Рассказ психолога: фиксированное мышление или мышление развития
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
На примере ситуаций и диалогов во время своего мастер-класса рассказываю о гибком мышлении, и как творчество помогает ему быть. Мысли, иллюстрирующие фиксированное и гибкое мышление, можно наложить как кальку на любые другие области деятельности человека. Все истории и фотографии с указанием (или без) имен размещаю с разрешения участников истории.
О Сообщнике Про
Практикующий психолог, арт-терапевт. Владею такими подходами, как когнитивно-поведенческая терапия, терапия принятия и ответственности, эмоционально-образная терапия, терапия, сфокусированная на сострадании. Проходила повышение квалификации по детской психосоматике, работе с ПТСР.
Я рисую сама и преподаю рисование много лет. На примере последнего занятия мне захотелось порассуждать о мышлении человека и о том, как творчество помогает мышлению быть гибким. Гибкое мышление или мышление роста наравне с волевым интеллектом становится мощным инструментом в жизни, бизнесе, спорте, а также является базой здоровой психики. Гибкие убеждения вместо жестких предписаний.
Так вот, неделю назад у меня был мастер-класс для взрослых. Мы рисовали ирисы в технике китайской живописи «се-и».
Справка: Отличительной чертой китайской живописи от европейской является то, что здесь не используются объёмы, формы, перспектива, пропорции в привычном для нас понимании. Китайские мастера часто пишут свои картины без предварительных эскизов.
Уникальна сама кисть для каллиграфии: ее ворс имеет объем, длину и гибкость. Это позволяет одной кистью нарисовать крупный широкий штрих или пятно, и в то же время изобразить какую-то небольшую деталь в картине толщиной в один волосок, используя только кончик кисти.
Движение кистью может быть лёгким, как касание сухого листа, мощным, как тигр, нежным как лепесток пиона, устойчивым как камень, уверенным как бамбук, мимолётным как язычки огня. В этом жанре живописи старались передать переживание, лирическое настроение, возникающее от общения с природой, то, что помогало прикоснуться к великой тайне природы вещей, смыслу жизни.
Самым ярким направлением, проявляющим все эти особенности, является одна из разновидностей традиционной китайской живописи, которую называют «се-и», что в переводе означает «передача идеи». Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а своё особое видение, философия объекта, его душа. В этом стиле нет чётких линий, нет детализации. Стилю се-и присущи широкие, свободные, искренние мазки кистью.
Идут первые полчаса занятия. Юлия, которая была впервые, реагировала эмоционально и ярко: "Нет, это конец. Это трудно, Юлечка. Это очень трудно. Спасите меня!"
Я улыбаюсь, поддерживаю, показываю снова. Затем ее комментарии стали включенными в процесс: "Это достаточно похоже?.. Вот это — почти, да? А вот это — нет. Из меня художник не выйдет… А листочек еще раз покажите — как делали? "
Рисование как и занятие другими видами искусства разворачивает вас к мышлению развития. Искусство — это не что-то застывшее во времени, это эксперимент, который стоит пробовать, изучать, менять.
Так, можно развивать мышление "об" танец, пение, катание на лошади. Как вы обращаетесь с моментом творчества, так вы обращаетесь с собой.
Мышление развития помогает рисовать вам смелее. Смелое рисование ведет ещё более гибкому мышлению, гибкое мышление — к смелой жизни.
Не задумывались об этом?)
Пример фиксированного мышления:
- Я никогда не рисовал, зачем мне начинать
- Рисование — трата времени, это не приносит мне реальной пользы
- Я никогда не рисовал, у меня плохо получится или не получится вовсе
- В школе (дома, на работе, когда-то где-то) мне сказали, что у меня нет способностей, поэтому я даже не продолжаю
- Я не рисую, потому что если у меня получится плохо, я себя съем своей же критикой, или "они" не оценят
- Я пока не научился, рисую черновики, на плохонькой бумаге абы какими красками
- Эта линия не получилась, она всё испортила, ужас- кошмар!
Пример гибкого мышления:
- Я рисую, чтобы попробовать по-другому
- Я рисую, чтобы ощутить новые эмоции
- Даже если мне будет трудно, непонятно, я буду в процессе, в котором не боюсь быть собой
- Я рисую и создаю свою реальность через творчество
- Я выбираю провести время таким образом, я наполняю свое время
- Рисование не для того, чтобы стать художником (не стать прямо сейчас, как вариант), а рисование для встречи с собой. Встретившись с собой настоящим, я смотрю на жизнь по-настоящему. Я ее, настоящую жизнь, живу.
- Именно сейчас я беру красивую бумагу или холст и рисую на нем. Не откладываю на завтра, ведь возможно именно сейчас у меня рождается что-то особенное, красивое, моё.
- Я смотрю на рисунок как целостное произведение, о чем оно может мне рассказать? Если бы оно было главой моей жизни, строкой этого дня, что бы оно говорило?
Пока рисовали, я говорила про многое из этого, только не тезисно, а шире)
С середины занятия Юля стала рисовать, тихо улыбаясь, замечая себя внутри, а потом записала видео для сына:
- "Сыночек, смотри что твоя мама нарисовала. Пока ты там в командировке в своей Аргентине".
Гордость за сына уступила место гордости за себя. Они стояли рядом.
- "Теперь похоже! И это тоже похоже. Юля, ну посмотри-ка! Действительно, этот оранжевый штрих подчеркнет фиолетовый лепесток. И печать про счастье! Куда нам без счастья? "
Елена отправила фотографии своих работ дочери. Дочка ответила: «Круть». Катя выложила свои рисунки в статус.
Есть такая формулировка и целая книга у Стивена Котлера "Невозможное как стратегия". Мне кажется, эти слова могут быть метафорой для всех новичков в рисовании или в любой другой новой деятельности.
Именно стратегия. Невозможного? Вам так показалось. У вас получилось.