«Они оставят после себя экономическое опустошение»: что о пошлинах Трампа думают экономисты и бизнес

9 апреля вступили в силу импортные пошлины США на товары из более чем 200 стран.
Почти все они теперь платят правительству США 10% от стоимости ввозимых товаров. В будущем некоторые могут начать платить по 20—50%: Трамп сначала обложил десятки стран повышенными пошлинами, но вечером 9 апреля отложил их введение на 90 дней на фоне обвала рынков.
Самые крупные тарифы — более 100% в отношении Китая — пока остаются в силе. То есть импортный налог превышает стоимость самих импортируемых товаров. Китай также ответил ростом тарифов на американский импорт, повысив их до 84%. Фактически речь идет о заградительных тарифах в торговле между двумя крупнейшими экономиками мира.
Мы собрали мнения зарубежных и российских экономистов и представителей бизнеса, которые пытаются предсказать возможные последствия этих решений для глобальной торговли и России.
Отсрочка тарифов — попытка избежать ущерба от обвала рынка
Страны будут рады 90-дневной отсрочке исполнения решения. Но ударная волна от постоянных зигзагов создает еще большую неопределенность, которую ненавидят бизнес и правительства.
Применение грубой силы администрацией Трампа вызвало недовольство союзников: они видят во внезапном развороте попытку избежать ущерба после обвала рынка, а не стремление к уважительным и сбалансированным переговорам.
Глобальный ВВП может упасть на 7%
Эскалация торговой напряженности между США и Китаем представляет значительный риск резкого сокращения двусторонней торговли. Наши предварительные прогнозы предполагают, что товарооборот между этими двумя экономиками может сократиться на 80%. Этот подход «око за око» между двумя крупнейшими экономиками мира, чья двусторонняя торговля составляет примерно 3% мировой торговли, может серьезно повредить мировым экономическим перспективам.
Негативные макроэкономические эффекты не ограничатся США и Китаем, а распространятся на другие экономики, в первую очередь на наименее развитые страны. Разделение мировой экономики на два блока может привести к долгосрочному сокращению глобального ВВП почти на 7%.
Пошлины могут как ускорить, так и замедлить инфляцию
Введение американских тарифов ударит по экономике Испании и других стран еврозоны. Я бы не стал говорить о рецессии, но результатом политики США может стать резкое падение экономической активности или замедление темпов роста в таких странах, как наша. Банк Испании пересмотрит в сторону понижения свои прогнозы роста испанской экономики в этом году.
Что касается инфляции, то американские пошлины могут оказать как понижающее, так и повышающее воздействие на цены в еврозоне, например снизить спрос, потребление и инвестиции или вызвать краткосрочные сбои в цепочках поставок.
Налоговое бремя вырастет на тысячи долларов
Эти тарифы лишены какого-либо принципиального обоснования и рискуют привести к экономической катастрофе. Крупнейшее повышение налогов за последние пятьдесят лет обременит американских потребителей, повысив налоговое бремя для среднего домохозяйства на тысячи долларов. Ответные меры и введение пошлин другими странами нанесут ущерб инвестициям, производству и экономическому росту США.
Трамп может делать ставку на то, что тарифы вернут нас в лучшие экономические времена, но на самом деле они оставят после себя только разорванные партнерства и экономическое опустошение.
Краткосрочным эффектом будет рост цен
Что бы вы ни думали о законных причинах объявленных тарифов, вероятно, будет ощутимый краткосрочный эффект. Мы, вероятно, увидим рост цен не только на импортные товары, но и на произведенные внутри страны, поскольку затраты на импорт ресурсов растут, а спрос на отечественную продукцию увеличится. Вызовет ли введение тарифов рецессию, остается под вопросом, но оно замедлит рост.
Вокруг новой тарифной политики много неопределенностей: возможные ответные действия, в том числе в отношении услуг, со стороны других стран, влияние на доверие, влияние на инвестиции и потоки капитала, влияние на корпоративную прибыль и возможное влияние на доллар США. Чем быстрее появится ясность, тем лучше, потому что некоторые негативные эффекты копятся и со временем их труднее обратить вспять.
Тарифы будут способствовать справедливой торговле
Тарифы Трампа призваны посадить мир за стол переговоров, способствовать свободной и справедливой торговле и пересмотреть роль США в мировой экономике. Денежно-кредитная политика ФРС, которая привела к низким процентным ставкам и неограниченным поставкам денег, годами маскировала инфляцию. <…> Наш огромный и постоянный дефицит торгового баланса и наш постоянный многотриллионный бюджетный дефицит просто неустойчивы, и чем скорее мы с ними разберемся, тем лучше и тем меньше будет страданий в будущем. <…>
Да, немедленное введение Трампом высоких пошлин потрясло финансовые рынки и экономику. К сожалению, мы не могли сделать это более плавно: растянуть этот процесс на многие годы уже просто не вариант.
Рушатся монетарные и политические порядки
Монетарный и экономический порядок разрушается из-за большого дисбаланса между заемщиками и кредиторами. Заемщики — например, США — берут на себя слишком большие долги для финансирования своих излишеств. А кредиторы — например, Китай — держат слишком много долга и подсели на продажу своих товаров заемщикам для поддержания своей экономики.
Эти дисбалансы должны быть устранены тем или иным способом. Очевидно, что в мире, который встал на путь деглобализации, основные игроки не могут быть уверены в том, что другие игроки не лишат их необходимых товаров, и это беспокоит американцев. Или что не выплатят им причитающиеся деньги — что беспокоит китайцев.
Это также сокращает количество рабочих мест для среднего класса в США и вынуждает Америку импортировать необходимые товары из страны, которую она все чаще воспринимает как врага. В такой ситуации самодостаточность имеет первостепенное значение.
Торговый дефицит не доказывает недобросовестную конкуренцию
Торговое представительство США заявило, что рассчитало свои ответные тарифы на уровне, который теоретически устранит торговый дефицит с «каждым из наших торговых партнеров» по отдельности. Это разумно?
На самом деле нет. Торговый дисбаланс между двумя странами может возникнуть по многим причинам, которые не имеют ничего общего с протекционизмом . Американцы тратят больше на одежду, произведенную в Шри-Ланке, чем шриланкийцы тратят на американские фармацевтические препараты и газовые турбины. Ну и что? Эта закономерность отражает различия в природных ресурсах и уровнях развития. Цифры дефицита торгового баланса не предполагают недобросовестную конкуренцию и уж тем более не доказывают ее.
Есть некоторые разумные аргументы в пользу сокращения общего торгового дефицита, например чтобы снизить риски, связанные с нашим внешним долгом. Но эти аргументы неприменимы к каждой стране. Лауреат Нобелевской премии Роберт Солоу в шутливой форме объяснил почему: «У меня постоянный торговый дефицит с моим парикмахером, который не покупает у меня ни одной чертовой вещи». У Солоу также наверняка был постоянный профицит со своими студентами, и эти дисбалансы ничего не говорят о торговых барьерах в сфере ухода за волосами или высшего образования, и они не говорят о его финансовом здоровье.
Нужно быть готовыми к снижению цен на сырье
Я ожидаю мировой экономический спад, если эти меры действительно будут реализованы и если ответные меры примут Китай и Евросоюз . В таком случае рецессии мировой экономики, вероятно, не избежать. Но и для американской экономики это будет иметь крайне негативные последствия: прежде всего, начнется инфляция. Остается большим вопросом, оценят ли это избиратели Трампа.
Говорить о каких-то прямых выводах для России в этой ситуации сложно. Наша торговля с США минимальна, годовой оборот составляет всего около 2—3 млрд долларов. Но если начнется спад мировой экономики, России не удастся избежать последствий. Нужно быть готовыми к снижению цен на сырье — а это уже будет болезненно для нашей экономики. Российский бюджет рассчитан на более высокие цены на нефть.
Риски и неопределенность сейчас очень высоки
Очевидно, что пока США и Китай в фазе агрессивного торга, исход которого не предрешен. Также ясно, что уровень тарифов выше 100% фактически запретительный для торговли.
Если мы говорим о резком торможении торговли между двумя самыми крупными экономиками мира, вес каждой из которых в глобальном ВВП около 20% и взаимная торговля которых приближается к 600 млрд долларов в год, то в худшем сценарии нас ждет глобальная рецессия и спад цен на нефть минимум до 40 $ за баррель, причем, вероятно, надолго. И тут рассуждения о потенциальном позитиве от притока более дешевых товаров из Китая, который Россия может получить при глобальной переориентации торговых потоков, будут слабым утешением. <…>
Риски и неопределенность сейчас очень высоки. Мы предпочитаем наблюдать за развитием и не торопимся резко пересматривать базовые прогнозы.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique