
250 тысяч рублей за коллекцию альбомов: на что тратят деньги фанаты кей-попа

Кей-поп — это не только музыка и яркие выступление, но и уникальная культура потребления.
В этом тексте расскажу, на что фанаты корейских групп тратят деньги — и как индустрия подогревает интерес к группам через мерч и другие товары с изображениями любимых артистов.
На что тратят деньги фанаты кей-попа
🎶 Альбомы
Диск, прозрачная пластиковая коробочка, тонкий буклет с текстами песен и парой фотографий группы — это все про западные альбомы. Корейская индустрия развлечений мыслит масштабнее: к диску могут прилагаться многостраничные фотобуки, постеры, закладки, наклейки, коллекционные карточки и даже фигурки. Вместо маленьких пластиковых коробочек все это упаковано в красивые картонные боксы разных размеров и форм.
Иногда, наоборот, формат альбома уменьшается до размера кассеты или даже брелока, а вместо диска в нем оказывается NFC , флешка или QR-код, по которому кроме песен доступны дополнительные материалы.



Практически все альбомы выпускаются в нескольких изданиях, они обычно различаются размером и ценой. Как правило, это два-три варианта с фотобуком и другим наполнением, версия в стандартном CD-кейсе и еще одна — в виде набора карточек, на одной из которых напечатан QR-код. Такие альбомы называются «Поко» или «Немо». Некоторые группы делают эксклюзивные экземпляры для каждого участника или участницы. Например, у группы Super Junior было 10 разных альбомов Mr. Simple и This is Love — по числу участников группы.
Иногда число изданий выходит за рамки разумного. Недавний альбом G-Dragon — Übermensch вышел в 13 вариантах: 8 CD-кейсов, 4 NFC и 1 версия с фотокартой. Различий в них всего два: цвета логотипа на обложке и разные коллекционные карточки. Альбом был настолько ожидаемый, что продажи в первый же день перевалили за 600 000 физических копий, и это без учета предзаказов.
Объясняется такое разнообразие очень легко: важно продать как можно больше альбомов, а преданные поклонники часто готовы купить сразу все издания, чтобы собрать полную коллекцию. Стоят альбомы как правило от 15 000 KRW (850 ₽) до 35 000 KRW (2000 ₽) за полноценную версию с фотобуком и прочим наполнением. Но некоторые лимитированные выпуски могут стоить 100 000 KRW (5691 ₽).
С учетом сложной и дорогой доставки, средняя цена альбомов в российских магазинах — 2500—3000 ₽. Альбомы можно заказать на маркетплейсах вроде Ozon или в физических магазинах в крупных городах. Вот несколько проверенных рекомендаций: Stars Store, Honibi, Candyshop Kpop, Kimchi-shop и Nistore.

🃏 Карточки
Коллекционные селфи-карточки в кей-попе — главная материальная ценность. Первой группой, сделавшей такое дополнение к альбому, была SNSD в 2010 году. В каждой копии альбома Oh! была вложена картонная карточка с селфи одной из участниц.
Фанатам это понравилось: вместо глянцевой фотосессии они получали милую картинку, как будто снятую специально для них любимой артисткой. А если тебе попалась не та карточка, которую хотелось, можно было поменяться с другими поклонниками. Вслед за SNSD эту идею подхватили другие группы: f(x), Super Junior и SHINee, а после 2010 года карточки стали делать повсеместно.
Позже лейблы начали выпускать отдельные наборы карточек для предварительных заказов и лимитки для мероприятий. Есть версии для журналов и даже для линеек косметики: сотрудничающие с айдолами бренды присылают карточки вместе с заказами.

Часто на задней стороне карт можно увидеть надпись: «Не для продажи». Это коллекционный подарок, который, по идее, не должен продаваться отдельно. Но фанатское сообщество это не останавливает: карточки продаются, покупаются и даже становятся для кого-то способом вложения денег.
Перепродажа помогает получить карты тем, кто не может или не хочет приобретать альбомы, не попадает на мероприятия или просто хочет получить побольше карточек с любимым участником. Ценообразование на этом рынке непредсказуемое и зависит от кучи факторов: насколько карточка редкая, какой участник на ней изображен, есть ли у него в руках какой-то предмет, жадный ли продавец.

Как правило, карточки из альбомов стоят дешевле всего — в пределах 100—200 ₽. Но если карта особенно милая, а участник группы популярен, цена может вырасти. Редкие экземпляры, выпущенные ограниченным тиражом, стоят значительно дороже: фанаты Stray Kids готовы отдать за картонку больше 80 000—100 000 ₽. И нет, это не ошибка в нулях, а суровая реальность!
Отношение к карточкам у фанатов трепетное: их хранят в специальных альбомах, носят под чехлом телефона, покупают для них тематические картхолдеры и берут с собой в поездки и на встречи с друзьями.

