«Чистая квантовая физика»: как я воспитываю ребенка с аутизмом

Опыт читательницы из Москвы
34
«Чистая квантовая физика»: как я воспитываю ребенка с аутизмом

Эта история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Юлия Ковальковская

вяжет варежки, чтобы заработать на терапию сыну

Страница автора

Егор — мальчик-человек, так он себя называет. Ему восемь с половиной лет, и у него расстройство аутистического спектра, РАС.

Егор — единственный ребенок в семье. С его папой мы уже пять лет не живем вместе, развелись. Каждые две недели сын ездит к нему на выходные, но основные решения о развитии и образовании ребенка принимаю я. На мне же вся логистика: отвезти Егора на занятия или к врачу и так далее.

Расскажу, какая коррекция помогает сыну, во сколько она обходится и как мне в голову пришла идея вязать варежки на заказ, чтобы иметь возможность дать ребенку все необходимое.

Сходите к врачу

Эта история — личный опыт читательницы. Здесь нет рекомендаций. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас

Беременность и роды

До беременности я работала. Сначала — в офисе. Какое-то время была журналистом, потом — фрилансером, редактировала тексты. Занималась маркетингом и пиаром в благотворительном фонде, основанном шведской компанией.

Моя первая беременность оказалась замершей. Не успела я ее отгоревать, как узнала, что жду ребенка снова. Мне было 35 лет.

Беременность протекала нормально, без токсикоза и каких-либо других неприятных ощущений. Но я чувствовала себя напряженной и, например, постоянно мыла руки: боялась, как бы с этим ребенком тоже не произошла беда. Тогда же у нас с папой Егора начались проблемы в отношениях, из-за этого я много и часто переживала.

Роды проходили тяжело. Я переносила Егора на одну неделю, а на УЗИ в роддоме обнаружилось двойное обвитие. Кроме того, потужной период долго был безводным. Но все обошлось: Егор родился розовым и красивым малышом. Помню, как его положили на меня, потом отнесли немного подальше, а я пела ему песню про дельтаплан, чтобы он знал, что я поблизости.

Первые симптомы

Так как это мой первый ребенок, я была чрезвычайно настороженной еще какое-то время после его рождения. Сначала мне казалось, что сын развивается нормально. Но после года начала замечать, что Егор не очень-то любит разговаривать. Да, у него был период гуления, но без речевого повторения.

Я обратилась в государственную поликлинику. Невролог прописал сильный ноотроп  . Я не стала его давать и записалась к другому специалисту, уже в частную клинику. Там невролог сказала, что у сына есть признаки расстройства аутистического спектра  : он не отзывается на обращенную к нему речь и на свое имя, у него нет ярко выраженного указательного жеста. Егору на тот момент было полтора года.

Эта же врач порекомендовала записаться на прием к педагогу-психологу. Я так и сделала. Психолог сказал, что до двух лет ребенок никому ничего не должен и нам, родителям, стоит успокоиться. Но в то же время подтвердил, что вероятность РАС есть.

Я была потрясена: обошла Патриаршие пруды, вблизи которых находилась клиника, наверное, раз десять, поедая хлеб из местных булочных. А вечером долго плакала, повторяя, что у меня здоровый мальчик. Наверное, тогда у меня и вышли все слезы.

Диагноз

Так как психолог дал мне надежду, я записала сына на развивающие занятия, хотела помочь. Мы проходили около полугода, но безрезультатно.

Когда Егору было чуть больше двух лет, обратилась в Центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой. Но мы ушли оттуда, так и не попав на прием: у сына случился мелтдаун  . В центре было много людей, пришлось долго ждать, ребенок перевозбудился и никак не мог успокоиться. Идти на прием в таком состоянии бессмысленно: диагностика была бы необъективной.

Ближе к трем годам я снова записалась на консультацию в Сухаревку, и тогда сыну поставили диагноз «ранний детский аутизм».

Мы начали наблюдаться у психиатра в поликлинике по месту жительства. Периодически я водила сына к платным психиатрам и неврологам. Каждый визит — от 7000 до 18 000 ₽.

Специалисты рекомендовали заняться ABA-терапией. В настоящее время это единственно доказанная коррекционная помощь людям в спектре, которая помогает автоматизировать освоенные навыки. Чтобы процесс шел быстрее и навыки надежнее закреплялись, заниматься нужно довольно много — до 20 часов в неделю в условиях работы в центре.

Сын занимался по 8 часов в неделю. За месяц мы с отцом Егора пополам платили около 50 000 ₽. Параллельно я водила ребенка к логопеду. Временами обращались к массажисту, дефектологу и даже остеопату. Каждый прием стоил от 5000 до 15 000 ₽ в зависимости от квалификации специалиста и его желаний.

На ABA-терапию ходили около полутора лет. Но потом я стала замечать, что в условиях строгой дисциплины Егор теряется — и вместе с этим теряет все наработанные навыки. К тому же мне стало сложно оплачивать свою половину, а вскоре я снова вышла на работу в офис.

Пришлось оставить занятия, которые, я считаю, все же многое дали вкупе с логопедическими. Ребенок не начал болтать, но у него появились повторения, и он стал строить хотя бы скудный, но довольно эмоциональный диалог.

Мой Егорий
Мой Егорий

Детский сад и школа

В три года Егор пошел в обычный государственный сад. Сперва я за него платила, потому что сыну никак не давали инвалидность, а комиссия на медико-социальной экспертизе ставила умственную отсталость легкой степени. Наконец, во время третьей нашей попытки, Егор отлично себя проявил как человек с расстройством аутистического спектра, и инвалидность дали. Это был 2022 год. Я перестала платить за сад, сыну оформили пенсию — сейчас она больше 18 000 ₽, а мне — всякие пособия по уходу и льготы.

Все пять лет у Егора была группа для детей с ОВЗ. Вместе с ним туда ходили ребята с совершенно разными проблемами, в основном логопедическими. По списку значилось человек 8—10, но обычно детей было в два раза меньше. Мне казалось, это обычная группа с любящими воспитателями.

Примерно через год я заметила, что Егор стал бояться чужих рук. А потом как-то раз пришла в детский сад в тихий час, сын увидел меня и пошел к своему стульчику за одеждой.

Вдруг вижу страшную картину: выскакивает воспитательница, хватает его за волосы и по полу тащит к кровати.

Так я узнала, что могу быть твердой, когда нужно. Я понимала, что мой ребенок не мог об этом рассказать, пошла к заведующей и добилась, чтобы ту женщину уволили. От осознания, сколько таких случаев за все время могло произойти, у меня до сих пор волосы дыбом встают по всему телу.

Эта ситуация показала мне, что любым помогающим специалистам нужна поддержка, которую важно оказывать силами психологов и педагогов. А еще воспитатели и учителя, работающие с особенными детьми, должны проходить супервизию, способную выявить выгорание.

Нам дали другую прекрасную воспитательницу, Екатерину, очень дисциплинированную и с добрым сердцем. Она постоянно что-то лепила с детьми, делала с ними аппликации, рисовала, читала книги, но в то же время давала им свободу. Больше проблем не было.

Сейчас Егор в первом классе школы коррекционного типа. У него довольно четкое расписание. После первого урока дети читают сказку или что-то делают руками, чтобы немного разрядиться. Также у ребят есть динамическая пауза — они прыгают или танцуют под музыку с визуальной подсказкой на большом экране. Потом они, конечно, учатся писать и считать.

После уроков начинаются коррекционные занятия. Школа предлагает дефектолога, логопеда и психолога, а еще — классный сенсорный кабинет. Одно занятие длится 20—30 минут.

Дополнительные занятия

Сын дополнительно посещает логопеда и нейропсихолога  , занятия музыкой и плаванием.

Плавание. Дети с аутизмом могут плохо ощущать габариты своего тела  и теряться в пространстве. От этого некоторые из них кусают или щипают себя. Егор восполняет это твердыми ударами. Плавание возвращает ему ощущение себя и своего тела.

Занятия проходят два раза в неделю. Одно — с тренером, второе — со мной, я даю сыну возможность побарахтаться в воде, как он хочет.

Музыка. Добавили год назад. Я изначально пошла туда не только потому, что занятия музыкой влияют на развитие речи  . Заметила, что Егор любит утонченные мелодии 1970-х и вообще музыкальный минимализм. Услышав их, полностью погружается в звучание и начинает двигаться в том же ритме.

Выбрала школу «Ноты в руки», где обучаются дети с особенностями развития. Педагоги строят занятия, используя подходы и упражнения из нейропсихологии, ритмики.

Прежде всего Егора учат музыке: знакомят с инструментом, исследуют ноты, музыкальную грамоту — все по-взрослому. Методы, разумеется, применяют адаптивные: они наглядные и основаны на том, с чем ребенок уже знаком. Егор, например, хорошо знает названия цветов, различает формы, у него хороший слух, поэтому педагог вплетает эти знания в обучение.

Детям, которые восприимчивы ко многим факторам окружающей среды, очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, поэтому во время занятий есть перерывы. В это время Егор танцует и кричит.

Нейропсихолог. Егор и я очень любим эти занятия именно с нашим педагогом. Это такое счастье — жить в одном времени и пространстве с человеком, который талантлив и любит детей и свое дело. Ходим два раза в неделю.

Логопед. Занятия Егорий также посещает два раза в неделю.

Дома. Мой педагогический авторитет сын ни во что не ставит, хотя по образованию я лингвист. Но мы все равно занимаемся. Я твердым голосом говорю, что сейчас мы сядем и, к примеру, семь минут будем делать домашние задания, которые дала нейропсихолог или логопед, а потом сделаем большой перерыв до следующего дня.

Это могут быть упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, на осознавание своего тела — право и лево, верх и низ. Еще мы разговариваем по слогам и составляем короткие фразы по картинкам. Это требует усилий.

Но в сутках есть еще 23 часа и 53 минуты, исключая сон. Их я тоже использую, интегрируя те же самые упражнения в обычную жизнь. Недавно нейропсихолог сказала, что если предмет исчезает из поля зрения Егора, то перестает для него существовать. Чистая квантовая физика.

Теперь, когда мы гуляем, я могу собрать одинаковые палочки, показать их сыну, дать потрогать. А потом спрятать одну за спину, оставив остальные на виду, и прошу дать мне такую же палочку — она ведь существует за моей спиной.

Это довольно сложное упражнение, если мозг не научился выполнять его автоматически. Надо сделать усилие, чтобы вспомнить, какой была та палочка, и интерпретировать мою просьбу. В последние пару раз Егор справился.

Проект с варежками

В 2022 году я устроилась в офис, и начался непростой период. Мне приходилось будить ребенка в шесть утра или даже раньше, чтобы выйти из дома в 06:45. Я завозила Егора в сад первым. Затем бежала к 08:00 на работу, а в 17:00 — оттуда, чтобы каким-то волшебным образом за полчаса добраться до сада и забрать сына. На дополнительные занятия его водила моя мама. И я, если их переносили.

В таком ритме я проработала год и восемь месяцев, а потом поняла, что смогу зарабатывать столько же из дома, и уволилась. Теперь пишу тексты для сайтов и занимаюсь корректурой, подстраивая свой день под занятия ребенка. Папа в этой рутине не участвует. Тем не менее оплачивает половину расходов — 39 000 ₽. И любит сына.

Однажды я поняла, что могу неплохо вязать теплые красочные варежки. Так и родился проект варежечной «Помаши маме!», который помогает мне оплачивать нужные Егору занятия.

Это живой классный организм, проект, который я веду в соцсети с картинками. Он проживал взлеты и падения. Сейчас я на подъеме и думаю, как это масштабировать, потому что варежки — вещь сезонная. Так же, как и береты и шарфы, которые появились позже.

С рождением сына моя жизнь сильно изменилась
С рождением сына моя жизнь сильно изменилась

Одну пару варежек я вяжу примерно за семь часов, потом обрабатываю, сушу, занимаюсь упаковкой и доставкой. В итоге работа с одним изделием может занять сутки-двое. В декабре 2023 года, например, заказали 25 пар. Связать все оказалось сложно, даже с учетом того, что на протяжении трех лет я использую одну схему.

Пара варежек стоит 3500 ₽ — без учета доставки. В «подвале» каждого опубликованного мной текста содержится информация о причине и миссии проекта: «Покупая придуманные и связанные мной варежки, вы помогаете моему сыну: деньги от продажи рукавиц идут на оплату занятий с Егором, которому диагностирован аутизм. Спасибо!» Я действительно хочу, чтобы сыну жилось проще. Это конечная цель всего, что я вообще делаю.

Бонусом благодаря своему проекту я обнаружила, что со мной хотят дружить многие люди. Довольно часто, когда рождается ребенок с особенностями развития, знакомые и близкие семьи просто не знают, как общаться с ним и с родителями. В итоге те теряют прежний круг социального взаимодействия. Проект помог мне найти новых друзей.

В работе я обычно использую яркие цвета
Вяжу варежки по одной схеме, но разных оттенков

Мои советы

Часто, когда речь о ребенке с особенностями развития, из контекста выпадает фигура человека, который им занимается. Не просто дает деньги, а ежедневно возит на занятия, выбирает педагога, врачей, принимает сложные решения — например о необходимости вводить серьезные препараты. В нашей семье вся эта нагрузка ложится на меня. И я говорю это абсолютно без геройства, потому что не чувствую себя жертвой обстоятельств: сын для меня — огромное приобретение. Благодаря его рождению я лучше узнала себя и мир, стала любопытной.

В какой-то момент я заметила, что моя жизнь полностью подчинена сыну, и даже заработок обусловлен необходимостью помогать ему в развитии. В контексте родительства это обычное дело. И я однажды осознала: мне нужны ресурсы, чтобы эту поддержку оказывать и видеть хоть какую-то радость жизни.

Вот что я рекомендую тем, кто находится в такой же ситуации.

Найти себе физическую активность или что-то еще, что для вас полезно и приятно. Например, я регулярно хожу на массаж. Мой мастер тоже мама ребенка с особенностями развития. Побродить по лесу и покричать или спеть песню — тоже ок.

Найти себе хобби. У меня это не только вязание, но и психология, философия. Но даже любимые занятия и развлечения иногда бывают в тягость. Если накопилась усталость, я позволяю себе отменить все планы — допустим, условный поход в театр — и просто полежать.

Быть с собой честной. Меня очень выручает позиция «всё так, как есть», она избавляет меня груза иллюзий, лишних задач и прибавляет сил моему организму.

Итоги

Прогресс у Егора есть, пусть и медленный: он хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы. Конечно, поболтать по душам и поговорить о том, как прошел день, мы пока что не можем, но я понимаю, где в его взгляде вопрос, а где — просьба или нежность.

Сейчас мне почти 45, и для меня важно, чтобы Егор стал самостоятельным. Стараюсь развивать необходимые для этого навыки. Сын может сам сходить в туалет, постирать за собой белье, вытереть пролитый сок, спокойно пользуется вилкой-ложкой. Может разогреть себе еду в микроволновке, правда, пока не понимает, что туда нельзя ставить что-то металлическое.

Удалось скорректировать некоторые особенности поведения. Например, раньше Егор далеко убегал от меня на улице, пересекая дорогу. Когда я его настигала, хотелось просто прилечь на асфальт от осознания, насколько это опасно. Теперь сын знает, что от мамы убегать нельзя, виртуозно пользуется двухколесным самокатом, а на пешеходном переходе всегда останавливается и ждет меня. И я его благодарю!

Егор для меня абсолютно нормальный. Я отношусь к нему как к ребенку с более ярко выраженными потребностями и индивидуальностью — не более того. И эти потребности в моих силах удовлетворить, равно как и уважать его как другого человека. Это и стараюсь делать.

РедакцияВоспитываете нейроотличного ребенка? Расскажите свою историю:
  • Тётушка ПоВсе таки хорошо, что меняется отношение общества к аутистам, появились специалисты, есть гос.поддержка. Вы большая молодец, что не опускаете руки, развиваете сына и смогли добиться для него всего необходимого. Понятно, что в москвичам это более доступно, чем остальным.22
  • Ниоткуда в никудаВы молодец! Очень приятно было прочитать вашу историю :)11
  • Булочка с изюмомСпасибо большое за статью. У меня дочь с задержкой психоречевого развития. В два года психиатр сказал что она должна говорить минимум 10 слов, а она только мама и папа говорила. Так и начались наши реабилитации. Летом 2024 года поставили сенсорную алалию. Моя несбыточная мечта - чтоб она вышла в норму. Мы живем в маленьком городе и у нас нет нейропсихолога и специальной музыкальной школы для особиков и это моя боль. Две недели назад сделала очередную попытку привести на занятия в музыкалку - бесполезно. Кричит, мычит, валяется на полу - а преподаватель просто не знает что с ней делать. Я ушла в слезах. Кроме того, она часто болеет и мы вынуждены пропускать занятия плаванием. За последние полгода только три раза были.8
  • Bella B.Замечательная мама.4
  • Имя не указаноЕсли бы я увидел как моего ребенка таскают за волосы, увольнением бы не отделалась.10
  • ЕрёмаВы герой и сильная женщина. Пусть все у вас будет замечательно. И спасибо что поделились историей. Хорошо что отец любит ребенка и финансово помогает, несмотря на то что вы не вместе. -Так я узнала, что могу быть твердой, когда нужно расскажите подробней об этом если можно. чем это закончилось для воспитателя? было ли это системной проблемой конкретного учреждения или разовый срыв одного человека? что сын рассказал по этому поводу?8
  • A_TПоддержка 🙏🙏варежки очень красиво!3
  • Demi CoolЕгорий просто прекрасный. Пусть у него все сложится. Вам сил, веры и оптимизма.4
  • LiiaКлассическая история о том, как женщина разгребает кучу проблем, а тыкальщик писькой самоустранился, спасибо хоть денег каких-то присылает. Сил вам, автор, вы большая молодец, очень надеюсь, что ваша терапия поможет выйти на хороший уровень социализации.7
  • Mad.julу моего сына РАС,ему уже 15 в воскресенье будет. последние 10 лет воспитываю его одна.до боли знакомая история про жонглирование работой-школой-занятиями. только в провинции все гораздо хуже и с госучреждениями и с платными занятиями,увы. Обнимаю вас, автор! наблюдаю давно за вашей варежечной,очень душевно и красиво, всего вам самого замечательного!9
  • Ион ТихийМаксим, это вообще не про возраст. Есть те кто и в 20 рожают детей с отклонениями и те кто в 45 рожают здоровых. И путешествовать можно с детьми спокойно. Но то, что в 20 здоровьем кажется можно пренебрегать, а в 45 практически всем становится понятно, что здоровьем нужно заниматься, это да, есть такое.5
  • Миссис УизлиМаксим, вот именно - нафлудили. Вы тут о себе все написали: вам тяжело в 45, вам хочется прилечь, а есть люди ,которым не хочется. Есть те, кто ребенка ждал всю жизнь, есть те, кто с большим перерывом рожает. Если бы иметь маленьких детей в 45 лет было противоестественно природе, менопауза случалась бы в 30. Моя бабушка - пятая в семье, ее матери было 45 лет на момент рождения, умерла она в 93, а работали тогда гораздо тяжелее, чем теперь, сидя за компом. Родитель - это родитель, а не партнер и не друг. У всех разная судьба, кто-то и в 40 уже развалина ,а кто-то в 60 только в спортзал приходит фигуру делать.12
  • Юлия КовальковскаяЕрёма, спасибо вам за участие! Сперва я отвечу на вопрос о том, что Егор рассказал об этом случае. Он ничего не рассказал, он не умеет говорить настолько, чтобы сложилась ровная история. Что касается непосредственно этого случая: я не слышала, чтобы что-то подобное происходило до или после. Однако поддержка педагогов и заинтересованность в психологической гигиене в данном учреждении минимальная.0
  • Юлия КовальковскаяMad.jul, оо-ооо! Привет, машу вам! Спасибо! 🤘0
  • Юлия КовальковскаяA_T, спасибо )1
  • Юлия КовальковскаяDemi, благодарю ) можем!0
  • A_TМаксим, потому что в 20 не от кого было или не хотела.2
  • Юлия КовальковскаяТётушка, благодарю вас за отклик! Да, сейчас стало попроще найти специалистов, но сложно ориентироваться в подходах, которые они используют, и их пользе. К тому же сейчас есть много людей, спекулирующих на теме аутизма, но не имеющих достаточной квалификации и таланта для проведения занятий. Также важно, чтобы в медучреждениях, куда бегут взволнованные родители, предлагали "дорожную карту" - так можно было бы составить план действий и не тратить себя на масштабирование тревоги. Не знаю, как сейчас, но шесть лет назад, надо было буквально выуживать информацию о врачах, препаратах, читать о педагогических методиках и всё такое разное, и ты такая - ээ-эээ.4
  • Юлия КовальковскаяНиоткуда, спасибо!1
  • Юлия КовальковскаяМаксим, я была бы рада, если бы в этой истории увидели рассказ о пути, а не о боли ) Мне, цитирую, "почти 45" и это прелесть, потому что сил гораздо больше, чем в 20 - ведь я их инвестирую, а не трачу.1
  • Тётушка ПоЮлия, могу сказать, что двадцать лет назад была просто катастрофа и практически полное отсутствие информации. Многие специалисты понятия не имели о существовании аутизма в принципе и ставили ЗПР и УО, не вникая. А уж тех, кто умел работать с расстройствами аутического спектра - вовсе единицы. А о "дорожной карте" не приходилось и мечтать...1
  • Ион ТихийМаксим, написал вам длинный ответ, но решил не развивать тему. Миссис Уизли всё верно написала.3
  • Алексей ЛончаковЗнаете, может быть ему пойдёт иппотерапия? Это чисто субъективное мнение, я тоже судя по всему имею РАС.1
  • Юлия КовальковскаяБулочка, спасибо, что поделились. я предлагаю вам совет - берите или отказывайтесь ))0
  • Юлия КовальковскаяАлексей, привет! Пока что я не предлагала Егору пообщаться с лошадьми, но недавно просматривала карту нашего округа и нашла центр для детей с овз прям под носом в лесу - с иппотерапией. К марту доберёмся ) Благодарю за рекомендацию!2
  • Юлия КовальковскаяАлексей, кстати, нейроотличия не так уж и редки. Просто их могут считывать с точки зрения общественной нормы и морали и называть по-другому. А кто-то из людей в спектре учится маскироваться.0
  • Алексей ЛончаковЮлия, например я умный, но ленивый и невнимательный. 🤣. Нужно только "голову включать".1
  • Алексей ЛончаковМаксим, двадцатый век и первая четверть этого века, пересмотрели многие представления о том что есть норма.1
  • Алексей ЛончаковМаксим, действительно, если можно не думать, как обеспечивать ребёнка, то можно и в двадцать рожать. В Казахстане, например, где семья ещё патриархальная, там и рожают раньше, там и детей больше. Потому что есть много родственников, которые участвуют в воспитании детей, которые помогают. Патриархальная (расширенная) семья это всегда палка о двух концах, но если главная цель - демографическая, то она работает. Другое дело, как это работает в постмодернизме.2
  • KirdgavaМаксим, ага, и живешь в восьмером в однокомнатной квартире и не дай бог у кого то будет тяжелый характер1