Киноклуб
241

Рекомендую 5 фильмов с советской атмосферой

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Для меня в любом произведении искусства очень важны атмосфера и картинка. Конечно, никто не отменял сюжет, игру актёров и идеи фильма, но сочность красок и детали, передающие атмосферу времени, героев или места очень значимы.

Сейчас советское время — довольно-таки популярная эпоха. Панельки, коммунальные квартиры и дворовое детство. Я буду очень рада рекомендации таких фильмов в комментариях. Эта подборка — кино «с налётом чего-то старого, советского», с тем вайбом. Хотя действие в картинах происходит не в СССР. Но вот есть в этих фильмах что-то такое по-советски тёплое и светлое, что-то «ускользающее с кончиков пальцев».

1. Фрау

Этот фильм я посмотрела несколько дней назад, и именно он вдохновил на создание подборки. С первых кадров мне понравилось всё. Квартира с бабушкиным ремонтом: стенка с хрусталём, тёмные шторы, старые советские обои и скрипучий пол. Чудаковатый главный герой Ваня, который до сих пор чистит зубы порошком и пьёт чай из стеклянного стакана с гранёным подстаканником. Светлые советские мелодии: «Есть на свете цветок алый-алый…». Действие происходит в наши дни, но всё пропитано волшебством 60-ых-70-ых. Это, и правда, как отмечают критики, городская сказка.

Сказка о прекрасной принцессе-балерине и странном принце-Ване. Молодой человек работает в магазине, живёт один и называет всех женщин «фрау». Его поступки и слова удивляют окружающих и зрителя. Ваня до сих пор не вырос из бабушкиной мебели, бутербродов в фольге на свидании и легенде о храбром герое. Но есть в этом что-то правильное и спокойное. Он добр и невинен. С Ваней есть ощущение уверенности в завтрашнем дне и стабильности.

Именно за это и хватается Кристина, живущая с несчастливой в любви мамой и строгой бабушкой-академиком. Тоже старая квартира с советской мебелью и сервизом в шкафу — синдромом отложенной жизни. Но если Ваня любит эту жизнь и не хочет ничего менять, то Кристине нужно вырваться на свободу, но при этом обрести спокойствие.

И хоть фильм совсем не весёлый, он очень светлый и добрый. Он дарит надежду и спокойствие. Он пропитан метафоричностью. Я обожаю такие фильмы за их детские шалости (огромная игрушка-тигр и тетрадь с ледяной сказкой в холодильнике), потрясающую картинку и мастерство оператора, за некоторую недосказанность. Без громких сцен, без лишних диалогов, но каждое движение говорит о чём-то. За правдивость и искренность в каждом кадре.

2. Сказки Гофмана

Это ещё одна городская сказка с прекрасной принцессой, злым драконом и добрым волшебником. Только не всё так просто. Надежда Страхова работает обычным библиотекарем. Она совсем не принцесса, скорее — серая мышь с непривлекательной внешностью. Её муж — действительно злой дракон, который сидит на диване целыми днями, ничего не делает и использует жену в качестве домохозяйки. А добрый волшебник — режиссёр, случайно замечающий красивые руки Надежды.

Здесь можно узнать эпоху 2000-ых: популярность рекламы по телевизору, тамагочи и ярко-синие тени. Но из-за странности героини, её несовременности и зажатости создаётся впечатление чего-то советского. Фильм гнетущий и даже мрачный. Надин муж вызывает отвращение, ты постоянно переживаешь за бедную девушку. Но при этом вновь тот же троп — что-то светлое и жизнеутверждающее, подающее надежду. Лично мне, после просмотра фильма не стало легко на душе, но осталось приятное послевкусие с чувством прекрасного…

3. День мёртвых

Современный фильм, даже без намёка на СССР, всё равно хочется отнести в эту подборку. Наверное, все картины объединяет теплота и искренность. Хотя вот что может быть светлого в роуд-муви одного родительского дня, где молодой человек с матерью отправляется на машине по кладбищам, чтобы навестить умерших и убраться на могилах? Воспоминания об ушедших, разговоры о смерти, конфликт матери и сына.

Но когда я вспоминаю об этом фильме, у меня в голове сразу представляется жаркий летний день, запах бани, хвойных деревьев и мороженое на заправке. Советский костюм с тремя полосками, букеты и венки искусственных цветов в багажнике. В фильме показан всего один день, всего два героя, роли которых исполнили Александр Паль и Агриппина Стеклова, но столько вечных тем и вопросов… То, о чём давно хотелось поговорить честно. И опять, уже в третьем фильме, я отмечаю правдивость и свет, которыми наполнена картина.

4. Сто дней после детства

В подборке фильмов с советской атмосферой должен был оказаться хоть один советский фильм. Его, наверняка, смотрели многие, но, если вы это делали в детстве, попробуйте пересмотреть картину Сергея Соловьёва сейчас. Я обожаю творчество этого режиссёра и мои любимые фильмы жизни — «Асса» и «Сто дней…». Но раз мы говорим о свете и искренности, конечно, нужно написать о втором (хотя «Асса» не менее честная и искренняя).

Фильм об одной смене подростков в детском лагере, о первой любви и дружбе. И, казалось бы, сколько таких историй мы уже видели? Так вот прелесть «Сто дней после детства» в незамыленности и совершенно другом подходе к съёмке. Никаких пионеров и моральных принципов, которые нужно донести до зрителя. Человек решит всё сам.

Акцент сделан на искусстве (ребята ставят пьесу «Маскарад», ищут камень для скульптуры, изучают Мону Лизу), обычных, но непростых героях-подростках и красивой картинке. Приглушённые оттенки, туманность. Чего стоит один кадр с улетающими в форточку занавесками — улетающим в окно детством…

Фильм совсем не похож на классическое советское кино. И в том, что съёмочная группа уделила внимание картинке, и в том, что он такой тихий, с недосказанностью, минорный. И эта музыка Шварца, сцена вальса на рассвете, и Саша — «маленький человек», и молодая Татьяна Друбич в венке цветов за французской книгой.

5. Иваны, помнящие своё родство

Это сборник короткометражек режиссёра Ивана Соснина, каждая из которых заденет за живое и, возможно, выведет на слезу. Они не так прекрасно сняты, в них нет того глубокого смысла, как в остальных фильмах. Но каждая история очень душевная, правильная и искренняя, а ведь именно такие я и собрала в подборку.

Все фильмы объединены именем главных героев — Иван. Это и история про маленького мальчика-сироту, и про рабочего, собирающего у себя дома бродячих собак, и про детского писателя, дочь которого росла без отца. Но ни в одной короткометражке нет ни толики того пафоса и фальшивости, который может представиться при прочтении описания. Несмотря на такие социальные темы, часто выдавливающие слезу из зрителя, фильмы абсолютно простые и честные, без наигранной драмы и желания понравиться.

  • Федя"Сто дней после детства" - очень проникновенный фильм. Спасибо, что напомнили.1
  • Светлана ОлейникА что такое гранёный подстаканник?0
Вот что еще мы писали по этой теме