Рекомендую «Особняки безумия» за 9990 ₽ — настолку, которую вы полюбите и возненавидите

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Оптимальное количество игроков: 1—5
Продолжительность партии: 2—5 часов
Уровень сложности: средний
Сюжет и правила
О чем. Это кооперативная игра по вселенной американского писателя Говарда Лавкрафта. В центре сюжета — убийства, исчезновения и другие загадочные и мистические события, которые нужно расследовать, чтобы выиграть.
Один из самых удачных и интересных элементов «Особняков» — одноименное приложение Mansions of Madness, с помощью которого игроки взаимодействуют с другими персонажами, окружением и монстрами, а также перемещаются по карте. Приложение полностью на русском языке.

Игра начинается с выбора сценария. В базовой версии «Особняков» их четыре, они различаются сюжетом, уровнем сложности и временем прохождения. Перед стартом можно прочитать краткое описание каждого сценария и предположить, сыщики с какими навыками будут наиболее полезны в этой партии.
Например, если вы начинаете сценарий на светском приеме, то есть вероятность, что лучше выбрать хотя бы пару персонажей с высоким навыком общения. Но в предположениях можно ошибиться — и общительные персонажи будут страдать в битвах с монстрами, как и вы сами.
У каждого сыщика — своя пластиковая фигурка и бумажная карточка с предысторией и набором характеристик. У персонажей есть два основных показателя: здоровье и рассудок, а также навыки. Они у всех одинаковые: ловкость, общение, внимание, воля и другие, но их значения разные. Кто-то из сыщиков очень умный, кто-то — сильный. А у кого-то хорошо развита воля — значит, он будет меньше бояться монстров и стойко проходить проверки.
После выбора сценария и сыщиков игроки отмечают их в приложении и затем делят между собой вещи, которые выдает игра. Это может быть как что-то обычное, например веревка, так и странное — заклинание или оккультный манускрипт.
У вещей есть бумажные карточки, на которых описаны их не всегда очевидные свойства. К примеру, огнетушитель можно использовать не только по прямому назначению, но и в качестве оружия. То, какие именно вещи выпадут и сколько их будет, зависит от числа игроков и выбранного сценария.
Затем начинается затравка. Закадровый голос рассказывает, как и где игроки оказались и что от них требуется: расследовать убийство, вычислить предателя или не дать осуществиться зловещему замыслу культистов, планирующих жертвоприношение. Приложение показывает, какой фрагмент карты нужно достать из коробки с игрой. Физическую копию выкладывают на стол — это стартовое поле.
Во время партии карта будет расширяться, так что играть на маленьком столе вряд ли получится. На картах в зависимости от сценария изображены разные места: гостиные и библиотеки, порт и пляж, подвалы, галереи, дирижабль и поезд.
Карточки локаций красиво нарисованы. По ходу игры на них появляются жетоны взаимодействий. С их помощью можно открывать двери, изучать предметы и решать головоломки, чтобы собрать доказательства: они нужны для завершения расследования.
Игроки ходят по очереди. В свой ход сыщик может совершить два действия и выбрать, чем займется: пойти в другую комнату или остаться на месте, чтобы исследовать окружение, пообщаться и задать вопросы, порыться в ящиках стола или поднять какой-то предмет. Все варианты взаимодействий обозначены жетонами на физической карте и в приложении. Все действия, кроме броска кубиков и перемещения, происходят в приложении.



Фаза мифа. После того как все сыщики сделали ход, наступает черед игры. В эту фазу развивается сюжет: кого-то убивают, появляются или исчезают неигровые персонажи или монстры, а игроки проходят проверки. Для этого используются кубики, их количество зависит от того, насколько развит тот или иной навык.
Максимальное число кубиков и значение навыка — 5. В зависимости от провала или успеха игрок может получить состояние — особую карточку. Например, можно стать скованным, и тогда перемещения будут ограничены, или сосредоточенным — и успешнее проходить проверки.
По ходу игры сыщики получают физический или ментальный урон. Часто это происходит во время фазы мифа, когда игра решает проверить случайного персонажа, и при встрече с монстрами. Сами попробуйте не сойти с ума, когда перед вами неописуемое порождение леденящего душу ужаса. Монстры атакуют сыщиков и всячески стремятся им помешать, поэтому в интересах игроков избавиться от них как можно скорее.
В монстров можно стрелять и атаковать их любым другим оружием, в том числе заклинаниями и даже голыми руками. Например, мой любимый персонаж — мастер боевых искусств Лили Чен, которая прекрасно обходится без подручных материалов и ломает лица кулаками.

С каждой фазой мифа напряжение нарастает, игрокам подкидывают все более сложные проверки. Игра становится напряженнее, подгоняет сыщиков, чтобы те торопились и активнее искали доказательства. Это невероятно нервно и круто одновременно: у «Особняков» отлично получается создать атмосферу, вы начинаете волноваться и очень переживать за своих героев.
Концовок у каждого сценария несколько. Если расследование завершено успешно, игроки получают хороший финал: им удается спасти жертву, предотвратить или раскрыть убийство. Но такое в «Особняках» случается крайне редко. Обычно игра заканчивается неприятно: сыщики не успели закончить и проиграли. Или успели и выиграли, но не на 100%, тогда и остается неприятный осадок.
Однажды мы с друзьями успешно прошли основную сюжетную линию, но в процессе что-то не доделали или сделали не так. В финале нам рассказали, что мы хоть и спасли человека, но теперь под нашими окнами собираются подозрительные люди с рыбьими чертами лица. И глазеют на нас.
Плюсы и минусы настолки
В процессе игры создается потрясающая атмосфера, которая может меняться за считанные минуты. Кажется, что победа уже в кармане, — а через два хода половина игроков на грани смерти и безумия.
В «Особняки» трудно выиграть, и это, конечно, расстраивает. Иногда после очередного проигрыша я клянусь себе, что больше никогда не буду в это играть. Не хочется снова пять часов расследовать, думать, строить предположения и решать головоломки, а потом получить разочаровывающий финал. Но стадия отрицания проходит, появляется азарт — и хочется играть снова, чтобы почувствовать нарастающее напряжение и мрачную атмосферу лавкрафтовского мира.
Существенный минус игры — сценарии не реиграбельны. При повторном прохождении все будет немного иначе — изменится положение жетонов взаимодействий и немного карта, — но суть останется прежней. А когда знаешь, что нужно делать, играть в «Особняки» становится проще и менее интересно, хотя вероятность победы существенно повышается.