Психолог объясняет: почему появляется склонность к самоповреждению и навязчивым ритуалам

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Михаил Златкин

Страница автора

Специализация

Частный психолог — специализируюсь на терапии фокусированной на переносе (ТФП)

Проблема

Самоповреждение, анорексия, навязчивые ритуалы — Можно ли разорвать порочный круг?

Каждый из нас в раннем детстве переживал мучительный момент — осознание, что мир не вращается вокруг наших желаний. Помните, как в три года вы плакали, потому что мама не подала игрушку «вовремя»? Или как злились, когда она уходила, будто нарушая негласный договор о вечном присутствии? Это не просто капризы. Это — первый кризис сепарации, рождение иллюзии контроля и её крах. Но что происходит, когда ребёнок, лишившись всевластия, ищет замену матери не в плюшевом мишке, а в собственном теле?

От плюшевого мишки к собственному телу: Эволюция переходных объектов. Дональд Винникотт, британский психоаналитик, раскрыл феномен «переходного объекта» — того самого мишки, без которого ребёнок не заснёт. Этот объект — мост между иллюзией слияния с матерью и холодной реальностью одиночества. Но что, если вместо мишки ребёнок выбирает своё тело?

Представьте мальчика, который перед сном методично поглаживает руку, словно проверяя её границы. Или девочку, закутанную в одеяло, но чувствующую безопасность только когда её ладонь касается щеки. Тело здесь становится не просто физической оболочкой — это живой «суррогат», заменяющий тепло материнских объятий.

Однако иногда эта замена приобретает тёмные оттенки. Винникотт писал о творчестве и религии как переходных феноменах, но как насчёт боли?

Боль как объятие: Когда тело становится палачом и спасителем. «Мне было пять, когда отец впервые ударил меня. Но позже я сам начал оставлять окно открытым зимой — чтобы дрожь напоминала: я всё ещё существую». Этот рассказ пациента — ключ к пониманию парадокса: тело может стать одновременно тюрьмой и убежищем.

Самоповреждение, анорексия, навязчивые ритуалы — всё это способы «осязать» себя, когда мир рушится. Карл Филипп Моритц ещё в XVIII веке описал сладострастие боли: подросток, представляющий распад своего тела, испытывает не ужас, а облегчение. Почему? Потому что боль — доказательство существования. Как писал Хирш (Hirsch, 1989c), пациенты с хроническими болями часто отказываются от лечения: «Без неё я исчезну».

Идеализация агрессора: Почему жертва цепляется за мучителя. Социальные работники знают: ребёнок из абьюзивной семьи будет защищать родителей даже под давлением фактов. Это не стокгольмский синдром — это инстинкт выживания. Если мать бьёт, но иногда гладит по голове, её образ раскалывается. Мозг ребёнка создаёт идеализированную версию, чтобы не сойти с ума от противоречий.

То же происходит с телом. Девочка-анорексичка, сводящая себя до скелета, гордится «антиматерью» — телом, противоположным материнскому «тёплому и жирному». Её рвотные позывы — бунт против контроля, а шрамы — амулеты, символизирующие власть над собственной плотью. «Это моё тело!» — восклицает она, превращая страдание в триумф.

Между жизнью и смертью: Тело как последний свидетель. В случаях крайнего насилия тело становится единственным «свидетелем» травмы. Пациентка, пережившая инцест, описывает ритуал: каждую ночь она мысленно «стирает» кожу, будто счищая прикосновения отца. Её тело — архив боли, но и хранитель памяти. Отказаться от боли — значит предать себя.

Здесь кроется трагедия: тело как суррогат матери обретает власть через саморазрушение. Анорексия превращается в перформанс, где рвотные позывы — аплодисменты, а рёбра, проступающие под кожей, — сцена. Но это не театр. Это битва за право чувствовать себя реальным в мире, где все связи разорваны.

Совет

Можно ли разорвать порочный круг? Работа с такими пациентами требует деликатности. Запретить самоповреждение — всё равно что отобрать у ребёнка плюшевого мишку. Нужно найти новый «переходный объект» — творчество, спорт, отношения. Но главное — помочь признать: тело не должно быть суррогатом. Оно может стать домом.

В конце концов, задача терапии — превратить тело из «суррогатной матери» в союзника. Чтобы дрожь от холода сменилась теплом чая в руках, а шрамы стали не амулетами, но напоминанием: «Я выжил. И мне больше не нужно доказывать, что существую».

  • user1618838Спасибо. Теперь мне более понятно,зачем резал себя гг ,,Маленькой жизни''.1
  • user6049601Жуть какая-то.1
  • trЕсть разные варианты анорексии - начиная от отсутствия аппетита в силу физиологических причин (болезни и пр.) и заканчивая идеалами красоты, актуальными на какой-то промежуток времени. Поэтому неправильно все виды анорексии причислять к сознательному самоповреждению. Что касается навязчивых ритуалов - это не всегда означает ходить по тротуарной плитке, непременно перешагивая шов. Перепроверить 2 раза утюг или закрытые форточки - тоже может считаться "навязчивым ритуалом", но по сути является педантичностью и стремлением минимизировать риски. Так что с этими двумя пунктами не все так однозначно. По поводу самоповреждения - да. Мне лично в голову не приходит, как люди могут целенаправленно наносить себе увечья (даже минимальные), чтобы "освободиться от боли". Ну мы же не переходим дорогу на красный свет при большом потоке машин или не идём плавать в море, когда надвигается цунами? Имхо, последнее - это точно основание, чтобы показать подростка (как можно заметить, взрослые с нормальным уровнем осознанности этим практически не страдают) даже не психологу, а психиатру.1
  • Сыргиtr, один человек говорил, что он делал больно другим людям и считался героем, а уж делать ли больно себе только его дело. Другой впечатлился рассказами Д. Лондона, там было про наведение красоты с помощью резьбы по живому мясу и украсил себя тоже. Кому- то довелось выполнить на себе простую хирургическую операцию ножом, а потом еще и мед. скальпелем. Теперь у человека есть собственный мед.скальпель и каждый раз когда он о нем вспоминает испытывает небольшое сожаление, что больше его использовать не надо. Настолько большая разница между ножом и скальпелем. Видел человека - у него женское имя было вырезано на плече. Смотрелось правда не ахти. И это все живые люди, не теория. Надо ли лечить таких? Кому они мешают? А если надо, то как квалифицировать тех, кто зовётся спортсменами-рукопашниками? Люди набивают себе головы, корпуса, руки, ноги, получают травмы на всю жизнь просто в процессе, ни за что, на ровном месте. В голове там идёт заметное изменение образа мыслей. Это уже самоповреждение или ещё спорт и все в порядке? С другой стороны мысль о вариантах анорексии для меня дика, даже смешно от осознания разности взглядов)) А в предштормовом море в линии прибоя барахтаться офигительно. Бежишь, ветер сносит, забегаешь в воду - тебя сметает, переворачивает, кидает. Потрясающие ощущения. И волны прям ухх. Но не рекомендую конечно же))1