
«Мы по ряду объективных причин затянули с внедрением 5G»: главное из интервью главы МТС

Гендиректор МТС Инесса Галактионова дала интервью РБК.
Она назвала плюсы запоздалого внедрения технологии 5G, перечислила «дочки» МТС, которые могут выйти на биржу, и рассказала, почему направление «умный дом» пришлось забросить.
Мы выбрали главное из интервью.
О перспективах развертывания сетей 5G в России
Стандарт мобильной связи пятого поколения дает дополнительный источник роста, особенно в сфере B2B-продуктов . Есть ряд вещей, которые нельзя сделать на стандарте четвертого поколения, LTE: роботизация, промышленная автоматизация, видеонаблюдение, умная логистика. Объем данных, который нужно передавать для них в каждый момент времени, недостижим на существующих каналах.
Самое важное для запуска 5G — это радиочастоты. Операторы во всем мире бьются за «золотой» диапазон 3,4—3,8 ГГц, в котором работает большая часть пользовательских устройств. Только он позволяет обеспечивать операторам нужную экономику. В МТС надеются, что в перспективе ближайших двух лет будет решение по этому диапазону в России.
При этом компания уже инвестирует в оборудование. Недавно МТС показал первую российскую базовую станцию 5G — собранную, работающую, которую уже можно протестировать.
«Мы по ряду объективных причин затянули с внедрением 5G», но это дает возможность изучить опыт других стран и учесть их ошибки, которых было немало. Галактионова уверена, что в России развернут 5G-сети значительно лучше, чем во многих странах — с точки зрения как технологичности, так и финансовой эффективности.
О планах IPO
Компания вернется к мыслям об IPO «дочек», когда увидит, что ситуация на рынке нормализуется, а ключевая ставка «еще будет не 10%, но уже и не 20%». Сейчас у оператора два актива «в высокой степени готовности выхода на биржу»: МТС AdTech и «Юрент».
Галактионова ожидает, что их оценят «не по телекомовскому мультипликатору, а по айтишному». С точки зрения динамики выручки, роста OIBDA это совершенно другие параметры. В компании хотели бы, чтобы капитализация актива составила «десятки, где-то даже сотни миллиардов».
Кроме того, у МТС есть еще ряд активов, которые в перспективе тоже могли бы выйти на биржу. Это платформа для бизнес-коммуникаций «МТС-Линк», которая очень хорошо развивается и приросла в первом квартале на 65% год к году, а также платформа клиентских коммуникаций для бизнеса МТС Exolve, выручка которой по итогам 2024 года выросла на 34%. «В определенный момент времени» в МТС будут готовы вывести на биржу и ИТ-компанию MTS Web Services.
О рисках для бизнеса
В МТС фиксируют спад экономики. Ряд проектов, которые планировали реализовать в 2024 году, пришлось поставить на паузу. Есть нехватка длинных, дешевых денег. Заложить в бизнес-кейс текущую ключевую ставку «невозможно», «по ряду направлений она вообще непроходная».
Задача управленцев — использовать несколько дополнительных источников дохода. Например, если в МТС понимают, что просто прокладка оптоволокна до новостройки не окупится, в компании закладывают видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом, еще какие-то элементы цифровой недвижимости. Таким образом получается выходить из трудных ситуаций.
О будущем салонов МТС
В МТС давно говорили, что в России избыток салонов связи. Эта позиция не изменилась. За 2019—2020 годы компания сократила около 600 салонов. Это стало сигналом для рынка, розница оздоровилась. Теперь каждый год МТС оптимизирует по 100—300 салонов.
Объем продаваемых сим-карт падает. Привлекать только за счет цены на смартфоны — это утопия. Рынок убит маркетплейсами и волатильностью доллара.
В МТС пытаются найти «новые смыслы для розницы». Задача — тот трафик, который есть сейчас, «обвязывать» какими-то сервисами. У МТС много экспериментов — например, в Петербурге недавно выставили автомобили в одном из салонов.
Об умном доме и других ошибках компании
МТС два раза делал ставку на умный дом, которая в итоге не сыграла. Как считали в компании, потребители ждут, чтобы у них все было автоматизировано: шторы открывались, телевизор включался голосом, лампочка зажигалась, стоит только подумать о ней. Маркетологи отрисовывали замечательные презентации о бизнесе на десятки миллиардов. Но дальше оказывалось: людям не нужно все то, что напридумывали в презентациях. Их устраивают лампочки, которые просто горят, и телевизор, который можно включить при помощи пульта.
Важно быстро увидеть, где проблема, исправить ее и попробовать еще раз. Если не вышло — возможно, рынок не готов и нужно поменять концепцию захода. Если же направление все равно «не летит», нужно вовремя остановиться, потому что, продолжая вливать инвестиции, компания начинает «каннибализировать» другие бизнесы.
У МТС был ряд больших ошибок внутри, когда в компании «пилили, пилили» продукт и потом понимали, что есть игроки, которые перегнали. Не должно быть чувства нарциссизма, что у тебя лучше и вообще никого нет на рынке. Должна быть критика.
По каким-то частям не хватило компетенции, команда завалила, не хватило ресурсов. Если понятно, что кто-то на рынке сделал что-то круче, лучше признать и купить. Например, так было, когда МТС покупал «Межрегиональный ТранзитТелеком». На базе его решений теперь развивается Exolve.
«Мы стараемся, конечно, быть идеальными, по крайней мере производить впечатление».
О направлениях развития
МТС интересно все, что связано с новыми технологиями связи, интернетом вещей, использованием искусственного интеллекта. Флагманом в развитии продуктов становится безопасность: безопасность в мобильной связи, кибербезопасность, безопасность от мошенников. То же самое касается и дома — причем в формате не только, например, видеонаблюдения, но и защиты от протечек воды, утечек газа.
Галактионова хочет, чтобы МТС «в определенном, очень близком времени» стал системным архитектором цифровой экономики нового поколения — когда есть данные и технология, которые вместе дают пользователю совершенно новый опыт.
«Смотрели фильм „Начало“? Вот это должен быть архитектор, который выстраивает новую реальность».
О выходе на зарубежные рынки
Последние несколько лет МТС пытается производить локальные базовые станции связи. Технологически они уступают иностранным производителям — и по мощности, и по скоростям, и по стоимости. Перед производителем телеком-оборудования «Иртея», 50% которого принадлежит МТС, стоит вызов: выпустить базовые станции на уровне мировых производителей, которые годами специализировались на этом. При этом время и ресурсы ограниченны.
Задача «Иртеи» — быть конкурентоспособными не потому, что сейчас нет других производителей, а в целом. Именно поэтому в МТС стимулируют коллег выходить на зарубежные рынки. Сейчас они вышли в Беларусь, дальше — в Казахстан. Есть еще ряд стран, которые «с удовольствием будут работать с российскими компаниями»: Индонезия, государства Африки, Арабские Эмираты.
Востребованно не только оборудование, но и ряд ИТ-продуктов. Галактионова уверена, что Exolve и «Линк» хорошо зайдут на зарубежные рынки, потому что «по ряду функционала они обгоняют Zoom и Skype».
В Беларуси, где у МТС есть актив, компании чуть-чуть легче, но это не решает всех вопросов. Наличие продукта не дает гарантии — нужно найти ресурсы, знать местные ограничения, иметь каналы продаж, решить, нужно ли свое представительство. В МТС пока смотрят, как пойдет бизнес в Беларуси и Казахстане по ряду продуктов. Если в компании увидят перспективы и возможность масштабироваться — начнут формировать полноценный подход к работе с зарубежными рынками.
Для МТС масштаб — это бизнес от 1 млрд рублей. В противном случае инвестиции в организацию процесса не окупятся.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique