Я прошла курсы по прозе и поэзии и считаю, что писательству можно научиться

13

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Предыстория

Я прочитала статью и решила поделиться своим опытом прохождения писательских курсов.

У меня никогда не было амбиций стать новой Джоан Роулинг. И вообще, теперь я понимаю, что мне ближе сочинять стихи, а не прозу. Но это я понимаю только сейчас, а чуть больше года назад, уже не помню с какой стати, я записалась на курс Creative Writing School по нон-фикшену.

У меня филологическое образование, и больше всего меня интересовало научиться писать рецензии и отзывы на литературу. CWS меня привлек тем, что одним из лекоторов была Галина Юзефович. Вот уж у кого учиться литературной критике!

Обучение

Мое обучение началось в январе 2024 года. Возможно, это было не лучшее время для освоения чего-то нового, потому что я тогда переезжала в Москву, и было очень много хлопот. Лекции слушала по дороге в метро, с домашками засиживалась допоздна. Не все темы оказались мне интересны: например, написание биографии.

Но все лекции были по делу. У меня был самый дешевый тариф, без рецензирования, он стоил 10900. С написания итоговой работы — лонгрид на 8000 знаков — я слилась, было не до того. И в целом этот курс дал мне понимание, что нон-фикшен — не мое, меня это не зажигает.

Потом я все-таки решилась записаться на базовый курс прозы с рецензированием, чтобы меня пинали что-то делать. Здесь надо сказать, что в детстве и в школе у меня были попытки писать небольшие рассказы, но мне почти сразу надавали по рукам: мол, плохо пишешь. Конечно, я же ребенок, который никогда этому не обучался, с чего мне писать хорошо! В общем, я немного дуюсь на родителей, которые вот так жестко пообломали крылья. Мы не бедствовали, и если бы мне нашли репетитора по литературе, который бы объяснил, как надо… Ну да ладно.

В общем, вот я на курсе прозы. Тариф с рецензированием стоил около 24000 рублей. Лекции были в записи, в основном читала Майя Кучерская, но были еще дополнительные материалы от Марины Степновой и других писателей Итогом обучения должен был стать рассказ. Мы поэтапно над ним работали: сначала надо было придумать идею, потом разработать систему персонажей, придумать описания, диалоги.

У меня затык случился на уровне идеи, я просто не знала, что я хочу сказать этому миру. И у меня был очень жесткий рецензент, она разносила мои домашки в пух и прах, и с каждым новым заданием я все больше теряла веру в свои силы. До сих пор помню одно из первых заданий: придумать три идеи для рассказа. На все три идеи был дан ответ, что они неправильные, и лучше их заменить на другие идеи. Это показалось мне странным, как будто мне навязывают чужую точку зрения.

Рассказ в итоге я вымучила, он получился очень фиговый. За пару дней до отправки я поняла, что это никому показывать нельзя, и буквально за один вечер с нуля села и написала новую историю. Тоже не фонтан, но лучше, чем первая. Рецензент оценила ее на троечку, я с ней согласна. Естественно, история даже в лонг-лист не попала.

Спустя некоторое время я увидела в соцсетях Ольги Лишиной рекламу курсов по поэзии в школе Band. "А была не была", — решила я и записалась на курс "Мастерская поэзии и сонграйтинга". Я не помню точно его стоимость, кажется, около 9000 рублей. Я снова взяла тариф с обратной связью от куратора. Этот курс мне понравился гораздо больше, чем CWS. То ли стихи мне даются лучше прозы, то ли кураторы были более мягкие — но я получала довольно хорошие отзывы о своих работах. И одна из них даже вошла в список лучших стихотворений курса. Это было приятно.

Результаты

Благодаря этим курсам, я что-то узнала о себе. Например, что мне не нравится писать нон-фикшен и художественную прозу. Недавно у меня случился заход написать сказку. Я вспомнила, чему нас учили, и за неделю написала довольно большое произведение, на 23000 знаков. Показала его своим знакомым, и им даже понравилось. Но эта сказка из меня вытащила всю душу, я поняла, что не готова на регулярной основе так вкладываться.

А с поэзией, неожиданно, оказалось проще. За свои первые стихи я тоже получала очень нелестные оценки, но это меня не остановило, я стараюсь совершенствовать свое мастерство.

Возвращаясь к мысли, которую я высказала в заголовке. Писателем можно стать, если приложить достаточно усилий. Никто не рождается с умением рассказывать истории. Да, у кого-то от природы более развита фантазия или лучше подвешен язык. Но это небольшое преимущество, которое имеет значение только на старте. Дальше — долгий и скрупулезный труд, изучение произведений современников и классиков, писанина в стол, поиски своего голоса и стиля.

Если есть желание, то рано или поздно количество перейдет в качество. И я рада, что сейчас есть курсы, на которых можно попробовать перо и получить отзыв от мастеров.

  • user3256975Эх, если б все авторы писали только тогда, когда им есть что сказать миру... Вот что на Литрес продает ленка звездная за 439 рублей: "«Нехилая жо…» – засияло над высоким чуть горбящемся темноволосым скромным парнем, обогнавшим меня, и обернувшегося с застенчивой улыбкой". Это прям копипаст с доступного фрагмента книги, как грится, стиль и орфография автора сохранены. Или вот: "Что ж, помешав чай, я водрузила ложечку на блюдце, поспешно допила уже поостывший напиток, поостыла сама, вернула чашку на полагающееся ей место" Да на ТЖ почти любой пост выглядит приличнее этого онанизма.2
  • Ꮑуuser3256975, Некоторые думают, что чем мудрёнее они завернут слог, тем круче (умнее?) он будет казаться. Какое-то там "положила ", не. Толи дело "водрузила"))) Господи, у меня подсказки даже такое слово не выдали, видимо пишу впервые))) Ну, конечно, реально такой слог, тоже возможен. Кто-то так и разговаривает. Видимо автор не спотыкается, читая свое творение, в отличии от некоторых читателей))2
  • ᏁуЯ согласна. Хорошо, когда есть талант изначально. Но усердное обучение чему-то, упорство и желание способно составить таланту конкуренцию. Так же, как можно и талант оставить в стадии зародыша, если никак его не развивать.2
  • Bella B.Лу, сложно определить в человеке присутствие таланта. Мнения о таланте всегда будут субьективными. Я не встречала четких критериев или определений литературного таланта. Можно назвать известных успешных писателей (из прошлого и современных) и сказать, что они талантливы. Но разобрать талант на молекулы вряд ли получиться. 99% трудолюбия и 1% вдохновения. Для меня важен этот 1%, потому что без него трудиться будет не над чем. В худшем случае родится то, что первый комментатор привел в качестве примера современной "нетленки". Я не знаю, где такому обучают).1
  • ᏁуBella, безусловно, всё субъективно. Если совсем просто, то есть люди, которые очень тяжело переносят мысль на бумагу, не идет и все. И тут без обучения не обойтись, если есть желание. Ну, условно таких можно воспринимать, как не имеющих талант к писательству. Есть те, кто и красиво говорят, и красиво излагают письменно, я думаю, там он более явный. Но нюансов безусловно много. Тут каждый определяет для себя. Что к теме в комментарие выше, то, если это выпендрёж образно, вот так всё вихрить словесно, то да, а если у человека такой естественный слог? С этим сложнее. Он может сам не чувствовать, что что-то не так. Кто-то даже так и разговаривает.1
  • Bella B.Лу, согласна. Возможно, если человек с таким стилем изложения пройдет обучение, то только выиграет в итоге. Главное, чтобы голова на месте была).0
  • ᏁуBella, о да, голова-это главное. В любом деле) кроме любви, возможно. И то, далеко не всегда, зависит от ситуации)))1
  • Ветер СеверныйЛу, с точки зрения банальной эрудиции не каждый индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных абстракций.2
  • ᏁуВетер, зачем вы так со мной 😒 что я вам сделала))))2
  • Ветер СеверныйЛу, тысяча извинений, просто привел пример мудреного слога. По-простому эта фраза звучит примерно так: «Известно, что не все могут справиться с противоречивыми ощущениями».1
  • ᏁуВетер, да)) мы в детстве бегали и повторяли, что то из этой серии фраз, их несколько таких было, а за переводом я бежала к папе))1
  • Дарёнкаuser3256975, но ведь и на эту Ленку найдется свой читатель. Спрос, предложение, рынок0
  • ТаУМожно ведь научиться читать, но не стать читателем. Для этого вполне достаточно нарваться в период становления на пару недописателей. И всё. Потенциально гениальный читатель умрёт в зародыше.0