
Как понимать танцы на льду
Танцы на льду — особый вид фигурного катания.
В нем партнеры не выполняют прыжки в четыре оборота и не подбрасывают друг друга. Из-за этого некоторые зрители считают танцы на льду не самым зрелищным видом фигурного катания, но это не так. Расскажу, как понимать эту дисциплину, какие в ней бывают элементы и на какие пары стоит обратить внимание.
Что вы узнаете о танцах на льду
Чем отличаются от других видов катания
Танцы на льду выделились в самостоятельное направление из парного катания в первой половине 20 века в Великобритании. В обоих дисциплинах выступают партнер и партнерша, но в парном больше акцента на акробатические элементы, в то время как в танцах на льду их практически нет.
Парники практикуют выбросы, прыжки в несколько оборотов или подкрутки, а в танцах на льду их нет. Основную часть проката занимают хореографические элементы и шаги: разные виды скольжения на одной или двух ногах со сменой направления.
Танцы вошли в программу чемпионатов Европы и мира в 1952 году, а в 1976 году — в программу Олимпийских игр. Изначально танцоры соревновались в трех этапах: обязательном, оригинальном и произвольном танце, но с 2010 года первые два объединили в ритм-танец. Они различаются строгостью регламента:
- Ритм-танец. Длится 2 минуты 50 секунд. Фигуристы должны исполнить определенные элементы в регламентированной последовательности под заданную музыку или тему танца. Каждый сезон ее определяет технический комитет Международного союза конькобежцев, или ISU. Например, сезоне-2024/25 спортсмены использовали музыку 1950-х — 1970-х годов.
- Произвольный танец. Длится четыре минуты. Менее строгий, чем ритм-танец. Фигуристы на свое усмотрение выбирают музыку и порядок выполнения элементов.
Основные элементы
У каждого элемента в танцах на льду есть базовая стоимость и надбавки за качество и сложность исполнения. Полную таблицу со всеми возможными оценками можно найти в регламентах ISU.
Дорожки. Основная составляющая танцев на льду. Представляют собой блоки элементов, во время которых фигуристы исполняют цепочки шагов и демонстрируют танцевальные позиции. Различают:
- Блок на одной ноге. Партнеры скользят параллельно друг другу, каждый — на одной ноге.
- Дорожка с соприкосновением. Фигуристы остаются в контакте друг с другом и исполняют шаги, перемещаясь по диагонали, серпантину, кругу или вдоль центральной оси.
- Дорожка в стиле паттерн. Спортсмены выполняют регламентированную последовательность шагов в ритм-танце.
Твизлы. Вращения на одной ноге с продвижением по льду.
В программы танцоров элемент вставляется секциями: оба партнера должны выполнить твизлы параллельно в близких друг к другу позициях.
Поддержки. Партнер поднимает партнершу и удерживает в одной или нескольких позициях на протяжении заданного промежутка времени. В отличие от поддержек в парном катании, в танцах партнеру нельзя поднимать руки выше головы.
Элементы делятся на две группы по длительности: короткую до 7 секунд и длинную до 12. В первую входят поддержки во время вращения, движения по дуге или по прямой линии. Во вторую — комбинации из двух коротких поддержек, поочередных вращений в разные стороны и серпантины, когда партнеры скользят по разным дугам, а их движение напоминает букву S.
В ритм-танец включают одну короткую поддержку, в произвольный — короткую и длинную комбинированную.
Вращения. Исполняются парой вокруг общей оси. Каждый партнер скользит на одной ноге или меняет ее в процессе.
Элемент добавляют только в произвольный танец.
Хореоэлементы. В отличие от обязательных технических элементов, перечисленных выше, у них нет строгих требований к количеству повторов и позициям. Это выразительные движения, подчеркивающие артистичность программы. У хореоэлементов маленькая базовая стоимость, но большие надбавки, которые отражают выразительность проката.
В произвольный танец можно включить любые три элемента из списка:
- Вращение. Партнеры вращаются с плавными переходами и выраженной хореографией.
- Поддержка. Обычно короче и проще, чем стандартные поддержки.
- Прыжок или подъем. Выполняется одним партнером самостоятельно или при поддержке другого.
- Твизловое движение. Включает элементы вращения в шаге, но менее строгое по исполнению, чем классическая серия твизлов.
- Скользящее движение. Шаги и позы, выполняемые в скольжении, обычно с оригинальными линиями и взаимодействием между партнерами.
- Гидроблейдинг. Один или оба партнера выполняют низкое скольжение с упором на край лезвия конька.
- Ритм-секция. Отрезок программы, где фигуристы должны максимально четко передать стиль выбранного ритма через шаги и движения.
Лучшие дуэты в танцах на льду
Людмила Пахомова и Александр Горшков. Первые в истории олимпийские чемпионы в танцах на льду и шестикратные победители чемпионатов мира.
Самый известный их танец — танго «Кумпарсита», именем которого позже назвали один из турниров в России.
Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Самая запоминающаяся танцевальная пара 1980-х. В традиционных танцах партнер играет ведущую роль, а партнерша — поддерживающую.
Торвилл и Дин строили программы так, что оба фигуриста выглядели равноправными участниками. Также они хитро обходили правила и, например, разрабатывали элементы, которые кардинально отличались от стандартного набора движений.
Оксана Грищук и Евгений Платов. Выиграли две Олимпиады подряд в 1994 и 1998 годах, причем с разными тренерами: Натальей Линичук и Татьяной Тарасовой.
Их знаковая постановка «Мемориал» посвящена спорту и затрагивает темы риска, тяжелых травм, жизни и смерти.
Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Россиянка Анисина сменила спортивное гражданство на французское, чтобы выступать в паре с Пейзера, и стала с ним олимпийской чемпионкой 2002 года.
Характерная черта пары — поддержки, во время которых партнерша поднимала партнера, а не наоборот. Самая известная постановка — программа «Свобода».
Тесса Вирчу и Скотт Мойр. Первые в истории танцоры с тремя золотыми олимпийскими медалями: две в личных турнирах, одна — в командном.
Также это самые титулованные фигуристы в истории ОИ: у них есть еще и два серебра. На протяжении трех олимпийских циклов пара была ведущей в танцах на льду благодаря сильной технике и яркой презентации.
Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Танцоры-революционеры, которые доминировали в двух олимпийских циклах и продвигали новый стиль катания.
В их постановках акцент делали на искусстве танца, а не на драматичной истории взаимоотношений мужчины и женщины, как у большинства других пар.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik