместители и федеральные министры — они возглавляют министерства.
Сейчас, в апреле 2025 года, председатель правительства — Михаил Мишустин. Его утвердили на этом посту 16 января 2020 года. Он сменил Дмитрия Медведева — некогда президента РФ.
У председателя 10 заместителей — они курируют работу правительства по своим отраслям. Также в правительстве 21 министр.
Состав правительства РФ в апреле 2025 года
Председатель | Михаил Мишустин | |
---|---|---|
Заместители | По сельскому хозяйству, агропромышленному комплексу, экологии | Дмитрий Патрушев |
По науке, образованию, СМИ, туризму и спорту | Дмитрий Чернышенко | |
По здравоохранению, социальной защите и культуре | Татьяна Голикова | |
По строительству, ЖКХ и региональному развитию | Марат Хуснуллин | |
По евразийской интеграции, сотрудничеству со странами СНГ, БРИКС, G20 и международным мероприятиям | Алексей Оверчук | |
По топливно-энергетическому комплексу и экономике | Александр Новак | |
По развитию Дальнего Востока и Арктики | Юрий Трутнев | |
По промышленности, оборонно-промышленному комплексу, ракетно-космической отрасли и технологическому развитию | Денис Мантуров | |
По цифровому развитию и связи, контрольно-надзорной деятельности, антимонопольной политике и технологическому развитию | Дмитрий Григоренко | |
По транспорту и логистике | Виталий Савельев | |
Министры | Внутренних дел | Владимир Колокольцев |
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Александр Куренков | |
Здравоохранения | Михаил Мурашко | |
Культуры | Ольга Любимова | |
Труда и социальной защиты | Антон Котяков | |
Просвещения | Сергей Кравцов | |
Иностранных дел | Сергей Лавров | |
Обороны | Андрей Белоусов | |
Энергетики | Сергей Цивилев | |
Науки и высшего образования | Валерий Фальков | |
Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций | Максут Шадаев | |
Спорта | Михаил Дегтярев | |
По развитию Дальнего Востока и Арктики | Алексей Чекунков | |
Природных ресурсов и экологии | Александр Козлов | |
Промышленности и торговли | Антон Алиханов | |
Юстиции | Константин Чуйченко | |
Сельского хозяйства | Оксана Лут | |
Строительства и жилищно-коммунального хозяйства | Ирек Файзуллин | |
Транспорта | Роман Старовойт | |
Финансов | Антон Силуанов | |
Экономического развития | Максим Решетников |
Состав правительства РФ в апреле 2025 года
Председатель | Михаил Мишустин |
Заместители | |
По сельскому хозяйству, АПК, экологии | Дмитрий Патрушев |
По науке, образованию, СМИ, туризму и спорту | Дмитрий Чернышенко |
По здравоохранению, соцзащите и культуре | Татьяна Голикова |
По строительству, ЖКХ и региональному развитию | Марат Хуснуллин |
По евразийской интеграции, СНГ, БРИКС, G20 | Алексей Оверчук |
По ТЭК и экономике | Александр Новак |
По развитию Дальнего Востока и Арктики | Юрий Трутнев |
По промышленности, ОПК, ракетно-космической отрасли | Денис Мантуров |
По цифровому развитию, антимонопольной политике | Дмитрий Григоренко |
По транспорту и логистике | Виталий Савельев |
Министры | |
Внутренних дел | Владимир Колокольцев |
Чрезвычайных ситуаций | Александр Куренков |
Здравоохранения | Михаил Мурашко |
Культуры | Ольга Любимова |
Труда и социальной защиты | Антон Котяков |
Просвещения | Сергей Кравцов |
Иностранных дел | Сергей Лавров |
Обороны | Андрей Белоусов |
Энергетики | Сергей Цивилев |
Науки и высшего образования | Валерий Фальков |
Цифрового развития | Максут Шадаев |
Спорта | Михаил Дегтярев |
Развития Дальнего Востока | Алексей Чекунков |
Природных ресурсов | Александр Козлов |
Промышленности | Антон Алиханов |
Юстиции | Константин Чуйченко |
Сельского хозяйства | Оксана Лут |
Строительства | Ирек Файзуллин |
Транспорта | Роман Старовойт |
Финансов | Антон Силуанов |
Экономического развития | Максим Решетников |
Как формируется правительство
Председателя правительства назначает президент после того, как Госдума утверждает кандидатуру: сразу же после избрания или после роспуска прежнего правительства он вносит кандидатуру председателя в Госдуму, а та должна утвердить решение. Если Госдума отклоняет его или действующий председатель уходит в отставку, президент снова вносит кандидатуру.
Если Госдума трижды не согласится с кандидатом, президент все равно назначает председателя, а Госдуму может распустить и объявить новые выборы. При этом президенту не обязательно предлагать разные кандидатуры. В 1998 году Борис Ельцин выдвигал на пост председателя Сергея Кириенко — ныне первого заместителя руководителя администрации президента. Госдума не согласилась дважды. Ельцин внес кандидатуру Кириенко в третий раз — и Госдума приняла назначение.
После назначения председатель, если он стал им не в результате отставки предыдущего, предлагает Госдуме состав правительства — заместителей и министров. С кандидатурами, одобренными Госдумой, президент больше не может не согласиться, он обязан назначить указанных людей на должности. Однако Госдума может не согласиться с составом правительства — также трижды. Если это произойдет, президент вправе назначить предложенных председателем кандидатов самостоятельно. А если после трех отказов не будут заняты более трети должностей , он сможет распустить Госдуму и назначить новые выборы.
В двух случаях президенту придется самому назначать предложенных председателем кандидатов — если он назначит председателя после трехкратного отказа или если распустит Госдуму.
Правительство собирается на срок до вступления в должность вновь избранного президента. Даже если это один и тот же человек. Например, Владимир Путин после избрания на третий срок в 2012 году назначил председателем правительства Дмитрия Медведева, на четвертый срок повторил назначение — в 2018 Медведев вновь стал председателем. Затем дважды, в 2020 и 2024 году, на эту должность утвердили Михаила Мишустина.
Но правительство может быть распущено и раньше, если заявит о своем роспуске самостоятельно или Госдума вынесет ему вотум недоверия. С такими решениями должен согласиться президент.
Если президент не примет решение Госдумы о роспуске, а она в течение трех месяцев продолжит настаивать на недоверии правительству, президент может распустить либо правительство, либо саму Госдуму и назначить новые выборы. Таким образом, если Госдума хочет сохранить свой состав, ей придется согласиться с решениями президента.
Можно ли повлиять на работу правительства
От решений правительства зависит жизнь всех людей в стране, а бюджетники — например учителя, врачи, чиновники, пожарные — нередко напрямую связаны с их исполнениями.
При этом в России работа правительства напрямую зависит от решений президента: он может изменить состав правительства или дать ему конкретные поручения. Нередко законы передают правительству право самостоятельно определять, как регулировать ту или иную сферу жизни в стране, а затем через министерства самостоятельно и реализовывать такие решения.
Обычному человеку повлиять на работу правительства сложно, но можно стараться влиять на парламент: депутаты избираются на выборах и принимают законы, по которым правительство работает.
Также можно участвовать в общественных слушаниях законов и других нормативных актов на специальном сайте regulation.gov.ru. Органы исполнительной власти публикуют здесь свои предложения, а другие люди могут ставить им лайки и дизлайки, писать комментарии. Правда, разработчик мнение публики может и не учитывать.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.