Три способа уско­рить регистрацию недвижимости
Аренда, покупка и продажа
587
Фотография — BjelicaS / iStock

Три способа уско­рить регистрацию недвижимости

И сколько это стоит
Обсудить
Аватар автора

Екатерина Криворотько

агент по недвижимости

Страница автора

Бывает, совершить сделку с недвижимостью нужно срочно.

Чаще всего переход права на жилье регистрируют через МФЦ. Это занимает до девяти дней без ипотеки, а с ипотекой — семь  . Не всегда этот срок устраивает: например, участник сделки приехал из другого города или из-за рубежа, хочет поскорее все оформить и уехать.

Опишем три законных способа ускорить регистрацию.

Заплатить двойную госпошлину

Срок регистрации: один рабочий день, следующий за днем, когда Росреестр примет заявление и госпошлину в двойном размере  .

Стоимость: обычная госпошлина удваивается. Стандартные размеры пошлин: 4000 ₽, если кадастровая стоимость объекта не определена или не превышает 20 000 000 ₽, 0,02% кадастровой стоимости, но не менее 0,02 % цены договора и не более 500 000 ₽, если цена недвижимости больше 20 000 000 ₽  .

Значит, при цене жилья до 20 000 000 ₽ двойная госпошлина за ускорение сделки будет 8000 ₽.

Возьмем более сложный пример. Стоимость квартиры по договору 33 млн рублей, а кадастровая — 30 млн рублей. Госпошлина считается от более высокой стоимости: 33 000 000 × 0,02% = 6600 ₽. Умножаем на два за ускорение регистрации — 13 200 ₽.

Суть схемы. Ускорять регистрацию за двойную плату можно с 1 января 2025 года. Если участники сделки сдают документы через МФЦ  , надо просто сказать сотруднику, что нужна быстрая регистрация: для нее будет свое заявление.

Покупатель оплачивает на месте двойную госпошлину, чек прикрепляют к общему пакету документов. На следующий рабочий день Росреестр зарегистрирует переход права.

Плюсы:

  • Это самый быстрый способ из всех.
  • Покупатель бесплатно получает первичную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
  • Услуги МФЦ бесплатны.
  • Количество участников сделки не ограничено, это могут быть физические и юрлица.

Минусы:

  • Если жилье стоит более 20 млн рублей, стоимость ускоренной регистрации сопоставима с электронной регистрацией через сервисы банков при разнице сроков в один-два дня.
  • Надо ехать в МФЦ, причем дважды: сначала подать документы, затем забрать.
  • Нужна дополнительная встреча участников сделки в банке, чтобы провести денежные операции.

Провести электронную регистрацию через специализированные сервисы банков

Срок регистрации: до семи рабочих дней с даты приема документов и заявления, если нет ипотеки, и пять рабочих дней, если есть  .

Стоимость: от 6400 до 12 000 ₽ плюс госпошлина за регистрацию. Стоимость зависит от способа получения электронной подписи и условий банка.

Например, «Домклик» при Сбере берет от 8600 до 11 900 ₽ в зависимости от региона и типа жилья. Сервис «Метр квадратный» просит 10 490 ₽ в Москве за сделку без ипотеки, а ипотечная сделка в Москве и области, а также в Петербурге стоит 9500 ₽, для остальных регионов — 6400 ₽.

Суть схемы. Документы на регистрацию подаются в электронном виде через специализированные сервисы банка. Там же выпускают электронные подписи, которыми участники визируют документы и отправляют на регистрацию в Росреестр в день обращения.

По результатам на электронную почту участникам приходят документы, заверенные электронной подписью сотрудника Росреестра.

Плюсы:

  • На практике Росреестр редко берет максимальные сроки, обычно все регистрируют в течение двух-трех рабочих дней с момента подачи документов.
  • Достаточно одного визита в банк: в один день участники проводят денежные операции, выпускают электронные подписи, подписывают документы и отправляют их на регистрацию.
  • В стоимость иногда входит подготовка договора купли-продажи и другие бонусы.
  • Некоторые банки дают скидку на ипотечную ставку, если воспользоваться их сервисом электронной регистрации.
  • Расчеты по сделке банк выполняет сам, как только получит подтверждение перехода права.
  • Часто бывают акции, в ходе которых стоимость электронной регистрации снижается — иногда в два раза.

Минусы:

  • Ограниченное количество участников сделки. Например, в «Домклике» это не более шести созаемщиков, пяти продавцов и шести покупателей. Провести сложные альтернативные сделки так не получится.
  • Надо платить за электронную регистрацию каждого объекта, то есть за дом и земельный участок двойная плата — а ведь еще и две госпошлины.
  • Участники сделки не получают бумажной выписки из ЕГРН. Если такая нужна, придется заказывать отдельно в МФЦ, а с 1 января 2025 года услуга подорожала.
  • Электронная регистрация невозможна, если у собственника стоит запрет на операции с недвижимостью без его личного участия  .

Оформить сделку у нотариуса

Срок регистрации: один рабочий день, если документы подает нотариус в электронном виде, и три дня, если он подает их на бумаге. Пять дней, если документы от нотариуса приносят в МФЦ участники сделки  .

Стоимость: включает цену подготовки договора купли-продажи, нотариальных действий и госпошлину.

Цена подготовки договора и удостоверения сделки, в свою очередь, складывается из регионального и федерального нотариальных тарифов.

Региональный тариф в Москве — 9000 ₽. Размер федерального тарифа зависит от стоимости жилья  :

  • до 1 000 000 ₽ включительно — 3000 ₽ плюс 0,4 % суммы сделки;
  • от 1 000 000 до 10 000 000 ₽ включительно — 7000 ₽ плюс 0,2 % суммы сделки, превышающей 1 000 000 ₽;
  • свыше 10 000 000 ₽ — 25 000 ₽ плюс 0,1 % суммы сделки, превышающей 10 млн рублей, но не более 100 000 ₽.

Например, стоимость квартиры — 12 млн рублей. Тогда за нотариальные действия надо будет отдать 36 000 ₽: 25 000 + (12 000 000 − 10 000 000) × 0,1% + 9000. К этому прибавляем госпошлину 4000 ₽. Итого 40 000 ₽.

Суть схемы. Нотариальная контора проверяет документы. Если все в порядке, записывает участников на сделку. Как правило, они выбирают схему, когда нотариус сам в тот же день подает документы в Росреестр в электронном виде. Тогда на следующий рабочий день на электронную почту покупателю и продавцу приходят бумаги, подписанные ЭЦП Росреестра.

Плюсы:

  • Надежность: нотариус проверяет документы по объекту и участникам сделки.
  • Документы по сделке готовит нотариус.
  • Не надо выпускать электронную подпись.
  • Регистрация в электронном виде проходит бесплатно и без участия сторон.

Минусы:

  • К нотариусу еще нужно попасть: у большинства очереди. Кроме того, нотариус возьмет время на подготовку сделки — это может занять от трех дней до недели.
  • Сама сделка проходит долго: у нотариуса часто сидят часами, даже с учетом предварительной записи.
  • Придется идти в банк, чтобы перевести деньги.
  • Подать свой договор, подготовленный в простой письменной форме, на электронную регистрацию через нотариуса нельзя.
  • За бумажную выписку из ЕГРН придется заплатить: платное заверение выписки нотариусом в Москве стоит 220 ₽ за страницу.
  • Согласие супруга на сделку или заявление, что продавец на момент сделки не состоит в браке, должны быть обязательно в нотариальной форме  . Для сделки без нотариуса информацию об отсутствии брака чаще всего просто прописывают в договоре.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Екатерина КриворотькоПриходилось торопиться со сделкой? Расскажите, как это было:
    Подобрано специально для вас