Как понимать танцы на льду
Спорт и фитнес
603
Фотография — Amin Mohammad Jamali / Getty Images

Как понимать танцы на льду

5
Аватар автора

Анастасия Матросова

смотрит танцы на льду

Страница автора

Танцы на льду — особый вид фигурного катания.

В нем партнеры не выполняют прыжки в четыре оборота и не подбрасывают друг друга. Из-за этого некоторые зрители считают танцы на льду не самым зрелищным видом фигурного катания, но это не так. Расскажу, как понимать эту дисциплину, какие в ней бывают элементы и на какие пары стоит обратить внимание.

Чем отличаются от других видов катания

Танцы на льду выделились в самостоятельное направление из парного катания в первой половине 20 века в Великобритании. В обоих дисциплинах выступают партнер и партнерша, но в парном больше акцента на акробатические элементы, в то время как в танцах на льду их практически нет.

Парники практикуют выбросы, прыжки в несколько оборотов или подкрутки, а в танцах на льду их нет. Основную часть проката занимают хореографические элементы и шаги: разные виды скольжения на одной или двух ногах со сменой направления.

Танцы вошли в программу чемпионатов Европы и мира в 1952 году, а в 1976 году — в программу Олимпийских игр. Изначально танцоры соревновались в трех этапах: обязательном, оригинальном и произвольном танце, но с 2010 года первые два объединили в ритм-танец. Они различаются строгостью регламента:

  1. Ритм-танец. Длится 2 минуты 50 секунд. Фигуристы должны исполнить определенные элементы в регламентированной последовательности под заданную музыку или тему танца. Каждый сезон ее определяет технический комитет Международного союза конькобежцев, или ISU. Например, сезоне-2024/25 спортсмены использовали музыку 1950-х — 1970-х годов.
  2. Произвольный танец. Длится четыре минуты. Менее строгий, чем ритм-танец. Фигуристы на свое усмотрение выбирают музыку и порядок выполнения элементов.

Основные элементы

У каждого элемента в танцах на льду есть базовая стоимость и надбавки за качество и сложность исполнения. Полную таблицу со всеми возможными оценками можно найти в регламентах ISU.

Дорожки. Основная составляющая танцев на льду. Представляют собой блоки элементов, во время которых фигуристы исполняют цепочки шагов и демонстрируют танцевальные позиции. Различают:

  1. Блок на одной ноге. Партнеры скользят параллельно друг другу, каждый — на одной ноге.
  2. Дорожка с соприкосновением. Фигуристы остаются в контакте друг с другом и исполняют шаги, перемещаясь по диагонали, серпантину, кругу или вдоль центральной оси.
  3. Дорожка в стиле паттерн. Спортсмены выполняют регламентированную последовательность шагов в ритм-танце.
Примеры дорожек в танцах на льду

Твизлы. Вращения на одной ноге с продвижением по льду.

В программы танцоров элемент вставляется секциями: оба партнера должны выполнить твизлы параллельно в близких друг к другу позициях.

Примеры твизлов в танцах на льду

Поддержки. Партнер поднимает партнершу и удерживает в одной или нескольких позициях на протяжении заданного промежутка времени. В отличие от поддержек в парном катании, в танцах партнеру нельзя поднимать руки выше головы.

Элементы делятся на две группы по длительности: короткую до 7 секунд и длинную до 12. В первую входят поддержки во время вращения, движения по дуге или по прямой линии. Во вторую — комбинации из двух коротких поддержек, поочередных вращений в разные стороны и серпантины, когда партнеры скользят по разным дугам, а их движение напоминает букву S.

В ритм-танец включают одну короткую поддержку, в произвольный — короткую и длинную комбинированную.

Примеры поддержек в танцах на льду (00:30)

Вращения. Исполняются парой вокруг общей оси. Каждый партнер скользит на одной ноге или меняет ее в процессе.

Элемент добавляют только в произвольный танец.

Примеры вращений в танцах на льду

Хореоэлементы. В отличие от обязательных технических элементов, перечисленных выше, у них нет строгих требований к количеству повторов и позициям. Это выразительные движения, подчеркивающие артистичность программы. У хореоэлементов маленькая базовая стоимость, но большие надбавки, которые отражают выразительность проката.

В произвольный танец можно включить любые три элемента из списка:

  1. Вращение. Партнеры вращаются с плавными переходами и выраженной хореографией.
  2. Поддержка. Обычно короче и проще, чем стандартные поддержки.
  3. Прыжок или подъем. Выполняется одним партнером самостоятельно или при поддержке другого.
  4. Твизловое движение. Включает элементы вращения в шаге, но менее строгое по исполнению, чем классическая серия твизлов.
  5. Скользящее движение. Шаги и позы, выполняемые в скольжении, обычно с оригинальными линиями и взаимодействием между партнерами.
  6. Гидроблейдинг. Один или оба партнера выполняют низкое скольжение с упором на край лезвия конька.
  7. Ритм-секция. Отрезок программы, где фигуристы должны максимально четко передать стиль выбранного ритма через шаги и движения.
Примеры хореоэлементов в танцах на льду (00:14)

Лучшие дуэты в танцах на льду

Людмила Пахомова и Александр Горшков. Первые в истории олимпийские чемпионы в танцах на льду и шестикратные победители чемпионатов мира.

Самый известный их танец — танго «Кумпарсита», именем которого позже назвали один из турниров в России.

«Кумпарсита» в исполнении Пахомовой и Горшкова, 1976 год

Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Самая запоминающаяся танцевальная пара 1980-х. В традиционных танцах партнер играет ведущую роль, а партнерша — поддерживающую.

Торвилл и Дин строили программы так, что оба фигуриста выглядели равноправными участниками. Также они хитро обходили правила и, например, разрабатывали элементы, которые кардинально отличались от стандартного набора движений.

Танец «Болеро» на Олимпиаде⁠-⁠1984 — самая знаменитая постановка пары. В нем пара проводит начало программы на коленях и обходит регламент, который требовал начинать выступление со скольжения

Оксана Грищук и Евгений Платов. Выиграли две Олимпиады подряд в 1994 и 1998 годах, причем с разными тренерами: Натальей Линичук и Татьяной Тарасовой.

Их знаковая постановка «Мемориал» посвящена спорту и затрагивает темы риска, тяжелых травм, жизни и смерти.

«Мемориал» в исполнении Грищук и Платова, 1998 год

Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Россиянка Анисина сменила спортивное гражданство на французское, чтобы выступать в паре с Пейзера, и стала с ним олимпийской чемпионкой 2002 года.

Характерная черта пары — поддержки, во время которых партнерша поднимала партнера, а не наоборот. Самая известная постановка — программа «Свобода».

Выступление Анисиной и Пейзера на Олимпийских играх 2002 года

Тесса Вирчу и Скотт Мойр. Первые в истории танцоры с тремя золотыми олимпийскими медалями: две в личных турнирах, одна — в командном.

Также это самые титулованные фигуристы в истории ОИ: у них есть еще и два серебра. На протяжении трех олимпийских циклов пара была ведущей в танцах на льду благодаря сильной технике и яркой презентации.

«Химия» и страсть между партнерами наиболее заметна в таких танцах, как «Кармен» и «Мулен Руж»

Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Танцоры-революционеры, которые доминировали в двух олимпийских циклах и продвигали новый стиль катания.

В их постановках акцент делали на искусстве танца, а не на драматичной истории взаимоотношений мужчины и женщины, как у большинства других пар.

Танец «Элегия» олимпийского сезона-2021/22»
Какой вид фигурного катания предпочитаете?
⛸️
Одиночное
👫
Парное
💃
Танцы на льду

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Анастасия МатросоваСмотрите танцы на льду? Расскажите, чем они вам нравятся:
  • ЛВУважаемая редакция! отличный материал, но просьба не использовать Ютьюб для иллюстрации видео-контента , не у всех есть впн , а доступ к информации хочется получить равный14
  • BeaRitzНа это сложно смотреть. Я держала в руках коньки, у них есть такой кончик зазубренный. Когда я смотрю, как фигуристы там друг друга вертят и подбрасывают, мне мерещится, что сейчас женщина упадет на лед, и конек партнера продырявит ей череп вот этим зазубренным кончиком. Не то чтоб я этого хотела - просто так устроен мой мозг: он моментально видит опасные элементы в картинке и гипертрофирует их, продолжая развивать ситуацию до наихудшей точки.1
  • Ира ЧеркасоваДо сих пор помню Авербуха в кис энд край и его горестное : «ОДИН балл» Вообще оочень субъективенный вид спорта. И от федерации многое зависимо и зависит.1
  • Самуил ФишерКак это можно понимать? Танцы на льду надо смотреть и наслаждаться2
  • Сирожа МыколкинСамуил, вот вот. Красивые девчонки всяко разно двигаются. Правда одиночное в этом плане лучче )))0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество