Как смотреть киберспортивную дисциплину Dota 2

Миллионы людей смотрят трансляции — вдруг вам тоже понравится
36
Как смотреть киберспортивную дисциплину Dota 2
Аватар автора

Валерий Трусевич

наигрался и смотрит

Страница автора

«Доту» считают одной из самых сложных киберспортивных дисциплин в мире.

У нее миллионы поклонников по всему миру и лидирующие позиции по просмотрам среди крупных соревнований в киберспорте. В этой статье расскажу про основные концепции игры, дам минимальный набор знаний по ней и объясню, почему «Доту» смотрят миллионы людей.

❤️ Почему «Дота» — это красиво

«Доту», как и другие киберспортивные дисциплины, часто сравнивают с шахматами: игроки — как командные, так и индивидуальные — используют в первую очередь способности своего мышления. Тактика и стратегия выступают главными элементами любого матча, а физическое развитие спортсменов не так важно, как скорость реакции и принятия решений.

Расскажу, почему считаю «Доту» красивой игрой, а сравнить ее можно не только с шахматами.

Сочетание лучших черт популярных видов спорта. «Дота» — командная игра. В команде есть пять основных игроков, тренер и аналитик. У каждого члена команды свои обязанности, зоны ответственности, роли. Только если все игроки выкладываются на максимум, можно достичь результата.

В каждой команде есть свои звезды, которые притягивают все внимание, игроки, труд которых не видно на первый взгляд, тренеры, которые способны удивлять стратегиями и тактическими решениями из игры в игру. В этом смысле «Дота» — классический большой спорт, который собирает стадионы и за матчами которого наблюдают миллионы зрителей.

Основные спортивные сюжеты здесь также представлены во всем многообразии. Тут вам и команда, в которую никто не верил, но которая несмотря ни на что стала чемпионом, и упадок перспективных коллективов и игроков из-за внутренних проблем.

Широкая география и разные игровые стили. На профессиональной сцене «Доты» соревнуются игроки со всех континентов. При этом у каждого региона есть свои сильные и слабые команды, а главное — игровой стиль.

Команды из Китая и Юго-Восточной Азии предпочитают медленно и методично уничтожать своих оппонентов, лишая возможности двигаться по карте и хоть как-то противостоять дальнейшему натиску. Коллективы из Северной и Южной Америки избирают постоянные сражения и попытки заполучить преимущество за счет ранней агрессии и хаоса на поле.

Европейские команды сочетают оба стиля и стараются удивлять своих оппонентов — как подходом к игре, так и стратегиями. Во многом благодаря этому европейские коллективы заметнее других на международных соревнованиях.

Отточенные действия игроков. Во время просмотра командных видов спорта зрители каждый раз поражаются тому, как игроки чувствуют друг друга. Например, в футболе начинается атака — и игроки в три касания оказываются у ворот противника, забрасывают мяч за линию защитников, подхватывают его в самые невероятные моменты, двигаются как единое целое и забивают решающий гол. Этот принцип существует и в «Доте».

Вы можете не понимать, что происходит на поле, но когда вы увидите, как игроки выручают друг друга в опасных ситуациях, комбинируют способности, цепляются за оппонента и действуют синхронно, вы наверняка оцените слаженность и красоту игры.

Эмоциональные качели. Обе команды в процессе игры пытаются заполучить преимущество, но цена ошибки растет с каждой минутой. Из-за этого один-единственный промах на поздних стадиях игры может моментально изменить расстановку сил. И вот команда, которая доминировала на протяжении всего матча, вынуждена играть намного осторожнее или вовсе стать догоняющей.

📃 Основные правила

Главная цель в «Доте» — разрушить башни противника, прорваться на его базу и сокрушить главное здание — Трон. Герои — персонажи, которыми управляют игроки, — выступают основными действующими лицами. От их решений зависит, кто в итоге одержит победу. Но обо всем по порядку.

Radiant и Dire, Свет и Тьма, — две противоборствующие стороны. Все игры по «Доте» проходят на одной и той же карте, которая разделена на две стороны: Radiant, светлая половина слева внизу, и Dire, темная справа вверху. Их разделяет декоративная река, проходящая через большую часть карты. В одной команде пять игроков, и каждый управляет своим героем на протяжении всей игры.

На начальном этапе игроки действуют на своей половине поля. Со временем они все чаще будут вторгаться на территорию оппонента и пытаться захватить все больше пространства, разрушая вражеские башни, чтобы контролировать ход игры.

В отличие от большинства традиционных видов спорта, в «Доте» нет ограничений по времени или установленных раундов. Игры могут длиться от 15 минут до нескольких часов, но в среднем продолжительность составляет около 40 минут. Цель каждой команды — уничтожить Трон, большое здание, расположенное в самом центре базы противника.

Географическая карта игры. В обновлениях разработчики иногда меняют рельеф
Географическая карта игры. В обновлениях разработчики иногда меняют рельеф

Линии. В начале игры герои распределяются по трем линиям: верхней, центральной и нижней. Их также называют топом, мидом и ботом. Пока персонажи ходят по карте, они сталкиваются с оппонентами или предпринимают диверсионные вылазки. Игра официально начинается со звука игрового рога, который возвещает о появлении крипов.

Крипы — это существа, которыми управляет компьютер. Они сражаются за свою команду и передвигаются исключительно по трем линиям. В начале игры на каждую линию с обеих баз навстречу друг другу выходят по три крипа ближнего и по одному крипу дальнего боя. Они враждебны по отношению к героям и крипам противника, атакуют их в поле зрения, а новые волны крипов выходят с базы каждые 30 секунд. Количество крипов зависит от стадии игры. Чем дольше она длится, тем больше их становится.

Именно благодаря крипам игроки зарабатывают большую часть опыта и золота — главных игровых ресурсов, о которых поговорим дальше.

Между линиями находятся леса — это крупные зоны, в которых расположены лагеря нейтральных крипов, которые не атакуют, если на них не напасть. Герои могут в любой момент уйти в лес.

Добивания, золото и опыт. Часто можно услышать, как комментаторы говорят о добиваниях, или ласт-хитах, и о том, как одна команда побеждает на линиях. Последний удар, или добивание, — это ситуация, когда герой наносит смертельный урон вражескому крипу. Только нанесение последнего удара дает герою золото.

Игроки также могут добивать и тех крипов, которые воюют на их стороне — денаить. Это делают, чтобы противник не получил золото за убийство и набрал меньше опыта. В свою очередь, чтобы получать опыт, можно добивать крипов, а можно просто находиться в пределах определенной дистанции от убитого крипа.

Опыт и золото — два основных игровых ресурса, которые определяют расклад сил на поле.

При получении опыта у героев растет уровень с 1 до 30, а с ростом уровня появляются и улучшаются способности, увеличиваются характеристики: сила, ловкость и интеллект. Золото позволяет покупать предметы, которые повышают характеристики и дают новые способности. Всего у героя может быть не больше шести предметов в инвентаре и трех предметов в рюкзаке. Их нельзя использовать, не переложив в основной инвентарь.

Исходя из понимания основных игровых ресурсов, всех героев в «Доте» можно разделить на две крупные группы: ключевые и герои поддержки.

Ключевые герои, или, как их называют комментаторы, коры, занимаются фармом, то есть стараются заработать как можно больше золота и большую часть игры добивают крипов, изредка участвуя в сражениях. Эти персонажи очень слабы на ранних стадиях, но со временем становятся самыми сильными — за счет предметов, которые покупают за заработанное золото.

Герои поддержки, или саппорты, особенно полезны на ранних стадиях. Они обладают мощными заклинаниями — например, на короткое время улучшают характеристики союзников, излечивают от ранений, позволяют проводить ранние атаки на оппонентов и всячески помогают ключевым героям.

Когда удается выполнить последний удар по крипу, над ним всплывает полученное количество золота. Цвет числа соответствует цвету игрока, который выполнил добивание
Когда удается выполнить последний удар по крипу, над ним всплывает полученное количество золота. Цвет числа соответствует цвету игрока, который выполнил добивание
А так выглядит добивание союзного крипа — оно отображается восклицательным знаком над павшим крипом. За него никто не получит золота, а соперник заработает меньше опыта
А так выглядит добивание союзного крипа — оно отображается восклицательным знаком над павшим крипом. За него никто не получит золота, а соперник заработает меньше опыта

Башни. На каждой линии стоит шесть башен — по три с каждой стороны. Еще по две находятся возле Трона. Чем ближе башня расположена к Трону, тем она сильнее. Башни служат препятствиями, которые не дают команде просто забежать на базу противника и уничтожить Трон. Они атакуют любых врагов в радиусе действия, обладают внушительным количеством здоровья и брони.

За разрушение башен все герои команды получают золото и возможность двигаться дальше к Трону. Расширяя свое пространство и ограничивая пространство противника, команды увеличивают количество возможных маневров и уменьшают их у противника. Именно поэтому игроки уделяют особое внимание разрушению башен — и рядом с ними часто разворачиваются сражения.

Кроме оборонительной функции башни играют роль маяков, к которым игроки могут телепортироваться с помощью специального предмета — свитка телепортации. Свитки позволяют перемещаться по всей карте в зоне действия башен или других союзных зданий. Если вы видите светящийся круг с силуэтом героя на нем, скорее всего, игрок телепортируется в надежде спасти свою башню или переломить ход сражения.

Так выглядят башни по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид башен может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net
Так выглядят башни по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид башен может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net
Игрок применяет свиток телепортации к своей башне, чтобы помочь в обороне товарищам по команде
Игрок применяет свиток телепортации к своей башне, чтобы помочь в обороне товарищам по команде

Бараки. На базе расположены специальные здания — бараки, по два на каждой линии. Из бараков выходят крипы. Если уничтожить вражеский барак, это усилит ваших собственных крипов.

Если разрушить все вражеские бараки, ваши крипы превратятся в мегакрипов с большим количеством здоровья и урона. За счет этого команда, которая разрушила все бараки, получает солидные шансы на победу.

Так выглядят бараки по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид бараков может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net
Так выглядят бараки по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид бараков может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net

Парные порталы. Находятся рядом с первыми башнями на боковых линиях. Позволяют быстро перемещаться из одного угла карты в другой.

Обычно команды используют их для неожиданных нападений в начале или конце игры.

1/2
Слева — портал на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Оба расположены на пригорке, поэтому изначально трудно заметить, что из портала вышел герой другой команды
Слева — портал на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Оба расположены на пригорке, поэтому изначально трудно заметить, что из портала вышел герой другой команды

Убийства и смерти. Смерть героя в «Доте» — это не конец. Герои будут постоянно возрождаться на протяжении всей игры. Однако за смерть приходится платить. За убийство героя противника дают намного больше золота и опыта, чем за убийство крипов.

При этом убитый герой «отправляется в таверну» — становится недоступен на определенное время, в зависимости от уровня героя. Чем он выше, тем дольше персонаж будет недоступен на поле. Убийство героев соперника — самый быстрый способ обеспечить себе численное преимущество и начать осаду башен.

Еще один важный инструмент, который используют в игре, — выкуп, или байбэк. Раз в восемь минут игрок может пожертвовать золотом из своего кошелька, чтобы немедленно появиться на базе. На начальных этапах выкуп стоит не так много и не накладывает серьезных штрафов, но с течением времени цена растет, и если герой погибнет после выкупа, то время до его возрождения значительно увеличится. Кроме того, у байбэка есть время на восстановление. Выкупиться два раза подряд не получится, сколько бы золота у игрока ни было.

Предметы. В «Доте» существует свыше 200 предметов, и все они обладают уникальными свойствами. Запомнить большинство из них можно, если достаточно долго смотреть матчи или играть.

Но есть несколько предметов, которые вы, скорее всего, увидите в каждой игре. Например, Blink Dagger позволяет герою мгновенно телепортироваться на небольшое расстояние, благодаря чему можно устроить внезапную атаку на соперника, а Black King Bar, или БКБ, как называют его комментаторы, дает частичную неуязвимость к заклинаниям на несколько секунд. Это один из самых важных предметов в игре.

Посмотреть список всех предметов и почитать про их свойства можно на сайте русскоязычного сообщества «Доты» в разделе «Предметы».

Рошан. Самый большой и сильный нейтральный крип в игре, вокруг которого каждый раз происходят ожесточенные сражения. Он отличается не только гигантскими размерами, но и огромным количеством здоровья, брони и урона, поэтому одолеть его можно только совместными усилиями одной из команд.

Рошана можно найти в одной из двух пещер по краям карты. Каждые несколько минут — при смене игрового времени суток — он проходит через парные порталы и меняет местоположение. Днем он располагается на нижней части карты, ближе к башне Света, а ночью — в верхней, на территории Сил Тьмы.

Если Рошана удается победить, кроме золота и опыта всей команде выпадают самые важные предметы в игре — Эгида бессмертия, которую также называют Аегисом, и Сыр.

Аегис — это предмет, который кладется в инвентарь героя. При смерти персонаж с Аегисом не отправляется в таверну на долгое время, а возрождается на месте смерти спустя пять секунд. Благодаря этому предмету на поздних стадиях игры команда может гарантировать себе численное преимущество в сражении, поэтому Аегис чаще всего достается именно ключевым героям, которые за счет накопленных предметов могут наносить большое количество урона практически в два раза дольше. Главное ограничение Аегиса заключается в том, что он не может находиться в инвентаре героя вечно. Через пять минут он исчезнет.

Сыр — предмет, который тоже кладется в инвентарь героя и при использовании моментально восстанавливает практически все здоровье и ману — ресурс для применения заклинаний и способностей. Проблема с Сыром заключается в том, что его нужно успеть применить вовремя — в отличие от Аегиса, который срабатывает автоматически.

Позже Рошан вновь появится в своей пещере — сильнее, чем раньше. Это произойдет через случайно определенное время в промежутке между восьмой и одиннадцатой минутой после смерти.

Терзатели. Кроме Рошана на карте есть еще два мини-босса, которые располагаются рядом с базами каждой команды. Терзатель не может двигаться и атаковать, но отражает много урона — уничтожить его в одиночку не получится, для этого необходимы слаженные действия всей команды.

В награду за убийство самый слабый герой команды получает Аганим-шард, который усиливает его способности. Если Шард есть уже у всех персонажей, Терзатель даст вместо него золото и опыт.

1/2
Терзатель на стороне Сил Света и Сил Тьмы. Если одна команда уничтожит двух сразу, это даст большое преимущество в игре
Терзатель на стороне Сил Света и Сил Тьмы. Если одна команда уничтожит двух сразу, это даст большое преимущество в игре

🧙🏻‍♂️ Герои — главные действующие лица

На начало 2025 года в игре 124 героя всех форм и размеров. Есть олицетворение Вселенной, у которого на удивление хорошо накачан пресс. Есть двуглавые существа — дракон и огр. Есть старик, который летает на вертолете и по всем стреляет. Состав крайне разнообразен по внешнему виду и способностям, но в каждой конкретной игре героев будет всего 10.

Как правило, у каждого персонажа есть три обычных умения и одно ультимативное, врожденная способность и аспект. Главное о них:

  1. Умения. Герои не получают навыки сразу, а выбирают их по мере увеличения уровня. Для получения ультимативного навыка, или ульты, сначала необходимо добраться до шестого уровня. Такие способности очень сильны, но для их повторного использования требуется большое количество времени.
  2. Врожденная способность. Это ульта, которая доступна с начала матча, а не с шестого уровня.
  3. Аспект. Выбирается перед матчем и позволяет раскрыть одну из сильных сторон героя. Чаще всего аспекты нацелены либо на атаку, либо на защиту.

Героев, как и предметов в «Доте», очень много. Лучший способ запомнить, какими навыками обладает каждый из героев, — смотреть матчи и периодически сверяться с официальной энциклопедией на сайте игры. Если выбрать интересующего вас героя в списке, можно не только узнать его основные характеристики, но и прочитать про каждую способность и посмотреть, как она выглядит в игре. На странице героя прилагается короткая видеодемонстрация каждого умения.

Страница героя из официальной энциклопедии. В верхней части — история персонажа и основные характеристики, в нижней — его способности с демонстрацией эффектов. Источник: dota2.com
Страница героя из официальной энциклопедии. В верхней части — история персонажа и основные характеристики, в нижней — его способности с демонстрацией эффектов. Источник: dota2.com

Выбор героев и стороны. Перед началом матча капитан должен решить, какими героями будут играть участники его команды и на какой они будут стороне.

Для определения стороны либо бросается жребий, либо происходит обмен, если у команды есть какие-то предпочтения. Например, одна команда предпочитает играть за сторону Radiant и взамен готова уступить выбор первого героя — или наоборот.

Для набора персонажей на игру существует система командного драфта. Она заключается в том, что капитаны по очереди выбирают героев для своей команды и запрещают героев для выбора оппонентами. Выбор называют пиком, а запрет — баном.

У каждого капитана есть 30 секунд, чтобы сделать пик, 15 секунд, чтобы выбрать бан на первой стадии, и 30 секунд — на остальных. Выделенное каждой команде 130-секундное резервное время исчерпывается, если капитан тратит на пик или бан больше времени, чем положено. Если резервное время закончится до пика, будет выбран случайный герой, а если оно закончится до бана, ни один персонаж не будет запрещен. Когда все 10 героев выбраны, игроки каждой команды выбирают своего героя из пяти.

📊 За чем следить по ходу игры

Первое, на что обращает внимание зритель, когда включает спортивный матч, это счет. В «Доте» ситуация немного отличается.

Дело в том, что привычный счет, который расположен в верхней части экрана, показывает количество убийств героев, или фрагов, которое сделали команды. А как мы уже знаем, победа достигается не за счет убийства других персонажей, а за счет добычи необходимых ресурсов, сноса строений и, конечно, разрушения Трона. Поэтому в «Доте» нередки ситуации, когда команда может вести по фрагам, но при этом отставать по заработанным ресурсам и разрушенным башням. Количество фрагов хоть и имеет значение, но не первостепенное.

Обычно игра разделяется на три стадии, которые предполагают разный подход к игре, аналогично дебюту, миттельшпилю и эндшпилю в шахматах. На разных стадиях необходимо следить за разными аспектами.

По центру в верхней части экрана отображаются счет фрагов в игре и игровое время. В данном случае команда справа отстает по счету на два убийства
По центру в верхней части экрана отображаются счет фрагов в игре и игровое время. В данном случае команда справа отстает по счету на два убийства

00:00—10:00 — начальная стадия, или лейн-стадия. Игроки распределяются по линиям и стараются добить как можно больше крипов, а также мешать добивать их своим оппонентам. Во время трансляции комментаторы включают статистику добитых крипов, которую можно увидеть в левом верхнем углу экрана.

Убийство вражеского героя на этой стадии можно приравнять к пяти-шести убитым крипам, поэтому ранние фраги хоть и позволяют получить преимущество на линии, но не являются решающими в дальнейшем. Со временем большую важность приобретает второй параметр — общая ценность, или нетворс.

Так выглядит статистика добитых крипов: первое число — вражеские крипы, второе — свои. Чем больше — тем лучше
Так выглядит статистика добитых крипов: первое число — вражеские крипы, второе — свои. Чем больше — тем лучше

10:00—30:00 — основная стадия, или мидгейм. Когда заканчивается лейн-стадия, у героев уже есть первые предметы и небольшие накопления, а передовые башни начинают падать, комментаторы переключают статистику добиваний крипов на общую ценность.

Общая ценность, или нетворс, — это общая стоимость предметов, которые есть у героя, и сумма, которая накопилась у него в кошельке. Нетворс — основной показатель эффективности того или иного героя на карте и команды в целом. Он включает в себя все и сразу: заработанное золото за фраги, добитых крипов, разрушенные башни противника и награду за убийство Рошана.

Статистика по общей ценности, или нетворсу, которую можно увидеть во время основной стадии игры в левой верхней части экрана. Здесь показано, какие герои зарабатывают больше денег на карте и какой команде они принадлежат: Dire — красные, Radiant — зеленые
Статистика по общей ценности, или нетворсу, которую можно увидеть во время основной стадии игры в левой верхней части экрана. Здесь показано, какие герои зарабатывают больше денег на карте и какой команде они принадлежат: Dire — красные, Radiant — зеленые

Разницу нетворса между командами можно посмотреть под счетом в верхней части экрана. На чьей стороне находится зеленый прямоугольник, тот и лидирует по количеству золота. Внутри прямоугольника указано количество золотого перевеса, где k — сокращение для тысячи. В примере ниже команда опережает соперника на три тысячи по золоту и отстает по фрагам на четыре убийства, что для 24-й минуты противостояния не очень существенно.

Для простоты понимания добавлю, что высококачественные предметы стоят в районе пяти-шести тысяч золота. Исходя из этого, когда преимущество одной из команд достигает пяти тысяч, условно можно сказать, что она опережает противника на один ценный предмет, который может повлиять на игру. Десять тысяч — на два предмета, и так далее. Преимущество в 15 и более тысяч отыграть уже тяжело. Для этого потребуются слаженные действия в сражениях и хитрые тактические решения.

Кроме того, стоит обращать внимание на время: преимущество в пару предметов на 20-й минуте — совсем не то же самое, что это же преимущество на 40-й или 50-й минуте. Чем глубже игра заходит в позднюю стадию, тем меньшее значение имеет преимущество по золоту.

Всю основную информацию об игре — счет фрагов, количество здоровья и маны героев, перевес по золоту и общий счет в матче — можно посмотреть в верхней части экрана во время трансляции
Всю основную информацию об игре — счет фрагов, количество здоровья и маны героев, перевес по золоту и общий счет в матче — можно посмотреть в верхней части экрана во время трансляции

От 30:00 до конца матча — поздняя стадия игры, или лейтгейм. К началу этого этапа большинство башен уже разрушено, герои обзавелись необходимыми предметами, а фраги ценятся выше, потому что таймер на возрождение увеличивается. Одна неудачная драка, произошедшая неподалеку от базы, может очень быстро привести к потере бараков, а то и самого Трона.

На этой стадии ключевое значение приобретают выкупы, о которых мы говорили ранее. Наличие байбэка в нужный момент может помочь отбиться от нападения на базу или перевернуть неудачную драку в одну из сторон. Поэтому комментаторы в это время включают статусы выкупов в левом углу экрана.

Статусы выкупа по героям. «Да» значит, что выкуп доступен для героя. «Нет» значит, что недоступен. Если он недоступен, в скобках указывается время перезарядки, а вторым числом — количество золота, которого не хватает для выкупа
Статусы выкупа по героям. «Да» значит, что выкуп доступен для героя. «Нет» значит, что недоступен. Если он недоступен, в скобках указывается время перезарядки, а вторым числом — количество золота, которого не хватает для выкупа

За чем следить во время сражений. Герои используют свои способности, чтобы нанести как можно больше урона сопернику и вывести его из строя. Какие-то навыки направлены на нанесение урона, какие-то создают сложности при передвижении, замедляют или обездвиживают. Герои поддержки пытаются помочь ключевым в опасных ситуациях: лечат, снимают негативные эффекты, а иногда и вовсе жертвуют собой.

Со временем вы запомните способности персонажей, что они делают и какие цели преследуют в сражениях, но на начальном этапе достаточно следить всего за двумя показателями: здоровьем и количеством маны.

На протяжении всей игры над героями отображаются две полоски — зеленого, красного или синего цвета.

🟢 🔴 Зеленая полоска показывает количество здоровья у героев Radiant, а красная — у Dire. Как только полоска дойдет до нуля, герой погибнет. И это главный показатель, за которым следует следить во время сражения. Если вы видите, как у героя команды, за которую вы болеете, стремительно тает полоска здоровья, скорее всего, он находится в печальном положении.

🔵 Синяя полоска показывает количество маны — ресурса, необходимого для использования заклинаний и способностей. У каждого героя этот показатель восстанавливается с разной скоростью. Если вы видите, что у игрока закончилась мана, значит, вероятно, в драке он уже мало чем сможет помочь — или будет использовать исключительно базовую атаку, которая не требует расхода ресурса.

Обе полоски также отображаются под иконками героев в верхней части экрана во время трансляций.

Пример сражения из профессионального матча. Благодаря полоскам над героями можно определить, как у них идут дела
Пример сражения из профессионального матча. Благодаря полоскам над героями можно определить, как у них идут дела

Термины, которые вы можете услышать на трансляциях

Активные и пассивные способности. Активные навыки и предметы требуют от игрока активации, в то время как пассивные автоматически начинают действовать с момента приобретения. Например, способность «Телекинез» поднимает выбранного героя соперника, требует активации и выбора цели. А пассивная способность «Лунное благословение» постоянно увеличивает урон всех союзников в определенном радиусе.

Эншенты, то есть древние крипы, — мощные и уникальные нейтральные крипы. Они стоят в лагерях на каждой стороне карты и дают гораздо больше золота и опыта.

Крип-стат — количество добитых крипов.

КД — сокращение от английского слово cooldown — время перезарядки активных способностей и предметов до повторного использования. Также используется для обозначения времени перезарядки байбэка.

Ганк — сочетание слов gang и kill. Спланированная атака, направленная на неожиданное убийство противника, обычно с численным преимуществом.

Пуш — осознанное продвижение и убийство крипов на линии с целью добраться до башни и уничтожить ее. Сплит-пуш — когда игрок избегает прямого столкновения с героями соперника и пытается провести пуш самостоятельно в противоположной стороне карты.

👀 Какие соревнования смотреть и где

До 2023 года основой киберспортивной «Доты» был сезон Dota Pro Circuit: команды соревновались в региональных турнирах и зарабатывали очки, затем лучшие попадали на чемпионат мира — The International.

С сезона-2023/24 система изменилась: теперь соревнования независимо проводят несколько турнирных операторов. Крупные чемпионаты организуют в течение года друг за другом, а параллельно проводят небольшие региональные.

Расписание крупных соревнований на сезон-2024/2025
Расписание крупных соревнований на сезон-2024/2025

The International — чемпионат мира. Главное событие года в мире «Доты». Основных участников определяет разработчик игры Valve. Компания выдает прямые путевки шести лучшим, по ее мнению, командам сезона. Остальные десять разыгрывают среди всех желающих через региональные квалификации.

Турнир проходит в три этапа: групповой, плей-офф и финальный раунд, матчи которого проходят на большом стадионе в присутствии зрителей. На The International используется система double-elimination: по итогам группового этапа команды делят на две сетки плей-офф — верхнюю и нижнюю. Поражение в верхней сетке еще не означает окончание турнира для команды. Она падает в нижнюю, где уже идет борьба за выживание.

Команда-чемпион получает главный денежный приз. Рекордный завоевала российская команда Team Spirit — более 18 миллионов долларов в 2021 году. В последние годы размер награды снизился: раньше он формировался из продаж внутриигровых предметов, но с 2022 года Valve отказалась от такого подхода и изменила систему финансирования.

Команда Team Spirit одержала победу на The International 2021. Игрок команды Магомед Collapse Халилов держит в руках главный трофей соревнования — Эгиду чемпионов. Источник: Valve
Команда Team Spirit одержала победу на The International 2021. Игрок команды Магомед Collapse Халилов держит в руках главный трофей соревнования — Эгиду чемпионов. Источник: Valve

ESL Pro Tour. Серия из нескольких крупных турниров — DreamLeague и ESL One — с призовыми по миллиону долларов. Участники соревнуются не только за деньги, но и за очки: лучшие коллективы получают путевки на Riyadh Masters в Саудовской Аравии с большим призовым фондом.

Riyadh Masters. Проводится с 2023 года и конкурирует с The International в значимости. «Рияд» в последние годы опережает «Инт» по размерам призовых, но The International сохраняет позиции благодаря истории и статусу.

Blast и PGL. Турнирные операторы, которые проводят турниры с призовыми от миллиона долларов с сезона-2024/25. Пока эти чемпионаты не связаны между собой и рассматриваются как отдельные крупные соревнования.

Fissure. Русскоязычный оператор, который проводит крупные развлекательные мероприятия. Например, на турнирах серии BetBoom Dacha команды встречаются в коттедже, соревнуются, а в перерывах прыгают в бассейн и общаются в баре.

Где все это смотреть. Трансляции всех киберспортивных соревнований, в частности по «Доте», можно найти на стриминговых платформах. Самая популярная сегодня, «Твич», традиционно собирает наибольшее количество просмотров, и все лучшие студии освещения обычно ведут трансляции там. В разделе Dota 2 во время проведения соревнований можно найти как профессиональные студии на русском, украинском и английском языках, так и отдельных стримеров, которые обозревают происходящее в одиночку или в компании друзей.

Если вы только начинаете смотреть соревнования по «Доте», я рекомендую включать официальные трансляции, которые обычно собирают больше всего просмотров. На них профессиональные комментаторы часто объясняют все, что происходит на поле, и дух трансляции похож на традиционные виды спорта.

На русском языке все ключевые турниры освещают две крупные студии — Paragon Events и Fissure. Зачастую топ-соревнования освещают и так называемые комьюнити-кастеры — топовые стримеры и бывшие профессиональные игроки. Их комментарии не столь профессиональны и больше нацелены на развлечение аудитории. Вот самые известные:

  1. Ярослав NS Кузнецов, «Твич». Бывший профессиональный игрок и капитан Virtus.pro, один из первых российских киберспортсменов по «Доте», который занимал призовые места на первых The International.
  2. Александр Nix Левин, «Твич». Выступал на про-сцене с 2016 по 2021 год. Знаком с действующими игроками и часто приглашает их на свои стримы для более детального разбора игр на высоком уровне.
  3. Олег stray228 Бочаров, «Твич». Один из самых популярных стримеров по Dota 2. Известен эмоциональным поведением в игре и на трансляциях. Комментирует топовые чемпионаты в компании друзей и других стримеров.

👏🏻 За какими командами стоит следить

В многообразии коллективов легко потеряться, поэтому я собрал список выдающихся коллективов, на которые стоит обратить внимание.

Team Spirit. Команда с российским составом. На чемпионате 2021 года на нее не возлагали особых надежд, но по ходу турнира она смогла доказать, что с ней необходимо считаться. Спустя два года «драконы» выиграли второй «Инт» и стали двукратными чемпионами мира.

Falcons. Арабский клуб появился зимой 2024 года и за несколько месяцев неожиданно выиграл четыре крупных турнира. Коллектив придерживается агрессивного стиля и умеет выходить из сложных ситуаций, хорошо перемещаясь по карте даже под давлением.

Xtreme Gaming. Лучшая команда Востока, которая часто удивляет в матчах с западными грандами. Китайская пятерка демонстрирует нестандартный, порой даже странный стиль: неожиданные пики, ротации, смена ролей и атаки в непривычных стадиях игры. Такой подход может казаться хаотичным, но нередко оказывается эффективным — и это лишь подчеркивает, насколько в Dota 2 широк простор для стратегий и неожиданных решений.

Gaimin Gladiators. В коллективе собраны игроки из разных частей мира: России, США и европейских стран. В то время как большинство команд строит тактику вокруг керри — героя, который набирает силу к концу игры и наносит основной урон, — «гладиаторы» делают упор на офлейнера, чья роль обычно связана с контролем карты и инициацией боев. Такой подход делает их матчи более непредсказуемыми. GG выиграла почти все топ-турниры в 2023 году и Riyadh Masters в 2024 году.

OG. Европейская команда, собравшая игроков из разных стран. Двукратные чемпионы мира. И пусть сейчас в этой команде из легендарного состава остался лишь капитан Себастьян Ceb Дебс, чемпионский дух ощущается до сих пор. Новые игроки молоды, вдохновляются старшими товарищами и показывают высокие результаты на профессиональной сцене.

Tundra Esports. Молодая европейская организация. В команде собрались игроки, которые не смогли прижиться в других коллективах. На удивление, вместе у них все получилось — они победили на The International 2022. На начало 2025 года в состав входят три россиянина, в том числе легендарный Роман RAMZES666 Кушнарев и двукратный чемпион мира Топиаc Topson Таавитсайнен.

BetBoom Team. Команда собрана из российских звезд, которых часто называют поколением чудес. По индивидуальным качествам это одни из лучших игроков мира, но для значимых побед коллективу не хватает слаженного взаимодействия.

Heroic. Сильнейшая команда Перу. Ее матчи стоит посмотреть, чтобы понять, насколько агрессивной может быть американская «Дота». Игроки не боятся идти вперед и начинать сражения, они соглашаются на авантюры независимо от ситуации. Иногда это плохо влияет на результат, но зрители любят Heroic за эффектность.

✍🏻 Что делать дальше, чтобы углубить понимание

Изучить героев и их способности. Чтобы лучше понимать, что происходит в игре, рекомендую на стадии драфта заглядывать в энциклопедию героев и кратко ознакомиться с их способностями. Со временем вы запомните самых популярных персонажей, их сильные и слабые стороны, а также поймете, чем может быть полезен каждый герой в сражении.

Запомнить основные стратегии и причинно-следственные связи. В игре существует множество эффективных связок героев и стратегий. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, но по мере просмотра матчей вы станете замечать, почему одни связки популярны, а другие — нет.

Также стоит обращать внимание на то, почему за одними действиями следуют другие. Например, почему после убийства Рошана вражеская команда старается не вступать в сражение до исчезновения Аегиса. Или почему команда с преимуществом пытается принять бой ближе к базе противника. Таких связей много, но со временем они станут для вас очевидными.

Посмотреть, как играют профессиональные игроки, от первого лица. Одно дело — смотреть матчи профессиональных команд и видеть все, что происходит на карте. Совсем другое — наблюдать за игрой глазами игрока. Вы увидите, что часто они не располагают достаточным количеством информации для принятия грамотных решений и вынуждены действовать по обстоятельствам, рассчитывая на свой опыт и команду.

Рекомендую посмотреть трансляции следующих профессиональных игроков:

  1. Miposhka из команды Team Spirit на русском языке.
  2. No[о]ne из команды PARIVISION на украинском и русском языках.
  3. Arteezy — бывший игрок команды Shopify Rebellion на английском языке.

Получать удовольствие. В конце концов, мы смотрим соревнования именно для этого. Без этой составляющей все потеряет смысл — дайте шанс игре захватить вас.

Резюме

  1. «Дота» как киберспортивная дисциплина комбинирует в себе черты высокоинтеллектуальных игр, таких как шахматы или го, и больших командных видов спорта, как футбол или баскетбол.
  2. Основные правила и концепции не так сложны для понимания, как может показаться на первый взгляд. Чтобы начать смотреть профессиональные матчи, не нужно знать всех героев и их способности или понимать все фишки, которые используют профессионалы. Чем больше матчей вы смотрите, тем яснее становятся многие нюансы.
  3. Весь год команды бьются друг с другом на топ-турнирах, чтобы получить приглашение на главный турнир года — The International.
  4. Не бойтесь упустить что-то из виду или не понять, что происходит. Используйте это как катализатор к тому, чтобы прочитать про героя или предметы, узнать механики глубже и в дальнейшем осознать всю красоту увиденного на поле боя.

Тренировки, личный опыт и другие материалы о спорте — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы сделать физическую активность частью жизни: @t_sportik

Валерий ТрусевичСмотрите киберспортивные соревнования? Расскажите какие:
  • Валерий ТрусевичAlexey, ну я бы поспорил насчет второго пункта. Думаю, что необходимость «поиграть», чтобы понять, для многих становится камнем преткновения. При этом интерес к игре может как появиться на пустом месте, так и «где-то услышал», «все говорят», «знакомые увлекаются», «мой сын играет, а я не понимаю прикола», «президент поздравил какую-то там команду по доте, это что вообще».9
  • Кабаев Владимир Пыняевич> Virtus Pro > высокий уровень12
  • ТучаЧтобы хотя бы минимально понимать, что происходит в доте, нужно самому наиграть 200+ часов.4
  • Валерий ТрусевичТуча, если честно хочется немного побороться с этим стереотипом. Дело в том, что многие виды спорта намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Тем не менее люди продолжают их смотреть. Конечно, освоить базовые правила того же футбола не так сложно, но для того чтобы разобраться, почему игроки действуют определенным образом, как выстраивают схемы, где ошибаются и так далее — тоже нужна насмотренность или опыт игры. И это не говоря уже о других видах спорта, в которых правила сложнее, таких как, например, бейсбол, крикет или снукер. Это наталкивает на мысль, что подобные высказывания про «наиграть самому» — не более чем снобизм. Хочется верить, что хотя бы минимальное понимание на базовом уровне сможет помочь человеку, который заинтересуется вникнуть в игру, а дальше уже копнуть глубже, если ему это потребуется. И сделать это без огромных временных затрат, которых многие себе уже не могут позволить.4
  • Валерий ТрусевичКабаев, 🥲1
  • Анна АшихминаЯ - целевая аудитория статьи, то есть никогда не играла, но было бы любопытно узнать, вокруг чего столько шума. Увы, я смогла осилить только четверть статьи, дальше пошли какие-то дебри и нюансы, понятные и интересные тем, кто играл. Автора прошу не обижаться, это только моё частное мнение :) Кстати, видно, что автор фанат этой игры и искренне хочет донести её красоту до масс.4
  • Андрей МарченкоLgd пушат5
  • Павел ИвановПоиграл в доту пару дней. Много узнал о маме и сестре, а также чем они занимались. Игра — 10/1028
  • Глеб РыбинПлох тот игрок, что не собирает на Пуджа МоМ ☝🏻🐺5
  • Валерий ТрусевичГлеб, Ауф1
  • СтранникСпасибо за статью, прочитал начало, на досуге закончу. Играю с 2012 года, обожаю доту. Валерий, какой был ММР, когда играли?2
  • Sergey AveryanovИграл в неё когда она была картой для Warcraft 3. Чем отличается нынешний вариант даже не знаю.4
  • Валерий ТрусевичСтранник, как-то раз смог прикоснуться к 5 тысячам, но потом все как в тумане :)3
  • Никита КлименкоНачинает Лион сосать ману4
  • ЗлатеникаТуча, нужно для начала иметь эти 200+ часов свободного времени )2
  • Антон МогилевСпасибо автору за статью, можно ещё добавить что - вышки можно добивать как и крипов - аегис можно своровать (когда его убила одна команда, а подобрали другие игроки) - после 3го убийства Рошана из него выпадает не только аегис и сыр (сыр выпадает только со вторым Рошаном) - на карте в точке респауна героев находится фонтан, которые лечит и восстанавливает ману своим героям и атакует чужих - у каждой команды есть сканер карты с определенным временем отката (кд), который направляют на карту, и он отображает есть ли там кто-то из чужой команды - также у каждой команды есть глиф (укрепление построек), у этой способности тоже есть кд и когда её прожимают - постройки и крипы команды не получают урона на протяжении нескольких секунд - ну и последнее что вспомнилось - на карте у каждой команды есть аванпост в начале игры, который вроде как раз в 5 минут даёт опыт каждого игроку команды. Чужой аванпост можно захватить только после того как снесена хотя бы вторая вышка (тэ два)5
  • ТучаВалерий, в доте больше 100 героев, у каждого свои скиллы, свои стратегии раскачки, свои связки с другими героями. Это не снобизм, а реальность — чтобы ориентироваться в происходящем хотя бы на 2к ммр уровне, надо сначала самому много в это играть. 200 часов — это прям ультраминимум, если не было опыта подобных игр. Я сама через это проходила в сознательном возрасте. Понимаю, что цель вашей статьи — популяризовать доту среди недотеров, но от реальности это далеко.3
  • Лиза СороцкаяТуча, да ладно вам, куча людей из киберспорт тусовки никогда не играли в доту и иже с ним и ничего.3
  • Антон МогилевАндрей, олды тут, радует ))2
  • Антон МогилевP.S. Вот ещё парень записывал свой первый опыт при игре в "Дота 2" https://www.youtube.com/watch?v=ryEUr-q9kU0 и его мысли с итогами в целом похожи на мнения автора (и на моё и всех друзей кого я знаю кто хотя бы чуток понимает что это за игра). Обычно она нравится тем кто любит шахматы и подобные интеллектуальные игры. Я сам не играю, а смотрю только профессиональные игры на турнирах и нравится с возрастом стало больше чем та же Лига Чемпионов в футболе при всём уважении ))2
  • Валерий ТрусевичАнтон, спасибо за уточнения! Тут мне было важно сохранить баланс между необходимым и достаточным, поэтому пришлось некоторые концепции и описания опустить, иначе статья получилась бы слишком огромной и сложной для понимания.2
  • Иван КовальчукЛя, чел, это первая нормальная статья по доте для людей которые в неё вообще не играли.12
  • Кот БегемотНикита, пугна переливает хп2
  • Driaспс за статью, смотрю как муж играет ~ 20% каток, а этот инт - мой первый! игра гениальная. в статье самое полезное было - ссылки на предметы и героев, самой загуглить было как-то недосуг. почитала, а то смотрю катки как сражения с вражинами в аниме, а скилов и предметов толком не знаю всем пис и безтильтового вайба2
  • Пабло КошелевСлишком долго читать,lol тащит))0
  • Валерий ТрусевичПабло, про LoL тоже обязательно напишем :)1
  • Добрый котОтличная статья, проделан большой труд! Друзьям и знакомым ,которые спрашивают что такое "Дота" можно смело кидать данную статью) К сожалению сообщество игроков очень токсичное, хотя игра и командная. А вот для просмотра, как аналог классического спорта, очень интересная дисциплина)3
  • Андрей КАнтон, "- аегис можно своровать (когда его убила одна команда, а подобрали другие игроки)" Вова пгг, мы тебя узнали)0
  • Андрей К"👏🏻 За какими командами стоит следить" >> вот тут прям оооочень спорно. TS - ну пускай останутся. Пока все таки это топ1 региона VP - без комментариев. Не ради этого я в 5 утра вставал EG - только ради смеха... даже в своем не самом сильном регионе они умудряются быть не топ1. Последнее какое-то значимое достижение в 2019 OG\Tundra - вот эти интересные. За кем действительно стоит смотреть - BB (daxao), Entity (в первую очередь), Aster1
  • ДаниилSergey, ахаха 🥲1
  • Vladimir KВ свое время в школе рубились, еще в самые первые версии, когда дота была всего лишь сценарной картой для варкрафта 31
  • Андрей КАндрей, хотел после групп написать как же я был не прав. 2 дня плей-офф показали что я реально был прав)1
  • Валерий ТрусевичАндрей, ЮА — криптонит для EG походу))0
  • KarbenzЯ в игре уже больше десяти лет, но статья написана очень грамотно, даже я кое-какие моменты узнал для себя! Респект автору за старание!0
  • ИринаПора обновить и дополнить0