Вправе ли ресторан включать стоимость обслуживания в счет за банкет?
Прочитал, что президент подписал закон о запрете навязывать товары и услуги. Означает ли это, что, если заказываешь банкет в ресторане, в счет больше не имеют права включать обязательный процент за обслуживание?
Такой запрет был и раньше. Сейчас его просто усилили и прописали, как потребители могут вернуть деньги за навязанные покупки. Что касается стоимости обслуживания, ресторан может включить ее в счет, но только если заранее предупредил клиента и тот согласился заплатить. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Что о навязанных услугах говорит закон
Заведения общепита не вправе без согласия потребителя включать в счет дополнительные платежи. Например, плату за обслуживание, бронирование столика, развлекательную программу, работу детского уголка и прочее .
Если в ресторане такие услуги платные, вас должны предупредить об этом заранее и разместить информацию на видном месте. Например, указать в меню, пустить бегущей строкой по экранам, повесить объявление у входа или сказать лично. Если про платные услуги напишут в меню на последней странице мелким шрифтом, это можно счесть незаконным.
Недостаточно просто написать «сервисный сбор — столько-то». Обслуживание официантами нельзя отделить от оказания услуг общественного питания.
Если заведение хочет получить дополнительную плату, оно должно предложить услугу, которая не входит в стандартное обслуживание. Например, официант будет все время застолья стоять у гостя за спиной, чтобы сразу уносить освободившуюся посуду или доливать напитки. Поэтому для взимания дополнительной платы ресторан должен описать услугу и определить ее цену, чтобы клиент понимал, что и за сколько он приобретает.
В законе нет понятия «навязывание услуг». Но из действующих норм можно сделать вывод, что так называют ситуацию, когда приобретение одной услуги зависит от обязательного приобретения другой. Закон это запрещает .
Но если клиент сам согласился с получением дополнительной услуги и готов ее оплатить, она будет добровольной и не нарушит прав потребителя. А значит, оснований для оспаривания ее в суде у гостя не будет. Например, если в переписке ресторан укажет, что может предложить дополнительное платное обслуживание на банкете, и клиент согласится. Или заведение включит такой пункт в договор на оказание услуги, а гость его согласует и подпишет.
Что за новый закон о запрете навязывать товары и услуги
Новые меры против навязывания дополнительных услуг и товаров актуальны с 1 сентября 2025 года.
Продавцам, владельцам сервисов по доставке еды и исполнителям запретят:
- проставлять автоматические отметки о согласии на покупку дополнительных товаров, работ и услуг;
- выражать за потребителя согласие в другом виде — например, заранее прописывать в договоре, что покупатель согласен на приобретение дополнительной услуги или товара;
- создавать условия, которые предполагают изначальное согласие на покупку дополнительных товаров, работ и услуг — например, включать в счет незаказанный товар или услугу.
Потребитель сможет потребовать возврата денег, если ему навязали дополнительный продукт или продали его без согласия. На возврат у продавца или исполнителя будет три календарных дня с даты предъявления требования.
Что делать, если в счет включили плату за обслуживание без согласия
Если посетителя не предупредили о дополнительной платной услуге, он вправе потребовать убрать эту строку из счета. А если клиент оплатил счет и только потом заметил дополнительную услугу, он может потребовать возврата средств.
Если работники ресторана откажутся, гость вправе составить претензию и потребовать возврата, а также компенсацию морального вреда. У заведения будет 10 дней с даты направления претензии, чтобы выполнить требование .
Если деньги не вернут или промолчат, посетитель может подать иск в суд. Один экземпляр иска направляют ресторану обычным заказным письмом или через сервис электронных заказных писем. Либо вручают лично в двух экземплярах: одна копия остается у ответчика, а на второй представитель заведения должен поставить отметку о принятии и вернуть вам. Эту копию с приложенными документами направляют мировому судье. Госпошлину по таким делам платить не нужно .
Кроме возмещения причиненного ущерба и компенсации морального вреда можно потребовать неустойку за просрочку исполнения требования. А еще суд вправе назначить ресторану штраф за неисполнение требования клиента добровольно — половину от присужденной истцу суммы .
В Санкт-Петербурге гостю ресторана принесли счет, в который вписали надбавку 10% за сервисный сбор — 668 ₽. Мужчина счет оплатил, но потом потребовал сбор обратно, а когда ресторан отказался, пошел в суд.
Дополнительно к сбору мужчина хотел компенсации морального вреда в размере 5000 ₽ и расходов на оплату услуг представителя — 17 000 ₽.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично и взыскал в пользу посетителя понесенные убытки — 668 ₽, компенсацию морального вреда — 500 ₽, расходы на оплату услуг представителя — 5000 ₽. Всего 6168 ₽.
Ресторан с решением не согласился и пошел в апелляцию. Заведение настаивало, что услуга обслуживания официантом по своему содержанию обеспечивает более высокий уровень сервиса, так как не считается обязательной и у гостя есть возможность обслужить себя самостоятельно. Поэтому официанты совершают дополнительные действия в пользу потребителя, а значит, услуга связана с дополнительными финансовыми затратами заведения.
Ресторан утверждал, что клиенту объяснили условия оказания услуг. И поскольку он этими услугами воспользовался, значит, согласился на них.
Но апелляция эти доводы не приняла и к взысканной судом первой инстанции сумме добавила штраф за неисполнение требования потребителя добровольно — 584 ₽ .
Еще посетитель может написать жалобу в Роспотребнадзор, если ресторан откажется вернуть деньги или проигнорирует претензию. Это удобно сделать на сайте ведомства.
В течение 30 дней Роспотребнадзор рассмотрит обращение и вынесет заведению предостережение, а еще может оштрафовать за нарушение прав потребителей :
- ИП — на 2000—4000 ₽.
- Малое предприятие — на 10 000—20 000 ₽.
- Среднюю или крупную фирму — на 20 000—40 000 ₽.
А как в других странах
За границей сервисный сбор тоже включают в счет, и такая практика существует уже давно.
🇪🇺 В европейских странах средний сбор в кафе и ресторанах — 5—15% от общего счета. Так, во Франции сборы обязательны, составляют 15% и идут на зарплату обслуживающего персонала. Дополнительно чаевые можно не оставлять, за это не осудят.
В Италии есть два отдельных сбора:
- Сервисный. Это 15—20%, но его берут не во всех заведениях и чаще при обслуживании больших компаний.
- Коперто — плата за обслуживание столика: чистые скатерти, посуду, столовые приборы, а также хлеб и воду. Это 2—3 € (181—272 ₽) , но может быть и больше — зависит от популярности и расположения ресторана.
Итальянские законы обязывают уведомлять гостей о любых дополнительных сборах до заказа и на видном месте, например в меню .
Платить коперто придется почти везде: закон официально не запрещает владельцам заведений включать их в счет, а сумма может быть любой на усмотрение заведения. И многие жители Италии этим недовольны. В 2017 году власти даже хотели запретить сбор на национальном уровне, но законопроект свернули. Тем не менее отдельные регионы вправе запрещать ресторанам и кафе добавлять в счет коперто. Например, так поступили власти Лацио, хотя и там все еще есть заведения, которые игнорируют запрет.
🇬🇧 В Великобритании сервисный сбор варьируется от 10—15% по всей стране до 18—20% в столице. По закону кафе вправе включать эту сумму в счет, заранее оповестив гостей о дополнительных тратах. Также в стране есть так называемые дискреционные, или необязательные, сервисные сборы — о таких вам могут сообщить уже после того, как вы поужинали. Заплатить их можно на ваше усмотрение.
🇺🇸 В США сервисный сбор составляет примерно 15—20%. Берут его чаще за обслуживание больших компаний или мероприятий либо в премиальных заведениях. Но точная сумма и условия дополнительных сборов зависят от ресторана.
Так же как во Франции, сервисные сборы — это доход заведения, но владелец может распоряжаться этими деньгами на свое усмотрение. Поэтому вовсе не обязательно, что дополнительные сборы отразятся на зарплате персонала. Из-за этого официанты часто просят оставить еще и чаевые, которые по закону точно заберут себе, — 10—20% от общего чека.
При этом нет федерального закона, который обязывал бы заведения предупреждать гостей о сервисном сборе. Но это закреплено общей судебной практикой, а также нормами каждого конкретного штата. Так, в Калифорнии и Нью-Йорке посетители могут не платить сборы, если не знали о них до заказа.
🇲🇽 В странах Латинской Америки рестораны обычно включают сервисные сборы в счет на свое усмотрение — в среднем 10—15%. Например, это распространено в Аргентине и Мексике. Прямо в законодательстве этих стран не прописано, что клиента обязаны уведомить о сборах заранее, но такая практика основана на общих принципах прозрачности ведения бизнеса и местных законах о защите прав потребителей.
В Бразилии сервисные сборы, по сути, — это необязательные чаевые. Поэтому можно заплатить меньше или вовсе отказаться от уплаты, если вас не устроило качество еды или обслуживания.
А вот в Коста-Рике сборы закреплены законом и составляют 10%. Также за ужин придется заплатить еще 13% НДС. Согласно местному закону о защите прав потребителей гостей обязаны заранее уведомить о дополнительных сборах и налогах, включаемых в счет. Допустим, если в меню прописано, что НДС и сервисный сбор включены, в счете это не укажут. А если в меню указано, что сборы не учитываются или учитывается только один, в счет добавят сервисный сбор — 10%.
Что в итоге
Заведения общепита не вправе без согласия потребителя включать в счет дополнительные платежи, в том числе за обслуживание.
Ресторан может описать дополнительную услугу и установить на нее цену, но гость должен увидеть это предложение и согласиться на получение и оплату такой услуги до заказа. Тогда она не будет навязанной.
С 1 сентября 2025 года у продавца или исполнителя будет три дня на то, чтобы вернуть деньги за навязанную услугу. Посетитель вправе не оплачивать ее, а если оплатил — потребовать возврата средств.
Если ресторан откажется возвращать деньги или проигнорирует требование, клиент может обратиться в суд и взыскать сумму за навязанную услугу, возмещение морального вреда, неустойку и штраф за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке.
А еще клиент вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство проведет проверку и может оштрафовать заведение за нарушение прав потребителей.
За границей сервисный сбор тоже включают в счет. Почти везде о дополнительных тратах гостей обязаны уведомить до заказа и указать эту информацию на видном месте, как и в России. Чаще всего сервисные сборы считаются доходом заведения и идут на зарплату персоналу, но могут тратиться и на другие нужды — на усмотрение владельца ресторана.