💡 Лайтстики
Знаете традицию поднимать зажигалки или включать фонарики на концертах во время самых трогательных моментов или песен? В Корее она тоже есть — еще в 1990 зрители приносили на концерты светящиеся палочки, чтобы поддержать артиста и создать праздничную атмосферу. Со временем, когда популярность кей-попа выросла и появились первые айдол-группы, поклонники начали использовать шарики и фонарики определенных цветов, чтобы на фестивалях было видно, кого именно они поддерживают.
В 2006 году G-Dragon, лидер Big Bang, придумал для фанатов особенный фонарик с уникальным дизайном в виде короны, который получил название Bang-bong — сочетание названия группы и корейского слова «ынвонбонг», буквально — «одобряющий жезл». Это общее название для концертных светящихся аксессуаров. После этого группы одна за другой решили делать свои лайтстики, используя в дизайне логотипы и официальные цвета. А фанаты украшают их на свой вкус.

Единственное практическое назначение лайтстиков — создавать атмосферу на шоу. Они светятся разными цветами, мигают и в целом мало отличаются от новогодней гирлянды. На крупных площадках современные модели лайтстиков синхронизируются через приложения или специальные станции и управляются дистанционно: достаточно один раз включить его в начале шоу, а дальше управление режимами берет на себя светоинженер.
В нужные моменты все лайтстики на стадионе синхронно меняют цвет и мерцают — зрителям остается только махать ими в такт песням и радоваться. Такое световое шоу на огромной арене впечатляет не меньше, чем сами артисты. Ради такого зрелища совсем не жалко денег.
А потратиться действительно придется! Лайтстики — удовольствие не из дешевых: в Корее цены стартуют от 35 000 KRW (1991 ₽), а за пределами страны стоимость увеличивается из-за доставки. В российских магазинах лайтстики стоят 6000—7000 ₽. И самое забавное — фанаты по всему миру покупают их даже без шанса попасть на концерт. Просто чтобы был.
🎫 Мембершипы и гритинги
Для тех, кому недостаточно альбомов и чья душа просит больше крашеной бумаги с изображениями любимых айдолов, есть еще два варианта: наборы к мембершипам и сезонные гритинги. Мембершип — членство в официальном фан-клубе группы. Он дает право участвовать в закрытых мероприятиях и покупать билеты на концерты раньше остальных.
В комплекте часто идут разнообразные подарки: наборы карт, аксессуары и даже одежда — набор зависит от стоимости мембершипа и щедрости агентства. Те, кому нужна только членская карточка, обычно распродают подарки другим фанатам, возвращая себе часть потраченных денег. А те, кому не нужно членство в фан-клубе, наоборот, готовы потратить меньше и получить один из подарков.
Сезонные гритинги — еще один вариант фанатских наборов. Обычно они выпускаются раз в год в январе и различаются тематическим оформлением. Основное наполнение таких гритингов: календари, ежедневники, открытки, блокноты и прочая канцелярия, мелкие аксессуары вроде картхолдеров. И карточки, конечно, куда же без них! Стоит такой набор приблизительно как лайтстик — от 35 000 KRW (1991 ₽). В российских кей-поп-магазинах гритинги появляются редко, но их легко найти на Джуме.

🧸 Плюшевые игрушки и другие товары
Самый милый вариант мерча — плюшевые игрушки-маскоты. Они есть далеко не у всех групп — как правило, только у самых популярных и заслуженных — и выпускаются к концертам или другим важным событиям. Одни из первых плюшей в кей-попе сделала группа 2PM в 2014 году для своего японского тура. Эти игрушки уже давно не выпускаются и продаются как коллекционные товары.
Каждый плюш олицетворяет участника или участницу группы. Как правило, для дизайна выбирается животное, с которым ассоциируется айдол. Самый частый выбор — котики, собачки, лисички и мишки. Но есть и более оригинальные варианты: от квокк и черепах до инопланетян и фруктов. А плюш Чансона из группы 2PM — вообще банан. Иногда в создании дизайна плюшей принимают участие сами артисты, и тогда игрушки становятся еще более особенными.
Разумеется, плюши тоже бывают разные. Это могут быть полноразмерные игрушки, мини-версии и даже микробезделушки вроде брелоков. Цены, соответственно, начинаются от 15 000 KRW (853 ₽) за самую маленькую игрушку, а большая может обойтись в 40 000 KRW (2276 ₽). В российских кей-поп-магазинах официальные плюши удается найти крайне редко, но их тоже можно заказать на Джуме.




Концерты, дни рождения участников, круглая дата с дебюта — любое значимое событие может быть поводом выпустить коллекцию мерча с символикой группы.
Такой мерч обычно лимитированный и не перевыпускается, поэтому фанаты скупают любые предметы с большим энтузиазмом, особенно если в комплекте идут карточки. Самое грустное то, что продается он только в Корее, а организовать международную доставку получается разве что через посредников. Но фанатов не останавливают ни длительные сроки ожидания, ни наценка за услуги перекупщиков.
Кей-поп-фандомы быстро учат тратить деньги с легкой душой даже тех, кто раньше не был барахольщиком. Потому что окружить себя тем, что любишь, — бесценно!


Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult