Как работает техника активного слушания
Мозг
491
Фотография — Alan Tunnicliffe / Getty Images

Как работает техника активного слушания

И чем она может быть полезна
4
Аватар автора

Настя Сомова

учится слушать

Страница автора

По данным ВЦИОМ, одна из главных причин разводов в России — недопонимание.

Но неумение услышать и понять другого приводит к проблемам не только в романтических отношениях. Оно может стать причиной и конца дружбы, и конфликта на работе. Наладить же контакт с другими может помочь метод активного слушания. Он позволяет не просто воспринимать слова, а улавливать эмоции, мотивы и глубинные переживания собеседника. Благодаря этой технике снижается риск недопонимания и создается доверительная атмосфера. Рассказываем о принципах активного слушания и даем конкретные рекомендации, как использовать этот метод.

Что такое активное слушание

Технику активного слушания разработали для использования в психотерапии американский психолог, один из основателей гуманистической психологии Карл Роджерс и его коллега Ричард Фарсон в 1957 году.

Слово «активный» в названии метода неслучайно: по мысли авторов, применяющий его человек не просто воспринимает слова собеседника, а стремится по-настоящему понять его чувства и мысли. Он задает уточняющие вопросы, перефразирует сказанное и подает невербальные сигналы: кивает, поддерживает зрительный контакт, использует мимику. Все это показывает собеседнику, что его действительно слышат, помогает установить эмоциональную связь и глубже понять чужую точку зрения.

Главное отличие активного слушания от пассивного — степень вовлеченности. При пассивном слушании слова звучат фоном: человек может кивать и поддакивать, но мысленно он либо готовит ответ, либо вовсе отвлекается. В итоге собеседник чувствует отстраненность и теряет интерес к разговору.

Активное слушание требует полного внимания. Человек не только слышит слова, но и улавливает эмоции собеседника, следит за его интонацией, жестами, мимикой. Это помогает понять скрытые смыслы, даже если говорящий затрудняется выразить их словами.

Метод активного слушания используют в разных сферах. Психотерапевты применяют его для создания доверительных отношений с клиентами. Педагоги — чтобы лучше понимать потребности учеников. Менеджеры — для эффективной коммуникации в команде.

Но техника не менее полезна для общения с близкими и друзьями: она помогает установить с ними более глубокий контакт, наладить эмоциональную связь. Что, по мысли Карла Роджерса, и есть главная цель активного слушания.

Цели активного слушания

Активное слушание снижает риск недопонимания. Оно часто возникает не из-за конкретных слов, произнесенных человеком, а из-за того, как их интерпретирует собеседник. Даже нейтральные фразы могут звучать по-разному в зависимости от контекста. И исследования показывают, что перефразирование и уточняющие вопросы — ключевые приемы активного слушания — снижают риск искажения смысла. Участники разговоров, в которых применяют эти методы, точнее воспринимают информацию и чувствуют, что их поняли.

Кроме того, техника активного слушания помогает собеседнику успокоиться, если он в стрессе. Как замечает американский психолог и философ Юджин Джендлин в книге «Фокусирование», даже молчаливое, но внимательное присутствие создает ощущение принятия. Это снижает тревожность и дает пространство для осмысления собственных переживаний.

Иногда человеку нужно лишь знать, что он не один. Эмпатия и поддержка — еще одна важная цель активного слушания. Они выражаются не столько в словах, сколько в тоне, паузах, взгляде и интонации. Такие сигналы сообщают: «Ты мне важен». Это внимание помогает почувствовать себя в безопасности, даже если разговор касается сложной темы.

Все это делает активное слушание не только способом прояснить мысли, но и формой заботы. Оно помогает лучше понять другого, укрепить связь, снизить напряжение и быть рядом — без давления и оценок.

Правила активного слушания

Чтобы активно слушать, нужно не только оставаться внимательным. Существует ряд принципов, которые стоит соблюдать при использовании техники активного слушания. Вот главные из них.

Полностью концентрироваться на собеседнике. Во время разговора важно быть вовлеченным: не отвлекаться на телефон, посторонние звуки или собственные мысли. Смотрите на собеседника, следите за его мимикой и жестами. Когда человек чувствует, что его действительно слушают, он раскрывается.

Поддерживать зрительный контакт. Взгляд помогает установить доверие, но важно избегать излишнего напряжения. Смотрите на собеседника естественно, периодически отводя глаза, чтобы избежать ощущения давления.

Использовать мимику и жесты. Невербальные сигналы показывают, что слушающий действительно заинтересован в разговоре. Легкие кивки головой, спокойное выражение лица, наклон корпуса вперед помогают создать комфортную атмосферу. Закрытые позы, например скрещенные руки, могут сигнализировать о недоверии или скуке.

Избегать оценки или критики. Главное правило активного слушания — не перебивать и не осуждать. Даже если мнение собеседника кажется вам странным или спорным, дайте ему возможность выговориться. Критика может вызвать напряжение, заставить человека закрыться.

Выражать поддержку. Обычно человеку важно знать, что его понимают. Для этого можно использовать слова и звуки подтверждения: «Да», «Понимаю», «Согласен», «Ага». Такие короткие реплики помогают собеседнику чувствовать себя услышанным.

Уважать личные границы. Некоторые темы могут быть слишком личными или болезненными. Если собеседник не хочет обсуждать что-то, важно не давить на него. Активное слушание — это не допрос, а способ создать и укрепить эмоциональную связь.

Приемы активного слушания

Когда слушающий умеет уловить суть, разговор меняется. Напряжение снижается, собеседник раскрывается, и диалог становится по-настоящему живым. Все это — результат работы с ключевыми приемами активного слушания.

Перефразирование. Когда человек говорит эмоционально, его мысли могут звучать сбивчиво. Перефразирование помогает прояснить смысл сказанного и структурировать информацию так, чтобы она стала понятной и для говорящего, и для слушателя.

  • — Я не понимаю, зачем меня пригласили на этот проект, если никто не дает мне конкретных задач.
    — То есть ты чувствуешь себя лишним в команде, потому что не получаешь четких указаний?

Отражение эмоций. Люди не всегда прямо говорят о своих чувствах. Обида может скрываться за раздражением, страх — за гневом. Отражение эмоций помогает человеку осознать, что он действительно переживает, и почувствовать поддержку. Это снижает напряжение и переводит разговор в конструктивное русло.

  • — После этой ссоры с братом мне неприятно даже заходить в родительский дом. Вроде ничего страшного, но ощущение, будто меня предали.
    — Похоже, тебе очень обидно из-за его слов и ты чувствуешь себя непонятым.

Уточняющие вопросы. Иногда человек говорит обобщенно или слишком эмоционально, не раскрывая сути проблемы. Уточняющие вопросы помогают сузить тему, выделить важные детали и прояснить истинные переживания. Они особенно полезны, когда собеседник сам не до конца понимает, что его беспокоит.

  • — Я просто устал от всего этого и не знаю, как дальше быть.
    — Ты имеешь в виду усталость из-за постоянного стресса или из-за конкретной ситуации?

Подытоживание. Прием помогает зафиксировать ключевые моменты разговора, избежать недоразумений и логически завершить беседу. Подытоживание особенно полезно в рабочих обсуждениях и психотерапевтических сессиях, так как помогает прояснить выводы и спланировать дальнейшие действия.

  • — Мне кажется, что я слишком много времени уделяю другим и совсем забываю о себе. Постоянно помогаю, выслушиваю, но когда мне нужна поддержка, никто не замечает.
    — Ты чувствуешь, что отдаешь слишком много энергии другим, но не получаешь такой же заботы в ответ?

Невербальные сигналы. Слова важны, но невербальная коммуникация тоже играет большую роль. Если человек говорит «Я тебя понимаю», но смотрит в телефон или скрещивает руки, его слушатель скорее почувствует отстраненность, а не поддержку. Открытая поза, кивки, внимательный взгляд и мягкая улыбка создают ощущение принятия.

Этот прием особенно важен, когда собеседник делится сложными переживаниями.

Вот примеры невербальных сигналов:

  1. Легкие кивки показывают, что вы следите за мыслью.
  2. Наклон корпуса вперед демонстрирует интерес.
  3. Поддерживающий взгляд без излишнего напряжения помогает установить контакт.
  4. Спокойная, доброжелательная мимика снижает тревожность.

Примеры активного слушания

Активное слушание полезно в любых сферах жизни — в работе, семье, дружбе. Оно помогает лучше понимать собеседника, избегать недопонимания и выстраивать доверительные отношения. Рассмотрим, как эта техника выглядит на практике.

Разговор с партнером о нехватке внимания. В паре накапливается напряжение. Один из партнеров замечает, что ему не хватает внимания. Однако прямо сказать об этом сложно, ведь фраза может прозвучать как упрек. В один вечер он все же начинает разговор.

  • — В последнее время ты постоянно занят работой, и у нас совсем нет времени друг для друга.
    — Я слышу, что тебе не хватает нашего общения, и это тебя расстраивает.

Обычная фраза, сказанная без защиты и раздражения, помогает снизить напряжение. Партнер чувствует, что его услышали, и разговор становится мягче.

Обсуждение рабочего вопроса. Проект горит, задач много. На планерке сотрудник срывается и жалуется.

  • — У меня слишком много задач, и я не успеваю все делать.
    — Ты чувствуешь, что нагрузка слишком высокая, и тебе сложно с ней справляться?

Простое перефразирование — и человек перестает защищаться. Вместо спора начинается обсуждение, где можно уточнить приоритеты и перераспределить нагрузку.

Общение с ребенком о проблемах в школе. Подросток все чаще отказывается идти в школу. Родитель спрашивает, что случилось, но в ответ получает лишь раздражение.

  • — Я не хочу туда идти.
    — Ты чувствуешь себя некомфортно? Это связано с учебой или с одноклассниками?

Фраза звучит как уточняющий вопрос, а не давление или интерпретация фактов. В ответ ребенку легче сказать, что над ним смеются в школе или в последнее время есть проблемы с одним из предметов.

Разговор с коллегой, который сомневается в своих решениях. После совещания коллега остается в переговорной — его что-то тревожит.

  • — Я не уверен, что правильно выбрал стратегию. Вдруг из-за этого все пойдет не так?
    — Ты беспокоишься, что решение может привести к проблемам. Хочешь обсудить возможные варианты?

Такой ответ не дает оценки, а только показывает, что эмоцию — тревогу — заметили. В конце концов это помогает коллеге перейти от волнения к поиску решения.

Как развить навыки активного слушания

Навык активного слушания формируется со временем и с практикой. Главное — не просто слышать слова, а глубже вникать в смысл сказанного, не перебивать, не оценивать и не торопиться с выводами. Чем внимательнее человек слушает, тем более осмысленным и глубоким становится общение. Вот советы, которые помогут развить навык.

Учитесь слушать, а не формулировать ответ заранее. Часто во время беседы вместо слушания человек мысленно готовит свою реплику. Из-за этого упускаются важные детали, а ответ может оказаться неуместным. Чтобы избежать этого, сознательно сосредоточьтесь на собеседнике: следите за его словами, интонацией, паузами и эмоциями. Если возникает желание сразу вставить комментарий, задайте себе вопрос: «Я сейчас действительно слушаю или уже готовлюсь отвечать?» Это помогает оставаться вовлеченным в диалог.

Развивайте терпение и выдержку. Многим людям сложно просто слушать — хочется сразу дать совет, возразить или поделиться своей историей. Активное слушание требует умения сдерживать импульсивные реакции. Дайте собеседнику возможность выразить мысль до конца, не торопите его и не перебивайте. Если хочется вставить реплику, попробуйте мысленно досчитать до трех, прежде чем заговорить. Этот простой прием помогает избежать поспешных комментариев и дает человеку пространство для самовыражения.

Учитесь воспринимать информацию без оценок. Когда собеседник делится своими переживаниями, мы невольно формируем мнение: «Это не так страшно», «Я бы поступил иначе», «Какой странный выбор». Такой внутренний монолог мешает объективному восприятию. Полезно тренироваться слушать без осуждения, ставя перед собой задачу не судить, а понять точку зрения другого.

Преодолейте желание давать советы. Иногда человеку важно просто выговориться, а не услышать чужое мнение или готовое решение. Автоматическое стремление дать совет может сделать беседу менее комфортной. Если не уверены, нужна ли помощь, спросите прямо: «Ты хочешь, чтобы я помог с решением, или тебе просто важно, чтобы я выслушал?» Такой вопрос покажет уважение к собеседнику и его потребностям.

Тренируйте осознанное внимание. Во время разговора мысли могут уходить в сторону: человек вспоминает о своих делах, отвлекается на телефон или размышляет о постороннем. Полезно развивать навык возвращения внимания в момент общения. Если заметили, что отвлеклись, переключитесь на голос, слова и эмоции собеседника. Хорошее упражнение — после разговора мысленно пересказать его основные моменты. Это поможет удерживать концентрацию и сделает слушание более осознанным.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Настя СомоваРасскажите, что вы делаете, чтобы быть хорошим собеседником:
  • Pirozhok_s_kapustoyТем временем, активное слушание:6
  • ДмитрийУ меня проблема: не слышу девушку которой симпатизирую. Я сосредотачиваюсь, фокусирую слух, склоняю голову ближе - но все равно часть слов не могу уловить. Не удобно просить чтобы она каждый раз повторяла. При этом других людей, слышу хорошо с первого раза, умею активно слушать и можем болтать без умолку очень долго. Ходил к ЛОРу промыть уши, проверить слух - не помогло. Такое впечатление, что она говорит на недоступной мне частоте.0
  • ИринаПроблема активного слушания (и, мне кажется, это общая проблема современной популярной психологии) в том, что в нём слишком много демонстрации слушания, мало собственно интереса. Говорите вот такие правильные фразы, вот так правильно кивайте головой.. не настоящее какое-то всё. Когда вы слушаете того, кого вам по-настоящему интересно слушать, ну скажем, в первые месяцы влюбленности мы же слушаем друг друга, затаив дыхание, - не нужны ведь никакие техники. Даже с детьми по моим наблюдениям недолго работает, если относишься к активному слушанию как к технике и приему. Слышать по-настоящему начинаешь, когда хочешь услышать, когда тебе интересно, а не следуешь техникам. Ты же понимаешь мгновенно, что человек прочел статью об активном слушании, и хочется сказать: "на мне отрабатывать не нужно". Ребенок тоже "техничность" считывать учится быстро.. В общем, in my not so humble opinion, очередную неплохую идею - учиться слушать друг друга - извратили современным подходом "психология из соцсетей"2
  • ОксанаСкажите, вы когда-нибудь испачтывали сложности с о слушанием своего начальника на планерке? А выступление любимого стендап-комика? Или байки лучшего друга в веселой компании? Думаю, что нет.. Потому что любой ментально здоровый человек прекрасно умеет слушать то, что ему важно или интересно. И обучат его этому примерно то же самое, что учить дышать.2